Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила этикета взаимоотношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уважение В основе взаимоотношений преданных со всеми живыми существами лежат два принципа – это уважение и благодарность. Оба они основываются на практическом понимании и признании того, что все живые существа являются неотъемлимыми частицами Кришны и очень дороги ему такие, какие есть. В частности, мы уважительно относимся к свободе выбора живых существ, пожелавших действовать независимо от Кришны. Мы можем не подражать им, мы можем желать им высшего блага, которым является сознание Кришны, но вместе с тем, мы признаем за ними окончательный выбор и уважаем его. Кроме того преданные понимает, что Кришна находится в сердце каждого живого существа, что ничто в творении не происходит без Его воли. Поэтому, оказывая почтение другому живому существу, он также оказывает почтение Свердхуше, находящейся в его сердце. Противоположностью уважению является фамильярность. Фамильярность определяется как вольность поведения, оправдываемая близостью взаимоотношений. Мы живем в окружении других живых существ: полубогов, людей — преданных и непреданных, животных и т.д. С кем-то у нас складываются взаимоотношения, и мы начинаем пользоваться словом “мы”: мы — преданные этой ятры, мы — ученик и духовный учитель, мы — давние знакомые, мы — муж и жена и т.д. Когда человек начинает считать, что подобное “мы” дает ему право пренебрегать правилами ваишнавского этикета, это называется фамильярностью. Шрила Прабхупада говорил, что фамильярность приводит к пренебрежению, а пренебрежение приведет к осознанным и неосознанным оскорблениям, которые станут препятсвтиями на пути нашего духовного прогресса. Естественным проявлением уважения к другим является обращение к другим на «Вы» – за исключением случаев совсем уж близких и доверительных отношений родительского типа. Кроме этого, к мужчинам (преданным) следует обращаться “Прабху”, а к женщинам (за исключением своей жены) “Матаджи”. “Прабху” означает “господин”, а “Матаджи” — “матушка ”. Мы можем обращаться к преданным по именам, добавляя “Прабху” или “Матаджи”, например, Кришнадас Прабху или Матаджи Яшода. Следует не только обращаться но и относиться к преданным соответствующим образом. Это позволит соблюдать необходимую дистанцию, которая будет удерживать нас от фамильярности. Взаимоотношения с представителями противоположного пола Это играет особенно критическую роль при общении с представителями противоположного пола, где соблюдение дистанции будет удерживать нас от падения в материальное сознание – сознание «я мужчина» или «я женщина». В ведической культуре это общение сведено к минимуму – только в рамках практической необходимости и здравого смысла. Мужчина сравнивается с маслом, а женщина – с огнем, и тесное общение естественно ведет к тому, что «масло» тает. Веды предписывают, что мужчина не должен оставаться наедине ни с одной женщиной, кроме своей жены – даже с матерью или сестрой. Конечно, мы живем в обществе, где все ценности поставлены с ног на голову, и наслаждение общением с представителями противоположного пола является нормой. Тем не менее, мы не должны легковесно относиться к предписаниям шастр и, насколько возможно, необходимо следовать их наставлений. С другой стороны нужно понимать суть этих наставлений, а не внешнюю формальную сторону. Вот классическая история, иллюстрирующая этот момент: Однажды два санньяси (членов отреченного уклада жизни, которым категорически запрещено всякое общение с женщинами) в своих странствиях подошли к реке. Течение было быстрым, а лодочников поблизости не было. Нужно было идти вброд. На берегу стояла молодая женщина, которой тоже нужно было переправиться на другой берег, но она боялась, что не справится с напором воды. Она смиренно попросила санньяси перенести ее на другой берег. Первый санньяси с осуждением посмотрел на нее и, ничего не ответив, начал пересекать реку. Второй же вознес молитвы Кришне, взял женщину на руки и перенес на другой берег. Там он опустил ее на землю, она принесла свои поклоны и они отправились дальше каждый своей дорогой. После этого случая первый санньяси всю дорогу шел и отчитывал второго за то, что тот нарушил обеты санньяси и прикоснулся к женщине. Через какое-то время второй санньяси смиренно обратился к первому: «Пожалуйста, не сердись, но выслушай, что я хочу сказать. Я перенес эту женщину на другой берег и забыл, а