Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 48. Проблемы национально-территориальной автономии в России. Автономная область, автономный округ как субъект Российской Федерации.

Поиск

(Авакьян)

Под национально-территориальной автономией понимают создание этносом (нацией, народностью), проживающим на территории своего традиционного обитания, собственного национально-государственного образования. Территория, то есть область проживания, в данном случае решающий фактор – отсюда часто национально-территориальную автономию называют также и областной автономией. Конкретные автономные единицы могут по-разному называться, в нашей стране возникли такие наименования, как автономная республика, автономная область, автономный (ранее – национальный) округ. Национальная «окраска» соответствующей единицы отражается в названии – оно связано с именем этноса (или этносов), для которого (которых) создано это образование. Но национально-территориальная единица должна стать средством не для возвеличивания интересов этноса, их приоритета перед лицами другой национальности, проживающими на той же территории, а для необходимого учета национальных интересов в промышленной, образовательной, культурной, духовной и других направлениях региональной политики на данной территории. Все граждане государства, проживающие на территории автономии, образуют ее население, народ, автономное образование выражает интересы всех, независимо от национальной принадлежности; но вместе с тем оно выражает и интересы соответствующего этноса.

В немалой степени создание автономной единицы предполагает и проведение соответствующей общегосударственной политики в целях учета специфических, подчас сложных интересов этноса и территории. Для национально-территориальной единицы предусматриваются, наряду с этим, и различные варианты представительства в общегосударственных органах, а также запрашивание заключений и мнений органов власти единицы по проектам общегосударственных законов, а порой и других актов. Автономная единица называется не только национально-территориальным, но и национально-государственным образованием по той причине, что она чем-то похожа на государство, отсюда и выражение «государствоподобное» образование. По степени «приближенности» к государству выделяют два вида (или уровня) национально-территориальных автономий: политическую автономию (это республика – своеобразное государство, не похожее на «настоящие» государства тем, что не обладает государственным суверенитетом, но имеет некоторые внешние атрибуты государства – конституцию, законодательство, высшие органы власти, кроме того, напрямую входит в состав «большого» государства); административную автономию (автономная область, автономный округ) – она ближе к обычным административно-территориальным единицам, к тому же может и входить в их состав.

Надо сказать, что не все так ясно в наши дни и с национально-территориальной (областной) автономией в Российской Федерации. Еще в бытность СССР, многие автономные республики претендовали на равный их статус с союзными республиками. На последнем этапе существования СССР это удалось сделать. Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации» зафиксировал, что субъектами СССР являются как союзные, так и автономные республики. Однако он отразил концепцию, по которой автономные республики, будучи республиками в составе СССР, одновременно входили в соответствующую союзную республику. Этот двойственный статус сразу породил проблемы. Для автономных республик внутри Российской Федерации указанное возвышение статуса отразилось в том, что из их наименования слово «автономная» было при реформе Конституции РФ 24 мая 1991 г. исключено, они стали просто республиками в составе РСФСР, затем – Российской Федерации. Таким образом, для этого вида национально-государственных единиц вопрос об их автономной природе был снят.

После объявления автономной области и автономных округов субъектами Российской Федерации стало непонятно, в чем же смысл национально-территориальной автономии в Российской Федерации. Есть основания утверждать, что реально национально-территориальной автономии на федеральном уровне не существует, а сохранившиеся наименования субъектов являются остатком от прежних времен, на который не стоит особо обращать внимание.

Сейчас взят курс на постепенное упразднение автономных округов путем их слияния (объединения) с соответствующими территориальными субъектами РФ в новые субъекты: на смену Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа пришел Пермский край, в 2007 г. вместо Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов образовался один субъект РФ – Красноярский край, вместо Камчатской области и Корякского автономного округа – Камчатский край. Думается, хотя формально это называется объединением, все-таки перестают существовать именно автономные единицы, а территориальные продолжают существовать, хотя и с добавлением нового слова «край» к их названию (а Красноярскому краю и такое добавление не потребовалось)

Таким образом, проблема автономии решается путем упразднения автономии. Опаснее другое: не отойдет ли на второй план задача представительства и защиты интересов тех малочисленных народов, которые проживают на территориях бывших и пока еще существующих автономных округов.

Автономная область и автономные округа. (Кутафин)

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ – национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края.

Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года автономные округа находились в составе краев или областей. Затем автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации – через край, область или непосредственно.

В составе РФ в качестве се субъектов находятся: Агинский Бурятский, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий РФ, решаются ими самими.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий

Билет 49. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.

Основные условия и процедура принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта устанавливаются Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 2005 года.

Принятие нового субъекта в состав РФ и образование на ее территории нового субъекта – не одно и то же.

Принятие – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, не связанная с принятием в состав РФ иностранного государства или его части, а чаще всего это создание новых субъектов путем объединения уже существующих на территории РФ.

Нормативные основы принятия состав РФ нового субъекта являются:

· Конституция РФ;

· Международные договоры РФ;

· ФКЗ «О принятии и образовании в составе РФ нового субъекта РФ»;

· ФКЗ-ны о принятии в РФ нового субъекта.

Принципы принятия и образования:

1. Добровольность;

2. Соблюдение государственных интересов, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина;

3. Учет исторически сложившихся хозяйственных и культурных связей субъектов РФ, их социально-экономических возможностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.007 с.)