Почему правовые средства придают праву социальную ценность? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему правовые средства придают праву социальную ценность?



Оно выступает прежде всего в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости. Здесь в большей степени право характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей.

Под правовыми средствами понимают «юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижение своих целей (интересов)».

В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей. Цели могут быть различными, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п.

Особенности правовых средств: 1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; 2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов; 3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством. Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Поэтому правовые средства придают социальную ценность праву.

 

 

Стр. 101(22. 9).

Общественные отношения в сфере правового регулирования

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Во вторую группу входят отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Стр. 103(22. 10).

Осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Осуществляют обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.

Осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Стр. 103(22. 11).

К деятельности органов государственной власти общедозволительный тип регулирования применим быть не может, так как это создало бы возможности для злоупотреблений различного рода, привело бы к вседозволенности и, в итоге, к безвластию.

Стр. 103(22. 12).

По форме выражения дозволения также бывают прямыми и косвенными.

Прямые дозволения — те, в которых разрешения выражены открыто. Так, п. 1 ст. 41 СК РФ предоставляет возможность заключить брачный договор как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

Косвенные дозволения — предписания, содержание которых свидетельствует о возможности определенного поведения.

Стр. 105 (22. 13).

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации.

Стр. 105 (22. 14).

1)совершенствование правотворчества, в процессе которого нормы права должны быть наиболее согласованными с общественными закономерностями, в рамках которых они будут действовать;

2)усиление юридической гарантированности правовых средств, действующих в системе механизма правового регулирования;

3)совершенствование правоприменительной деятельности уполномоченных на то государственных и иных органов;

4)повышение уровня правосознания и правовой культуры субъектов права;

5)оптимизация процесса правового стимулирования правомерной, инициативной, социально-полезной деятельности индивидов и организаций.

Стр. 105 (22. 15).

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.

Стр. 116 (24.1).

Потребность, интерес, идея, мотив, действие, задачи, цель.

Стр. 116 (24.2).

Отличия правовой идеологии от правовой психологии

Первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Стр. 116 (24.3).

Особенности правосознания

1) является одной из форм общественного правосознания;

2) в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества;

3) носителями элементов правосознания являются различные субъекты права;

4) осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий: законность, правомерность, ответственность, правоотношение и другие;

5) в отдельные периоды развития общества является формой права;

6) ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях.

Стр. 118 (24.4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.007 с.)