ты несешь ее в своем уме вот уже полтора часа»… Если мы искренни и честны, то в каждой конкретной ситуации Кришна даст нам разум, как провести границу между приемлимым и неприемлимым поведением с представителями противоположного пола. В заключении следует заметить, что обращения «Прабху» и «Матаджи» будут непонятны для гостей или непреданных, поэтому следует обращаться к ним в соответствии с общепринятыми правилами этикета. По естественным причинам неуместно также обращаться “Матаджи” к своей жене – эти взаимоотношения по определению предполагают близость. Тесные дружеские отношения (но не между мужчиной и женщиной), а также родственные – также могут вносить свои коррективы в это общее правило. Принципы старшинства Преданные проявляют почтение к другим в соответствии с естественными принципами старшинства: по духовному уровню, по ашраму, по административному положению, по возрасту, отношения старшинства в семье. Главным является старшинство по духовному уровню — в соответствии с уровнем шраддхи или веры преданного. Мы различаем старшинство по ашраму — в соответствии с уровнем духовной ответственности: от брахмачари к грихастхе к ванапрастхе и санньяси. Важным является принятие административного старшинства в ИСККОН— должное почтение к GBC, президентам храмов, руководителям департаментов и т.д. Преданые также двояким образом соблюдают старшинство по возрасту: по возрасту материального тела и по срокам получения первого или второго посвящения. В семье дети оказывают должное почтение к родителям и т.д. Иногда возникает вопрос, как практически определить, кто для нас является старшим преданным? Если есть сомнения, следует спросить у духовного учителя или других старших преданных, чей авторитет мы естественно для себя принимаем. Вообще следует избегать “измерительного” умонастроения, когда мы пытаемся оценить, насколько продвинут тот или иной преданный. Зачастую, особенно в течение первых лет в сознании Кришны такие выводы поверхностны и делаются на основании лишь внешних качеств. Это встает серьезным препятствием на пути преданного служения. Если мы просты и искренни, то отношения между старшими и младшими в духовном отношении складываются естественно: младшие естественно оказываются в положении задающих вопросы, а старшие – в положении отвечающих. Как следует обращаться со старшими, равными и младшими преданными? Следует радоваться возможности общения со старшими, и учиться у них. Следует развивать дружбу с равными и обсуждать с ними темы о Кришне и преданном служении. Следует проявлять милость и сострадание к младшим, терпимо относясь к их недостаткам и помогая им развиваться духовно. Чего следует избегать в общении со старшими, равными и младшими преданными? Следует избегать зависти к уровню старших, гордости при общении с равными и высокомерия по отношению к младшим. Если мы оказываемся в положении старшего преданного, мы должны считать себя себя смиренным слугой. Однажды Шрилу Прабхупаду репортер спросил: «Правда ли, что Вы гуру Аллена Гинзберга?» Шрила Прабхупада ответил: «Я никакой не гуру, я просто слуга». Вместе с тем, когда другие оказывают нам знаки почтения, следует смиренно принять их, предложить своему духовному учителю и оценить по достоинству замечательный вайшнавские качества, преданных, которые оказывают эти знаки почтения. Думать «я достоин прославления» или «я не достоин прославления» означает думать о себе. Преданный же думает, что если во мне и есть что-то хорошее, то это все милость духовного учителя и Шрилы Прабхупады, но какие же удивительные все эти преданные – вследствие своей чистоты они видят хорошее даже в таком бесполезном человеке, как я. Преданные также почтительно относятся к принципам старшинства, этикета и уважительного поведения, традиционно принимаемых обычными людьми. Они внешне соблюдают их до той степени, до которой они не заставляют их нарушать принципы Сознания Кришны. Традиционные принципы старшинства среди людей, приверженных материалистичным ценностям это: по возрасту, богатству, образованию, положению, силе и т.д. Следует почтительно относиться к этому, видя в этом проявление великолепия Кришны и Его энергий, и конечно, всем без исключения следует постараться дать частичку сознания Кришны – в виде святого имени, книг Шрилы Прабхупады, прасада и т.д. Два слова об отношении к животным. Преданный также видит в них души и старается дать сознание Кришны – накормить прасадом, произнести святое имя и т.