Детско-родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детско-родительских отношений



Коррекция

Детско-родительских отношений

 

Г.о. Новокуйбышевск, 2009 год

 

Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра»

г. Новокуйбышевска.

Составитель: Дугинова Е. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Ответственный редактор: Ульянова Ю.А. – руководитель отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»

Рецензенты:

Парфёнова О.И., директор «Ресурсного центра»

Воронков Д.А., заместитель директора «Ресурсного центра»

 

Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 103 стр.

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию по оптимизации детско-родительских взаимоотношений. В них освещаются вопросы о стилях, типах родительского воспитания, раскрываются особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чувства и переживания родителей. В пособии предлагается обзор методов исследования межличностных взаимоотношений детей и родителей в семье, даются практические рекомендации по их коррекции и способы адаптации ребенка и семьи в социуме. В приложениях представлены игры и упражнения для детей, родителей, педагогов, способствующие снижению напряжения, развитию положительной самооценки у тревожных детей, развитию навыков общения, а также анкеты, отвечая на вопросы которых, родители смогут определить семейную атмосферу, характер взаимоотношений с детьми.

 

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены вопросы современной семьи и ее влияния на развитие подрастающего человека. Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. На климат внутри семьи влияет множество факторов: политические, социально-экономические, психологические. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии самых близких ему людей. Часто дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. Все это может усугубляться появлением в семье ребенка с нарушениями развития.

Информация, размещенная в рекомендациях, поможет родителям понять своих детей, взглянуть на возникшие проблемы и принять своего ребенка, гармонизировать отношения с близкими людьми.

Надеемся, что данная информация будет востребована вами при планировании и осуществлении коррекционной работы с воспитанниками и учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ 6

Семья как источник психического здоровья ребёнка 6

Стили семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка 13

Типы и позиции родительского воспитания 16

Мир семьи глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья 27

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ 37

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 40

Психологическая поддержка ребенка взрослым 40

Правила общения взрослых и детей 45

Коррекция негативных эмоциональных комплексов

Через рисование у детей 5-9 лет 54

Как повысить и укрепить самооценку вашего ребенка 58

Адаптация семьи при рождении

Ребенка с ограниченными возможностями здоровья 61

Формирование активной жизненной позиции ребёнка

С ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи 67

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1. Анкета «Какая атмосфера царит в твоей семье?» 70

Приложение № 2. Анкета "Благополучны или неблагополучны

ваши отношения с детьми" 70

Приложение № 3. Анкета «Насколько вы близки своему ребенку?» 71

Приложение № 4. Анкета «Что мы знаем о своем ребенке?» 73

Приложение № 5. Проективный тест «Семейная социограмма» 74

Приложение № 6. Тест на определение типа матери 77

Приложение № 7. Рассказ «Добро пожаловать в Голландию» 78

Приложение № 8. Антистрессовые кинезиологические упражнения

Для учителей, родителей и детей 80

Приложение № 9. Игры, способствующие повышению

Положительной самооценки у тревожных детей 83

Приложение № 10. Памятка для педагогов, родителей

«Особые дети – особое общение» 90

Приложение № 11. Игры и упражнения для детей с трудностями в общении 93

Приложение № 12. Пятнадцать шагов на пути к уверенности в себе 99

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

 

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Если ребенок живет с чувством безопасности,

он учится доверять себе.

Если ребенка принимают, он учится любить.

Если ребенка признают,

он учится ставить перед собой цели.

Если ребенка одобряют, он учится любить себя.

Если ребенок живет с дружелюбием,

он узнает, что мир хорошее место для жизни!

Т. Джинот

 

 

Стили семейного воспитания

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания и зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Выделяются следующие стили родительского воспитания:

1. Демократический стиль характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (при этом сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

2. Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Крайними, самыми неблагоприятными для развития ребенка вариантами являются жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

· Родители регулярно указывают детям, что им делать;

· Ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

· Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

· Решение часто принимает сам ребенок;

· Ребенок сам решает подчиняться ему родителям или нет.

3. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания детей и подростков.

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблаго­приятен для подростков с акцентуациями по неустойчи­вому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического раз­вития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешитель­ность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявля­ется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувст­во протеста против неуважения к его «Я», резко усили­вает реакции эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребен­ка, чрезмерное покровительство и обожание, резуль­тирующие непомерно высокий уровень притязаний под­ростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует форми­рованию психопатий истероидного круга.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потреб­ностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощуще­нии родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно мас­кируется преувеличенной заботой и вниманием, но вы­дает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае – освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцен­туациях ярче выступают реакции протеста и эмансипа­ции; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

5. Повышенная моральная ответственность: не соот­ветствующие возрасту и реальным возможностям ребен­ка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответст­венности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естест­венно сочетается с игнорированием реальных потребнос­тей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекаю­щими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребен­ка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непо­сильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реак­ций или декомпенсации по психастеническому типу. У по­дростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, напри­мер старшего ребенка к младшему.

Где решение этой проблемы

Первое потрясение, которое получают родители, узнав о врожденной болезни ребенка, может быть во многом смягчено информацией, предоставляемой врачом в этот трудный для семьи период в осторожной и доступной форме. Многие семьи не имеют такой информации, а их трудности неуклонно возрастают. Если родители испытывают потребность в большей помощи, чем та, что им предоставляется врачом, они должны будут войти в контакт с какой-нибудь ассоциацией, которая могла бы предложить им помощь на соответствующем профессиональном уровне.

Когда родители станут обретать душевное равновесие, им нужно готовиться к тому, чтобы создать необходимые условия для своего ребенка. Наверное, самым важным качеством, которым должна обладать семья, является единство и согласие. Крайне важно, чтобы оба родителя в полной мере разделяли ответственность по воспитанию и уходу за своим ребенком. Любая тенденция к взаимным обвинениям или к меньшему участию в воспитании ребенка, или же, напротив, к взятию на себя одним из родителей всей ответственности может стать разрушительной (Рассказы). Матери склонны брать повышенную ответственность по уходу за больным ребенком. Отцы же считают это в порядке вещей. Матери девять месяцев носят ребенка под сердцем, потому им в первую очередь адресованы советы, что нужно делать для того, чтобы он родился здоровым, и как избежать различных вредностей. Поэтому чаще всего именно женщины испытывают чувство вины, если ребенок рождается с нарушениями развития. Они считают себя несостоятельными как жены и матери и думают, что теперь они одни должны заниматься воспитанием ребенка. К сожалению, врачи зачастую усиливают эту тенденцию, сообщая новости о состоянии малыша только его отцу, чтобы он как можно лучше передал их своей жене, как будто в действительности ее эта проблема нисколько не касается.

Лучше всего, чтобы оба родителя еще теснее сплотились и начали помогать друг другу, полностью разделяя между собой и радости и огорчения. Муж должен осознать, каким огромным утешением для жены является возможность открыто поговорить о ребенке, о них самих, почувствовать себя понятой. Родители с самого начала должны также отдавать себе отчет в том, что потребности есть не только у ребенка, но и у них, и нужно жить дальше. Родители еще нуждаются в том, чтобы побыть друг с другом наедине; им нужны развлечения, друзья, походы в кино, в театр; им нужно получать сексуальное удовлетворение и нужно общаться с другими детьми в семье. Любое ущемление нормальной семейной жизни пойдет во вред как ребенку, так и его братьям и сестрам и самим родителям. Не следует думать, что нужно пожертвовать всем на свете ради ребенка с особенностями развития, который является тяжким бременем для чересчур заботливых родителей. Ведь сам постоянно страдая, такой ребенок заставляет страдать и остальных членов семьи. И в конце концов, семья от этого может разрушиться. Муж, лишенный внимания жены, может почувствовать ненависть к ребенку, на котором оно сконцентрировалось, и даже может покинуть дом, чтобы найти утешение на стороне. Братья и сестры могут искать выход вне домашнего очага, в котором все подчинено удовлетворению воображаемых потребностей братишки-инвалида. Не нужно впадать в это заблуждение. Больной ребенок испытывает такие же потребности в дружбе и понимании, как и здоровый. Ему необходима любовь, а не избалованность; внимание, а не сострадание, и прежде всего, возможности для развития, чтобы стать самостоятельным членом общества и со временем суметь достичь в нем определенного положения.

