Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Компьютерная техника и информационные технологии на железнодорожном транспорте

Поиск

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Железнодорожный транспорт занимает значительное место в транспортном комплексе Украины. Необходимость иметь достаточные резервы технических средств, подвижного состава, пропускной способности для своевременного и эффективного маневрирования при изменении ситуации в эксплуатационной обстановке требует высокой организации перевозок. Эффективная организация работы железных дорог зависит от оптимального составления плана перевозок грузов, рационального распределения грузопотоков между видами транспорта, эффективного размещения парка вагонов и локомотивов по участкам сети с учетом структуры грузопотока и сезонной неравномерности перевозок, непрерывного осуществления сложного маневрирования грузопотоками и порожними вагонами, рационального распределения перевозочной работы между сортировочными станциями и т.п.

Для обеспечения работы железных дорог необходимо разностороннее планирование эксплуатационного процесса. На основе параметров постоянных сооружений и подвижного состава, спроса на перевозки и затрат формируется график движения поездов. Время реакции подразделений, руководящих перевозками, на оперативные изменения в эксплуатационном процессе определяется крайне сложной процедурой принятия решений, в которой трудно проследить действие обратных связей. Это, в свою очередь, сильно затрудняет определение параметров для управляющих воздействий. Необходимы мощные вспомогательные средства для повышения оперативности краткосрочного планирования.

Основная цель железнодорожного транспорта состоит в удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров при эффективном использовании имеющихся ресурсов (организационных структур, основных фондов, подвижного состава и т.д.). К железнодорожному транспорту, как средству массового общественного транспорта, с самого начала предъявлялись высокие требования по безопасности, скорости, точности, экономии энергии и достижении высоких показателей эффективности.

Все эти сложные, многовариантные задачи могут успешно решаться только с применением ЭВМ.

Можно выделить следующие основные области применения средств вычислительной техники на железнодорожном транспорте.

1) Перспективное планирование грузовых и пассажирских перевозок. Разработка планов перевозок с оптимальным прикреплением пунктов производства продукции к пунктам ее потребления. Разработка графиков движения поездов. Разработка нормы эксплуатационной работы и др.

2) Оперативное планирование работы железных дорог. Разработка наиболее рациональных схем вагонопотоков, планов формирования поездов, суточных заданий, графиков оборота локомотивов и локомотивных бригад.

3) Статистическая и бухгалтерская отчетность. Широкая автоматизация собственно учета; выполнение отчетности о погрузке и выгрузке подвижного состава, сдаче и приеме порожних вагонов, наличии вагонов на станциях, использовании подвижного состава, доходах железных дорог; расчеты с банками, потребителями; расчеты наличия и движения материальных ценностей; расчеты и отчетность по заработной плате и т.д.

4) Инженерно-технические расчеты. Использование ЭВМ для расчетов мостов и сооружений, пропускной способности, тяговых расчетов и т.д.

5) Непосредственное управление перевозочным процессом. Использование ЭВМ непосредственно в технологическом процессе управления перевозочным процессом.

ИНФОРМАЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Базовые понятия информации

В курсе «Компьютерная техника и организация вычислительных работ» вы начинаете изучение компьютера ‑ изобретения, стоящего в одном ряду с изобретением книгопечатания и открытием электричества. На протяжении всей вашей жизни вам придется изучать компьютер и компьютерные технологии. Это изучение начинается с базовых понятий информатики ‑ как науки о законах и методах получения, хранения, обработки, преобразования и передачи информации. В наиболее общем виде понятие информации можно выразить так:

Информация - это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.

Принято говорить, что решение задачи на ЭВМ, в результате чего создается новая информация, получается путем вычислений. Потребность в вычислениях связана с решением задач: научных, инженерных, экономических, медицинских и прочих.

Задача становится разрешимой, если найдено правило, способ получения результата. Такое правило называют алгоритмом.

Содержание алгоритма ‑ составляющие его действия и объекты, над которыми эти действия выполняются, ‑ определяют средства, которые должны присутствовать в машине, предназначенной для исполнения алгоритма.

При решении задачи ЭВМ вводит в себя необходимую информацию и через какое-то время выводит результаты - информацию, для получения которой и была создана. Таким образом, работа ЭВМ - это своеобразные манипуляции с информацией.

Информация

В сотнях книг и учебниках это понятие трактуется по разному. Но все мы интуитивно понимаем, что это такое.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди.

Сами по себе речь, текст, цифры ‑ не информация. Они лишь носители информации. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и других приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, являются причиной увеличения знаний людей о реальном мире. Значит, информация отражает нечто, присущее реальному миру, который познается в процессе получения информации: до момента получения информации что-то было неизвестно, или, иначе, не определено, и благодаря информации неопределенность была снята, уничтожена.

Рассмотрим пример. Пусть нам известен дом, в котором проживает наш знакомый, а номер квартиры неизвестен. В этом случае местопребывание знакомого в какой-то степени не определено. Если в доме всего две квартиры, степень неопределенности невелика. Но если в доме 200 квартир ‑ неопределенность достаточно велика.

Из примера следует, что неопределенность связана с количеством возможностей, т.е. с разнообразием ситуаций. Чем больше разнообразие, тем больше неопределенность.

Информация, снимающая неопределенность, существует постольку, поскольку существует разнообразие. Если нет разнообразия, нет неопределенности, а следовательно, нет и информации.

Итак, информация ‑ это отражение разнообразия, присущего объектам и явлениям реального мира. И, таким образом, природа информации объективно связана с разнообразием мира, и именно разнообразие является источником информации.

Понятие информации стоит в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как энергия, время.

