Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, приемы, средства воспитания. Современные подходы к использованию методов воспитания.

Поиск

Методы воспитания - под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Классификация методов воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Под средствами воспитания понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе деятельности человек достигает заранее намеченной цели, учится практически преодолевать трудности, приобретает положительный опыт поведения и т. д. В процессе деятельности создаются благоприятные предпосылки для формирования моральных и волевых качеств личности. Однако в любом случае деятельность должна удовлетворять педагогическим требованиям.

Приемы воспитания — отдельное действие, напр-е на достижение цели (напр, создание эмоц настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание).

2 группы приемов:

Первая группа - коммуникативные приемы, то есть приемы общения педагога и учащихся.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса составляют педагогические концепции и принципы. Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности. К основным задачам новых методов воспитания можно отнести: Формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка; Воспитание нравственности и культуры; Формирование социальных ролей (гражданина, семьянина и т.д.); Развитие учебно-познавательных навыков; Формирование общечеловеческих ценностей; Развитие в соответствии с интересами и способностями.

18. Современные образовательные технологии. Их многообразие, проблемы использования.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Виды современных образовательных технологий

Проблемное обучение основано на создании в учебной деятельности различных проблемных ситуаций, что должно активировать самостоятельность учеников. В результате этого развиваются аналитические и творческие навыки и способности.
Разноуровневое обучение дает возможность педагогу помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным. Такая методика вызывает у более способных учеников желание глубже продвигаться в образовании, а остальные ученики испытывают учебный успех, что повышает мотивацию обучения.
Проектные методы обучения развивают творческий потенциал школьников, заставляют их более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы обучения дают возможность ученикам самостоятельно изучать интересующие их проблемы и предлагать способы из решения.
Суть группового обучения в том, чтобы во время преподавания нового предмета исходить из возможностей ученика, а не от требований учебной программы. При групповом обучении широко применяется психолого-педагогическая диагностика личности.
В старших классах используется лекционно-зачетная система. Она дает возможность школьникам подготовиться к обучению в вузе. Суть этой системы в том, чтобы давать знания единым блоком, а их контроль проводить по предварительной подготовке учеников.
Система инновационной оценки портфолио основана на формировании индивидуального учета успехов учащегося в качестве инструмента определения направления развития личности.

Информационно-коммуникационные технологии – это неограниченное обогащение знаний посредством использования компьютера и интернета.
Внедрение в систему образования новых методик и технологий вовсе не означает отмену традиционных методов преподавания. Инновации являются составной частью всего образовательного процесса.
Современными средствами обучения принято считать: 1. Электронные учебники, книги. 2. Интерактивные доски.

Но, несмотря на эффективность современных технологий, не стоит забывать о том, что проблемы в их использовании существуют в настоящее время такие как: проблема как работать с электронными устройствами, как задействовать его в педагогическом процессе. Поэтому учителям пришлось научиться работать совместно с применением современных технологий.

Наглядность без объяснения и рассмотрения материала приведет к низкому уровню усвоения, запоминания и воспроизведения темы.

Со стороны учеников использование готового материала не требует каких-то усилий. Конечно, же, здесь подразумевается проявление самостоятельности учеников в изучении материала, но отсутствует его практическое применение вследствие недопонимания и усвоения. Примером, данной ситуации может быть урок-презентация.

Самой главной проблемой в использовании технологии является отсутствие возможности развития мышления, поскольку современная техника продумывает, считает и применяет все необходимые мыслительные процессы, лишая этой задачи учеников.

Форма организации воспитания. Современные подходы к организации воспитательного процесса.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Воспитатель должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Классификация форм воспитательной работы(по Титовой):

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки такого типа форм — это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Современные подходы к организации воспитательного процесса.

Личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Интерактивный подход.

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Развивающее обучение.

Основу развивающего обучения составляет система научных понятий. Содержание обучения составляют элементы исторического опыта человечества. Учащиеся ими овладевают в процессе обучения. А дальше идет такая цепочка: этот опыт отражает способы действия, имеющие общие принципы их построения. В свою очередь эти принципы зафиксированы в научных понятиях. Знать и понимать их и овладеть ими — значит иметь возможность “находить эффективные способы решения… новых задач, выходить за пределы наличного опыта”. Следовательно, основу содержания обучения должна составлять система научных понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.008 с.)