Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Беларуси в первой половине 19 века

Поиск

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях. В ней происходили серьезные качественные изменения.

В начале 19 века в Беларуси продолжалось формирование светской системы образования, которая включала приходские начальные школы, поветовые училища, гимназии, Виленский университет (1803-1832). Действовали также монастырские училища, которые были похожи на поветовые училища и гимназии. Кроме этого, в этот период были организованы частные пансионы и школы. Гимназии действовали в Минске, Слуцке, Гродно, Пинске, Витебске и др. Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии. Согласно новому статуту (1828) были введены две системы получения образования, которые базировались на сословном принципе. Первая система давала образование в основном для дворянского сословия (домашнее образование, семилетняя гимназия, университет). В 1827 г. царский указ ограничил возможность получения высшего и среднего образования для представителей непривилегированных сословий. Обучение велось на русском и польском.

После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина - в Виленском университете, агробиология - в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский.

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Буржуазные реформы 60-80 гг. и особенности их проведения в Беларуси.

Земская реформа. Первой из проведенных реформ после отмены крепостного права была земская реформа (1864). В губерниях и поветах создавались органы местного самоуправления – губернские и поветовые земские сходы. Значительное преимущество на выборах получали дворяне. Земские учреждения занимались вопросами местного хозяйства, торговли, промышленности, народного образовании и др. Земства могли обращаться к правительству с ходатайствами, но были избавлены какой-либо законодательной инициативы. Деятельность земств была под контролем губернатора и министра внутренних дел. Земская реформа – попытка создать новую систему местного самоуправления. В Беларуси реформа началась только в 1911 г., потому что царское правительство боялось, чтобы местное дворянство не использовало земства в качестве оппозиционерного движения. Городская реформа. С 1870 года началась городская реформа. В городах создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы. В компетенцию городского самоуправления входили в основном хозяйственные вопросы: развитие торговли, установление налогов, народное образование и охрана здоровья. В Беларуси городская реформа была проведена в 1876 г.

Судебная реформа. В 1864 г. в России была проведена судебная реформа. Суд становился открытым, публичным и независимым от правительства. Создается институт адвокатуры и присяжных заседателей. Все дела рассматривались в присутствии обвиняемого, свидетелей и публики, печатались в газетах. В силу политических обстоятельств в Беларуси судебная реформа началась в 1872 г., когда были введены мировые суды. Но здесь судьи не выбирались, как это было в России, а назначались министерством юстиций.

Военная реформа. Одной из важнейших была военная реформа, которая началась в 1862 году и проводилась несколько лет. Россия была разделена на 15 военных округов, был разработан новый статут строевой службы. Создавались военные гимназии, училища и академии. В армии отменилась сословно-феодальная структура. В соответствии с законом 1874 г. призыву подвергались все мужчины, достигшие 20 лет. Это позволило сократить армию в мирное время и резко увеличить ее в период военных действий за счет запасников. Была выполнена главная задача армии – создать резервы.

В 1865 г. было проведена цензурная реформа, которая несколько увеличила возможности печати. Царская администрация имела право налагать штрафы на газеты, запрещать их выпуск, если его направленность расходилась с официальным политическим курсом. В 60-я гг. 19 века проводилась реформа образования. Университеты получили автономию, руководство ими поручалось совету профессоров, которых выбирал ректорат и деканат факультетов. На платной основе открывались гимназии. Они были классические и реальные. Первые готовили своих воспитанников для поступления в университет, другие – к работе в промышленности. В Беларуси широкое распространение получили церковно-приходские школы. Их целью было воспитывать белорусских детей на основе русификаторских идей и в духе христианской покорности власти. Изменения в сельском хозяйстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.009 с.)