Информационные процессы

Таким образом, мы понимаем под информацией все так или иначе оформленные сведения или сообщения о вещах и явлениях, которые уменьшают степень неопределенности, хаотичности знаний об этих вещах или явлениях. Информация не есть нечто статичное, неизменное. Как правило, с ней все время что-то происходит, т.е. осуществляются информационные процессы. Эти процессы можно разделить на четыре группы – сбор, хранение, обработка и передача информации.

Информация, воплощенная и зафиксированная в некоторой материальной форме, способная сохраняться называется сообщением. Материальная среда, определяющая взаимодействие между источником и приемником сообщения, называется каналом связи.


 


 

 


Восприятие информации приемником-преобразователем осуществляется при помощи сигналов. Сигналы имеют различную физическую природу и являются продуктами энергообмена, имеющие в своей основе материальную природу. Технические средства, преобразующие сигналы в форму, удобную для восприятия (человеком, техническим средством) называются первичными преобразователями информации или датчиками.

Данные

Данные– это зарегистрированные сигналы. Данные не тождественны информации.

Например, напишем последовательность нескольких телефонных номеров:

202 65 21;

245 44 75;

450 05 67 и т.д.

Непосвященный человек воспримет эти цифры как данные ему ни о чем не говорящие. Если теперь подписать рядом с числами название и имена абонентов – это уже данные с которыми можно работать, использовать - т.е. ИНФОРМАЦИЯ. Для получения информации необходим алгоритм обработки данных.

Основные структуры данных

ДАННЫЕ могут иметь следующие основные структуры: линейная, иерархическая и табличная.

Например, книгу разобрали на отдельные листы и смешали, набор данных есть, но подобрать адекватный метод получения информации трудно. Если же собрать все листы в правильной последовательности, мы получим простейшую структуру данных – ЛИНЕЙНУЮ. Однако читать придется с самого начала до конца, что не всегда удобно.

Для быстрого поиска требуемой информации применяется ИЕРАРХИЧЕСКАЯ структура. Оглавление – разделы – параграфы и т.д. Элементы структуры более низкого уровня обязательно входят в элементы более высокого уровня.

Если мы свяжем линейную и иерархическую структуры, то есть свяжем разделы, главы, параграфы с номерами страниц (содержание), то тем самым создадим НАВИГАТОРА, который еще более упростит поиск. Это называется ТАБЛИЧНОЙ структурой.

 

 

Обработка данных

Обработка данных или преобразование данных включает следующие операции:

- сбор данных;

- формализация данных, приведение к единому формату;

- фильтрация данных, уменьшение уровня «шума»;

- сортировка данных, повышение доступности информации;

- архивация данных, организация хранения;

- защита данных;

- транспортировка данных;

- преобразование данных, важнейшая и наиболее дорогая задача, связанная, как правило, с изменением носителя.

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Железнодорожный транспорт занимает значительное место в транспортном комплексе Украины. Необходимость иметь достаточные резервы технических средств, подвижного состава, пропускной способности для своевременного и эффективного маневрирования при изменении ситуации в эксплуатационной обстановке требует высокой организации перевозок. Эффективная организация работы железных дорог зависит от оптимального составления плана перевозок грузов, рационального распределения грузопотоков между видами транспорта, эффективного размещения парка вагонов и локомотивов по участкам сети с учетом структуры грузопотока и сезонной неравномерности перевозок, непрерывного осуществления сложного маневрирования грузопотоками и порожними вагонами, рационального распределения перевозочной работы между сортировочными станциями и т.п.

Для обеспечения работы железных дорог необходимо разностороннее планирование эксплуатационного процесса. На основе параметров постоянных сооружений и подвижного состава, спроса на перевозки и затрат формируется график движения поездов. Время реакции подразделений, руководящих перевозками, на оперативные изменения в эксплуатационном процессе определяется крайне сложной процедурой принятия решений, в которой трудно проследить действие обратных связей. Это, в свою очередь, сильно затрудняет определение параметров для управляющих воздействий. Необходимы мощные вспомогательные средства для повышения оперативности краткосрочного планирования.

Основная цель железнодорожного транспорта состоит в удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров при эффективном использовании имеющихся ресурсов (организационных структур, основных фондов, подвижного состава и т.д.). К железнодорожному транспорту, как средству массового общественного транспорта, с самого начала предъявлялись высокие требования по безопасности, скорости, точности, экономии энергии и достижении высоких показателей эффективности.

Все эти сложные, многовариантные задачи могут успешно решаться только с применением ЭВМ.

Можно выделить следующие основные области применения средств вычислительной техники на железнодорожном транспорте.

1) Перспективное планирование грузовых и пассажирских перевозок. Разработка планов перевозок с оптимальным прикреплением пунктов производства продукции к пунктам ее потребления. Разработка графиков движения поездов. Разработка нормы эксплуатационной работы и др.

2) Оперативное планирование работы железных дорог. Разработка наиболее рациональных схем вагонопотоков, планов формирования поездов, суточных заданий, графиков оборота локомотивов и локомотивных бригад.

3) Статистическая и бухгалтерская отчетность. Широкая автоматизация собственно учета; выполнение отчетности о погрузке и выгрузке подвижного состава, сдаче и приеме порожних вагонов, наличии вагонов на станциях, использовании подвижного состава, доходах железных дорог; расчеты с банками, потребителями; расчеты наличия и движения материальных ценностей; расчеты и отчетность по заработной плате и т.д.

4) Инженерно-технические расчеты. Использование ЭВМ для расчетов мостов и сооружений, пропускной способности, тяговых расчетов и т.д.

5) Непосредственное управление перевозочным процессом. Использование ЭВМ непосредственно в технологическом процессе управления перевозочным процессом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.007 с.)