Дети, находясь в живом уголке, не только развлекаются и наблюдают за животными, но и изучают их особенности, повадки, их корм и способы общения с ними. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети, находясь в живом уголке, не только развлекаются и наблюдают за животными, но и изучают их особенности, повадки, их корм и способы общения с ними.



В экологической комнате воплощаются самые заветные идеи детского сада по воспитанию натуральных детей. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон. Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Наш опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения. Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты: Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов. Зона библиотеки — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада). На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая (не политическая!) карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы. Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).

33.Участок детского сада.-это участок,принадлежащий ДУ,на к-м расположены здания ДУ,хоз.постройки,прогулочные площадки.На участке у Д обогащ-ся чувственный опыт Д,они приуч-ся к коллективному труду.У них воспи-ся любовь и бережное отношение к окружению.Участок со всех сторон ограждается деревьями или кустарниками (защита от пыли,копыти и ветра).На участке нельзя сажать:колючие деревья и кусты,ядовитые и кусты,деревья вызывающие аллергию.Можно растения приемлемые нашей полосе умереного климата+красивые растения,каштаны,берёзы,рябина;кустарники жасмин,облепиха,гартензия.Размещение деревьев и кустарников:не на большом растоянии,чтобы потом кроны совпадали,куст-ки можно сажать точечно,а затем водить Д туда на экскурсию,основную площадь участка занимает зелёный газон.Участки для игр разделены между собой невысокими кустарниками(туя).Цветник:зависит от условийДУ,матер-го положения,желания.Можно разбивать клумбы(круглые,треугольные)Размер не больше 70.Растения цветника:однолетние(астры,бархатцы,наготки,циния),двулетники(анютины глазки,ирис).Уход за цветниками:когда выса-т растения смотрят к-е растение многолетнее или однолетнее,в к-х условиях может расти.,подкормка,рыхление,собирать семена-хранение в тряпочных мешочках,в тёмном,сухом и прохладном месте.Если клубнями:выкапывают,разделяют,то же и луковечным;черенкование(3 почки,срез под углом 45 градусов,поставить банку с землёй, и сверху накрыли банкой,и ждать пока появ-ся расточки).Огодод:солнечное место,разбиваются грядки:2,3-3м,т.к Д можно поставит друг за дружкой возле грядки,ширина-70см,высота-20-30см,основные дорожки-1м.Овощи(листовые-капуста,салат,плодовые-помидоры,огурцы,корнеплоды-свекла,морковь,редис,луковечные-лук,чеснок.)Малыши-2-3 культуры(редиска и салат),почемучки(4-6,6-8),фантазёры(из расады-помидоры,капуста).

34.Цветник на участке детского сада. Цветник:зависит от условийДУ,матер-го положения,желания.Можно разбивать клумбы(круглые,треугольные)Размер не больше 70.Растения цветника:однолетние(астры,бархатцы,наготки,циния),двулетники(анютины глазки,ирис).Уход за цветниками:когда выса-т растения смотрят к-е растение многолетнее или однолетнее,в к-х условиях может расти.,подкормка,рыхление,собирать семена-хранение в тряпочных мешочках,в тёмном,сухом и прохладном месте.Если клубнями:выкапывают,разделяют,то же и луковечным;черенкование(3 почки,срез под углом 45 градусов,поставить банку с землёй, и сверху накрыли банкой,и ждать пока появ-ся расточки).Огодод:солнечное место,разбиваются грядки:2,3-3м,т.к Д можно поставит друг за дружкой возле грядки,ширина-70см,высота-20-30см,основные дорожки-1м.Овощи(листовые-капуста,салат,плодовые-помидоры,огурцы,корнеплоды-свекла,морковь,редис,луковечные-лук,чеснок.)Малыши-2-3 культуры(редиска и салат),почемучки(4-6,6-8),фантазёры(из расады-помидоры,капуста). Плодово-ягодный сад(яблоня, груша,вишня,слива;смородина красная, черная белая;клубника)

35.Огород на участке ДУ. Огодод:солнечное место,разбиваются грядки:2,3-3м,т.к Д можно поставит друг за дружкой возле грядки,ширина-70см,высота-20-30см,основные дорожки-1м.Овощи(листовые-капуста,салат,плодовые-помидоры,огурцы,корнеплоды-свекла,морковь,редис,луковечные-лук,чеснок.)Малыши-2-3 культуры(редиска и салат),почемучки(4-6,6-8),фантазёры(из расады-помидоры,капуста).

