Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самый продвинутый Преданный во всем видит душу Всех душ, верховную личность бога Шри Кришну. Таким образом Он видит все в связи с верховным господом и понимает, что все сущее вечно пребывает в нем.

Поиск

В Бхагавад-гите (6.30) Господь Говорит: «Для того, кто видит Меня повсюду, и все – во мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня». Шрила Прабхупада комментирует: «Человек в сознании Кришны бкезусловно повсюду видит Господа и все видит прбывающим в Кришне. Может показаться, что такой человек видит все отдельные проявления материальной природы, но он во всех без исключения случаях осознает Кришну, понимая, что все вокруг существует как проявление энергии Господа. Ничто не существует без Кришны, Кришна – Господь всего; это и есть основной принцип сознания Кришны».

Что делает человека способным видеть Кришну повсюду, описывается в Брахма-самхите (5.38): «Я поклоняюсь изначальному Господу, Говинде, которого всегда видят преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви. Такой преданный видит Его в своем сердце в вечном образе Шьямасундары». Преданного, находящегося на высочайшем духовном уровне, прославляют за безграничность его духовного видения. Например, когда отпетый демон Хираньякашипу спросил у своего святого сына Прахлада Махараджа, где находится Верховная Личность Бога, Прахлад, будучи маха-бхагаватой или чистым преданынм, прямо ответил, что Верховный Господь пребывает повсюду. Тогда демонический отец спросил, находится ли Бог в колонне его дворца. Когда Прахлад ответил да, Хираньякашипу, будучи настоящим демоном, ударил по колонне своим мечем, пытаясь убить Бога, или, по крайней мере, опровергнуть Его существование. Тогда немедленно появился Господь Нрисимхадева, Всевышний Господь в Своей самой свирепой форме, и навсегда положил конец безбожным планам Хираньякашипу. Таким образом, Прахладу Махараджа можно считать преданным уттама-адхикари.

Чистый преданный абсолютно свободен от склонности наслаждаться чем-либо вне служения Господу. Он не видит ничего неблагоприятного во вселенной – он видит все проявлением деяний Верховной Личности Бога. Единственная цель существования такого преданного – эьто так или иначе доставлять удовольствие Верховному Господу. Таким образом, все, что воспринимает чистый преданный, мгновение за мгновением увеличивает его экстатическое любовное желание удовлетворять трансцендентные чувства Господа.

Три стихии материальной природы мучают обусловленную душу, чей ум погружен в мысли об отделенной, материальной энергии Господа. Функция этой отделенной энергии – в том, чтобы уводить живое существо от реальности, заключающейся в том, что все пребывает в Кришне, а Кришна пребывает во всем. Покрытая грубым невежеством, запутавшаяся обусловленная душа верит, что реально существуют лишь объекты, которые она видит своим ограниченным зрением. Иногда такие глупцы утверждают, что если в глубине леса упадет дерево, и никто этого не услышит, то этого звука в действительности не будет существовать. Обусловленные души не учитывают, что поскольку Верховная Личность Бога пронизывает Собой все, не может быть и речи о том, чтобы никто не услышал звука падающего дерева. Господь всегда все слышит. Как утверждается в тринадцатой главве Бхагавад-гиты (13.14), Всевышний Господь слышит все. Он свидетель всего (Бг. 13.23).

В этом стихе слово бхагаватоттамах, «наиболее продвинутый преданный», указывает, что существуют также и те, кто не являются грубыми материалистами, но также и не являются высочайшими преданынми. Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, те, кто не могут должным образом отличать преданных от непреданных, и кто поэтому никогда не поклоняются чистым преданным Господа, называются каништха-адхикари, преданными, находящимися на низшей ступени преданного служения. Такие каништха-адхикари занимаются поклонением Верховному Господу, в особенности в храме, но безразличны к преданным Господа. Таким образом они не понимают утверждения Господа Шивы из Падма Пураны: «О Деви, самым возвышенным является поклонение Господу Вишну. Но еще более возвышенным является поклонение тадийа – тому, что связано с Господом Вишну». Шрила Прабхупада коментирует этот стих: «Шри Вишнру – сач-чид-ананда-виграха. Подобным образом, самый близкий слуга Кришны, духовный учитель, и все преданные Вишну являются тадийа. Сач-чид-ананда-виграха, гуру, Вайшнавы и вещи, которые они используют, должны считаться тадийа, и поэтому являются объектом поклонения дял всех живых существ». (Чч. Мадхйа 12.38, комм.)

