Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №1. История как наука. Цели и задачи ее изучения.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос №1. История как наука. Цели и задачи ее изучения. История – это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающиеся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и т.д) в прошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий Слово история пришло из Древней Греции. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление». Отцом истории принято считать Геродотом (историк Древней Греции), так прозвал его Цицерон, а музой истории Клио (дочь Зевса). Вспомогательные исторические дисциплины. Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах. Ею занимался Герасимов. Этнография – изучает народы и др. этнические образования. Их происхождения, состав, расселение и т.д. Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая языки. Нумизматика – вспомогательная истор.дисципина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Первые бумажные деньги – 1769. Архивоведение – изучает и разрабатывает теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю. Геральдика (гербоведение) – изучает гербы и также традиции и практики их использования. Генеалогия (от греч «семья») – наука о родственных связях. История Отечества, истории России ставит себе целью показать место и роль ее народов в мировом развитии, помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений. Кто мы, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами. Что народ России дал и что он от него получил. Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию. История России дает нам возможность познавать процесс создания человеческого общества на территории нашего Отечества, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества, обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития. Знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история – это учитель жизни». История – наставница жизни. История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. Вопрос №2. Русская историческая школа: Карамзин Н.М; Соловьев С.М; Ключевский В.О (по выбору один) Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 [28] января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии — 12 [25] мая 1911 года, Москва) — один из крупнейших русских историков, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник. После смерти отца, сельского священника Осипа Васильевича Ключевского (1815—1850), семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился сначала в приходском, а затем в уездном духовных училищах, после окончания которого в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако после чуть более четырёх лет учёбы отчислился из неё, не закончив. В 1861 году уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Окончив университет (1865), по представлению С. М. Соловьёва был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. Среди университетских профессоров на Ключевского оказали особое влияние С. В. Ешевский (всеобщая история), С. М. Соловьёв (русская история), Ф. И. Буслаев (история древнерусской словесности). Кандидатская диссертация: «Сказания иностранцев о Московском государстве»; магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), докторская диссертация: «Боярская дума Древней Руси» (1882). После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете. С 1882 года — профессор Московского университета. Параллельно основному месту работы читал лекции в Московской духовной академии и Московских женских курсах, организованных его другом В. И. Герье. В период 1887—1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором университета. В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук. В 1893—1895 годах по поручению императора Александра III читал курс всеобщей совокупно с русской историей великому князю Георгию Александровичу.[4] Среди его учеников также был А. С. Хаханов. В 1899 году вышло «Краткое пособие по русской истории», а с 1904 года издавался полный курс. Всего вышло 4 тома — до времени правления Екатерины II. В 1900 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским. В 1905 году Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий. 10 апреля 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но 11 апреля[источник не указан 1974 дня] отказался от звания, поскольку не находил участие в совете «достаточно независимым для свободного… обсуждения возникающих вопросов государственной жизни». В. О. Ключевский являлся почётным членом Витебской учёной архивной комиссии. Умер 12 (25) мая 1911 в Москве. Похоронен на Донском кладбищев Москве. В. О. Ключевский является одним из ведущих представителей российской либеральной историографии XIX—XX вв., сторонником государственной теории, создавшим между тем собственную оригинальную схему русской истории и признанным лидером Московской исторической школы. Среди учеников В. О. Ключевского — П. Н. Милюков, М. К. Любавский, А. А. Кизеветтер, Я. Л. Барсков, М. М. Богословский, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ю. В. Готье, А. И. Яковлев, С. В. Бахрушин. [источник не указан 506 дней] Миграционная А) «Дунайская» или «балканская» миграционная теория. Автор «Повести временных лет» («ПВЛ») – Нестор – первый, кто попытался ответить на вопрос откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII – XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII – нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII – VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Б) «Скифо-сарматская» миграционная теория. Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксаланы». Постепенно славяне из среднего Причерноморья расселились на запад и юго-запад.
