Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип ученической преемственности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одно из важных качеств духовного учителя заключается в том, что он сам должен быть преданным слугой своего гуру. В действительности, проповедовать послание Кришны, и, в частности, на каком-то этапе принимать учеников – это то, как мы можем в какой-то мере отплатить долг перед своим духовным учителем за тот бесценный дар сознания Кришны, который он нам дает. Кришна дает это понимание со временем. Именно это является основным фактором, который побуждает преданного брать на себя обязанности гуру. Гуру духовного учителя именуется парам-гуру. У него, в свою очередь, также есть свой духовный учитель, и так образуется целая цепь, или скорее дерево ученической преемственности (парампары), корнем которого является Сам Кришна. (В отличие от материальных деревьев, это дерево растет "вверх-ногами" или "вверх-корнями") Таким образом духовное знание нисходит непосредственно от Кришны и передается сверху вниз. Духовные учителя обладают необходимой реализацией, чтобы объяснять послание Господа в соответствии с местом, временем и личностью ученика. Это позволяет передавать плод Ведического знания в целости и сохранности. Шрила Прабхупада приводит аналогию, что если спелый плод сбросить с верхушки дерева, он разобьется. Но если плод будут бережно передавать из рук в руки люди, сидящие на разных его ветвях, то он достигнет поверхности земли целым и невредимым. Иногда, под влиянием стихий материальной природы, та или иная цепь ученической преемственности прерывается, и тогда Кришна нисходит Сам или посылает Своих уполномоченных представителей, чтобы возобновить ее. Так, например, произошло пять тысяч лет назад, когда парампара, по которой передавалось знание Бхагавад-гиты среди царских династий, оказалась прерванной. Тогда Кришна лично вынужден был еще раз поведать Бхагавад-гиту Арджуне на поле битвы Курукшетра. Наиболее мощные ветви дерева ученической преемственности называют сампрадаями. Изначально существуют четыре основные сампрадаи, берущие начало непосредственно от Кришны: Брахма, Шри (Лакшми), Рудра (Шива) и Кумара- сампрадаи. В сравнительно недавнее время (800-1000 лет назад) великими ачарьями, записавшими на общее благо учения этих сампрадай, стали соответственно Мадхва, Рамануджа, Вишнусвами и Нимбарка. В Писаниях утверждается, что знание или мантра, которые не получены в одной из этих авторитетных сампрадай, не имеют духовной силы. Здесь необходимо заметить, что главным фактором принадлежности к сампрадайе или цепи ученической преемственности является не столько дикша, или формальное посвящение, сколько шикша, или учение сампрадайи. Как правило, они совпадают, хотя иногда встречаются исключения. Но даже в этом случае, духовное знание должно быть получено от живого, присутствующего в теле, гуру. Никто не может утверждать, что является учеником, например, Мадхвачарьи непосредственно. Даже Сам Господь Кришна, Господь Рамачандра и Господь Чайтанья и Их вечные спутники, принимали прибежище лотосных стоп духовного учителя. Суть преданного служения – в личностных взаимоотношениях, основанных на чистой любви и преданности. Поэтому до тех пор, пока мы находимся в этом мире, мы занимаем свое сердце служением святым именам Радхи и Кришны под руководством духовного учителя, а свое тело и чувства – личному служению этому возвышенному преданному и его миссии распространения славы святого имени по всему миру, миссии, которая передается по цепи ученической преемственности. Отклонение от этого принципа означает выход за границы царства чистого преданного служения. Шикша - и Дикша -Гуру Чайтья-гуру Как Духовный Учитель, Кришна проявляет Себя в нескольких формах. Во-первых Он действует как чайтья-гуру, или духовный учитель в сердце. В этой роли Он всегда дает наставления наставления, имеющие конечной целью вернуть Его назад домой к Богу. И чем чище мы, тем лучше мы их слышим. Вартма-прадаршака-гуру Во-вторых, он проявляет себя как шикша-гуру, или наставляющий духовный учитель. У нас может быть множество шикша-гуру. Преданный, который в этой жизни вперые знакомит нас с сознанием Кришны, именуется вартма-прадаршака-гуру (гуру, указывающим путь). Это может быть преданный, давший нам книги Шрилы Прабухпады, или Кришна-прасад, или "втянувший" нас в сознание Кришны каким-то другим образом. Примечательна в этой связи история о Билвамангале Тхакуре, великом