Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. А. Сухомлинский о семейном воспитании (книга «Родительская педагогика»)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воспитание ребенка в семье: «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных). Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок – сын не станет уважать свою жену, а зачем тогда создавать семью, если ты сам не сможешь достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей? Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители. Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях. Основная функция семьи это естественно генеративная, но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Отсюда можно выделить следующие функции: 1. Воспитание ребенка. Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец». Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи. 2. Следующая функция – хозяйственно-бытовая. Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. В книге В.А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру. 3. Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям. Если говорить о проблемах в семье, то они обширны, счастливы все одинаково, а несчастны все по-своему, для каждой конкретной семьи существует своя проблема, для которой возможно и нет решения. В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью. Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т.п. В «Родительской педагогике» Сухомлинский рассматривает различные проблемы в семьях Николая Петровича и Марии. У них была единственная дочь Оксана. Она встретила парня и полюбила его, когда однажды он пришел к ней, она подарила ему цветы из теплицы, отец, увидев эту картину, зашел в теплицу и сломал цветы… После чего Оксана ушла из дома… Или из письма матери из Донецка: «У неё был единственный сын, учился в девятом классе, она отдала ему всю свою жизнь и личное счастье, не нашла. И все ради него, а он не оценил этого и бросил школу под предлогом «пойду работать, заработаю денег, отдам тебе все, что ты на меня потратила и больше знать тебя не хочу!»» Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться. Воспитание знаний «о семье» В работе Сухомлинского «Родительская педагогика» описан один рассказ. Молодая девушка пришла записывать своего ребенка в школу, и Василий Александрович её вспомнил, узнал. Эта девушка была радостью школы, на отлично сдала все экзамены и рассказала Сухомлинскому о своей жизни. Она поступила в институт, окончила два курса, училась очень хорошо, но вышла замуж, родила ребенка. У мужа работа была связана с переездами и поэтому, пришлось бросить институт. Но с мужем она прожила полгода, потом они разошлись. И сказала эта молодая женщина: «Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности. Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. О, как это важно уметь дорожить жизнью!». И, по мнению Василия Александровича, действительно, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей взаимодействовать со школой и в умении учителя взаимодействовать с семьей. Широко должен применяться метод беседы при занятиях со школьниками, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным опытом. Воспитание родителей Педагогу очень важно знать семью обучаемого им ребенка. В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах: • Конференция родителей (решение учебных проблем детей) • Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе) Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям. Требования П.П. Блонского к личности учителя новой «трудовой школы» (по работе «Задачи новой трудовой школы» В определении общих воспитательных задач для П.П. Блонского всегда были свойственны гуманистический и демократический принципы. Процесс воспитания он рассматривал как процесс двустороннего взаимодействия, в котором активны, обе стороны -- и воспитатель и воспитуемый. Он горячо выступал против трактовки воспитанника как пассивного существа, подчеркивая необходимость развития активности личности. «Именно личность ребенка во всем ее своеобразии -- основа воспитания», -- утверждал он. Чрезвычайно большую роль в этом П.П. Блонский отводил личности учителя. Он страстно призывал учителя быть простым и сердечным в обращении с детьми, быть внимательным к их внутренней жизни. «Любите не школу, а детей, приходящих в школу», -- говорил он. Блонский хотел, чтобы в новой школе работал учитель, знающий жизнь и быт трудящихся масс, обладающий организаторскими способностями, являющийся коллективистом, агитатором и пропагандистом трудовой культуры. Назначение учителя - воспитывать людей, которые строили бы новое общество. Учитель - организатор, учитель - активный строитель социалистической школы - вот те новые требования, которые П.П. Блонский, подчеркиваем мы, предъявлял к учителю. Важно, чтобы учитель любил детей, был близок и дорог им, умел учить и воспитывать их. Учителю необходимо знать возрастные особенности, психологию школьников и в соответствии с этим продумывать методику обучения и воспитания их. Особенно важно для учителя пробуждать интерес у них к своему предмету, уметь воздействовать на их эмоциональную сторону, давать им яркие образы, уметь хорошо рассказывать. Горячо высказывался он и о том, чтобы учитель был воспитанным и образованным человеком, который путем самообразования систематически повышает свою квалификацию и умственный кругозор. В новой трудовой политехнической школе может работать учитель, знающий технику и современное производство. В подготовке именно такого учителя П.П. Блонский принимал активное участие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.012 с.) |