В) «Скифо-балтийская» миграционная теория. В начале XX в. вариант близкий к «скифо-сарматской» теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.
Г) «Прибалтийская» миграционная теория. Эта теория разработана крупным историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов (от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II – II вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства. Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», это и «среднеевропейская» (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий. Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.
Автохтонные (от греч. autochthon – местный) - биологический вид, обитающий на месте, в котором произошел. Эта теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у чешских исследователей в 50-70–х годах, которые были последователями авторитетного ученого по славянству - Л. Нидерле. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но так же значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонными жителями на своей земле. Подобные взгляды были высказаны некоторыми Болгарскими и Польскими учеными.
Подробнее о взгляде советской историографии: Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию (ассимиляция). При это мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс: дифференциации уже сложившихся раннее крупных этнических общностей. Вопрос №5. Образование Древнерусского государства. Проблема происхождения древнерусской государственности. Легенда о призвании варягов. Государство – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории. Условия возникновения государства. Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью. Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е к V – VII вв. описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сараматами. В IX в Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 год. Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер Шлецер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси). М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге. Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками. Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян. Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг. Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит. Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.
Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами. Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь. Хронология событий
Святослав Игоревич (ок. 939 - 972 гг) - великий князь киевский (945-972 гг.) Сын князя Игоря и княгини Ольги. Все государственные меры Святослава Игоревича будто отрицали Ольгины: княгиня была ревностной христианкой, а Святослав упорно держался язычества; во времена Ольги не произошло никакого противостояния с соседями, Святослав же постоянно воевал; Ольга заботилась о внутренних делах государства, а Святослав пренебрегал ими, за что упрекали ему киевляне: «Ты, княже, чужой земли ищешь и заботишься о ней, а свою оставил...» Но вопреки этому летописец рассказывал о Святославе с необычайной симпатией, преклоняясь перед его полководческим талантом, мужеством, рыцарской доблесть и искренностью: «Сам был храбрый и легкий. Ходя, яко пардус, много войн сделал. Телег же за с обою он не возил, ни котла не брал, ни мяса не варил, но, потонку нарезав конину, или зверя или воловины и на углях спикшы, это он ел. Даже шатра он не имел, а питник слал и седло клал в головах. Такими же и все остальные воины его были. И посылал к другим землям послов, говоря: «Хочу на вас идти» Именно Святославу вложено в уста выражения, которым суждено стать крылатыми: «Мертвые сраму не знают», «Не посрамим земли Русской» и т.д. Интересные свидетельства о Святославе берегут и чужеземные источники. Например, византийский историк Лев Диакон оставил словесный портрет русского князя: " импе ратор согласился на переговоры в позолоченной оружия, на коне приехал к берегу Дуная в сопровождении большого отряда всадников, сверкали оружием. Святослав переезжал через реку в лодке и, сидя за веслом, греб вместе с другими без никакой разницы. С виду он был такой: среднего роста, не очень высокий, не слишком низкий, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с гол еною бородой и с густыми усами. Голова у него была совершенно голая, а только с одной стороны ее висело прядь волосся, что означал в знатность рода; шея крепкая, прочная, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе торчала у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди них установленным. Одежда на нем был белый, ничем, кроме чистоты, от других не отличный» Начало владычества Ольги
Дважды приходили к Ольге послы древлян, стремясь сосватать своего Древлянской князя Мала - и дважды находили в Киеве смерть. Потом Ольга хитростью одолела Деревскую войско, а Искоростень (Деревскую столицу) взяла в осаду. В конце покончила побежденных искоростенцив дань легкую - по несколько воробьев и голубей от двора. Древляне не поняли, в чем смысл этой загадки мудрой Ольги, - и потерпели окончательное поражение. Ольга впервые в истории Русского государства прибегла к мероприятий, предусматривающие ликвидацию местных княжеств: она отменила правления Древлянской князя Мала, подчинив Деревскую землю непосредственно Киеву Реформы Ольги
Так что, отправляясь в Царьград, княгиня Ольга стремилась восстановить мирную межгосударственное соглашение между Русью и Византией - ведь по обычаям тех времен соглашение действовало, пока живы были властители, что ее заключили. Смерть князя Игоря и побудила Ольгу отправиться в Константинополь по новому тексту договора. Правда, заключены его вочевидячкы не было. И отношения Руси и Византии, естественно, стали прохладными. Поход против Хазарии
Военное присутствие русичей на землях Хазарии настолько подорвала силы этого государства, что восстановить былое величие она не смогла и вскоре обветшала
Поэтому территориальные приобретения Святослава по коротком времени было потеряно Второй балканский поход
Первая усобица на Руси. Поcли гибели Святослава. В Киеве власть взял юный Ярополк, окруженный отцовскими воеводами. Олег, который был на год младше, правил в древлянской земле, самый младший—Владимир, сын Святослава от наложницы Малуши, сидел в Новгороде.