преданном Кришны. В молодости Билвамангала Тхакур был мирским человеком. Более того, он был безумно привящан к проститутке по имени Чинтамани. Он не иог и дня провести без встречи с ней. Однажды вечером разразилась ужасная гроза. Дождь лил как из ведра, ураганный ветер с корнем вырывал деревья, каждое мнговение блистали молнии и грохотали раскаты грома. Но ничто не могло остановить решимости Билвамангалы увидеться со своей подругой. По дороге к дому Чинтамани ему необходимо было пересечь реку. Если в обычное время это можно было легко сделать вброд, то из-за дождя река поднялась, и ее рельеф покрыли устрашающие волны и водовороты. Билвамангала увидел у берега какое-то бревно. Он схватился за него и поплыл на тот берег. И лишь спустя какое-то время до него дошло, что это никакое не бревно, а человеческий труп. Так или иначе, он переплыл через реку. Затем он подошел к дому Чинтамани и начал стучаться в дверь. Но его стук терялся в раскатах грома. Тогда он увидел свисающую с крыши веревку, свхатился за нее, и начал карабкаться наверх. Эта "веревка" тоже оказалась не веревкой, а огромной водяной змеей, но каким-то чудом Билвамангала избежал смертоносного укуса, и через крышу смог проникнуть в дом Чинтамани. Увидев его, Чинтамани была потрясена до глубины души. Она сказала ему: "Если бы такую же самую привязанность ты испытывал не к моему бренному телу, а Верховному Господу Кришне, ты достиг бы совершенства в жизни!" Эти слова стали поворотными для Билвамангалы. Он порвал со своей прежней жизнью и отправился во Вриндаван, где смог действительно лично встретить Кришну и провести остаток своих дней в общении с этим очаровательным мальчиком-пастушком. Так Чинтамани стала вартма-прадаршака-гуру Шрилы Билвамангала Тхакура, и его произведениях начинаются с того, что он приносит ей свои почтительные поклоны, наряду с духовным учителем, давшим ему посвящение. Шикша-гуру Затем, по ходу практики преданного служения мы будем получать наставления от разных Вайшнавов. Все они являются нашими шикша-гуру. Более того, мы можем учиться сознанию Кришны и у непреданных, и у животных, и у неживой природы. Атмаван-манйате джагат – каждый смотрит на мир свозь призму своего ума. Ум преданного всегда занят мыслями о Кришне и преданном служении, поэтому он отовсюду будет извлекать уроки в сознании Кришны. Здесь следует отметить, что принимая советы от других, мы должны быть осторожными и убедиться, что они соответствуют наставлениям духовного учителя, Шрилы Прабхупады и священных писаний. Не все совершенны, и даже из самых лучших побужений нас могут направить по неверному пути. Нам могут давать различные советы, но ответственность за их принятие лежит на нас, и плоды своих решений будем пожинать мы сами.Точно так же следует относиться и к наставлениям, которые мы иногда можем поулчать во сне. Кришна предоставил нам сбалансированную систему авторитета: гуру, садху, шастры, – и мы должны пользоваться ей. Сампрадая-ачарья Среди всех наставляющих духовных учителей особое место занимает сампрадая-ачарья, основатель сампрадайи, который является главным шикша-гуру для всех поколений преданных в данной ветви дерева ученической преемственности. Время от времени Кришна хочет дать новый толчок процессу распространения Своего учения, и тогда он посылает своих особо уполномоченных близких спутников с этой миссией. Такие Вайшнавы закладывают принципы будущей сампрадайи, адаптируя учение в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Кроме этого, Кришна проявляет через их учения аспектц духовной реализации, которые были непроявлеными или неявными в течение уже длительного периода времени. Например, в священных писаниях Абсолютная Истина описывается и как безличная, и как Трансцендентная личность, но в течение долгого времени это понимание было утрачено, и восторжествовало лишь с приходом Шри Рамануджи и Мадхвачарьи. Точно так же сампрадая-ачарьей был Сам Господь Чайтанья, или Рупа Госвами, которого Он уполномочил сформулировать учение нашей сампрадаи. Такое же место сампрадая-ачарьи занимает Его Божественная Милость Абхай Чаранаравиндам Бхактиведанта Свами Прабхупада, Основатель-ачарья Международного Общества Сознания Кришны. Его вклад можно описывать бесконечно, но сейчас лишь упомянем в свете вышесказанного, что он: 1) Изложил учение Господа Чайтаньи в форме, наиболее приемлимой для практики в условиях современного Западного мира 2) Утвердил проповедь славы святого имени, как