Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концепции культуры.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1.Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые начала рассматриваться лишь в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII века. Как правило, просветители рассматривали культуру как духовный продукт общества, обходя в своем внимании мир материальной культуры. При этом ядром духовности объявлялся разум, и его продукт - научное знание, способность достигать истины в той или иной форме, осуществлять разумную, рациональную деятельность. Деятели Просвещения считали, что руководствуясь разумом, то есть научным знанием, человек преобразует общество, создаёт его по законам истины, справедливости, добра, красоты и т. п. Общество по своей сути разумно, гармонично. Однако его портят "нравы", неразумно устроенные институты, невежество толпы, слепо верящей в авторитеты, её "непросвещенность". Важнейшее средство изменения общества с точки зрения просветителей – это преобразование человека, его " просвещение ", обучение, понятое как чисто рациональный процесс передачи и освоения "знания". Задачу просвещения людей призвана решать образованная элита. Она должна быть не связанной с материальным миром, свободной от погони за прибылью и выгодой, от эгоизма, она истово стремится к истине и сама поэтому способна распространять её в необразованной массе. Просветители создали «Энциклопедию» -многотомное издание, содержащее все имеющиеся на тот момент знания, изложенные доступным языком. Энциклопедисты преследовались властями, многие из них были заключены в тюрьмы. Известный просветитель И.Г.Гердер рассматривал культуру в историческом аспекте. Таким образом, развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура представляется им как раскрытие сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В такой интерпретации понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». В этом процессе нет места насилию, он осуществляется добровольно с обеих сторон. Насилие в обществе порождает зло, а зло - порождает зло. Невозможно победить зло с помощью зла, считали просветители. Поэтому надо отказаться от насильственных, немирных средств преобразования общества. Главное - это постепенность преобразований, чисто количественные изменения, происходящие непрерывно, без всяких "скачков". Таким образом, просветители отрицали необходимость революционных изменений, и отстаивали идею эволюции в развитии человека и общества. Этот комплекс идей, в общих чертах характеризующих просветительское направление в культурологии, очень скоро показал свою несостоятельность. В 1789-1794 гг. во Франции произошла революция, в которую оказались втянуты и многие просветители. Сама жизнь, практика, показала упрощённость концепций просветителей, их несоответствие исследуемым реалиям. Поэтому, хотя эти идеи продолжали существовать, развиваться, они уже не получали столь широкого распространения в обществе. Эпоха Просвещения как целостная характеристика культуры завершилась, а вот концепции просветителей, в коей мере они разрабатывают роль знания в преобразовании человека и общества – сохранились и развиваются и поныне. 2.Родоначальник немецкой классической философии И. Кант называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры. С этих пор утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека и его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго. У великого немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля культура также выступает как реализация разума, однако, понимаемого как мировой разум (мировая идея, мировой дух). Мировой разум раскрывает свою сущность, реализуя себя в судьбах народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни. Такова теория Гегеля: все, производимое людьми (а значит, и культура), есть осуществление целей мирового духа, который незримо правит историей. А сама культура трактуется исходя из гуманистических, эстетико-этических позиций и воспринимается, прежде всего, как духовная сторона жизни общества, причем как ценностный ее аспект. 3.Известнейший мыслитель 20 в. К. Маркс в понимании культуры исходил из идеи ее прогрессивной динамики. Обоснованное им материалистическое понимание исто рии выдвигало в качестве фундаментального основания культуры материальное производство. Результатом такого производства, согласно К.Марксу, является материальная культура, значение которой постулируется как «первичное» по отношению к культуре духовной. Она обеспечивает накопление и трансляцию прогрессивных ценностей и традиций.
4. Первое научное определение культуры связывают с именем этнографа Э.Тайлора. Он отождествлял понятия культура (смыслы человеческого бытия) и цивилизация (технология бытия), называл культурой целостность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, способностей и привычек человека, усвоенных им как членом общества.