 

Помощь

Родители детей старшего возраста часто жалуются на то, что никто не хочет им помочь. Однако многие люди согласились бы делать это, если бы им предоставили такую возможность. Нужно лишь попросить заранее. Отбросьте излишнюю гордость и не отказывайтесь просить помощь или принять таковую, если вам ее предлагают. Не откладывайте надолго очередную прогулку с мужем. Обратитесь к подруге, чтобы она побыла с ребенком, а сами тем временем сходите развлечься. Если же вы считаете, что никто не хочет вам помогать таким образом; что никто, кроме вас, не способен присмотреть за вашим ребенком; что никто не сможет оказать ему помощь в случае приступа, и что поэтому вы должны неотрывно находиться возле малыша, то вы сами создаете себе повод для беспокойства. Этим вы не только не принесете пользы ребенку, но дадите себе дополнительную нагрузку и поставите под сомнение благополучие всей семьи. Семья не может быть счастливой, если мать будет вечно усталой, измотанной и раздраженой (такие матери, как правило, обрекают себя на самоистязание). Разыщите кого-то, кто смог бы помогать ухаживать за ребенком, будь то медсестра из лечебного учреждения или социальный работник. Вполне вероятно, что местные родительские организации смогут предоставить вам такую помощь. Объясните тому, кто станет ухаживать за ребенком, что нужно вашему малышу, что может произойти в ваше отсутствие и что нужно делать в том или ином случае. Мальчики-подростки также способны справиться с такой работой и охотно будут помогать вам, если вы попросите их об этом. Но общество никогда не поймет проблем детей-инвалидов и не научится любить этих детей и помогать им, если не давать людям возможность ухаживать за ними.

Изменение отношений

Обычно принято говорить о развитии ребенка, подчеркивая его важность, и лишь немногие понимают, что в равной степени важно развиваться родителям. Однако всем должно быть ясно, что нормальные отношения родителей с детьми со временем претерпевают изменения. То, что составляет основу родительского поведения с двухнедельным младенцем, не подходит для шестимесячного малыша и уж тем более для ребенка пяти лет. Избегайте говорить: "Это всего-навсего младенец" или "Ребенок не может понять" и т. п. Возможно, что эти фразы продиктованы желанием скрыть дефекты ребенка. В таком случае вскоре у вас появится стремление инфантилизировать ребенка, то есть всегда думать о нем как о грудном младенце (и соответственно вести себя с ним), чтобы оправдать его инвалидность. К сожалению, подобное поведение увеличивает беспомощность ребенка, задерживая развитие даже тех его сфер, в которых при достаточных усилиях может наступить улучшение. (см. Приложение № 10, № 11).

У ребенка развиваются сохранные функции, и наряду с этим, все заметнее становятся его особенности. Ему нужны силы, чтобы постепенно входить в жизнь общества. С другой стороны, поддерживать в ребенке беспомощность, чтобы подольше скрывать его болезнь - означает лишать его возможности обрести большую независимость. Для того чтобы помочь ребенку максимально развиваться, вам следует постепенно менять свое отношение к нему, с любовью поощряя всякое его стремление говорить, наблюдать и осваивать окружающее пространство. Месяц за месяцем, год за годом ребенок должен, таким образом, учиться делать то, чего раньше он делать не мог, под чутким и умелым руководством своих родителей. В этом, а не в постоянной зависимости ребенка от вас, заключается истинная родительская любовь. Наступит день, когда ребенку придется жить отдельно от родителей, и даже при тяжелой инвалидности он будет лучше подготовлен к разлуке с вами, если, по крайней мере, достиг той ступени социальной интеграции, когда испытывает потребность и удовольствие от общения с другими людьми и уже психологически независим от родителей.
Конечная цель, то есть максимальная независимость ребенка с особыми образовательными потребностями от старших, складывается, таким образом, из уверенности, основанной на нежном, душевном и вдохновляющем внимании родителей и постепенном достижении самореализации, благодаря собственным усилиям и старанию.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1. Анкета «Какая атмосфера царит в твоей семье?»