д. Вместе с тем в ведической культуре животным не позволяется жить в доме – Вы не сможете поддерживать принципы чистоты и поддерживать в доме атмосферу храма. Если Кришна застал Вас в ситуации, когда у Вас уже есть домашние животные, то их нельзя просто так выкинуть на улицу – лучше всего передать их в хорошие руки, или же молиться Кришне, чтобы Он как-нибудь разрешил ситуацию. Но у нас так мало времени! Поэтому преданный старается уделить его уже тем, кто с нами рядом – Кришне, преданным, членам семьи, чем направлять свою любовь на кошек и собак. Это будет проявлением должного уважения и благодарности к тем, кто уже находится рядом с нами. Благодарность Уважение свободы личности других живых существ (и Кришны) приводит нас к пониманию, что никто в этом мире нам ничего не обязан. Все материальные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессиональные и др. – не являются вечными и поэтому не дают нам права требовать что-либо от других. Поэтому если кто-то, пользуясь своей свободой воли, делает что-то для преданного, он откликается с благодарностью. Преданные благодарны полубогам за то, что они обеспечивают их всем необходимым для жизни и служения Кришне. Преданные благодарны великим мудрецам за то, что те дали священные писания, разъясняющие принципы преданного служения. Преданные благодарны родителям, которые дали нам тело, в котором мы можем заниматься преданным служением. Преданные благодарны другим людям – водителям транспорта, продавцам, рабочим, учителям и т.д. – которые осознанно или неосознанно помогают нам в служении Кришне. Преданные благодарны животным – коровам дающим молоко, овцам, дающим шерсть и т.д. – по милости которых мы можем жить и служить Кришне. Поэтому они всегда стараются чем-то отблагодарить их, и делают это так, чтобы хотя бы на шаг приблизить их к Кришне. Господь Чайтанья был ярким примером такой благодарности. Неожиданно для всех приняв санньясу, Он хотел отправиться во Вриндаван, но Господь Нитьянанда вместо этого привел Его в Шантипур, где состоялась Его прощальная встреча со всеми преданными Навадвипы: Господь Чайтанья в это время только завершил утренние обязанности и повторял на четках Харе Кришна мантру. Но тут в доме появились преданные Навадвипы, а вслед за ними вошла Шачимата. Господь Чайтанья тут же упал перед нею в почтении, словно золотая палка, но Шачимата поскорее подняла Его и прижала к груди. По щекам ее текли слезы. Она посадила сына к себе на колени и больше не отпускала. Не сводя глаз, они смотрели друг на друга, и сердца их были полны любви. Шачимата погладила обритую голову сына, и слезы хлынули с новой силой. Она целовала Его лицо, руки и стопы и старалась получше разглядеть. Но слезы застилали ей глаза. Ее дорогой Нимай, ее нежный сын принял отречение, и, возможно, теперь она видит Его в последний раз… – Не будь таким жестоким, как Твой старший брат Вишварупа, – еле слышно проговорила она. – Он тайком покинул дом, и теперь до конца моих дней я ничего не узнаю о нем. Если Ты поступишь так же, я просто умру. – Мама, послушай! – отозвался Господь. – Это тело принадлежит тебе. Сам Я ничем не владею. Ты дала этому телу жизнь и вырастила его. Мой долг перед тобой так велик, что его не вернуть даже за миллионы рождений. Случилось так, что Я принял отречение, но Я не смогу пройти мимо тебя. Если ты скажешь, Я останусь. Я готов выполнить любой твой приказ. – И Господь снова склонился перед Шачиматой. – Но Шачимата не стала удерживать Нимая. В глубине души она понимала, что Он прав. Что может быть выше служения Верховному Господу? Что толку возвращаться домой? Конечно, разлука с любимым сыном страшит ее, но она готова на эту жертву во имя Кришны. Она снова и снова ласкала Нимая, сажала на колени, счастливая уже тем, что видит Его… … Господь Чайтанья обратился к Своим преданным: – После принятия санньясы Я решил сразу же идти во Вриндаван. Но Я не спросил вашего позволения, и возникшие препятствия заставили Меня вернуться. Я знаю, что Мое отречение неожиданно для вас, но Я люблю всех по-прежнему. И пока хожу по этой земле, Я не оставлю никого из вас. Точно так же Я не в силах оставить и Свою маму. Но раз Я принял санньясу, Я не должен жить там, где родился. Если Я останусь со Своими родственниками, найдутся люди, которые обвинят Меня. Но что же теперь делать? Скажите сами, куда Мне идти! Господь посмотрел на всех. Сколько любви и грусти было в глазах Его друзей! Вместе с Адвайтой Ачарьей они