Обычно каништха-адхикари стремится занимать в служении Господу свои материальные достоинства, принимя подобный материальный опыт за признак духовной продвинутости. Но продолжая служить Верховному Гсоподу и преданным, занятым в распространении миссии Господа, каништха-адхикари также продвигается в своем понимании, и поднимается до уровня, когда он посвящает свою деятельность помощи более продвинутым Вайшнавам. Даже такие каништха-адхикари могут помогать обыкновенным живым существам, давая им свое общение, так как по крайней мере каништха-адхикари имеют веру, что Кришна – Верховная Личность Бога. Благодаря этой вере, каништха-адхикари постепенно становится враждебным по отношению к тем, кто противостоят Господу. По мере того, как он становится все более и более враждебным по отношению к тем, кто не приемлют верховное положение Верховной Личности Бога, и его все больше привлекает дружба с другими верными слугами Господа, каништха-адхикари приближается к уровню преданности второго класса, называемой мадхйама. На уровне мадхйама Вайшнав видит в Господе причину всех причин и главный объект любви каждого. Он видит Вайшнавов своими единственными друзьями в этом неодушевленном мире и стремится привести невинных людей под сень общества Вайшнавов. Также мадхйама-адхикари строго избегает общения с теми, кто открыто провозглашает свою враждебность по отношению к Богу. Когда такое промежуточное видение становится зрелым, сам по себе начинает проявляться высший уровень, то есть, преданный поднимается на стадию уттама-адхикари.

Гуру- каништха-адхикари, тот, кто просто привязан к совершению религиозных церемоний и поклонению Божествам, не в состоянии оценить дургих Вайшнавов, в особенности тех, кто проповедует послание Господа, будет особенно привлекателен людям, интересующихся сухим культивированием знания. По мере того, как живое существо развивает мирское благочестие, он с гордостью начинает вести упорядоченный образ жизни и старается отрекаться от плодов своего труда. Благодаря подобной регламентированной и отрешенной деятельности постепенно развивается знание или мудрость. Когда знание или мудрость становятся зрелыми, благочестивого материалиста начинает привлекать альтруистическая и благотворительная деятельность, и он оставляет грубую греховную деятельность. Если ему повезет, в нем пробуждается благорасположенность к трансцендентному преданному служению Господу. Желая просто интеллектуального понимания преданного служения, такой благочестивый материалист может искать прибежища у каништха-адхикари. Если он сможет подняться до уровня мадхйама, его начинает привлекать вайшнав, активно занятый проповедью сознания Кришны. А полностью утвердившись на промежуточном уровне преданности, он привлекается уровнем маха-бхагаваты (великого преданного), и по милости Кришны, находящегося в его сердце, он получает какое-то представление о вовзышенном положении духовного учителй маха-бхагаваты. Если человек постепенно продолжает совершать преданное служение Господу, он сам утверждается на уровне парамахамсы маха-бхагаваты. На этой стадиивсе его действия, движения и занятия в проповеди посвящены единственно удовлетворению Кришны. Иллюзорная энергия, майа, не в силах окутать или сбросить такое очистившееся живое существо. В Упадешамрите (5) Шрила Рупа Госвами описал эту стадию жизни следующим образом: такой преданный полностью погружен в любовь к Богу и совершенно свободен от анатртх, начиная со склонности видеть недостатки в других.

Маха-бхагавата, будучи уполномочнным Верховным Господом, Йогешварой, наделен сверхъестественной силой вдохновлять и приносить успех мадхйаме-адхикари, следующему по его стопам, и постепенно возвышать каништху-адхикари до промежуточного уровня. Такое духовное могущество автоматически проистекает из океана милости, находящегося в сердце чистого преданного. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отмечает, что у маха-бхагаваты отсутствует желание наказывать врагов Господа. Вместо этого он занимает мадхйама-адхикари и каништха-адхикари проповеднической деятельностью, чтобы очистить оскверненное сознание враждебно настроенных душ, пребывающих в иллюзии, что материальный мир отделен от Кришны.