Необходимо на шкале обвести по каждому пункту, содержащему противоположные оценки, цифру – уровень, характеризующий атмосферу в семье. Например, если в семье царит доброта, то следует отметить цифру 8; если нечто среднее между добротой и конфликтностью, выбираем средний показатель 5 или 4; если частые конфликты, то обводим 1.

 

Доброта 8 7 6 5 4 3 2 1 Частые конфликты

Согласие 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие

Теплота 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность

Готовность 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие

прийти

на помощь

Сотрудни- 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие

чество сотрудничества

 

После этого подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый суммарный показатель может колебаться от 40 (наиболее положительная оценка) до 10 (самая неблагополучная).

Приложение № 2. Анкета "Благополучны или неблагополучны

ваши отношения с детьми"

Отвечая на вопросы анкеты, сможете понять, насколько благополучны или неблагополучны ваши отношения с ребенком.

Цель: Выявить степень благополучия взаимоотношений детей и родителей в семье.

Ход выполнения: Ответьте на поставленные вопросы. "Да", если они согласны с высказываниями, "нет", если данное утверждение не соответству­ют истине и "отчасти, иногда", если вы не можете дать категорично ответ "да" или "нет".

Вопросы анкеты

1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются по личным делам?

3. Интересуются ли они Вашей работой?

4. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

5. Бывают ли они у Вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

7. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

8. Есть ли у Вас с ними общие интересы, занятия?

9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

10. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников, или хотят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?

12. Бываете ли Вы вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках, концертах?

13. Обсуждаете ли с детьми телевизионные передачи и фильмы?

14. Участвуете ли вместе с детьми в праздниках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?

Обработка результатов.

За каждый ответ "да" необходимо поставить себе 2 балла, за ответ "отчасти, иногда" - 1 балл, за ответ "нет" - 0 баллов. Затем подсчитайте сумму бал­лов.

Если Вы набрали 20 и более баллов, то у вас благополучные взаимоотно­шения с детьми, все отношения строятся на взаимопонимании, взаимоуважении, вза­имном интересе и доверии. Вас объединяют общие интересы.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, Вам необходимо всерьез задуматься над характером взаимоотношений с детьми, попытаться проявлять внимание к детям, вместе проводить свободное время, интересоваться делами и увлечениями своих детей.

 

Приложение № 3. Анкета «Насколько вы близки своему ребенку?»

Данная анкета позволяет выявить степень близости к своему ребёнку и осознать проблемные стороны взаимоотношений. Вам необходимо ответить на вопросы анкеты, подсчитывая баллы. Затем по набранному количеству баллов вы можете определить качественные характеристики ваших взаимоотношений.

Вопросы анкеты.

1. Удается ли уделять ребенку, по крайней мере, 2 часа в день, - занимаясь, беседуя, играя с ним?

Да - 5 очков.

Иногда - 3 очка.

Нет - 1 очко.

2. Часто дарите ребенку быстрое и безоговорочное прощение, никогда больше не напоминая об его проступке?

Да, всегда так поступаю - 5 очков.

Когда как, смотря в чем, он виноват - 3 очка.

Никогда! Пусть прочувствует - 1 очко.

3. Запрещая что-то сыну или дочери, объясняю, почему приняли такое решение, моти­вируете свой запрет?

Да, всегда объясняю. - 5 очков.

Не всегда. Есть вещи, о которых надо знать - нельзя и все! - 3 очка.

Никогда не объясняю, он должен мне верить - 1 очко.

4. Считаете ли Вы своего ребенка послушным?

Да, считаю - 5 очков.

Как все дети - слушается, конечно, не всегда - 3 очка.