подошли к Шачи, матери всей Вселенной, и передали ей слова Шри Чайтаньи – пусть она примет решение. – Если бы Нимай остался здесь, это было бы слишком большим счастьем для меня, – отвечала она. – Но мысль о том, что за это Его можно обвинить в нарушении обетов, невыносима. Поэтому лучше всего Шри Чайтанье Махапрабху поселиться в Джаганнатха Пури, который связан с Навадвипой как две смежные комнаты в доме. Он не оставит нас даже в отречении. Преданные из Навадвипы часто ходят в Джаганнатха Пури, оттуда – в Навадвипу. Я буду получать известия о сыне. Может быть, и Он когда-нибудь придет омыться в Ганге. Я не забочусь о себе. Если Нимай будет счастлив, я тоже буду спокойна. Выслушав Шачимату, преданные вознесли ей молитвы: – Твоя воля равносильна закону Вед. Никто не может нарушить ее! – они вернулись к Господу Чайтанье и передали Ему слова матери. Верность Естественным следствием благодарности является верность. Так Шрила Прабхупада всегда проявлял огромную благодарность и верность ко всем, кто оказывал даже небольшие услуги – ему лично или его Движению, – и всегда тепло вспоминал о них, даже если впоследствии они отходили от сознания Кришны. Вот несколько отрывков из писем Шрилы Прабхупады своим ученикам: «Мои дорогие преданные… пожалуйста примите мой сердечный привет и благословения. Я так обязан вам за вашу преданность и любовь ко мне. Я думал о вас всю дорогу от Сан Франциско в Нью-Йорк, и я молился Господу Кришне, чтобы вы все больше и больше продвигались в сознании Кришны». «Что касается моего здоровья, с каждым днем я поправляюсь, но из-за слабости меня иногда тошнит. Твои молитвы, и молитвы всех остальных ребят спасли меня, и я надеюсь, что еще несколько лет смогу как-то служить вам. Пожалуйста молитесь Кришне, и Он даст всем нам силы и энергию во всех отношениях. Спасибо еще раз. Надеюсь у вас все хорошо». «Что касается Киртанананды, я не могу позволить ему опять стать Кейтом. Он мой духовный сын, и я никогда не позволю ему упасть. Когда я вернусь, я силой притащу его и приведу в порядок. Каждый, кто когда-либо пришел ко мне, стал моим любимым сыном; временно он может находиться под влиянием майи, но это не надолго». «Поскольку ты искренне трудишься, Кришна направляет тебя изнутри, как н обещал в Бхагавад-гите, и все получается так замечательно. Пусть Кришна проливает на тебя все больше и больше милости в твоей продвижении в сознании Кришны. Ты очень замечательно написал, что я – твоя жизнь. Это означает, что ты – мое тело, и поэтому ни жизнь, ни тело невозможно отделить друг от друга, потому что на духовной платформе таких различий нет. На материальной платформе иногда жизнь покидает тело, но на Абсолютной платформе таких различий нет». «Я принял тебя своим учеником, а ты принял меня своим духовным отцом. Эти отношения больше никогда не прекратятся. Они вечные». «Всей этой деятельностью я просто стараюсь удовлетворить моего духовного учителя, а вы все стараетесь помогать мне, поэтому я очень обязан вам. Это настоящее сотрудничество на платформе любви». Сатсварупа Махарадж: Шрила Прабхупада сам всегда хранил верность. Куда бы он ни приходил, он всегда был одет в шафрановое дхоти санньяси, ходил с обритой головой и вел себя как идеальный вайшнав. Он был самым верным сыном своего Гуру Махараджа; поэтому он исполнил наставления Бхактисиддханты Сарасвати и отправился на Запад. Когда Шрила Прабхупада впервые приехал в Нью Йорк, индийские свами, жившие там, посоветовали ему оставить строгое следование вегетарианской диете и обеты санньяси, но Шрила Прабхупада остался верным своим принципам. И в своих коментариях Бхактиведанты он всегда остается верен заключениям предшествующих ачарьев. По крайней мере, когда человек становился его учеником, Прабхупада просил от него абсолютной верности. Знание сознания Кришны исключительно; необходимо понять, что Кришна на Голока Вриндаване – это Высшая Истина. Верность Шриле Прабхупаде означает не следовать другим версиям Абсолюта. Он говорил, что если вообще и читать об этих других версиях, то лишь только для того, чтобы знать, что они из себя представляют. Однажды ученик сказал Прабхупаде, что Бхактивинод Тхакур – его любимый писатель. Шрила Прабхупада сделал ему замечание и сказал: «Твой второй любимый писатель». Прабхупада также просил верности ради нашего собственного же блага, потому что его духовные братья были враждебно настроены. Они не признавали вклад, который сделал Шрила Прабхупада, приехав на