Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загрузочные и разгрузочные устройства.

Поиск

Шахтный транспорт (a. mine transport; н. Grubenforderung, Grubentransport; ф. transport de mine; и. transporte de minas) - комплекс сооружений и устройств, предназначенный для приёма и перемещения разл. грузов и людей на подземных горнодоб. предприятиях. Ha совр. шахтах в задачи Ш. т. входит формирование и реализация двух разнонаправленных (встречных) грузопотоков. Первый включает транспортирование людей, оборудования и др. грузов к очистным, подготовит. забоям и др. производств. участкам; второй - приём и транспортирование в обратном направлении до околоствольного двора (на шахтах, вскрытых вертикальными стволами) или до поверхности (вскрытых наклонными стволами и штольнями) п. и. из очистных забоев (или породы из подготовительных), доставки в том же направлении демонтир. оборудования, металлолома, др. вспомогат. грузов и людей. Ш. т. включает трансп. машины, трансп. коммуникации, вспомогат. оборудование (погрузочные, перегрузочные и разгрузочные пункты), средства автоматизации и диспетчеризации, a также техн. обслуживания и ремонта. B зависимости от места функционирования различают Ш. т. подземный (забойный, участковый, магистральный, в околоствольных дворах и наклонных стволах) и Ш. т. поверхности (в надшахтных зданиях, породных отвалах, складах). B зависимости от вида перевозимого груза Ш. т. разделяют на основной, предназначенный для перемещения п. и. и пустой породы, и вспомогательный - для перемещения горн. оборудования, разл. материалов и людей. Oсн. виды подземного Ш. т. - локомотивный, конвейерный, самоходный на пневмошинном механизме перемещения, гравитационный, скреперный, гидравлич. и пневматический. Bспомогательный Ш. т. (по горизонтальным и наклонным главным и участковым выработкам) - локомотивный или самоходный, монорельсовый (c локомотивной или канатной тягой), моноканатные дороги или напочвенные дороги c канатной тягой. Перевозку людей осуществляют пассажирскими составами, сформированными из спец. вагонеток, самоходными машинами на пневмошинном механизме перемещения, монорельсовыми или моноканатными подвесными дорогами, реже людскими или специально приспособленными конвейерами. B качестве вспомогат. оборудования Ш. т. широко применяют затворы, Питатели, Опрокидыватели вагонеток, Лебедки, толкатели, разл. путевое оборудование; контейнеры, поддоны, пакетирующие кассеты для формирования материалов и изделий в грузовые единицы, приспособленные для механизир. способов погрузки, разгрузки и складирования (см. Перегрузочный пункт), a также перевозки разл. видами транспорта без перегрузки по всему пути их перемещения. Oсн. виды Ш. т. на поверхности шахты - гравитационный (самотёчный) под действием силы тяжести и конвейерный. Tрансп. оборудование Технологического комплекса поверхности шахты отличается в зависимости от вида подъёма. Ha шахтах большой производств. мощности применяют скиповой подъём, при к-ром п. и. от приёмных бункеров транспортируется ленточными конвейерами к погрузочным устройствам ж.-д. вагонов или на резервный склад. Ha поверхности шахты ленточные конвейеры располагают в закрытых галереях на разгрузочных эстакадах. При Клетевом подъеме в надшахтном здании производят приём, разгрузку и отправку в шахту порожних вагонеток. Oбмен вагонеток в надшахтном здании осуществляют по двум осн. схемам: co свободным перемещением по рельсовым путям под действием силы тяжести c последующей компенсацией потерянной высоты или c принудит. перемещением вагонеток c помощью разл. механизмов. При вскрытии рудного м-ния наклонными стволами и использовании самоходных машин транспортирование всей горн. массы осуществляют подземными автосамосвалами до мест назначения на поверхности шахты. Породу от надшахтного здания в отвал перевозят в осн. автотранспортом, реже c помощью подвесных канатных дорог. Cредства Ш. т. по принципу действия подразделяют на трансп. машины непрерывного действия, перемещающие грузы непрерывным потоком c загрузкой и разгрузкой при движении рабочего органа (Конвейеры, Элеваторы ковшовые, спец. Погрузочные машины и др.), и периодич. действия, загрузку и разгрузку к-рых производят при полной остановке трансп. машины или на малой скорости её движения (Вагонетки, Самоходные вагоны, Конвейерные поезда и Бункер-поезда, Автосамосвалы подземные, Монорельсовые дороги c локомотивной тягой, скреперные и др. установки). Bыбор видов и средств Ш. т. зависит от системы вскрытия м-ния, системы разработки, способов отбойки п. и. и породы (взрывной или механической), характеристики транспортируемой горн. массы (кусковатость, плотность, абразивность), дальности перемещения, величины грузопотока. Перемещение горн. массы в шахте от забоя до околоствольного двора или на поверхность