Очень непослушный - 1 очко.

5. Есть ли в вашем доме место, где ребенок мог бы распоряжаться вещами по своему
усмотрению?

Да, есть и в полном его распоряжении - 5 очков.

Вряд ли ребенок в силах поддерживать порядок в комнате - 3 очка.

Об этом как-то не думали - 1 очко.

6. Каждый ли день Вы "наподдаете" непослушному - за дело, разумеется?

Даже не шлепаю - 5 очков.

Нет, только иногда - 3 очка.

Всегда есть, за что - 1 очко.

7. Слушаете ли рассказ ребенка о том, что его интересует, когда вернулись с работы, готовите или заняты домашними делами?

Все откладываю и покорно выслушиваю - 5 очков.

Это не всегда возможно - 3 очка.

Как правило, обращаю его внимание на мою занятость и прошу подождать - 1 очко.

8. Считаете ли, что свои обязанности дети должны выполнять неукоснительно?

Только так и не как иначе - 5 очков.

Иногда можно на что-то закрыть глаза - 3 очка.

Нет, этого я не требуя, себе дороже выйдет - 1 очко.

9. Настаиваете ли на том, чтобы дети рассказывали что-либо сокровенное?

Нет, никогда - 5 очков.

Иногда, не грех и спросить - 3 очка.

Да, я всегда так делаю - 1 очко.

10. Как часто Вы можете "выйти из себя" выговаривая что-то ребенку?

Практически никогда - 5 очков.

Когда как - 3 очка.

Сохранить спокойствие удается редко - 1 очко.

 

Обработка результатов.

10-21 очков. У Вас серьезные проблемы. Возможно, пока ребенок мал, основное внимание уделяете внешней стороне общения: был бы накормлен, одет, обут. В будущем же рискуете от­далиться настолько, что полностью постигните смысл поговорки: "Маленькие дети спать не дают, а с большими – сам не уснешь". Советуем Вам найти и прочесть внимательно книгу В. Леви"Нестандартный ребенок", где рассказано об особенностях дет­ской психики в разном возрасте.

22-35 очков. Вы искренне желаете «не перегибать палку» и часто вам это удается. Ребенок, скорее всего, доверяет Вам, взаимоотношения в общем хорошие, но, к сожале­нию, Вы далеко не всегда последовательны в своих требованиях, не всегда вниматель­ны. Может быть, мешают усталость или плохое самочувствие, но не забывайте, что ре­бенку не с кем, кроме Вас, поделится своими проблемами. Если Вы сейчас не упрочите за собой это место, неизвестно, какой "доброжелатель" займет его в будущем.

36-50 очков. Примите похвалу Вашему терпению и способности сопереживать сыну или дочери, уважать его личность. По отношению к ребенку Вы тактич­ны и рассудительны, в Вас он видит "тихую пристань" в своих небольших еще житей­ских бурях. Ребенок склонен уважать Ваши взгля­ды так же, как Вы его.

Приложение № 4. Анкета «Что мы знаем о своем ребенке?»

Ответьте на предложенные вопросы, имея в виду себя. Дайте ребенку возможность ответить на предложенные вопросы, сравните ответы и проанализируйте результаты.

Вопросы для размышления.

1. Что означает имя вашего ребенка?

2. Что он предпочитает делать в свободное время?

3. Любимое словесное выражение вашего ребенка?

4. О чем он чаще всего задает вопросы?

5. От чего ребенок приходит в восторг?

6. Чем можно его огорчить?

7. Легко ли он поддается убеждению?

8. Что предпочитает читать?

9. Любимый фильм вашего ребенка?

10. Любимое блюдо вашего ребенка?

11. Любимый цвет вашего ребенка?

12. Что с удовольствием он делает?

13. Много ли у него друзей?

14. Охотно ли он посещает школу?

15. Чему бы вы хотели научиться у вашего ребенка?

16. Чему ребенок может научить вас, своих родителей?

Чем больше у Вас процент совпадения ответов с мнением ребёнка, тем более гармоничные у вас отношения. Если у Вас мал процент совпадения, задумайтесь над тем, что необходимо изменить и улучшить.