запад проповедовать. Не хранить верность Прабхупаде означает давать слабину в самом критическом месте – преданности гуру. Прабхупада однажды сказал, что если вы теряете веру в гуру, это подобно трещине в самом фундаменте вашего сознания Кришны. Его требование верности не было чем-то, о чем он регулярно просил; это было любовью между ним и его учениками, и было естесвтенной вещью. Он часто говорил «наши преданные» и «преданные сознания Кришны», имея в виду всех своих последователей, однако хотя он и просил их привязанности и любви, это было без какого-либо ложного престижа. Шрила Прабхупада смиренно принимал, что он был уполномочен создать всемирное движение сознания Кришны. В коментариях к своим книгам он пишет, что не правильно, когда так называемые вайшнавы не оказывают должного уважения к уполномоченному вайшнаву, распространяющему сознание Кришны по всему миру. Поэтому для последователей Шрилы Прабхупады подлинный духовный прогресс человека можно проверить тем, насколько он принимает Шрилу Прабхупаду. Веротерпимость и искренний диалог с другими религиозными группами – это часть распространения сознания Кришны, но в конечном итоге, последователь Прабхупады должен признать, что Прабхупада выше всех. Причины, по которым он выше всех, содержатся в самих заключениях Бхагавад-гиты и Шримад Бхагаватам. Шрила Прабхупада всегда говорил, что мы не должны умалять другие религии или других учителей сознания Бога, однако признание и верность высочайшей истине в ее самом полном проявлении, как поклонение Радхе и Кришне, – это драгоценный дар, который Шрила Прабхупада дал своим последователям. Мы не можем следовать Радхе-Кришне, не следуя Шриле Прабхупаде. Безраздельная любовь и верность Шриле Прабхупаде выражается по разному. Она выражается, когда последователь отправляется туда, куда послал его Прабхупада и совершает служение, которое Прабхупада дал ему. Из личной верности Шриле Прабхупаде мы отказываемся нарушать регулирующие принципы, потому что ученик обещает Прабхупаде, что он всегда будет следовать им. Когда один преданный пожаловался, как тяжело ему работается с другим, «проблематичным» преданным, Прабхупада ответил: «Это твоя аскеза». Решимость продолжать работать вместе с духовными братьями – это еще одно вырожение верности Шриле Прабхупаде. Быть верным Международному Обществу Сознания Кришны – это еще одно выражение. Верность Шриле Прабхупаде без верности ИСККОН невозможна. Верность – это не просто теоретическая вещь, она практически выражается через нашу степень преданности: я «сделаю все, что необходимо», как верный сын. Верость выражается в образе жизни, в личных качествах. Из-за своей привязанности мы не забываем Шрилу Прабхупаду и постоянно делаем вещи, помогающие нам помнить о нем. Верность также означает, что мы чувствоем огромное о твращение и вину, если в той или иной форме мы обнаруживаем, что приняли в качестве гуру кого-либо еще. Еще когда Шрила Прабхупада был с нами, когда его учителя гурукулы начали серьезно следовать концепциям Марии Монтессори, Киртанананда заметил: «Они приняли нового гуру». Это было самым худшим вердиктом и знаком того, что учителям гурукулы необходимо немедленно изменить свои приоритеты и решить, кто их гуру. Чем больше мы можем следовать привычкам, которым научились у него – как есть, как одеваться – тем больше мы можем помнить о нем, ощущая свою верность, при условии, что мы будем делать это с умом. Ученик Шрилы Прабхупады верен его философии даже перед лицом опозиции. Шрила Прабхупада говорил, что жизнь происходит из жизни, и что ученые не могу создать жизнь. Он также говорил, что они не летали на луну, и вообще не могут. Полубоги и Сам Бог – это реальные личности. Следует регулярно читать книги Шрилы Прабхупады (это само является еще одним выражением верности), не изменяя и не подменяя его заключений. Хранить то, что он дал нам, жить в обществе преданных, всегда повторять маха-мантру – это все проявления верности. Сам принцип верности Шриле Прабхупаде – это еще один бесценный дар Прабхупады. Он дал нам более чем достаточно причин, вдохновляющих нас быть верными. Итак, уважение к каждому, в соответствии с его положением, благодарность и верность – это те принципы, которыми руководствуется преданный в своих взаимоотношениях с другими живыми существами – будь то полубогами, людьми или даже животными. Кришна обязательно останется доволен таким поведением. Задание 129. Что лежит в основе принципов уважения и