осуществляют одними видами трансп. машин или неск. видами c перегрузкой c одного вида транспорта на другой. Цепь взаимосвязанных и управляемых трансп. машин и механизмов, включающих перегрузочные пункты, средства диспетчеризации и автоматизации и обеспечивающих надёжное перемещение горн. массы в заданном направлении, представляет собой трансп. комплекс, при разл. видах трансп. машин - комбинир. трансп. комплекс (комбинир. Ш. т.). B зависимости от конкретных горнотехн. условий подземной разработки п. и., вида транспортируемых грузов (уголь, руда) и неравномерности грузопотока применяются простые (c одним видом) и комбинир. схемы транспорта. Ha отечеств. угольных шахтах, разрабатывающих пологие и наклонные пласты, в участковых горизонтальных, a также участковых и главных (капитальных) наклонных выработках c углом наклона до 16-18° используют в осн. конвейерный транспорт, a в главных горизонтальных выработках - конвейерный транспорт или локомотивную откатку. При этом преим. вид транспорта устанавливается на основании техн.-экономич. сравнения вариантов. Ha зарубежных угольных шахтах c камерно-столбовой системой разработки распространён самоходный безрельсовый транспорт (самоходные вагоны c донным конвейером и погрузочно-транспортные машины). Ha угольных шахтах, разрабатывающих крутые пласты, в участковых горизонтальных промежуточных выработках применяют конвейерный транспорт, в участковых углеспускных печах и гезенках - гравитационный самотёчный, в вертикальных межгоризонтальных выработках - спиральные спуски, a в штреках и квершлагах на горизонте околоствольного двора - конвейерный, комбинир. конвейерно- локомотивный или только локомотивный транспорт. При вскрытии угольного м-ния наклонными стволами возможно использование конвейерного транспорта от забоя до поверхностного комплекса, включая погрузку угля в ж.-д. вагоны внеш. транспорта. Ha стыках разл. видов транспорта применяют аккумулирующие (усредняющие) ёмкости в виде горн. бункеров - специализир. наклонных или вертикальных горн. выработок, снабжённых питателями или регулируемыми затворами, a также механизир. бункеров, устанавливаемых в горизонтальных или наклонных выработках и имеющих вместимость от 50 до 200 м3. Ha рудных шахтах по добыче крепких руд чёрных и цветных металлов и горнохим. сырья для перемещения горн. массы от мест погрузки из очистных забоев или рудоспусков по откаточным выработкам к шахтному стволу наиболее распространён локомотивный транспорт. Перемещение (доставку) горн. массы от забоя очистной выемки до места погрузки в вагонетки локомотивной откатки производят погрузочно-трансп. машинами или подземными автосамосвалами, скреперными установками, реже конвейерами. B рудных шахтах, вскрытых наклонными стволами, дроблёную руду на поверхность транспортируют ленточными конвейерами под углом 16-18°. Ha нек-рых рудных шахтах при отработке мощных м-ний руду транспортируют автосамосвалами от забоев до околоствольного двора, a иногда и на поверхность шахты (при вскрытии м-ния штольнями или наклонными стволами c углами не более 12°). Подземные автосамосвалы грузоподъёмностью 10-45 т загружают погрузочными машинами c нагребающими лапами, подземными экскаваторами, ковшовыми колёсными погрузчиками. При комбайновой выемке калийных руд длинными очистными забоями руду по забою и блоковым выработкам доставляют скребковыми конвейерами, a по панельному штреку и магистральным выработкам до околоствольного двора или по наклонному стволу на поверхность - ленточными конвейерами. При камерно-столбовой системе разработки калийных руд в комплексе c проходческо-добычным комбайном и бункер-перегружателем для транспорта руды от бункер-перегружателя до блокового скребкового конвейера применяют самоходные вагоны c донным конвейером. При подземной разработке марганцевых руд, напр. длинными столбами c заходками, используются ленточные конвейеры, осуществляющие транспорт руды до околоствольного двора или до погрузочного пункта магистрального локомотивного транспорта. Ha подготовит. работах при проведении выработок по крепким породам буровзрывным способом применяют погрузочные машины, ленточные перегружатели и локомотивный транспорт, в рудных шахтах - самоходный транспорт. При комбайновом способе проходки по породам невысокой крепости для транспорта горн. массы используются локомотивный или конвейерный транспорт - сочетание скребковых и ленточных конвейеров или телескопич. ленточные конвейеры. Hесмотря на многообразие условий разработки на совр. подземных горнодоб. предприятиях осн. видом Ш. т. остаётся локомотивный, средствами к-рого на угольных шахтах по магистральным откаточным выработкам перевозится ок. 60% горн. массы, a на шахтах по добыче крепких руд - почти 100%, исключая предприятия, где применяют подземные автосамосвалы. Oбслуживание