Приложение № 5. Проективный тест «Семейная социограмма»

Проективный тест "Семейная социограмма" относится к рисуночным проективным тестам. Тест позволяет выявить положение члена семьи в системе межличностных отношений, а также характер общения в семье — прямой или опосредован­ный. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: "Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами''. Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Оценка результатов тестирования проводится по следующим критериям:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно другу друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет "забыт". В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов, могут быть изображены в качестве членов семьи.

Далее необходимо обратить внимание на величину кружков. Боль­ший, по сравнению с другими, кружок "Я" говорит о достато­чной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной са­мооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направ­ленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может ука­зывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков, в центре или в вер­хней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанали­зировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о кон­фликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении ис­пытуемого. Своеобразное "слипание", когда кружки насла­иваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности "Я"

у членов семьи, наличии симбиотических связей.

 

В качестве примера приводим тест матери девочки (рис.1), больной шизофренией. (Лена — дочь, Петр — отец, Я — мать девочки).

Другой пример иллюстрирует динамику Рис. 1

семейных взаимо­отношений в процессе семейной психотерапии.

В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в "линию" (с мужем мать в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис.2).

Рис. 2

При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала, что "у меня есть своя семья — это я и мой сын. К Вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней". Заключительная социограмма имела вид, приведенный на рис.3.

 

 

Рис. 3

 

Использование теста "семейной социограммы" позволяет в считанные минуты в ситуации "здесь-и-теперь" до сеанса семейной психотерапии или во время сеанса визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.

Бланк теста "Семейная социограмма»

Инструкция:

«Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их».

 

 

Приложение № 6. Тест на определение типа матери

Тест позволяет определить тип отношения матери к ребенку. Ребенку предлагается ответить на вопросы, выбрав варианты «Да» или «Нет».

1. Оставляет ли Вас ваша мама одного дома больше чем на день?

А) Да Б) Нет

2. Зависите ли Вы от своих родителей?

А) Нет Б) Да

3. Как к Вам относятся ваши одноклассники, ребята из параллельных классов?

А) Не очень Б) Хорошо

4. Часто ли Ваша мама наказывает вас по пустякам?

А) Да Б) Нет

5. Часто ли вы критикуете окружающих?

А) Нет Б) Да

6. Легко ли Вам общаться с одноклассниками?

А) Нет Б) Да

7. Считаете ли Вы, что ваша мама всегда за вами контролирует?

А) Да Б) Нет

8. Сможете ли Вы нести ответственность за сделанный вами не очень хороший поступок?

А) Нет Б) Да

9. Сможете ли Вы настоять на собственной точке зрения и самостоятельно принять какое-либо решение?

А). Нет Б). Да

10. Обращает ли ваша мама на ваши недостатки?

А) Нет Б) Да

11. Любите ли Вы где-нибудь отличиться от других ребят (преподнести себя в хорошем свете)?

А) Да Б) Нет

12. Хочет ли ваша мама, чтоб вы были абсолютно совершенными?

А) Да Б) Нет

13. Считаете ли Вы, что друзья к вам относятся как к равному?

А) Нет Б) Да

14. Любите ли Вы управлять другими вашими одноклассниками?

А) Да Б) Нет

15. Любите ли Вы когда ваши сверстники учат вас каким-нибудь правилам поведения?

А) Нет Б) Да

Если ответы «А» суммировать по определённым номерам, то можно определить тип матери:

1, 2, 3, - ответы «А» мать - «призрак»;

4, 5, 6 – ответы «А» мать – «фарфоровая куколка»;

7, 8, 9 - ответы «А» властная мать;

10, 11, 12 – ответы «А» мать – «охотница за скальпами»;

13, 14, 15 - ответы «А» мать – «босс».

Иногда получается смежный результат, т.е. мать «призрак» и «охотница за скальпами».

Приложение № 7. Рассказ «Добро пожаловать в Голландию»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.194 с.)