благодарности? Задание 130. Почему принципы ограничения общения между представителями противоположного пола являются проявляением взаимного уважения? Задание 131. Каковы существуют виды старшинства, и как преданный к ним относится? Задание 132. Приведите примеры старших, равных и младших по отношению к себе преданных, с которыми вы тесно общаетесь, и объясните, почему Вы так считаете. Задание 133. Как преданный относится к принципам уважения и старшинства, принятым во «внешнем» обществе? Задание 134. Опишите какой-нибудь случай, когда Вы столкнулись с проявлением благодарности со строны других преданных. Задание 135. Преданный ИСККОН, духовный учитель которого упал, принял ре-инициацию в другой Вайшнавской организации. Когда одного из духовных учителей спросили, является ли это оскорблением, он ответил: «Нет, это не оскорбление, но просто…» Попробуйте закончить его ответ, опираясь на принципы, с которыми Вы познакомились в данной главе. Оскорбления преданных Вриндаванское видение Мы уже говорили об оскорблениях преданных, когда обсуждали оскорбления святого имени. Сутью вайшнава-апарадхи является зависть – почему он не такой как мне хочется. Другой версией того же самого является «почему он не такой, какой должен быть». Кришна – в сердце этого преданного, и Он не злится и не критикует его за несовершенства в преданном служении. Он остается его вечным доброжелателем и всегда протягивает ему руку помощи. Он бесконечно ценит каждое крошечное усилие, которое преданный совершает в служении Ему, а все недостатки – пусть целые горы их – кажутся для Него ничтожными, как песчинки. Однажды Кришна пришёл в гости к Видуре, и тот был так счастлив, что по-рассеянности, угощая Его бананами, предлагал Кришне кожуру, а сами бананы выбрасывал. И Кришна с удовольствием «уплетал» эту кожуру. Преданные Кришны такие же, и даже превосходят Его. Они так любят Кришну, что когда видят, что кто-то совершает служение Кришне, счастье их не знает границ. Любые недостатки выглядят для них временными и несущественными. Человек, совершающий преданное служение уже встал под душ – как можно осуждать его за остатки какой-либо грязи?! Говорится, что благородного человека привлекает хорошее в других, а низкопробного человека – чужие недостатки, подобно тому как пчелу привлекает нектар, а муху – отбросы. Подобное видение называется вриндаванским видением, и оно развивается пропорционально развитию у нас трансцендентного вкуса. Но следуя принципу садханы, даже на начальных стадиях мы должны практиковать подобное видение. Склонность придираться и критиковать других является отражением нашей внутренней загрязненности, хотя часто она оправдывается стремлением улучшить качество преданного служения – своего или других. Рагхунатха Дас Госвами сравнивал критику с омовением в ослиной моче: подобное «преданное служение» похоже на омовение, но оно оскверняет, а не очищает. Она является признаком пракрита-бхакты – материалистичного преданного, который судит обо всем по внешним – профессиональным или психологическим – признакам. Когда Господь Рамачандра вместе со своим войском строил мост через океан на Ланку, то обезьяны бросали в воду камни. Они писали на них имя Господы Рамы, и они плавали на поверхности воды. Хануман, приняв огромные размеры, бросал в воду целые скалы. Когда он в очередной раз подходил к берегу с целой горой на плечах, он чуть не наступил на маленького паучка, который, желая помочь Господу Раме, тоже торопился к океану, неся крошечную песчинку. Хануман закричал ему: «Отойди с дороги! Ты носишь песчинки, а я скалы. Поэтому лучше всего будет, если ты отойдешь с дороги и не будешь мне мешать. Так мы быстрее построим мост!» Господь Рама, услышав эти слова Ханумана, строго отчитал его: «Ты служишь Мне, как ты можешь, а он – как он. Его служение Мне так же дорого, как и твое, потому что только преданность и искренность приносят Мне удовлетворение, а не внешние результаты». Кто-то из нас подобен Хануману, а кто-то подобен паучку, и Кришне одинаково дорого служение каждого. Думать, что успех в преданном служении или в проповеди зависит от материальных факторов – эффективности менеджмента, профессиональных навыков, психологических особенностей – это большая иллюзия. Это продолжение аханкары или сознания того, что «я все совершаю». Есть тысячи путей, которыми Кришна может осуществлять Свои планы, даже если преданные сами и не обладают высокой материальной квалификацией. Поэтому, хотя, в