наивысшую форму преданного служения – как на уровне практики, так и на уровне совершенства. Эти принципы не являются какими-то принципиально новыми. Они являются неотъемлимой частью учения Господа Чайтаньи (йукта-вайрагья и санкиртана, соответственно). Во времена Господа Чайтаньи они доминировали в Движении Санкиртаны. Однако со временем эти акценты немного угасли, и, следуя наставлениям Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, Шрила Прабхупада вновь утвердил их. Итак Шрила Прабхупада является главным шикша-гуру для всех поколений преданных ИСККОН на протяжении десяти тысяч лет. Любой преданный может приниматься как наставляющий или инциирующий духовный учитель только лишь в том случае, если его учение неотлично от учения сампрадая-ачарьи. Фунция гуру в ИСККОН – привести ученика к лотосным стопам Шрилы Прабхупады, который дает ему освобождение и приводит к лотосным стопам Шри Шри Радхи и Кришны. То есть все гуру лишь помогают сампрадая-ачарье в его миссии. Дикша-гуру Общаясь с преданными и получая наставления от них, мы принимаем одного из них в качестве своего инициирующего духовного учителя или дикша-гуру. Дикша-гуру "представляет" искреннего ученика святому имени (дает ему посвящение в святое имя), принимает на себя все последствия нашей кармы, и берет обязательства привести его назад домой к Богу (через сампрадая-ачарью и парампару). Шикша-гуру может быть много, но дикша-гуру бывает только один. Как правило, дикша-гуру, в дальнейшем является и основным шикша-гуру. В любом случае, после инициации ко всем шикша-гуру ученик должен относиться как к представителям дикша-гуру и принимать их наставления в той мере, в которой они согласуются с наставлениями дикша-гуру. Это и естественно: поскольку среди всех гуру дикша-гуру берет на себя самую большую ответственность, обязанности ученика по отношению к нему являются самыми главными. Поэтому за исключением оговоренных случаев, когда мы будем говорить о гуру, мы будем подразумевать дикша-гуру. Наша Сампрадая Первым в сампрадайе, к которой принадлежит ИСККОН, стоит, естественно, Кришна. Вслед за ним идет Господь Брахма. В Брахма-самхите описывается как на заре творения Господь Брахма после длительной аскезы в преданном служении услышал звук флейты Кришны, которая проявилась как гаятри-мантра. Таким образом Господь Брахма получил сразу и первое и второе посвящение в поклонение Шри Шри Радхе-Кришне. Вслед за Брахмой идет Нарада Муни, который, в свою очередь был духовным учителем Шрилы Вьясадевы. История о том, как Вьясадева получил наставления от Нарады Муни написать Шримад Бхагаватам можно найти в Первой Песне. Хотя у Вьясадевы было множество учеников, тем не менее наша цепь ученической преемственности делает прыжок через несколько тысячелетий от Вьясадевы к Мадхвачарье. Говорят, что Шрила Вьясадева до сих пор живет в Гималаях, где-то в Бадарикашраме, где, невидимый для обыкновенных людей, в окружении других великих мудрецов обсуждает нектарные игры Господа. В биографиях Шрипады Мадхвачарьи, выдающийся Вайшнавского ачарьи, жившего в XIII веке н.э., описывается его паломничество в Бадарикашрам, где ему удалось увидиться с Вьясой. К тому времени Мадхвачарья уже имел официальное посвящение от Вайшнава- гуру, стоящего в авторитетной цепи ученической преемственности. Но в страхе перед широко распространенными в то время вначале буддизмом, а затем маявадой Шанкарачарьи, знание о том, что Кришна – Верховная Личность Бога, в течение сорока поколений передавалось под строжайшим секретом, и внешне преданные вынуждены были вести себя как маявади. Таким образом Вьясадева стал шикша-гуру Мадхвачарьи, дав ему наставления по написанию коментария к Бхагавад-гите, который должен был полностью опровергнуть порочную логику маявады и восстановить торжество Вайшнавизма. После Мадхвачарьи его учение передавалось уже по цепи восстановленной им парампары на протяжении многих поколений. И очередной поворотной точкой стал Шрила Мадхавендра Пури, "духовный дедушка" Господа Чайтаньи. К тому времени под влиянием века Кали в сампрадае Мадхвачарьи стали популярными каствовые предрассудки. К тому же в ней главным образом культивировалось поклонение Господу в Его четырехрукой форме Нараяны. Через Мадхавендру Пури же Господь Чайтанья вновь проявил принципы чистого преданного служения Шри Шри Радхе и Кришне, таким образом проложив путь предстоящему движению Санкиртаны. Некоторые эпизоды из удивительной жизни Мадхавендры Пури описываются в Шри Чайтанья-чаритамрите и Чайтанья-бхагавате. За Мадхавендрой Пури следует Шри Ишвара Пури, а затем Сам Господь Чайтанья Махапрабху. Шрила Рупа Госвами стал учеником Господа Чайтаньи, и в свою очередь, дал посвящение Шри Дживе Госвами. Затем в цепи ученической преемственности стоит имя Нароттама даса Тхакура. Его инициирующим духовным учителем был Локанатх дас Госвами, но после посвящения он передал его под опеку Рупы Госвами, который обучал Дживу Госвами премудрости преданного служения. Таким образом эта связь – это связь- шикша. