ТОП 10:

Арх Борисоглебской церкви в Новогрудке



Яркий образец православной готики Великого княжества Литовского XVI века. Первоначально представлял собой трёхнефнуючетырёхстолпную церковь с широкой пятигранной апсидой. Внутренний основной объём (23,5 × 16 м, пролёт ок. 14 м) разделён четырьмя столпами и системой подпружных арок на девять равновысоких травей, перекрытых звёздными нервюрными сводами. В каркасной структуре сводов присутствуют в основном дробные элементы — тьерсероны и лиерны.

Башни на фасаде были добавлены позже, при ренессансной перестройке.

В плане церковь очень напоминает ранние католические храмы княжества (напр., Троицкий костёл в Ишкольди), но в исполнении готических элементов и оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийской традиции. Шаг столпов и компоновка сводов выделяют в системе перекрытий попарно равноконечный крест — некое сочетание равноконечного греческого креста с «базиликальной» композицией. В центре наоса выразительно выделяется квадрат средокрестия, что и стало причиной того, что при перестройке в XIX веке его свод разобрали, а на его месте возвели глухой псевдорусский купол. Нервюрный свод центральной травеи был возвращён при реконструкции в начале XX века.

Все три нефа одинаковой ширины, наос и широкая алтарная апсида соединяются тремя стрельчатыми арками почти равной высоты, что, вероятно, имитирует каноническую православную трёхапсидность. Ризница и жертвенник в храме отсутствуют. Опорные столпы в сечении крестовидные, с небольшими выносами, на которые опираются стрельчатые подпружные арки. В связи с неточной разбивкой наружных стен подпружные арки в плане не параллельны друг другу, что потребовало серьёзной корректировки при возведении сводов. Нервюры сводов не отделяются от опорных столпов горизонтальными тягами, а протягиваются вертикальными группами. Внутри тонкие стены почти на всю высоту укреплены разгрузочными арочными нишами.

Снаружи стены основного объёма и углы апсиды укреплены контрфорсами, но не ступенчатыми или прямоугольными в плане, как в готических костёлах, а более утончёнными, многогранными, одинакового сечения по всей высоте, завершающимися многоскатными навершиями. Кроме гранёных контрфорсов, на боковых фасадах присутствуют плоскиелопатки, возможно, это стёсанные позднее контрфорсы. На южном фасаде сделан дополнительный вход в виде полуциркульной арки. Своеобразный декоративный мотив создаётаркатура из вертикальных кирпичных тяг, завершённых стрельчатыми арочками. Верхнюю часть фасада здания опоясывают ажурные кружева из трёх ярусов переплетённых стрельчатых арочек. Поток вертикалей аркатуры, граней контрфорсов, больших стрельчатых окон создаёт неповторимый облик этого выдающегося памятника белорусской готики.

Арх руин замка в Смолянах

Во втором десятилетии XVII века на левом берегу речки Дерновки на возвышенности среди заливных болотистых лугов по приказу князя Семена Андреевича Сангушко был возведен замок, единственный в Беларуси получивший собственное имя ― Белый Ковель.

По утверждению известного белорусского историка Михаила Ткачева, на выбор строительного материала и композицию размещения строений замка, ориентированных в разные стороны, что обусловило равномерное освещение во всех покоях и залах, повлияли традиции местного зодчества.

Внутренние корпуса Смолянского замка были трехэтажными. На каждом углу стояли угловые башни, которые тогда выполняли уже роль обычных жилых помещений.Великосветский характер строению придавали огромные оконные проемы с богатым орнаментом на наличниках в нехарактерном для Беларуси стиле голландского маньеризма. В жилых покоях стояли печи с белыми изразцами, украшенными изображением родового герба магнатского рода… совпадавшего с государственной «Погоней». Известно, что на склоне жизни хозяин замка князь С. А. Сангушко приказал закрасить светлые и жизнерадостные фрески в покоях замка и расписать стены картинами на религиозные сюжеты, преимущественно на темы смерти и забытья.

Вокруг замка были насыпаны высокие валы с угловыми бастионами, где в укрытиях были установлены дальнобойные пушки. Под замком находились обширные подвальные помещения с несколькими тайными подземными ходами, ведущими далеко за территорию комплекса.

Сохранившиеся до наших дней руины замка свидетельствуют, что он имел традиционную по тем временам прочную браму, по высоте равную жилым корпусам замка.Рядом находилась внушительная 5-этажная башня, украшенная утонченным рельефным декором, близким по характеру художественному стилю ренессанса. Внутри уцелевшей башни видны остатки винтовой лестницы, многочисленные ниши различных размеров, остатки арочного перехода из главного корпуса в башню, детали каминов, скульптурное панно на стене.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.003 с.)