Существуют неудачливые живые существа, не способные понять славу уровня каништха-адхикари в царстве преданного служения, не ценят более вовышенный, промежуточный уровень преданности, и не могут даже начать понимать самый возвышенный уровень, уровень уттама-адхикари. Такие несчастные души, привлекаемые рассуждениями майавади, верно следуют по стопам Камсы, Агхи, Баки и Путаны, и поэтому падают от руки Шри Хари. Таким образом люди, посвятившие себя чувственным наслаждениям, не проявляют интеерса к служению лотосным стопам Верховного Господа, и в соответствии с индивидуальным искаженным восприятием ценностей жизни, каждый материалист выбирает свою собственную нелегкую судьбу в форме повторяющихся рождения и смерти в различных видах материальных тел. Существует 8,400,000 видов материальных форм, и материалистичные живые существа выбирают свои особые варианты рождения, старости, смерти и болезней, которые они желают претерпевать, находясь в галлюцинации так называемого материального прогресса.

Можно привести аналогию, что человек, обуреваемый страстью, видит весь мир полным привлекательных женщин. Пободным образом, чистый преданный Кришны видит сознание Кришны повсюду, хотя оно может быть временно скрыто. Таким образом, каждый видит мир, таким же, как он воспринимает себя (атмаван манйате джагат). Отсюда кто-то может сделать вывод, что видение маха-бхагаваты также иллюзорно, так как на протяжении всей Бхагаватам многократно говорилось, что те, кто обусловлены тремя стихиями материальной природы, не имеют никакого сознания Кришны, а, напротив, враждебно расположены к Кришне. Но хотя обусловленное живое существо может выглядеть враждебно настроенным к Господу, вечным и неизменным фактом остается то, что живое существо является неотъемлимой частью Кришны. Хотя экстатическая любовь обусловленной души может быть сейчас скрыта под влиянием майи, по беспричинной милости Верховной Личности Бога она постепенно возвысится до уровня сознания Кришны.

В действительности, какждый страдает из-за разлуки с Кришной. Поскольку обусловленная душа воображает себе, что не имеет вечных взаимоотноешний с Кришной, она не способна определить, что все ее страдания проистекают в следствие этой разлуки. Это называется майей, «тем, чего нет». На самом деле думать, что страдания возникают в результате чего-либо отличного от разлуки с Кришной, и означает находиться в иллюзии. Поэтому когда чистый преданный видит живые существа, страдающие в этот мире, он правильно чувствует, что подоно тому, Как он страдает в разлуке с Кришной, все остальные живые суещества также страдают в разлуке с Кришной. Разница в том, что чистый преданный верно определяет причину страданий, в то время как обусловленная душа, введенная в заблуждение майей, не в состоянии понять своих вечных взаимоотношений с Кришной и неизмеримую боль, проистекающую из забвения этих взаимоотношений.

