Учет основных средств, материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет основных средств, материалов



 

Для целей бухгалтерского учета к основным средствам относятся активы организации:

• имеющие материально-вещественную форму;

• используемые в течение срока службы продолжительностью свыше 12 месяцев;

• стоимость единицы которых на момент приобретения превышает величину, определяемую Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке.

На балансе общества с дополнительной ответственностью «АнЛайн Маркет» имеются следующие основные средства:

1. Автомобиль Ивеко 35С15 – стоимость приобретения с учетом НДС 225 000 000 (Двести двадцать пять миллионов) белорусских рублей;

2. Здание мебельного магазина – стоимость приобретения с учетом НДС 211 380 000 (Двести одиннадцать миллионов триста восемьдесят тысяч) белорусских рублей;

3. Прицеп автомобильный SARIS - стоимость приобретения с учетом НДС 41 500 000 (Сорок один миллион пятьсот тысяч) белорусских рублей;

4. Автомобиль Лексус - стоимость приобретения с учетом НДС 336 000 000 (Триста тридцать шесть миллионов) белорусских рублей.

Для учета основных средств общество использует счет 01 «Основные средства», активный, на нем отражается информация о наличии и движении принадлежащих на правах собственности основных средств. По дебету счета отражается остаток основных средств на начало отчетного периода, их поступление, увеличение стоимости (при переоценке), а по кредиту — выбытие. К счету 01 «Основные средства» открываются субсчета.

Независимо от вида поступления принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их балансовой стоимости при доставке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» (соответствующие субсчета) и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Если вместе с приобретенными машинами поступают в комплекте запасные части и инструмент, то их оприходуют в дебет счета 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части» и кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств (при строительстве и сооружении основных средств подрядным способом), отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в суммах, указанных в первичных документах, за вычетом налога на добавленную стоимость, в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах (актах выполненных работ), отражаются по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым товарам, работам, услугам», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В целях приведения балансовой стоимости основных фондов в соответствии со складывающимся уровнем цен, создания экономически обоснованных условий для воспроизводства основных средств и осуществления инвестиционной деятельности во всех организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности проводится переоценка основных средств. Изменение первоначальной стоимости основных средств переоценке (дооценке) отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный фонд». При уценке основных средств составляется обратная бухгалтерская проводка: дебет счета 83 «Добавочный фонд», кредит счета 01 «Основные средства». [2]

Разница между суммой амортизации, рассчитанной по результатам переоценки, и суммой амортизации, числившейся в учете до ее проведения, отражается по кредиту (в случае превышения) или дебету (в случае уменьшения) счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с дебетом (кредитом) счета 83 «Добавочный фонд».

ОДО «АнЛайн Маркет» использует линейный способ начисления амортизации. Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении амортизации в течение нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и нормативного срока его службы либо срока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизационных отчислений. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает моральный износ и необходимость увеличения затрат на ремонт амортизируемых объектов в последние годы службы. Для отражения движения амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств предназначен регулирующий пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». По кредиту данного счета отражается начисление сумм амортизации, а по дебету – списание. Сумма начисленной амортизации по объектам основных средств в обществе отражается по дебету счета 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств». При списании начисленной амортизации объектов основных средств при их продаже, безвозмездной передаче или частичной ликвидации составляют бухгалтерскую запись:

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»

Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет 11 «Выбытие основных средств».

Для обеспечения действительности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ОДО «АнЛайн Маркет» проводит инвентаризацию основных средств:

- здание – один раз в два года не позднее 1 ноября, в соответствии с приказом руководителя;

- автомобили – один раз в год не позднее 1 ноября, в соответствии с приказом руководителя;

- прицеп - один раз в год не позднее 1 ноября, в соответствии с приказом руководителя.

В целях устранения и минимизации ошибок, связанных с учетом и проведением инвентаризации, до начала инвентаризации проверяется:

1. Наличие и состояние инвентарной книги. В инвентарной книге должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного пользования, способ начисления амортизации, индивидуальная характеристика объекта. Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств присваивается отдельный инвентарный номер. Присвоенный номер должен быть на нем обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесением краской или иным способом.

2. Наличие и состояние технических паспортов. При инвентаризации здания необходимо проверить наличие правильно оформленных документов на земельный участок.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия обязана включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Неточности записей по объекту необходимо отразить в протоколе. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а одна определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных эле-ментов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отразить в описи фактическую стоимость объекта. Одновременно в протоколе комиссия должна указать виновные в этом лиц и причины, по которым изменения не были отражены в учётных регистрах. Транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия – изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения общества (автомашины) инвентаризируются до момента временного их выбытия. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и др.). Результаты работы инвентаризационной комиссии оформляются протоколом подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации излишки основных средств, в соответствии с решением руководителя, приходуются на баланс общества по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, в учете они отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», субсчет 1 «Внереализационные доходы». Недостача или порча основных средств относится за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи или порчи в соответствии с решением руководителя общества списываются на финансовые результаты. При выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи составляют бухгалтерские проводки:

Дебет счета 01 «Основные средства», субсчет 11 «Выбытие основных средств»;

Кредит счета 01 «Основные средства» – на сумму списания первоначальной (восстановительной) стоимости;

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», субсчет 1 «Амортизация собственных основных средств»;

Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет 11 «Выбытие основных средств» – на сумму списания начисленной амортизации;

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет 11 «Выбытие основных средств» – на сумму остаточной стоимости недостачи объекта основных средств.