Политические последствия Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение, как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей. В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности. Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е место. Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо». Культурные последствия Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. «Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год. Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева») Вопрос № 11. Образование Монгольской империи. Битва на реке Калке. В первой половине XIII в. с востока Руси угрожали монгольские завоеватели, а на севере она отражала натиск католических войск - германских рыцарей-крестоносцев, шведов и датчан. Наиболее разрушительным для древнерусской государственности оказалось нашествие монгольских орд. На Руси монголов называли татарами - так именовалось одно из крупных монголоязычных племен, кочевавших на границе с Китаем. Это наименование китайцы перенесли на все монгольские племена, хотя собственно татары были полностью истреблены Чингисханом. Распространенный в исторической литературе термин "монголо-татары" представляет собой соединение самоназвания народа с наименованием этого народа, принятым соседями. Образование Монгольской империи В XII в. монгольские племена, издавна кочевавшие в степях Забайкалья и на севере современной Монголии, переживали период распада родоплеменных отношений. Постепенно выделилась знать - нойоны и богатурьц которых окружали вотшынукеры. Борьба за новые пастбища между отдельными монгольскими племенами приводила к нарастающим вооруженным конфликтам. В ходе междоусобицы конца XII в. победу одержал один из племенных вождей Темучин (Тэмуджин), который в 1206 г. на съезде монгольской знати - курултае был провозглашен великим каганом всех монгольских племен и принял имя Чингисхан. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили соседние народы - енисейских киргизов, бурят, якутов и уйгуров, разгромили цивилизацию Приморья, а к 1215 г. завоевали Северный Китай (империю Цзинь). Здесь монгольские полководцы получили знания и опыт управления, а также воспользовались разработками китайских инженеров по осадной технике для штурма крепостей. В 1218 г. военачальники Чингисхана покорили Корею, а на следующий год 200-тысячная армия монголов стала завоевывать города Хорезма. В результате боевых действий, продолжавшихся в течение двух лет, земледельческие районы Семиречья были превращены в пастбища, большинство жителей уничтожено, а ремесленники уведены в рабство. В 1221 г. Чингисхан окончательно разгромил остатки войск Хорезмшаха и подчинил своей власти всю Среднюю Азию. Жители большинства городов не оказали серьезного сопротивления монголам: население Самарканда сопротивлялось пять дней, Бухары - три. Когда-то довольно развитая цивилизация пришла в полный упадок, вследствие чего процветающее земледелие было вытеснено кочевым скотоводством. После этого похода Чингисхан разделил свою огромную державу на уделы - улусы (монг. - государство, народ, люди). Большая часть Средней Азии вошла в улус его второго сына Чагатая. Происхождение Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде. Венчание на царство 13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться (подробнее см. ниже), а перед этим венчаться на царство «по примеру прародителей». Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. В. Кобрин) полагают, что инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне по материнской линии. В. О. Ключевский придерживается противоположной точки зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства. Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда — Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Так сплелись интересы царской и духовных властей (Филофей). В начале XVI века все большее распространение получает призна<
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.019 с.) |