Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №4 «Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

Поиск

Государству предшествовал первобытно-общинный строй, существовавший практически у всех народов мира.

Первобытному строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней опасности, затем сложилась более устойчивая организация человеческого коллектива - родовая община. Ее членов объединяло кровное родство, общность трудового процесса и имущества. Возникновение родовой общины - следствие двух причин: развития семьи и развития производительных сил.

Организация общественной власти и система управления осуществлялись родовой общиной в целом. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами рода и т. п.

Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый, как правило, на собрании всеми членами рода. На время военных действий избирались военачальники.

Общественная власть при первобытном строе была эффективна, опиралась на сознательность членов рода и авторитет старейшин. И хотя иногда к нарушителям порядка применялось принуждение, специальных органов для этого не существовало.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения (социальные нормы) - обычаи. Они существовали, как правило, в виде дозволений и запретов (табу).

Обычаи, наряду с нормами морали, религии, возникали из-за общественной потребности урегулировать семейные, распределительные, бытовые и иные отношения. Социальные нормы соблюдались добровольно, в силу привычки, авторитета старших поколений, нравственных и религиозных воззрений людей.

В процессе развития первобытно-общинного строя происходит разделение труда: одни люди занимаются только скотоводством, другие - только земледелием, третьи - исключительно ремеслом.

Также появляется слой людей, занятый только обменом продуктов. Постепенно общество расслаивается на классы. Вожди, старейшины, опираясь на военную дружину, узурпируют власть. Многие решения они принимают самостоятельно, минуя народное собрание.

Военные столкновения между племенами, а как следствие -накопление богатств, развитие военного дела - приводили к выделению социальной группы "знатных воинов" и военных вождей.

Возникла необходимость закрепления власти над людьми, проживающими на определенной территории, защиты собственности, упорядочения отношений в обществе, приведения их в опре­деленную систему, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым. На смену первобытно-общинному строю пришло государствоВопрос № 5 «Причины и формы возникновения государства»

Процесс формирования государства в разных странах происходил по‑разному. Можно выделить общие 5) причины возникновения государства:

1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;

2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе сним имущественного расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально‑классовому расслоению общества.

На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким‑нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин‑округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

6)

Конспект лекции: Теологическая теория происхождения государства

Основатель теологической теории происхождения государства – Фома Аквинский (1225-1274)

Суть теории: государство – это результат божественной воли

Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».

Плюсы теории:

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Основатель патриархальной теории происхождения государства - Аристотель.

Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи.

Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.

Плюсы теории:

1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы:

1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

3) Не объясняет жесткость законов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.213.76 (0.011 с.)