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, чье имя мы видем в нашей парампаре, пришел в четвером поколении после Нароттама даса Тхакура, которого он принимал своим шикша-гуру. Его шикша- учеником был Шри Баладева Видьябхушана, который изначально принадлежал к Мадхва-сампрадайе, и затем принял посвящение от одного из последователей Господа Чайтаньи. Через два поколения в парампаре пришел Шрила Джаганнатха даса Бабаджи. Шрила Бхактивинода Тхакур, хотя и получил посвящение у другого преданного, впоследствие отвергнул его, поскольку тот отошел от принципов чистого преданного служения. Своим шикша-гуру Бхактивинода Тхакур принял Шрилу Джаганнатха даса Бабаджи. Шикша -учеником Бхактивинода Тхакура является Шрила Гауракишора даса Бабаджи (который был, в свою очередь " дикша -внуком" Джаганнатхи даса Бабаджи). Затем идет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, Шрила Прабхупада и гуру -ИСККОН. Мы привели здесь описание нашей парампары лишь вкратце – главным образом, чтобы показать характер ее основных звеньев. Нам еще предстоит замечательная возможность насладиться нектаром деяний этих возвышенных Вайшнавов в разделе "История Движения Санкиртаны". Подводя итог, духовный учитель должен быть чистым преданным, обладающим знанием священных писаний и практической реализацией. Он должен стоять в цепи ученической преемственности и передавать знание науки преданного служения без добавлений и искажений, таким как получил его в парампаре. Он должен быть смиренным слугой своего духовного учителя, и подавать идеальный пример. Это относится как к дикша-гуру, инициирующему духовному учителю, так и шикша-гуру, наставляющим духовным учителям. В этой связи стоит отметить, что каждого из преданных, и Вас, дорогой читатель, также, Кришна будет помещать в ситуации, где Вам придется выступать в роли шикша-гуру (а может быть когда-нибудь и дикша-гуру). То есть Вам придется проповедовать или давать наставления другим людям: родным или близким, знакомым и незнакомым, преданным и непреданным. Все перечисленные требования тогда будут применимы к Вам. В такие моменты приходится в очередной раз пересматривать свою систему ценностей, вычищая из нее все, отличное от принципов беспримесного преданного служения. Кришна возлагает на нас обязанность передавать знание, полученное от Шрилы Прабхупады и духовного учителя таким, как оно есть. Там, где имеются собственные реализации, ими стоит поделиться, а там, где нет – просто сослаться на Шрилу Прабухпаду. Нам приходится ощутить себя просто пылинкой у лотосных стоп духовного учителя или Шрилы Прабхупады. И, представляя Кришну, нам ничего не остается, как подавать идеальный пример Вайшнавского поведения: "быть смиреннее, чем солома на улице, терпеливее дерева и быть готовым оказать почтение другим, не требуя почтения к себе". Наконец, последнее: для того чтобы другие восприняли Ваши наставления, они должны относиться к Вам как духовному учителю – задавая вопросы смиренно и с искренним желанием узнать. В противном случае Вам остается лишь учить собственным примером и поведением. Задание 72. Что означает утверждение, что отношения между гуру и учеником являются вечными? Задание 73. Почему Господа Нитьянанду называют изначальным Духовным Учителем? Задание 74. Каковы обязанности духовного учителя? Задание 75. Каковы основные качества духовного учителя? Задание 76. Представьте, что духовный учитель (Шрила Прабхупада) попросил Вас заменить его в этой роли на один час. Напишите небольшое (5-6 абзацев) сочинение на тему "Как я был духовным учителем". Задание 77. В чем заключается принцип гуру-парампары? Задание 78. Объясните, кто такие чайтья-гуру, шикша-гуру, дикша-гуру, вартма-прадаршака-гуру и сампрадая-ачарья. Задание 79. Поделитесь своим личным позитивным и негативным опытом в роли шикша-гуру. Принятие духовного учителя
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.21.3 (0.009 с.) |