Шрила Джива Госвами приводит следующие стихи, иллюстрирующие экстатические чувства величайших преданных Господа. В Десятой Песне Шримад-Бхагватам богини Враджа говорят следующие слова: «Похоже, что лесные лианы и деревья, чьи ведви сгибаются под тяжестью цветов и плодов, видят Господа Вишну в своих сердцах. Проявляя признаки экстатической любви они проливают потоки меда». В другом месте Десятой Песни (Бхаг. 10.21.15) говорится: «Услышав песню флейты Господа Мукунды, реки остановили свой бег, хотя их умы можно было понять по присутствию водоворотов. Руками своих волн реки объватили лотосные стопы Мурари, воспользовавшись помощью лотосов, и так Он попал в ловушку их объятий». А в последней главе Десятой Песни (10.90.15) царицы Двараки возносят молитвы: «Моя дорогая птица курари, сейчас глубокая ночь. Все спят. Во всем мире царят тишина и спокойствие. В это время Верховная Личность Господа спит. Так почему же ты не спишь? О чем ты плачешь всю ночь? Моя дорогая подруга, неужели тебя тоже притягивают лотосные очи Верховной Личности Господа, Его нежная улыбка и Его привлекательные речи, как они притягивают меня? Замирает ли у тебя сердце от такого поведения Верховной Личности Господа, как это происходит с нами»? Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур также привел в качестве примера уттама-адхикари маму Яшоду, поскольку мама Яшода в действительности увидела все живые существа во рту у Кришны во время Вринадавана- лилы Господа.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур также отмечает в своем коментарии: «В этом стихе слово пашйет, или «должен видеть», не означат, что преданный каждое мгновение непосредственно видит образ Кришны. Это означает, что он достиг возвышенного уровня преданного служения, на котором он достоен видеть или способен видеть облик Кришны». Если бы уттама-адхикари считались лишь те, кто постоянно видят облик Кришны, то Нараду, Вьясу и Шукадеву нельзя было бы считать высочайшими преданными, так как они не всегда видят повсюду Господа. Конечно же, Нарада, Вьяса и Шукадева считаются находящимися на самом высоком уровне преданного служения – поэтому настоящей квалификацией является тад-дидрикшадхикйа, или быть охваченным желанием видить Господа. Поэтому утверждение Бхагавад-гиты, что преданный должен видеть Кришну повсюду (йо мам пашйати сарватра) можно понимать в духе примера человека, охваченного страстью, и думающего, что весь мир полон прекрасных женщин. Васудевах сарвам ити. В письме (1969) Профессору Калифорнийского Университета Дж. Ф. Стаалу Шрила Прабхупада утверждает, что все его ученики, строго следующие насыщенной программе сознания Кришны, в действительности являются судурлабха-махатмами, которые видят васудевах-сарвам. Другими словами, если человек постоянно занят в сознании Кришны с сильным желанием доставить удовольствие Господу и однажды обрести общение с Ним, следует понимать, что в его жизни нет ничего, кроме Кришны. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, однако, предупреждает нас, что просто теоретическое или академическое поинмание, что Кришна – это все, не делает человек преданным первого класса. Необходимо действительно развить любовь к Кришне. Поэтому практически следует понимать, что каждый, кто с энтузиазмом принимет программу сознания Кришны, и участвует в проповеднической деятельности Международного Общества Сознания Кришны, действует на уровне преданного мадхйама-адхикари. Когда такой преданный исполняется желания служить Кришне и общаться с Господом, – настолько, что его не привлекает ничто в этой вселенной, следует понимть, что он является вайшнавом уттама-адхикари, описанным в этом стихе.

Ишваре тад-адхинешу
балишешу двишатсу ча
према-майтри-крипопекша
йах кароти са мадхйамах

Преданный промежуточного уровня или второго класса, именуемый мадхйама-адхикари, отдает свою любовь Верховной Личности Бога, искренний друг всем преданным Господа, проливает милость невинным невежественным людям и избегает тех, кто завидуют Верховной Личности Бога.

Согласно Бхагавад-гите, каждое живое существо в материальном мире вечно является крошечной фрагментарной частицей Верховной Личности Бога. Но из-за влияния майи возгордившиеся обусловленные души становятся враждебными служению Господу и преднным Господа, выбирают своими лидерами людей, предающихся чувственным наслаждениям, и таким образом заняты разнообразной деятельностью в никчемном обществе обманщиков и обманутых, в обществе, где слепые ведут других слепых в канаву. Хотя вайшнавы искренне стремятся служить обусловленным душам, приводя их в изначальное положение, под влиянием майи материалистичное живое существо ожесточается и отвергает милость преданных Господа.

Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, хотя преданный второго класса стремится проповедовать невинным обусловленным душам, ему следует избегать атеистов, чтобы не оскверняться и приходить в беспокойство благодаря общению с ними. Шрила Вишванатха Чакраварти подтверждает, что вайшнав должен быть безразличен к тем, кто завидуют Верховному Господу. Мы видим на практике, что когда таким людям говорят о славе Верховной Личности Бога, они пытаются смеяться над Верховным Гсоподом, так еще дальше деградируя в своем оскверненном существовании. В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит цитату из Десятой Песни Шримад Бхагватам (10.20.36): «Иногда осенью с вершин гор сбегают потоки, неся чистую воду, а иногда их нет. Вот также иногда великие святые распространяют чистое знание, а иногда молчат».

