Конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «значение имени прилагательного и его употребление в речи» на материале рассказа Е. И. Носова «греческий хлеб» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «значение имени прилагательного и его употребление в речи» на материале рассказа Е. И. Носова «греческий хлеб»



Цели урока:

1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.

2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.

3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.

4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.

5. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям.

Оборудование: карточки с текстом, презентация, учебник «Русского языка» С. И.Львовой, В. В. Львова.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. К нам приближается самый светлый праздник. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я прочитаю вам стихотворение, а вы должны будете мне ответить, о каком празднике идет речь.

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

- Итак, кто даст ответ на вопрос «Как этот праздник называется?»

(ответы детей)

- Верно – это Пасха.

А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. А теперь приступаем к нашей теме.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Чтение отрывка из текста Е.И. Носова «Греческий хлеб»:

1). На другое утро я проснулся с бодрым праздничным чувством, которое, пока я спал после встречи с Семеном Петровичем в полной и безмятежной отрешенности, исподволь копилось во мне и прорастало нетерпеливыми крыльями. 2). На столе же, покрытом свежей скатертью, крест-накрест разлинеенной комодными складками, уже лежал под мережковой холстинкой румяный, похожий на кусок атласного стеганого одеяла пирог, заполнившей все наше жилое пространство и нас самих густым, волнующим запахом пропеченного теста, еще дышащего жаром духовки, чутко похрустывающего от малейшего прикосновения и упоительно млеющего жареным луком, капустой и рублеными яичками. 3). Мы втроем - матушка, я и Нинка – красили доставленные из деревни от бабушки Вари яички, тоже вносившие веселую праздничную суматоху уже самим обычаем крашения, для чего в ход пускалась луковая шелудь, чайный взвар, расщепленные цветные химические карандашики, существовавшие тогда в спаренном виде: на одном конце – красный, а на другом – синий – с добавлением соли, чтобы не пачкались руки. 4). Яички красили поздно вечером при занавешенных окнах, и эта затаенность особенно будоражила нас. 5). К тому же веселые, пестрые яички никогда не выставлялись рядом с майским пирогом, а в большом обливном блюде хранились особо, в нижнем ящике комода, среди простыней и наволочек. (Е. И. Носов).

4. Беседа по тексту.

- Канун какого праздника описан?

- Определите стиль текста.

- Определите тип речи данного текста.

5. Лексико-орфографическая работа.

- Найдите синонимы, обозначающие цвета. (румяный, пунцовый, красный).

- С какой целью автор их использует?

- В тексте встретились слова «исподволь», «шелудь». Определите их лексическое значение. (Исподволь – постепенно, понемногу, шелудь – шелуха).

- Какие запахи чувствует герой? (Сладкие)

-Какое настроение у героев? (Веселое, праздничное).

- Какие яства присутствуют в этом рассказе? (Пирог и яйца)

- Какая создана картина?

6. Повторение изученного.

- Назовите имена собственные.

- Найдите существительные 1 склонения.

- Найдите существительные 2 склонения.

- Найдите существительные, которые всегда употребляются в единственном числе. (Утро).

- Докажите, что «бабушка» существительное одушевлённое.

7. Объяснение нового материала.

А) Беседа по тексту.

- Какие слова помогают создать красочную картину?

- Какой они части речи?

- Что вы помните об имени прилагательном?

- Назовите имена прилагательные в этом тексте.

- Какие морфологические признаки у них можно выделить?

- Это непостоянные морфологические признаки. Давайте посмотрим, какие ещё морфологические признаки у них можно выделить.

Б) Знакомство с материалом учебника. (Правило на стр. 93 – 95, 98).

8. Закрепление.

1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.

2. Укажите, какую синтаксическую функцию выполняют.

(Индивидуально работают у доски 3 человека: предложения: 1-6, 7-10, 11-14.Учащиеся указывают род, число, падеж имён прилагательных).

3. Упражнение 818.

4. Упражнение 823.

5. Выборочный диктант.

Выпишите имена прилагательные.

Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни гусем. … «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся – плотники, народ русый, маляры – посуше, порыжее… плотогоны – широкие крепыши… тяжёлые землекопы-мелековцы, ловкачи каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары…

6. Какова роль прилагательных в художественном тексте?

9. Творческая работа.

- Какому событию посвящён этот праздник?

- Какими становятся люди в этот день?

- Как готовятся к Пасхе в вашей семье?

- Напишите сочинение на одну из тем:

«Я готовлюсь к Пасхе»; «Пасха в нашей семье»; «Цвета Пасхи».

10. Домашняя работа.

1. Правило стр. 93 – 95, 98.

2. Дописать сочинение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык является средством знакового хранения социального опыта людей, он кодирует в своих единицах историческую практику народа, отражает его внутренний мир и своеобразие менталитета. Слова и выражения языка помогают сохранить преемственность и единство традиций культуры. Совершенно естественно, что в языке каждого народа преобладают лексические системы, обозначающие реалии, наиболее распространенные в обиходе носителей языка. Вследствие этого духовная сфера и различные отрасли хозяйства представлены неодинаковыми в количественном отношении лексическими системами.

Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои обычаи, обряды, ритуалы, всегда стремились торжественно отметить наиболее важные события своей жизни.

Е.И.Носов во многих своих художественных произведениях отражает элементы народной духовной жизни, с ее традициями, верованиями. Это находит отражение в описаниях и названиях религиозных и календарных праздников, персонажей, обрядовых предметов и яств, ритуальных действий и локусов.