меру разумного, мы должны стараться выполнять свое служение квалифицированно, не следует придавать этому слишком большое значение. Применение материальной квалификации в проповеди может привести к большим количественным результатам, но она не изменит сердца людей. Преданное служение и проповедь работают на духовном «бензине», все остальное – лишь вспомогательное и используется лишь постольку поскольку. Как давать советы другим У преданного начисто отсутствует желание критиковать других, в особенности преданных. Поэтому он старается избегать положения гуру, старшего или руководителя – ведь такой статус заранее предполагает необходимость делать замечания другим. Преданный соглашается совершать подобное служение только, если его просят об этом духовный учитель или старшие преданные. Даже в этом случае это для него огромная аскеза, и он постоянно молится Кришне, чтобы не совершить вайшнава-апарадху. Видя, как другой совершает ошибку, мы можем попробовать очень тактично посоветовать, как поступить лучше. Для того, чтобы быть вправе сделать это мы должны а) занимать положение старшего или хотя бы равного, б) иметь доверительные отношения с этим преданным и в) иметь чистые намерения помочь и быть свободными от зависти. Даже, когда эти условия соблюдены нужно помнить, что мы можем не знать всех обстоятельств, при которых преданный совершает, как нам кажется, ошибку. Мы можем ошибаться в своих выводах, и если в ходе беседы выяснится, что это так, то следует извиниться. Другим моментом является то, что когда Вы даете совет другому, Вы фактически действуете в роли его гуру. Но, какое бы Вы формально положение не занимали, Вас действительно должны принимать как гуру. Поэтому не следует советовать больше одного раза. Если Вы видите, что Ваш совет не принимают, следует или отказаться от дальнейших попыток поправить другого и положиться на Кришну, или поискать другие пути решения проблемы. Например, мы можем обратиться за помощью или советом к старшим преданным, которым мы доверяем. Или мы можем ограничить общение с этим преданным совместным слушанием и воспеванием, и избегать ведения с ним практических дел. Лучшим способом помочь другим измениться является собственный пример. Этот метод – принцип ачарьи – требует времени, зато он самый универсальный. Мы должны избегать критики не только в лицо, но и за глаза. Обсуждение других относится к категории праджалпы, которая разрушает наше преданное служение. Когда к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати приходили с критикой поступков того или иного преданного, он обычно отвечал: «Очень жаль, что он совершил это. И очень жаль, что ты в это тоже ввязался». Если кто-то завязывает с нами разговор, в котором высказывает свои критические оценки поведению других, следует тактично избежать его. (Вишну! Вишну! Вишну!) Точно так же следует избегать участия в дискуссиях, в которых критикуют других преданных. После того, как Господь Чайтанья освободил злодеев Джагая и Мадхая, Он взял на себя все их грехи, после чего Его золотистое тело стало чёрного цвета. Тогда Он сказал Своим спутникам: «Теперь давайте же устроим киртан, и реакции всех грехов, которые они совершили перейдут к тем, кто критикует преданных». Или перед приходом Господа Чайтаньи Ямарадж пришел к Адвайте Ачарье и спросил Его: «Если Господь Чайтанья будет свободно раздавать любовь к Богу, то кто же тогда останется в этой вселенной, и что же случится с адскими планетами?» Адвайта Ачарья ответил: «Не волнуйся. Господь Чайтанья освободит всех, кроме тех кто критикует и оскорбляет преданных. Они будут объектами твоего наказания». Вместе с этим, если критика относится в наш адрес, то следует приветствовать её и видеть в ней помощь со стороны Кришны, чтобы мы могли улучшить свое сознание Кришны, увеличить качество практического служения или стать более чуткими к окружающим. Мы привели здесь лишь самые общие рекомендации относительно практического разрешения сложных межличностных ситуаций. Мы все личности, и из любого правила существуют исключения. Поэтому лучшей формулой решения всех проблем является сознание Кришны. Если мы искренни, то в каждой конкретной затруднительной ситуации Кришна даст нам разум, как наилучшим образом её разрешить. В заключении приведем несколько историй, иллюстрирующих огромную беду, которую могут повлечь за собой вайшнава-апарадхи. Наказание Гопала Чапала Для многих жителей Навадвипы ночные киртаны в доме Шриваса Тхакура