В ОДО «АнЛайн Маркет» синтетический учет материалов ведется на счете 10 «Материалы». Счет активный, характеризует состав средств общества. На счете 10 ведется учет поступления на складе и другие места хранения, расходования и запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, конструкций и деталей, запасных частей, а также обмена фонда узлов и агрегатов для ремонта транспортных средств. На счете учитывают автомобильные шины, тара и тарные материалы, все виды топлива и смазочные материалы. Общество использует автомобили своих сотрудников по договорам безвозмездного пользования, при котором транспорт остается в распоряжении работников. Автомобильное топливо в баках автомобилей и других емкостях на эксплуатируемом транспорте учитывается на отдельном субсчете за водителями и списываются на издержки по мере предъявления определенных документов (путевых листов). Остатки ценностей и приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск – по кредиту в суммах фактической себестоимости. Материальные ценности поступают на склад от поставщиков, подотчетных лиц. Приобретение материалов отражается в учете по дебету счетов 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других. Материальные ценности в пути, оплаченные, но не поступившие на предприятие, характеризуют на данном подходе к счету сальдо по дебету счета 60. Материальные ценности, в пути не неоплаченные, не отражаются при данном варианте учета в синтетическом учете. Операции по движению материальных ценностей оформляются унифицированными первичными документами по учету материалов. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы. Одним из документов по учету материальных ценностей является доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) - применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией (Приложение 5). Оприходование материальных ценностей оформляться на основании товарно-транспортной накладной поставщика. При продаже материальных ценностей на основании заключенных договоров оформляются счета-фактуры и накладные, выписываемые продавцом. Списание материальных ценностей, пришедших в негодность, оформляется специально созданной комиссией с составлением акта на списание, который утверждается директором. При этом списание в пределах норм естественной убыли относится на затраты общества, а сверх норм – за счет виновных лиц. В случае невозможности отнесения недостачи для взыскания на виновных лиц она списывается на убытки общества.

В настоящее время для отнесения бланка документа (кроме бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты) к бланкам строгой отчетности необходимо, чтобы он имел или идентификационный номер, нанесенный на него при изготовлении, или элементы защиты от подделки, или то и другое одновременно. ОДО «АнЛайн Маркет» используются следующие бланки строгой отчетности:

- товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1;

- товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей типовой формы ТН-2.

Бланки строгой отчетности являются первичными учетными документами, входящими в зону повышенного внимания и ответственности. Как правило, использование бланков строгой отчетности связано с движением денежных средств или товаров и влияет на выручку организации, а значит, и на сумму налогов. Причем это такие документы, которые приобретают силу первичного учетного документа после их заполнения. Своевременное и качественное оформление бланков строгой отчетности обеспечение достоверности содержащихся в них данных, передача их в установленные сроки для отражения в учете. Обнаруженные брак, порча, утрата, хищение бланков проверяются комиссией, создаваемой директором общества, не позднее 3 дней со дня обнаружения. По результатам проверки составляется акт списания бланков первичных учетных документов по специальной форме, который утверждается директором. Испорченные при заполнении бланки первичных учетных документов не включаются в акт списания бланков первичных учетных документов и должны сохраняться с составленным на них реестром. Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности ведется обществом в стоимостном и количественном выражении на счете 10 "Материалы". Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и местам их хранения (материально ответственным лицам) на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Поступление бланков строгой отчетности отражается следующими бухгалтерскими записями: по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в оценке по фактически произведенным затратам на их приобретение; одновременно поступление бланков конкретных серий и номеров отражается по приходу на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" по номинальной стоимости или условной оценке. Списание бланков строгой отчетности с подотчета материально ответственных лиц (списание конкретных серий и номеров бланков) отражается по расходу забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности". Выдача бланков строгой отчетности отражается по дебету счета 44 "Расходы на реализацию" и кредиту счета 10 "Материалы". Списание с учета испорченных и аннулированных бланков строгой отчетности по причине сбоя в работе программных продуктов и оргтехники, отказа клиентов от покупки товара, неправильно представленных данных для заполнения бланка, а также различных чрезвычайных обстоятельств отражается по дебету счета 92 "Внереализационные доходы и расходы" и кредиту счета 10 "Материалы". Одновременно списание конкретных серий и номеров бланков - по расходу забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности".

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ОДО «АнЛайн Маркет» проводит инвентаризацию товарно-материальных ценностей (ТМЦ), в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка ТМЦ. Инвентаризация является основным методом фактического контроля. В обществе проводятся плановые инвентаризации в соответствии с планом работы бухгалтерии. Внеплановые инвентаризации могут проводиться по требованию контролирующих, правоохранительных и судебных органов. Порядок проведения инвентаризации определяется директором общества. Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В обществе в состав инвентаризационной комиссии директор, главный бухгалтер и заведующая складом. До начала проверки фактического наличия ТМЦ инвентаризационная комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении ТМЦ. Перед началом проверки фактического наличия имущества материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Сведения о фактическом наличии ТМЦ записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах. В ОДО «АнЛайн Маркет» инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках ТМЦ, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

- излишки имущества в соответствии с решением директора приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится на финансовые результаты;

- недостача имущества или его порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением директора списывается на себестоимость продукции;

- недостача имущества, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и соответствии с решением директора общества покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, убытки от недостачи имущества или его порчи в соответствии с решением директора списываются на финансовые результаты. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение директору общества, который принимает окончательное решение о зачете. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.154.197 (0.025 с.)