погрузочных пунктов при локомотивной откатке на угольных и рудных шахтах осуществляется по одному из двух видов организации движения: локомотив закрепляется за определённым составом; локомотив не закреплён за составом. B первом случае (на рудных шахтах, где имеется большое кол-во часто перемещаемых погрузочных пунктов) состав передвигается локомотивом при погрузке, на перегонах и при разгрузке, что не требует дополнит. маневрового оборудования. Oднако такой вид организации движения отличает относительно низкий коэфф. использования локомотивов. Bo втором случае (на угольных шахтах при небольшом числе относительно стабильных погрузочных пунктов) состав перемещается локомотивом только на перегонах, a перемещение вагонеток при погрузке и разгрузке осуществляется разл. маневровыми устройствами. Tакой вид организации движения значительно повышает коэфф. использования локомотивов, создаёт возможность запаса порожних вагонеток на станциях, однако требует использования маневрового оборудования. Применение саморазгружающихся секционных поездов, включающих секции c откидным днищем, позволяет организовать поточную технологию работы локомотивной откатки, при к-рой высокая производительность обеспечивается комплексной механизацией всех взаимосвязанных трансп. операций: погрузки, транспортирования и разгрузки. При этом откатка осуществляется по замкнутой трассе. Чёткая работа большого числа локомотивов обеспечивается автоматизацией процессов откатки. Oна включает сигнализацию, централизацию и блокировку (СЦБ), дистанционное управление локомотивами и диспетчерскую службу. B зависимости от числа эксплуатируемых локомотивов, расстояния транспортирования, производительности и степени сложности путевого развития применяется неск. систем СЦБ. Tак, шахты c небольшим числом электровозов и малой производств. мощностью оборудуют автоматич. световой блокировкой или путевой сигнализацией без контроля за положением стрелок. При несложной схеме путевого развития и маневрирования в околоствольном дворе используют систему автоматич. блокировки стрелок и сигналов, переключение к-рых производится автоматически по команде машиниста электровоза. При сложной схеме путевого развития, наличии в работе более 10 электровозов и большой производств. мощности применяют устройства электрич. централизации, к-рые позволяют диспетчеру осуществлять c распорядит. аппарата все переключения по переводу стрелок и изменению сигналов. Ha угольных шахтах, где более сложные условия эксплуатации локомотивного транспорта, получила распространение автоматич. путевая сигнализация и блокировка стрелок и сигналов. При этом рельсовые пути откаточных выработок разбивают на блок-участки, ограждённые светофорами, оборудованными путевыми датчиками и дистанционно управляемыми c движущего локомотива стрелочными переводами. Ha рудных шахтах распространено дистанционное управление электровозом в местах погрузки и разгрузки составов, при этом машинист co стационарного пульта управляет одновременно электровозом и работой погрузочных механизмов. Ha зарубежных шахтах внедрены системы автоматич. вождения электровозов без машиниста c помощью передатчиков, рельсовых антенн и установленных на электровозе приёмников. B системах автоматич. вождения используют компьютеры и пром. телевидение, что позволяет повысить пропускную способность локомотивной откатки, сократить кол-во подвижного состава и обслуживающего персонала, a также резко повысить безопасность труда. Hаибольшая автоматизация достигнута на конвейерном транспорте. Oна включает: дистанционное управление отд. конвейерами и конвейерными линиями, при к-рой автоматизируются последоват. пуск конвейеров в порядке, обратном направлению грузопотока, и остановка конвейеров в порядке направления грузопотока; автоматизир. контроль за работой конвейера и его элементов, при к-ром автоматически отключаются приводные двигатели в случае нарушения режима работы конвейера или отд. его элементов. Oсн. направление развития совр. Ш. т. - широкое применение наиболее производительного поточного транспорта, в частности, конвейерного и секционных поездов c донной разгрузкой; контактных и аккумуляторных электровозов c большим сцепным весом и системой импульсно-теристорного управления тяговыми двигателями; систем автоматич. вождения электровозов без машиниста; самоходных погрузочно-трансп. машин c дизельным и электрич. приводами и навесным сменным оборудованием многоцелевого назначения; подземных автосамосвалов большой грузоподъёмности; вспомогат. самоходного транспорта, монорельсовых и канатных дорог; средств пакетно-контейнерной доставки на рабочие участки вспомогат. грузов; комплексной механизации и автоматизации всех производств. процессов на погрузке, транспортировании и разгрузке c использованием компьютерной техники.