оставались неразгаданной тайной. Завистливые миряне просто не находили себе места. Похлопывая себя по бедрам, подпрыгивая от злости и брызгая слюной, они бессовестно богохульствовали. – Все эти непристойные ночные завывания и дикие танцы после доброй порции вина лишают нас драгоценного сна! Вы слышали, говорят, эти обманщики соблазняют женщин и гипнозом заманивают к себе, а потом наслаждаются с ними всю ночь! Как-то ночью к дому Шриваса прокрался брахман по имени Гопал Чапал. Даже будучи брахманом, он больше других исходил завистью. Болтливый и грубый, он ничем не отличался от простых обывателей. Гопала Чапала прислушался – за дверью пели удивительный киртан. Злобно ухмыляясь, он положил у порога лист подорожника и стал на нем рааскладывать все, что необходимо для поклонения богине Дурге. Он вытащил красную сандаловую пасту, рис, куркуму, красный цветок и ярко-красную краску. Все это он дополнил огромным кувшином с вином и, очень довольный собой, скрылся. «Хе-хе! Что теперь скажут в городе о Шривасе! – думал он про себя, и сердце его замирало от предвкушения сплетен и пересудов. – Ведь все считают его великим вайшнавом, но теперь-то ни у кого не останется сомнений, что по ночам он поклоняется Дурге, упивается вином и ест мясо!» Настало утро. Исчезли звезды на посветлевшем небе. Утренний воздух был свеж и прохладен. В доме Шриваса Тхакура стихло. Он открыл дверь навстречу благостной чистоте утра и чуть не наступил на лист подорожника, на котором еле умещались все «разоблачающие» его предметы. Шривас сразу же все понял и, даже не касаясь этой скверны, стал громко созывать соседей, почтенных горожан. Скоро у его дома собралась толпа, и Шривас с улыбкой обратился к людям: – Посмотрите, достопочтенные! Как вы сами видите, каждую ночь я поклоняюсь богине Дурге. Вот тут как раз лежат все предметы, необходимые для поклонения ей, и вы можете сообщить жителям города, всем уважаемым брахманам и членам высших каст, что Шривас Пандит на самом деле не вайшнав. Каждую ночь он служит богине Дурге, а потом пьют вино и ест мясо! Все были в полном изумлении. Из полпы понеслись возгласы: «Что это? Что еще за новости? Кто вредит тебе, Шривас Тхакур? Кто этот грешник?» Шривас Тхакур был известный и всеми почитаемый вайшнав. Никто даже на миг не усмонился в нем. Все поняли, что кто-то хочет очернить Шриваса. Чтобы выяснить, кому же это надо, решили позвать местного дворника, который обычно был в курсе всех событий. Он хорошо знал, кто и кому поклоняется, потому что его часто приглашали очищать дома водой и коровьим навозом. Но и дворник не пролил свет на ночное происшествие. Кто же был замешан в этом темном деле?! Не прошло и трех дней, как у Гопала Чапала открылась вдруг проказа. Все его тело было в кровоточащих нарвыах. По нему ползали жирные черви и личинки, которые еще больше разъедали его раны, и Гопал Чапал испытывал невыносимую боль. Но огонь душевных страданий мучил его еще больше. В страхе от него отвернулись все друзья и родственники. Случайный прохожий, заметив его на улице, спешил подальше обойти его стороной. Завистливому брахману пришлось покинуть Навадвипу и поселиться под деревом на берегу Ганги. Как-то утром Господь Чайтанья решил спуститься к Ганге другой дорогой. Он шел принять омовение. Тут Его увидел Гопал Чапал. «Говорят, это Сам Бог, – промелькнуло у него в голове. – Вдруг и вправду поможет?!» И с надеждой в голосе он окликнул Шри Чайтаннью: – О-о, Махапрабху! Смилуйся надо мной! Вспомни, что я прихожусь Тебе дядей. Избавь меня от проказы! Я знаю, что Ты – воплощение Самого Бога. Столько падших Ты освободил от материальных страданий. Но ведь я тоже несчастная падшая душа. Будь же милости и ко мне! Когда Господь Чайтанья увидел, кто Его зовет, Он вспыхнул гневом. С нескрываемым раздражением Он ответил Гопалу Чапалу: – Негодяй! Ты завидуешь чистому преданному! Твои мучения вполне заслужены, и ты будешь гнить в проказе еще миллионы лет! Корми своей кровью червей и насекомых. Низкий человек! Ты распустил в городе слухи, что Шривас Тхакур поклоняется богине Дурге! Да, находятся глупцы послушать такие бредни! Но Шривас Тхакур – великий преданный Господа Кришны. За это оскорбление ты угодишь в ад и будешь мучиться там десять миллионов рождений! Запомни, Я пришел на Землю не только для того, чтобы освобождать падших, но и для того, чтобы наказывать демонов. Я проповедую любовь к БОгу,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.015 с.) |