Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удивительная судьба злодея Ши-хо

Поиск

(Сказка Витты Байковой и Гриши Акишева]

Жил да был Ши-хо, богач и очень злой человек. Можно ска­зать, что за всю свою жизнь он не сделал ни одного доброго дела, зато совершил множество дел грязных и злых. Никто из тех, кто знал его, уже и не надеялся, что в его жизни может родиться что-то другое. Пока не произошла такая вот история.

Однажды Ши-хо увидел удивительную красавицу, цыган­скую баронессу. В ней было все, что нравилось Ши-хо: цыганка была яркой и неприступной королевой любого общества, легко увлекавшей мужчин и так же легко их бросавшей. Она не знала сомнений в удовлетворении любых своих прихотей. Она была ска­зочно богата. Кроме того, она владела множеством приемов магии. Увидев ее, Ши-хо влюбился по уши. Он был совершенно покорён и стал добиваться благосклонности цыганки, умоляя ее выйти за него замуж. А та, убедившись, что Ши-хо серьезен, внезапно ска­зала ему:

- Мой дорогой, ты очень нравишься мне, и я бы пошла за тебя, но есть одно препятствие. По древнему предсказанию, моим мужем может стать только добрый и хороший человек. Ты не по­веришь, как я намучилась с этим предсказанием, но оно обладает огромной силой, и я не могу успокоиться в объятиях мужчины, пока оно не исполнено. Соверши чудо ради меня, стань добрым и хорошим человеком, хотя бы на время! Сделай несколько добрых дел - авось да получится!


Ши-хо, объятый любовью, поклялся красавице исполнить что угодно, даже такую чушь, как несколько добрых дел. Она по­казала ему волшебное зеркальце, через которое могла видеть, что Ши-хо делает и что из этого получается. Ши-хо еще раз подивил­ся могуществу магии цыганки, еще сильнее возжелал стать ее му­жем и выбежал побыстрее творить добрые дела.

Тут-то он обнаружил, что совершенно не знает, как это дела­ется. Добрые дела всегда казались ему глупостью или обманом. Он наморщил лоб, а потом решил пойти по самому очевидному пути - раздать немного денег.

Он оделся попроще и пошел к своему соседу-бедняку. Там он сел за стол, поспрашивал о новостях и узнал, что дочка соседа не­давно вышла замуж.

- Ага, - сказал он, - а я вот как раз хотел извиниться, что не был на свадьбе, всё дела, а вот я принес вам свадебный подарок -молодым на обустройство, а вам на пирушку, - и выложил на стол пятьдесят золотых монет.

Для него это было, в сущности, мелочью, а для бедного сосе­да — больше, чем тот зарабатывал за год. Сосед с женой остолбе­нели, потом долго отказывались, а потом приняли деньги и вправ­ду накрыли праздничный стол и устроили пир.

Радостный Ши-хо быстро ушел от гуляющих бедняков и по­шел к своей возлюбленной цыганке. Он забежал к ней и сразу же похвастал, какое доброе дело только что совершил. Она в ответ молча показала ему свое волшебное зеркало. В нем Ши-хо увидел, какая свалка происходит у соседа. Приглашенные на неожидан­ные пирушку люди напились и стали обвинять хозяина, что тот продал богачу Ши-хо свою дочь - как бы тот иначе отвалил столько денег? Вспыхнула кровавая драка. Ши-хо вздохнул и мол­ча вышел от цыганки. Сделать доброе дело оказалось не так-то легко.

На следующий день Ши-хо нанял рабочих, чтобы выкопать посреди деревни колодец, открытый для всех. Еще через день ра­бочие выкопали глубокую яму до первой воды, а вечером этого дня в яму упал маленький ребенок и утонул. Ши-хо был в отчая­нии - конечно, не из-за какого-то дурацкого ребенка, а из-за не­возможности быстро стать добрым человеком и добиться прекрас­ной цыганки. После еще нескольких попыток совершить доброе дело Ши-хо погрузился в отчаяние. Все дела, которые он делал, приносили людям вред и зло, как и раньше. Он словно был закол-


дован. Каждый день он пытался заново - носил цветы каким-то незнакомым женщинам, украшал чьи-то могилы и даже ходил в детский сад лепить с детьми фигурки из пластилина. Дурные по­следствия следовали за ним и его делами неотступно. То, чего не видел он сам, показывала ему цыганка в зеркале.

