При работе с гиперактивными детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При работе с гиперактивными детьми



При взаимодействии с гиперактивными детьми в школе и дома нередко возникают конфликтные ситуации и стрес­совые состояния, как у самих детей, так и у взрослых людей (учителей, воспитателей, родителей).

Конечно, желательно не допус­кать и своевременно предотвращать конфликтные ситуации. Для этого необходимо научить детей взаимодействовать друг с другом и разрешать конфликты гуманным и конструктив­ным способом.

Однако если конфликтная ситуация возникла, то всегда следует помнить о динамике ее протекания. По результа­там исследования американского психолога Л. Уолтера, динамика конфликтной ситуации складывается из трех ос­новных стадий:

—стадия первая — нарастание;

—стадия вторая — реализация;

—стадия третья — затухание.

Наиболее успешно блокировать развитие конфликт­ной ситуации можно на первой стадии (нарастание). Для этого необходимо перевести конфликт из плоскости ком­муникативных взаимодействий в предметно-деятельностную плоскость. Например, во время нарастания напря­женности между двумя гиперактивными детьми можно поручить им выполнение какого-нибудь совместного за­дания. Очень важно, чтобы оно было связано с физичес­ким трудом или спортивным состязанием (уборка клас­сной комнаты, чистка снега, футбольный матч, соревно­вание по бегу и т.д.). Мышечные нагрузки помогут вып­леснуть «отрицательную» энергию и сгладят конфликтную ситуацию.

Если конфликтная ситуация все же перешла во вторую стадию (реализация), то подавить ее уже едва ли удастся. Участники конфликта будут возбуждены и не пойдут на примирение. На этой стадии «отрицательная» энергия на­ходит выражение в силовых приемах (вербальных, телесных и т. д.). Воспитательные мероприятия на этой стадии не принесут успеха.

На третьей стадии (затухание), когда конфликтная си­туация исчерпана и участники конфликта выплеснули «от­рицательную» энергию, происходит разрядка напряжения. У детей возникает чувство вины, сожаления и раскаяния. Участники конфликта хотят стать лучше и готовы к пози­тивным переменам. На этой стадии уже будут эффективны воспитательные беседы, анализ причин возникновения кон­фликтной ситуации, совместное моделирование других спо­собов выхода из нее.

Для того чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю (родителю) необходимо самому сбро­сить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений из системы телесной тера­пии В. Райха:

1. Дыхание. Перед беседой с трудным ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погаси­те» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Пред­ставьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их — с глаз, губ, шеи и груди. После этого начинайте беседу!

2. Массирование. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения. Перед началом беседы с учеником до­троньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску.
Нередко родителю (учителю) приходится выполнять посредничес­кую функцию выхода из конфликтной ситуации. Эффек­тивную методику посредничества родителя (учителя) в конфликте, со­стоящую из четырех шагов, предлагает Н.В. Самоукина.

1-й шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о вре­мени и месте переговоров. При этом должны выполняться следующие условия:

а) разговор должен быть длительным (2 - 4 часа);

б) помещение выбирается так, чтобы исключались любые
помехи (телефонные разговоры, открывание двери и т.д.);

в) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников никуда не спешил.

Когда вы договариваетесь о переговорах, для участни­ков необходимо сформулировать два главных правила-зап­рета. Первое: если переговоры начались, запрещается вы­ходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!» Второе: запрещается использо­вать «силовые приемы» (заставлять другого человека усту­пать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

2-й шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале раз­говора важно его правильно «запустить». Установка, кото­рую учитель осуществляет на переговорах, заключается в том, чтобы не заставлять ни одного из учеников полностью от­казаться от собственной позиции. Вместе с детьми не­обходимо выработать новую позицию, в которой будут уч­тены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Переговоры будут успеш­ными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.

3-й шаг: «Выговорись». На этом этапе перед участниками конфликта и перед посредником стоит задача: выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте участни­кам конфликта выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию всех участников. При фор­мулировании проблемы необходимо научить детей быть доброжелательными друг к другу, показать, что надо уважать достоинство друг друга.

4-й шаг: «Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они пси­хологически готовы к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность. Им самим надоело ссориться или они просто устали. Но, в любом случае, наступает момент для составления соглашения.

Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должны делать каждая из конфликтующих сторон для осуществления принятия решения. Пусть каждый участник напишет свой текст: что он ждет от своих партнеров и то, что он мог бы сделать сам. Затем необходимо организовать об­суждение, в котором тексты будут совмещены в общий еди­ный документ. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы все его видели. Через некоторое время можно организовать вторичное обсуждение: как выполняется решение, сформу­лированное в соглашении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.006 с.)