В этой связи Шрила Джива Госвами замечает, что хотя может казаться, что преданный Господа первого класса, входя в настроение игр Господа, может иногда проявлять ненависть по отношению к демонам, преданным промежуточного уровня следует избегать подобных чувств. Более того, преданный промежуточного уровня ни коим образом не должен общаться с могущественными атеистами, поскольку существет опасность, что его ум может прийти в заблуждение благодаря такому общению. Согласно Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, если вайшнав-проповедник встречается с человеком, который завидует ему, проповеднику следует держаться подальше от такого завистливого человека. Но вайшнав-проповедник может медитировать на то, как спасти завистливых людей. Такая медитация называется сад-ачарой или поведением, достойным святых. В качестве примера святой личности Шрила Джива Госвами упоминает Прахлада Махараджа. В Шримад Бхагватам Прахлад говорит следующие слова: «О лучшая из великих личностей, я совсем не боюсь материального существования, ибо где бы я ни был, я полностью поглощен мыслями о Твоей славе и деяниях. Я беспокоюсь лишь об этих глупцах и мошенниках, который строют большие планы, чтобы быть счастливыми в окружении семьи, общества и страны. Я просто беспокоюсь за них из любви к ним». Хотя вайшнав-проповедник постоянно медитирует на благо всех живых существ, он не будет общаться с теми, кто не восприимчив к посланию Верховного Господа, Кришны. В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур утвердает, что даже Бхарата Махарад, Вьясадева и Шукадева Гсовами не проявляли свою милость всем подряд.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал детальное объяснение, доказывая, что разборчивость проповедника мадхйама-адхикари вовсе не указывает на недостаток милосердия. Он утверждает, что упекша, или безразличие, как упоминается в этом стихе, является правильным лекарством для тех, кто враждебно относятся ко Всевышнему Господу и Его преданным. Безразличие, истекающее от проповедника, сдерживает чувства злобы с обоих сторон. Хотя Веды предписывают, что следует отрезать языка тому, кто оскорбляет Верховного Господа и Его преданных, в этот век лучше всего просто избегать потенциальных оскорбителей, и таким образом не давать им возможностьи совершать еще больше греховных поступков против вайшнавов. Долг вайшнава-проповедника указывать на тщетность любого метода, кроме принятия прибежища у Верховного Господа. Однако, завистливый человек будет раздражаться, слыша подобную сильную проповедь вайшнава и проявлять непочтение к нему, считая, что преданный просто критикует других безо всяких на то причин. Такого человека, который не может оценить милость вайшнавов, следует избегать. Иначе, согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, его зависть будет расти день ото дня.

Те, кого не привлекает движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху, и кто выражают непочтение верным слугам Господа Чайтаньи, считая их сильные утверждения о движении санкиртаны препятствиями их личному поклонению Господу, никогда не смогут сосредоточить свои умы на Кришне, но постепенно отойдут с пути преданности, принимая внешнюю деятельность в материальном мире за действительное поклонение Верховной Личности Бога, Кришне.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур категорично отверг недалеких людей, которые под предлогом милосердия и равного видения считают, что неверующий также является преданным Верховного Господа, и которые таким образом пытаются дать святое имя таким оскорбителям. Шрила Бхактисиддханта говорит: «Когда люди по-детски считают себя маха-бхагаватами и действуют, противореча указаниям духовного учителя – вайшнава, такое поведение просто сдерживает их возможность получать милость вайшнава- гуру. Введенные в заблуждение ложным эго, эти преданные-самозванцы постепенно становятся достойными того, чтобы чистые преданные промежуточного уровня избегали их, и лишаются милости, источником которой является удовлетворение преданных. Так они становятся асадху, постоянно совершая оскорбления преданных, проповедующих святое имя Кришны. Поэтому чистые преданные во всех обстоятельствах проявляют безразличие к тем, кто без всяких оснований воображают себя чистыми преданными Господа». Другими словами, те, кто проповедуют вайшнавов-проповедников, находящихся на втором уровне, за то, что они смотрят, кто достоин получить млиость Господа, а кто просто завистлив, не понимают миссию Господа. Господь Кришна Сам утверждает в Бхагавад-гите (4.8): «Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я сам спускаюсь на землю из века в век».