Никогда Ши-хо еще не было так трудно. Он решил разорвать порочный круг хотя бы самым страшным путем. Местностью, где он жил, правил очень злой и жадный герцог, настоящий крово­пийца. Все люди из деревень и городов вокруг страдали под его несправедливой властью. Ши-хо решил, что убьет герцога и тут уж никак не ошибется. Или - возможно - герцог убьет его.

Он явился к его высочеству герцогу якобы для переговоров о продаже своего имения, но как только они остались одни, герцог засмеялся и огорошил Ши-хо:

- Я знаю, зачем ты пришел! Я ведь тоже занимаюсь магией, не только твоя красавица цыганка. И это тоже магия черная! Чес­тно говоря, я понимаю тебя. Я согласен умереть. Черт с тобой, да­вай, убивай меня!

И герцог сам протянул Ши-хо свой кинжал.

Ши-хо взял кинжал и задумался. Каким-то внутренним чу­тьем он знал, что здесь - непонятно почему - всё по-честному, что он и вправду может убить сейчас злого герцога. Но он покачал го­ловой и отдал кинжал герцогу, в первое мгновение ожидая, что тот сейчас ударит кинжалом в грудь ему самому. Это было вероятно. Но герцог вложил кинжал обратно в ножны и молча ушел.

Думая, что он потерял последний шанс, Ши-хо побрел к сво­ей цыганке. Но та встретила его с радостными объятиями: это и было первое доброе дело, которое он смог совершить. Ши-хо по­лучил красавицу цыганку, а впоследствии совершил еще немало добрых дел, просто так, по привычке.

Это сюжет очень активной борьбы с препятствиями и затруд­нениями, которых нем может быть предостаточно. Главный ком­ментарий И Цзин гласит: «Развитие. Благоприятно применение


тюрем». Иными словами, во-первых, это гексаграмма развития, то есть благоприятного движения к цели. А во-вторых, это ситуация самоограничения, что опять-таки очень живо выражено в образе стиснутых зубов. Воля человека, с которой он сжимает зубы и движется к цели сквозь самые трудные препятствия, накладывает ограничения на желания расслабиться, хорошенько поесть и по­спать и прочие родимые инстинкты.

Кроме собравшейся в единое усилие воли, стиснутые зубы могут означать ту агрессивную энергию, с которой челюсти вгры­заются в пищу и перемалывают ее. Нижняя триграмма, стоит по­мнить, здесь означает гром, а верхняя - огонь, обе чрезвычайно активны.

* * *

Стиснутые зубы могут описывать еще один сюжет - невы­пускания из себя наружу того, что кажется злом. Многие люди (опираясь более на фантазии, но иногда и на реальность) считают, что у них внутри много зла. «Много зла» - это много агрессии, гнева, деструктивных сил, алчности, ревности и так далее. И чело­век нередко совершает выбор - предпочитает держать это всё внутри себя. С одной стороны, это может делаться из трусости: человек боится, что выпущенный наружу гнев быстро обернется чужим гневом против него самого. Но кроме трусости здесь суще­ствуют мотивы именно добродетельного характера - пусть уж си­дящий внутри дракон пожирает только меня одного, остальных не трогая. (Понятно, что такое «зло» действительно пожирает чело­века изнутри, претворяясь в болезни печени, желудка, сердца.) Опять можно добавить, что такое решение очень часто всё равно не работает, потому что внутренний гнев, например, не находя прямой разрядки, ищет и находит разрядку тайную (в семьях очень часто есть такой закон: тот, кто не гневается на своих близ­ких открыто, мучает их садистски). И тем не менее, если импульс, лежащий в основе такого «стискивания зубов», мало-мальски чист, то «зачтется» это человеку. Говорит комментарий И Цзин: «Надень колодки и придави пальцы на ногах. Хулы не будет».

* * *

К сюжету «стиснутых зубов» близка судьба Иова, давшая та­кой необъяснимый обыденной логикой и такой полный страданий


крен. Старик, лишившийся жен и детей, дома и стад, здоровья и понимания своей судьбы, уже почти ничего не может, кроме как сжимать зубы своей веры в Господа Бога.

А вот еще стихотворение Ольги Седаковой из «Китайского путешествия», про это же:

Велик рисовальщик, не знающий долга,

кроме долга играющей кисти: и кисть его проникает в сердце гор,

проникает в счастье листьев, одним ударом, одною кротостью,

восхищеньем, смущеньем одним он проникает в само бессмертье - и бессмертье играет с ним.

Но тот, кого покидает дух, от кого отводят луч, кто десятый раз на мутном месте ищет чистый ключ, кто выпал из руки чудес, но не скажет: пусты чудеса! -перед ним с почтением склоняются небеса.

22. Искусство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.01 с.)