Арх Благовещенской церкви в Витебске 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арх Благовещенской церкви в Витебске



Благовещенская церковь — памятник древнеполоцкой архитектуры XII века, стоявший в центре Витебска на левом берегуЗападной Двины. Относится к шестистолпным трёхапсидным крестово-купольным храмам[1]. Средний неф шире боковых. Снесён в 1961 г., воссоздан в 1990-е гг. из современных материалов.

Историки относят Благовещенскую церковь к полоцкой школе зодчества, однако отмечают ряд особенностей, не характерных для других сооружений этой школы. Как и большинство каменных храмов древнерусского периода, Благовещенская церковь в своей основе изначально имела крестово-купольную композицию, но вытянутую по продольной оси, что придавало ей черты базилики, особенно в интерьере. Шесть опорных столбов, поставленных в два ряда, делили внутреннее пространство на 3 нефа. При этом шаг столбов приближался к длине пролета между ними, поэтому ячейки центрального нефа в плане приобрели форму квадрата, как в романских базиликах, где каждая из ячеек перекрывалась одинаковым крестообразным сводом. В то же время, в витебской церкви квадратные ячейки сохранили цилиндрические своды, характерные для древнерусского зодчества.

Доминирующий в интерьере центральный неф с восточной стороны завершался большой полукруглой алтарной апсидой. Боковые нефы, почти в 3 раза более узкие, замыкались небольшими полукруглыми нишами, спрятанными в толще восточной стены, и снаружи были прямоугольными, что является отличительной чертой полоцкой школы зодчества. Западное членение храма (притвор, нартекс) занимали хоры, боковые части которых служили каплицами, такжес небольшими нишами в толще их восточных стенок (по измерениям Барановского 1944 г.). На сегодняшний день сохранились только опоры сводов, на которые опирались хоры.

Первоначальная объемно-пространственная композиция основанана соотношениях «золотого сечения». Размещенные по осям подкупольного квадрата, более высокие закомары образовывали в плане равносторонний греческий крест.

Сооружение имело высокий цоколь — пол Благовещенской церкви изначально находился почти на 1 метр выше уровня земли. Фундамент сложен из бутового камня насухо и частично на известковом растворе. Выше стены сложены из отесанных блоков местного желтоватого известняка, которые перемежались с 2-3 рядами плинфы, на которой сохранились знаки и клейма. Применялась «техника утопленного ряда». В кладке заметны следы двух ярусов дубовых связных конструкций. В мире две церкви имели такую кладку стен[2] — в Витебске и Канстонтинополе. Стены были оштукатурены (только со внутренней стороны) и украшены фресками. Оформление входного портала было выполнено в технике граффити. Часть портала хранится в Витебском областном краеведческом музее.

Длина храма с апсидой 21 м (без — 18,2), ширина 11,1 метра, толщина стен 1,1 м (западной -1,5м).

Арх костела в Вишнево

Интересны интерьеры костела. Это и нехарактерные для барокко, почти готические узорчатые своды, и множество фресковой живописи, и живописные алтари XVIII века с деревянными скульптурами. Свою лепту в оформление костела внес и знаменитый белорусский художник XIX—XX веков Фердинанд Рущиц.

 

 

Византийская кладка стен

В Византии «в ходу» было два вида кладок: порядковая и чередующаяся. Они применялись по усмотрению зодчего. Порядковая кладка представляла собой уложенные друг за другом тонкие кирпичи-плинфы, обычно размером 30X20X4 см. Таких рядов плинфы могло быть несколько, это зависело от высоты стены. Между собой плинфа соединялась при помощи греческого цемента, состоявшего из раковинной извести, перемешанной с толченым камнем. Более распространенным в строительстве был метод чередующейся — смешанной кладки. Примером ее может служить кладка Десятинной церкви в Киеве и Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Здесь была применена кладка из камня и плинфы с утопленным рядом, классическая для Константинополя. Перевязка швов достигалась таким способом: если в одном ряду кладки торцы кирпичей выходили на лицевую поверхность стены, то в следующем — соседнем они были несколько сдвинуты вглубь. Таким образом, на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд в то время, как промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи прикрыты раствором. А так как толщина швов раствора была примерна равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпичей.

Такой казалось бы чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесью цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.

 

Синагога в Быхове

Быховская синагога — памятник архитектуры барокко начала XVII в. Это — центрическая постройка размером 20x21 м, толщиной стен около 2 м. Особенностью композиции является круглая угловая башня, сильно выступающая за пределы основной постройки. Эта башня придает постройке крепостной характер. Разбивка окон на значительной высоте и бойницы в аттиковом ярусе также свидетельствуют об оборонном характере постройки. По-видимому, ей в системе частновладельческого укрепленного города-крепости отводилась определенная роль. Суровый облик Быховской синагоги производил в некоторой степени неожиданное впечатление богатым декоративным убранством интерьеров, когда-то украшенных разнообразной лепкой и росписью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.005 с.)