Шрила Джива Госвами отметил, что хотя преданный- маха-бхагавата может действовать на уровне второго класса ради проповеди, его отвержение завистливых живых существ не препятствует видению Господа как всепроникающего. Напротив, когда преданный первого класса, или даже преданный второго класса отвергает атеистов, он выражает миссию Верховной Личности Бога. Вайшнав первого или второго класса, в действительности никогда не питает зависти к другому живому существу, но из сильной любви к Верховному Господу он приходит в гнев, когда Господа оскорбляют. Также, понимая миссию Господа, он проявляет разборчивость в соответствии с положением конкретного живого существа. Считать такого вайшнава-проповедника обыкновенным завистливым человеком или считать его сектантом из-за того, что он провозглашает чистое преданное служение как наиболее возвышеннй из всех методов духовного прогресса, отражает материалистическое видение. Подобное оскорбление стаскивает оскорбителя в адские условия жизни, в соответствии с законами материальной природы.

Согласно Дживе Госвами, хотя маха-бхагавата видит каждое живое существо как чистую духовную душу, такой маха-бхагавата все равно испытывает особые духовные эмоции и другие признаки, при встрече с другим вайшнавом. Это не противоречит его видению как высочайшего преданного, это признак его любви к Кришне. Чистый преданный видит каждое живое существо неотъемлимой частицей Кришны, и поэтому выражает свою любовь к Кришне через любовь ко всем экспансиям и творениям Кришны. Тем не менее, такой маха-бхагавата чувствует особую экстатическую любовь, видя, как другое живое существо непосредственно приносит удовольствие чувствам Верховного Господа. Такие чувства проявляются в словах, обращенных Господом Шивой к Прачетам: «Если человек случайно пообщается с преданным даже в течение доли мгновения, его больше не будут привлекать результаты кармы или гьяны. Какой тогда будет у него интерес к благословениям полубогов, которые подвержены законам рождения и смерти»? (Бхаг. 4.24.57). Подобным образом, Господь Шива также говорит: «Вы все чистые преданные Господа, и поэтому я отношусь к вам как достойным того же почтения, что и Сама Верховная Личность Бога. Я знаю, что точно так же преданные почитают меня, и что я дорог им. Таким образом никто не может быть дороже преданным, чем я». Подобным образом, в Первой Песне Шримад Бхагаватам (1.7.11) Шрила Шукадева Госвами описывается особенно дорогим для чистых преданных Господа.

Удивительные любовные взаимоотношения между Вайшнавами высшего уровня продемонстрированы в играх Чайтанья-чаритамриты. Другими словами, хотя Вайшнав видит каждое живое существо как неотъемлимую частицу Кришны, он должен быть разборчив в своем внешнем поведении, чтобы не мешать изначальной цели творения Господа, заключающейся в том, чтобы исправить живые существа, чтобы они постепенно смогли вернуться домой, назад к Богу. Чистый преданный не будет подобно глупцу имитировать равное видение и проповедовать завистливым людям; напротив, он уважает миссию Господа, описываемую в Бхагавад-гите (4.11) словами: «Как челвоек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его».

С другой стороны, если Господь пожелает, чистый преданный может выражать свое почтение всем живым существам. Например, Шрила Джива Гсовами упоминает, что Уддхава и другие чистые преданные Господа были всегда готовы принести почтительные поклоны даже таким как Дурйодхана. Однако, мадхйама-адхикари не должен подражать такому поведению уттама-адхикари. В этой связи, разница между мадхйама-адхикари и уттама-адхикари описывается Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром следующим образом: Мадхйама-адхикари не может в любой момент воспринимать присутствие Верховного Господа во всех живых существах, в то время как уттама-адхикари, даже если он действует на уровне второго класса, исполняя миссию Господа, знает, что каждое живое существо в конце концов обладает сознанием Кришны, но лишь забыло об этом. Поэтому хотя преданный внешне может проявлять четыре различных вида поведения, упомянутых в данном стихе, а именно: поклонение Господу, дружбу с преданными, проповедь невинным и отвержение демонов – он не обязательно находится на уровне второго класса, поскольку уттама-адхикари также может проявлять эти признаки, чтобы исполнять миссию Господа. В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур упоминает, что долгом мадхйама-адхикари является быть правой рукой уттама-адхикари, дав обет действовать действовать на благо других и стараясь помогать в распространении любви к Кришне.