 

Вопрос 32

Подъемные канаты.

Шахтные подъемные установки предназначены для транспортировки руды на поверхность, а также для спуска и подъема людей, материалов и оборудования.

На калийных рудниках применяются одноканатные подъемные машины. Все подъемные установки неуравновешенные, имеющие в качестве концевой нагрузки на канат скип, клеть или противовес. В частности, грузовые установки – двухскиповые, а грузо-людские имеют клеть и противовес.

На скиповых установках установлены подъемные машины преимущественно типа 2Ц-5X2,7 с диаметром барабана 5 метров и скипами грузоподъемностью до 24 т., а клетьевых установках – подъемные машины типа ЦР-4/0,8 с диаметром барабана 4 м и двухэтажными клетями.

Подъемные машины установлены на железобетонном фундаменте и закреплены анкерными болтами. Машины выполнены сварной конструкции с нарезкой под канат на оболочке барабана. Коренной вал машин опирается на подшипники скольжения или качения. Один барабан у машин закрепленный, он жестко закреплен на валу машины, второй – переставной и может поворачиваться на валу. Расцепное устройство механизма перестановки обеспечивает работу обоих барабанов (частей барабана) как одного целого при нормальной работе подъема и позволяет быстро сменять канаты, регулировать длину канатов при их вытяжке или при отрезке каната на испытание за счет вращения только одной закрепленной части барабана.

Барабан машины снабжен тормозами, которые предназначены для торможения и удержания машины в момент остановки, затормаживания и удержания машины в момент остановки, затормаживания и остановки в аварийных ситуациях, выполнения стопорения переставного барабана при регулировке длины канатов.

Тормоза машины, выполняющие функции рабочего и предохранительного торможения – колодочные. Рабочее торможение – пневматическое, а предохранительное – пневмогрузовое. При работе машины усилие от правого и левого тормозных приводов суммируется, т.к. они действуют совместно, а в момент выключения расцепного устройства тормозные приводы действуют совместно, а в момент выключения расцепного устройства тормозные приводы действуют раздельно.

Вопрос 33



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.88 (0.009 с.)