5.Понятия культура и цивилизация были разведены философом О.Шпенглером. Его по праву можно считать одним из основателей современной истории культуры. Как утверждал О. Шпенглер, культура есть внешнее проявление внутреннего строя живой души того или иного народа. Каждая конкретная культура характеризуется внутренним жестким единством и одновременно обособлением от других «организмов». Стоит отметить, что у подобного объяснения есть свои весомые причины. Возможность понимания культуры и общества по аналогии с организмом обусловлена тем, что, во-первых, социальные и культурные институты взаимосвязаны между собой подобно органам тела, а их обновление аналогично обновлению клеток в организме; во-вторых, в социокультурной системе действуют процессы самосохранения и обратной связи как адаптация к окружающей среде; в-третьих, можно провести аналогию между общественным разделением труда и специализацией функций различных органов живого организма.Понимая культуру как организм в полном смысле этого слова (с присущей ему жизнью), О. Шпенглер считал, что каждый такой организм проходит путь от рождения до смерти. Культура - это жизнь, а цивилизация- это смерть культуры. В ней уже нет живого смылотворчества. Пример - современная западная цивилизация - воспроизведение уже имеющихся образцов и не более того. Прежние смыслы исчерпаны (пришедшие из культур Античности, Средневековья, Возрождения – патриотизм, институт семьи, брака, созидательного творчества и т.д.), а новые не порождаются, констатируется кризис человеческих ценностей, «антропологическая катастрофа». 6. ХХ век - время трагического надлома человека, расцвета иррационализма как разочарования в идеалах прогресса и разума (рацио), лежащего в основе его движущих сил. С позиций иррационализма рассматривал культуру Ф. Ницше. Человек, согласно Ф.Ницше, изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Потому, что нравственность, по Ницше, тождественна упадку, запрету на естественные поступки и желания, а мораль является ничем иным, как вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты человека. Идеал Ницше- «сверхчеловек», который приветствует темное, животное «дионисийское» (от имени греч. Бога Диониса) начало жизни и самого себя, а не пытается упорядочить его «аполлоническими» (Аполлон) рамками «светлого» и приемлемого для жизни в обществе. 7.Взгляды Ф.Ницше были восприняты австрийским психоаналитиком З. Фрейдом. Он считал, что культура есть продукт морального принуждения и запрета влечений. Культуру З.Фрейд обозначил как «сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». Это - сфера психологического внутриличностного конфликта между устремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами. 8.По мнению немецкого философа Э. Кассирера, представителя символической школы культурологии, культура является символической вселенной, в которой человек и осуществляет свою жизнедеятельность. Культура — это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать собственный идеальный мир, надстраиваемый над природой. Язык, религия, наука, искусство- это то, что является символами реальности и выступают в концепции Э.Кассирера в качестве фаз процесса построения человечеством собственного идеального мира. 9.Стоит выделить мнение еще одного ученого. Английский антрополог Б. Малиновский, основоположник функциональной школы, считал культуру единой, гармонически функционирующей системой, в которой каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы функцию. Функция понималась Б. Малиновским как удовлетворение потребности деятельности, в процессе которой люди объединяются. 10. И, наконец, стоит упомянуть одно из наиболее значительных достижений культурологической мысли - теорию структурализма. К. Леви - Стросс, основоположник структурализма считает, что культура является особой областью, противопоставленной природе. "Естественно-природное" в структурализме выступает в качестве основы для культуры, а сама культура в итоге понимается как результат стремления и способности человека специфическим образом обозначить среду своего обитания. Название направления - «структурализм» связано с основным методом его представителей - методом структурной лингвистики при воссоздании системы символов, содержательно отражающих структуру культуры во всем многообразии ее элементов. Структурная антропология, таким образом, представляет собой метод изучения "примитивных" культур с целью обнаружения способов понимания ими логики и символики, проявляющихся в закономерностях мышления и мыслительных схемах, присущих носителям данных культур. Занимаясь исследованием особенностей первобытного мышления, К. Леви-Строс сделал вывод, что уже в нем присутствуют универсалии человеческой психической деятельности. А это доказывает принципиальное равенство логического потенциала мышления первобытного человека и человека современного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.168.192 (0.01 с.) |