Наконец, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал замечательное объяснение различия между арчаной и бхаджаной. Арчана относится к уровню садхана-бхакти, когда преданный служет Господу, чтобы исполнять правила и ограничения этого метода. Тот, кто обрел прибежище святого имени Господа и полностью занят в попытках служить Господу, должен считаться находящимся на уровне бхаджана, даже если иногда его внешняя деятельность может быть менее сторогой, чем деятельность неофитов, занятых арчаной. Этот кажущийся недостаток строгости, однако, относится к вольности не в основополагающих принципов святого поведения и отрешенности от чувственных наслаждений, а скорее к деталям вайшнавских церемоний.

Арчайам ева харайе
пуджам йах шраддхайехате
на тад-бхактешу чанйешу
са бхактах пракритах смритах

Преданный, Который с верой занят поклонением Божествам в храме, но не ведет себя должны образом по отношению к другим преданным или обычным людям, именуется пракрита-бхактой, материалистичным преданным, и считается находящимся на низжем уровне.

Шрила Мадхвачарйа комментирует, что человек, находящийся на низжем уровне преданного служения, с верой поклоняется Божеству в храме, но не осознает, что в действительности Верховная Личность Бога всепроникающеа. Подобное отношение можно встретить в Западных странах, где люди совершают у себя дома и на улице всевозможные греховные поступки, но затем благочестиво идут в церковь и молятся Богу о милости. В действительности, Бог присутствует и у нас дома, и на улице, и на работе, и в лесу, и повсюду, и поэтому Богу следует поклоняться повсюду при помощи метода преданного служения у Его лотосных стоп. Как утверждается в 41 стихе этой главы: «Преданному не следует видеть ничего отдельным от Верховной Личности Бога, Кришны. Эфир, огонь, воздух, вода, земля, солнце и другие светила, все живые существа, стороны света, деревья и другие растения, реки и океаны – все, что воспринимает преданный, он должен считать экспансией Кришны. Таким образом, видя все сущее в этом творении как тело Верховного Господа, Хари, преданный должен искренне выражать почтение телу Господа во всех его проявлениях». Это видение преданного Господа маха-бхагаваты.

Шрила Мадхвачарья говорит, что мадхйама-адхикари, преданный промежуточного уровня, видит Верховную Личность Бога как причину всех причин, и поэтому отдает свою любовь Господу. Такой преданный – искренний друг другим преданным, сострадателен к невежественным и избегает атеистов. Тем не менее, его осознание всепроникающего аспекта Верховного Господа несовершенно. Хотя он имеет общее ощущение того, что каждый в конечном итоге должен быть преданным Верховного Господа, и старается использовать все в служении Кришне, зная, что все принадлежит Господу, он может запутаться, общаясь с атеистами.

Шрила Мадхвачарья говорит: каништха-адхикари не имеет представления о том, что Верховный Господь обладает могуществом существовать вне церкви или храма. Более того, гордясь своим ритуальным поклонением, каништха-адхикари не может вообразить, что кто-то может быть благочестивее или религиознее его, и даже помыслить не может, что другие преданные более продвинуты. Таким образом он не может понять преданного служения уровня мадхйама или уттама и иногда, вследствие ложной гордости, он критикует более подвинутых преданных Господа, избегает их или просто не имеет никакого понимания их как проповедников или полностью осознавших себя душ.

Другой признак каништха-адхикари заключается в том, что его опьяняют материальные достоинства так нразываемых великих материалистичных личностей. Поскольку он сам находится в телесных представлениях о жизни, его привлекает материальное великолепие, и таким образом он умаляет положение Верховного Господа, Вишну. Поэтому такой каништха-адхикари недоволен, если преданный второго класса критикует непреданных Господа. Во имя сострадания или доброты, каништха-адхикари одобряет материалистическую деятельность подобных людей. Поскольку каништха-адхикари не сведущ в высших сферах преданного служения и безграничного трансцендентного блаженства сознания Кришны, он видит преданное служение просто как религиозный аспект жизни, но думает, что в жизни есть много приятных и стоящих аспектов, не связанных с преданным служением. Поэтому он приходит в гнев, когда преданные второго класса, котоыре ощущают, что Кришна – это все, критикуют непреданных. Мадхвачарья говорит, что такой человек, вследствие своей рудиментарной веры в Кришну, считается преданным, но он бхактадхама, или преданный низшего уровня. Если такие материалистичные преданные будут следовать правилам и ограничениям в поклонении Божествам, они постепенно поднимутся до более высокого уровня и в конце концов станут чистыми преданными Господа, при условии, что не будут совершать оскорблений преданных, что затормозит их прогресс.