Базой эмпирического материала для наших наблюдений послужило собрание сочинений Е.И. Носова в 5-ти томах (Москва: Русский путь, 2005). Всего нами выявлено и описано более 300 единиц этнокультурной лексики,

В процессе работы мы выявили этнокультурную лексику в произведениях курского писателя, провели ее лексико-тематическую классификацию, определили стилистические и функциональные особенности, а также количество наиболее часто употребляемых лексем.

Классификация выглядит следующим образом:

– наименования праздников (религиозные, семейные, календарные);

– наименования персонажей;

– наименования яств и атрибутов;

– наименования действий и локусов (пространства, храмы).

Из первой группы наиболее частотной является лексема Пасха, будучи наименованием главного и древнейшего христианского праздника богослужебного года. Наряду с эти обозначением нами отмечены и другие – Вербное воскресенье, Троица, Ильин день и т.д.

Персоналий представлен в произведениях курского писателя в основном наименованиями христианских святых (Бог, Иисус, Николай Угодник и др.), из мифологических лиц отмечены леший и ведьма.

Из обрядовых предметов в повестях и рассказах Е.И. Носова часто упоминается рубаха – женская и мужская, повседневная и праздничная одежда из различных тканей, важный элемент традиционного костюма, а также пуповина как сакральный оберег; из яств были выделены печеные изделия из теста – кулики (праздничные печения), прощальные хлебы; из икон – икона святого Николая, особо чтимая русским народом; из локусов – красный (святой) угол, которому отводится в крестьянских домах важное место.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Носов Е.И. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Русский путь, 2005. Т. 1–4.

(при цитировании указывается произведение, номер тома, страница)

СПИСОК СЛОВАРЕЙ

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. (Ожегов, Шведова)

Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 1600 с. (СЭС)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. –2005. –№ 11. –С.68-70.

 

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М.,1989.

 

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. –М.: Педагогика, 1978. –144 с.

 

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. –М., 1986. –444 с.

 

Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX –начала ХХ века). Монография.– Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. – 175c.

 

Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогический культуре: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. –М., 1999. –37 с.

 

Благова Н.Г., Коренева JI.A., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. –1993. –№4. –С.16-19.

 

Блинова Г.П. Русские народные праздники.– М.: Вузовская книга, 2000.–С.5–83

 

Буслаев Ф.И. Рецензия на книгу A.C. Хомякова «Сравнение славянских слов с санскритскими» // Отечественные записки. 1885, сент. - Отд. IV.

 

Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Рус. словесность. –2001.– № 8. –С.66 74.

 

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. –М.: Просвещение, 1984. –256 с.

 

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. –М.: Индрик, 2000. –703c.

 

Гумбольдт В. Ф.Избранные труды по языкознанию. М., 1984 –77c.

 

Давыдов И. П. Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). Благовещенск, 2004. –44c.

 

Данилевский Н.Я. Россия и Европа.– М.: Книга, 1991. –573 с.

 

Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. –М.: Просвещение, 1990. –176 с.

 

Дунаев М.М. Православные основы русской литературы XIX века: Автореф.. д-ра филол. наук. –М., 1999. –49 с.

 

Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев // Новое в лингвистике: Сб. науч. тр. – М., 1960. – 2329c.

 

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия М., 1990.– 616c.

 

Коренева Л.А. Национально-региональный компонент предмета «русский язык» в школе (содержание, пути реализации). Дис.. канд. пед. наук. –М., 1995. –157 с.

Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. –247c.

 

Куфтин Б. А. Материальная культура Русской Мещёры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан. –М.: 1926. –24c.

 

Леонтьев А.H. Избранные педагогические произведения: В 2 т. –T. I Под ред. В.В. Давыдова и др. –М.: Педагогика, 1983. –391 с.

 

Лихачев Д.С. Экология культуры // Прошлое – будущему: статьи, очерки. Л.: Лениздат. –1985. –126 с.

 

Львов M. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1988. –240 с.

 

МасловаВ.А. Лингвокультурология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Академия, 2001. 208 с.

 

Михайлов Д.Д. Курс устной народной словесности и хрестоматия. – СПб,

1911.

 

Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях - М., 2000. - 219 с.

 

Петров М.К. Язык. Знак. Культура. /АН СССР, Ин-т философии. –М.: Наука, 1991. –328 с.

 

Потебня A.A. Слово и миф. Серия «Из истории отечественной философской мысли». –М.: Правда, 1989. –280 с.

 

Потебня A.A. Эстетика и поэтика. – М., 1976. –614с.

 

Скворцов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.,1990.

 

Тарасов Е. Ф. Язык и культура: методологические проблемы / Е. Ф. Тарасов. – М.,1994. – 1832 c.

 

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.

 

Толстая C.М. Этнолингвистика // Институт славяноведения. 50 лет. М., 1996. С. 235–248

 

(Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. –М., 1995. – С. 27-40)

 

Туранина H.A. Формирование этнокультурной компетенции на уроках русского языка // Начальная школа. – 2005. –№ 7. –С.48-50.

 

Ушинский К.Д. Родное слово // Избр. пед. соч.: В 6 т., Т.2. –М., 1974. – С. 3-438.

 

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка// Учебное пособие. –М.: Флинта; Наука, 2004. –528 с.

Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. Том XIII. №2. 2004.

 

Юдина Н.В.Русские обряды и обычаи. М.:Вече, 2005..–С.128–295

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.055 с.)