Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: Д.Белл, О.Тоффлер. Понятие постиндустриального общества

Поиск

Техника и крупные технические и технологические сдвиги приводят к смене типа общества и типа культуры.

3 стадии в истории человечества:

1. Доиндустриальное общество: (период от первобытных до средневековья включительно)

Аграрная экономика, основной класс – крестьянство. Основные институты – церковь и армия. Сословная организация общества и опора на веру и традиции

2. Индустриальное общество: (XVII – сер XX вв)

Машинное производство. Основной класс – рабочий. Общий рынок, свободная торговля, равные политические свободы. Капитализм – это ранняя стадия индустриального общества, когда субъект управления и собственник – одно лицо. Индустриальное общество опирается на 3 независимые сферы – экономику, которая управляется эффективностью и рациональностью, политику, которая управляется принципом равенства, культуру, которая управляется принципом самореализации личности. Противоречия индустриального общества возникают из –за противоречий экономики и культуры.

3. Постиндустриальное общество: (сер ХХ - …)

Развитие и господство экономики услуг. Господство наукоемкого производства. Основной класс – научно-техническ. специалисты. Источник прибыли и политических решений – знания. Основные институты – университеты.

3 «волны» Тоффлера:

Аграрная, промышленная, информационная.

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмомТретья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом и покупателем стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

Признаки информационного общества – капитал и труд, как основа промышленной волны, сменяются знанием и информацией. Классы превращаются в информационные сообщества. Заводы и корпорации сменяются малыми экономическими формами и работой на дому.

Признаки промышленной волны – гигантизм, централизация, однообразие, экологический упадок

 

Общественный прогресс как философская проблема. Противоречивость общественного прогресса. Критерии развития культуры и цивилизации

Теория прогресса появляется в эпоху нового времени и характерна для теорий единого человечества.

Предпосылки теории прогресса (по С. Булгакову)

1. Человечество движется в некоторых заданных координатах к конечной цели

2. Наличие разумного плана истории, одновременно внур. для человечества и внешн. над человеческого

3. Предсказуемость истории (знание законов, объяснение програссивн развития человечества)

4. Проблема отдельного человека (его участие в прогрессе человечества)

Критерии прогресса:

-моральное развитие – история человечества это становление морально развитого, совершенствующегося человека

-права и свободы человека (Т. Гоббс)

-просвещение и образование (XVIII в Вольтер, Дидро)

-развитие свободы (Гегель, Маркс)

-Научно – техническое развитие (Тоффлер, Белл)

Глобальные – это те проблемы, которые затрагивают все человечество и должны быть решены всем человечеством. Проблемы: экология, терроризм, ядерная угроза, демографическая, проблема энергетического кризаса, проьлема сырьевого кризиса. Пути решения:-наличие единой политической воли;-финансово – налоговая политика;

-новые формы экономического хозяйства; -новая идеология;-отказ от антропоцентризма;-отказ от технократического подхода в природе как к источнику ресурсов;-отказ от экономики с искусственным культивированием потребностей;-отказ от современной западной системы ценностей


 

Список вопросов

1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.

2. Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения.

3. Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности.

4. Досократовский период развития античной философии.

5. Философское учение Сократа.

6. Философские учения Платона и Аристотеля.

7. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.

8. Средневековая философия: основные особенности. Патристика и схоластика.

9. Философия Нового времени. Рационализм (Р.Декарт) и эмпиризм (Ф.Бэкон).

10. И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Теория познания и этика Канта.

11. Основные черты философии Гегеля.

12. Особенности развития отечественной философии XVIII-XX веков.

13. Духовно-нравственные поиски русской философии конца Х1Х – начала ХХ века (Ф. Достоевский, Вл. Соловьев, Н.Бердяев)

14. Позитивизм и его разновидности.

15. Философия жизни: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

16. Экзистенциализм: Ж.-П.Сартр, А.Камю.

17. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Основные формы бытия. Бытие и существование.

18. Понятие материи. Современные научные представления о сущности, структуре и свойствах материального мира.

19. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

20. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.

21. Сознание как предмет философского исследования. Различные подходы к решению проблемы природы сознания.

22. Сознание как объективный феномен и субъективная реальность. Сущность и структура сознания.

23. Бессознательное как предмет философского исследования. Теории З.Фрейда, К.Г.Юнга.

24. Основные проблемы гносеологии. Чувственное и рациональное познание, их специфика и формы. Роль интуиции в познании.

25. Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Критерии истинного знания.

26. Особенности обыденно-практического, религиозного, художественного, научного и философского видов познавательной деятельности.

27. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.

28. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Эмпирические и теоретические методы научного познания, их взаимосвязь.

29. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики.

 


 

30. Общество как предмет философского анализа. Специфика и роль социально-философского знания.

31. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

32. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

33. Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.

34. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация.

35. Место и роль национальных культур и национальных отношений в современном мире. Этнические противоречия, их причины и способы преодоления.

36. Понятие политики и роль политических отношений в обществе. Понятие власти. Политическая система общества и ее элементы.

37. Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе. Формы государственного устройства.

38. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.

39. Происхождение, сущность и функции морали.

40. Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

41. Происхождение, сущность и функции религии.

42. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм и монотеизм, мировые и этнические религии. Роль религии в современном обществе. Сущность атеистического мировоззрения.

43. Сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.

44. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.

45. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Роль личности в истории.

46. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Свобода и необходимость.

47. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.

48. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций (О.Шпенглера, А.Тойнби).

49. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: Д.Белл, О.Тоффлер. Понятие постиндустриального общества.

50. Общественный прогресс как философская проблема. Противоречивость общественного прогресса. Критерии развития культуры и цивилизации.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.01 с.)