Шрила Мадхвачарья говорит, что те, кто избегают или проявляют безразличие к преданным Господа считаются оскорбителями лотосных стооп Вишну. Подобным образом, те, кто непочтительно относятся к полубогам, лишатсяч преданного служения и будут вынуждены продолжать вращаться в цикле самсары. Полубогам всегда следует оказывать почтение, так как они преданные Верховной Личности Бога. Если кто-то завидует полубогам, считается, что он завидует Верховной Личности Бога. Подобным образом, тот, кто выражает искреннее почтение полубогам, считается уважительно относящимся к воле Верховного Господа. Вайшнав не считает по-глупости, что существует много богов. Он знает, что есть одна Верховная Личность Бога. Но как много раз говорилось в Шримад Бхагаватам, у Господа есть миссия в этом материальном мире, заключающаяся в том, чтобы при помощи жестоких законов природы исправить обусловленные живые существа. В миссии Господа в этом мире полубоги считаются частями тела Гооспода. В Бхагавад-гите (7.20) говорится: «Те, чей разум похищенр материальынми желаниями, вручают себя полубогам и следуют определенным правилам и предписаниям поклонения, соответствующим их собственной природе». Но есть много примеров преданных, которые поклонялись полубогам, чтобы получить благсловения на служение Господу Кришне. Гопи поклонялись полубогам, чтобы обрести Кришну, и подобным образом Рукминидеви, в день своей свадьбы, совершала подобное поклонение полубогам, единственной целью которого был Кришна. Даже сегодня проповедники движения сознания Кришны культивируют важных людей со всей учтивостью и дипломатией, чтобы такие богаые или влиятельные люди занимали свои ресурсы в преданном служении Кришны, чтобы прославлять Кришну по всему миру. Подобным образом, оказывание всего почтения полубогам, чтобы они предоставляли возможности для преданного служения Кришне не противоречит принципам бхакти, хотя сейчас подобное поклонение полубогам также пришло в упадок. Поэтому Чайтанья Махапрабху рекомендовал харинама санкиртану, воспевание святых имен Кришны, как единственный реалистичный метод для этой эпохи. Тем не менее, преданный Господа не должен ложно толковать предостережения Бхагавад-гиты против поклонения полубогам как позволение оскорблять полубогов, являющихся авторитетными вайшнавами.

Шрила Мадхвачарья замечает: «Все полубоги считают своим врагом того, кто не поклоняется Вишну. И Господь и полубоги низвергают такого человека в темнейшие районы ада». Это утверждение Мадхвачарьи проливает нам свет на внутренний духовный мир полубогов. Говорится, что достигая высшего уровня освобождения, уттама-адхикари, самый возвышенный преданный Господа, наслаждается трансценденым блаженством в непосредственном общении с Верховным Господом и полубогами.

Согласно Шриле Дживе Госвами, поскольку каништха-адхикари, который не может с должным почтением относиться к преданным, несомненно не сможет уважительно отнситься к обыкновенным живым существам, которые даже не являются преданными, каништха-адхикари будет оставаться бесполезным для практической проповеднической деятельности, пока не поднимется до более высокого уровня понимания. Шрила Джива Госвами говорит, что поскольку вера каништха-адхикари не основывается в действительности на утверждениях Ведических произведений, он не может понять возвышенного положения Верховной Личности Бога в сердце каждого. Поэтому он не может в действительности проявлять любовь к Богу, также как не может он понять возвышенное положение преданных Господа. Кришна настолько славен, что его близкие спутники также должны также быть славны. Но это неизвестно каништха-адхикари. Подобным образом, существенная характеристика вайшнава, состоящая в том, чтобы оказывать должное почтение другим, также блистает своим отсутствием в каништха-адхикари. Однако если такой человек имеет веру в ведические произведения и старается понять утверждения Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, он постепенно поднимется до уровня преданного служения второго и первого класса.

Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, каништха-адхикари должен очень серьезно заниматься регламентированным поклонением Божествам. Божества – это особое воплощение Верховной Личности Бога. Господь Кришна может предстать перед поклоняющимся в пяти различных проявл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.146.12 (0.012 с.)