36.Наблюдение.- специально-организ-е воспит-м,целенапр-е более или менее длит-е и планомер-е,активное воспр-е Д объектов и явлений природы. Виды:по этапам усвоения З:первичные(во всех воз-х гр-х),повторные(во всех гр-х),сравнит-е(начиная со сред гр-пы);по продолжительности(кратковременные-во всех гр-х и длительные-со сред гр-пы),по форме организации(индив-е,групплвые,фронтальные),по степени активности Д(по инициативе Д,по инициативе в-ля), по хар-ру познав-х задач(-распознающие и вссоздающие.). Требования: поставить цель и задачи,для каждого налюдения необ-мо отбирать небольшой круг знагий,в организ-и следует предусматривать систематичность,набл-е должно способствовать развитию умственной и речевой способности,набл-е должно будить интерес Д к природе. Подготовка в-ля к наблюдению: подбор объекта к наблюдения,определение цели наблюдения,выбор формы организации наб-я,выбор методов и форм. При выборе объекта необ-мо учитывать:раст-я и жив-е должны быть доступны для дет-х наблюдений,соотв-ть возрасту Д и тред-м программы,раст-я и жив-е типичные для данной местности,кол-во небольшое,объект наблюдения должен быть безвредным.Объектами наблюдения могут быть:предметы и явления неживой природы.раст-я комнатные и дикорастущие,цвеиника,луга.,жив-е домашние и дикие,труд взрос-х и Д в природе. Последовательность наблюдения за растениями:1.рассматривание начинается с яркого признака;2.знакомим с внешним видом каждой части(стебель,лист цветок, корень, плод, семя).Дети говорят о величине, форме, окраске, хар-ре поверхности и назначении(в Ст.гр);3.знакомим с изменениями в разные сезоны года;4.охрана растения или уход за ним. Посдедовательность наблюдения за животными: 1.внешний вид(величина,чем покрыто тело,голова,туловище,конечности);2.повадки(как передвигаются,чем питаются,звуки которые издают);3.где обитают и как приспособлен к среде обитания и защите от врагов);4.изменения в разные поры года;5.охрана и уход.

37.Использ-е иллюст-но-наглядного материала. (дид.материалы,репродукции худ.картин,фотография,диапозитивы,диа-кинофильмы,телепередачи,фильмы. Значение: закрепляет и уточняет представления Д,форми-т знания об объектах и явлениях природы,даёт детям представления,о длительно-протекающих в природе явлениях,помогает обобщать или систематизировать знания Д,формир-е эстетич-го вкуса. Треб-я к материалу: реалистичность и зображённых объектов,ясность замысла художника,худ.выраз-ть материала,учит-ть воз-е особ-ти Д.Учебный экран:диапозитивы,,диа-кино-телефильмы.Он поманает показать дош-м природу в ет-х условиях,многообр-е связи живых организмов со средой.Он оказ-т влияние на форми-е у Д материалистич-го мировоз-я,т.к. показ-т природу в развитии,а объекты в связях и отношениях. Кинофильмы-вызывают непроиз-е внимание и эмоционально возд-т на Д,но при непроиз-м внимании содерж-е фильма усваив-ся поверх-но и не всегда правильно осмыслив-ся,для сохранения устойч-го внимания нужна спец.работа в-ля.Просмотр желательно повторять дважды. После 1-го просмотра проводим проверку в правельности воспр-я просмотра.После 2-го просмотра может быть организована более развёрнутая беседа.Диапозитиаы-серия отдельных кадров,к-е посвещены отдельной теме. Порядок демонстрации кадров определяет в-ля.

38.Методика использования и значение рассказов.Рассказ -это вид творческой худ.дея-ти в-ля требующий от него опред-х знаний о природе,наблюд-ти,умения сопоставлять явления природы и размышлять над ними.Требования:рассказ как и беседу можно использовать при подготовке к наблюдениям,опытам во время проведения экскурсий,дошк-й раасказ имеет общие черты с худ.произ-ми,в нём должны быть завязка,кульминация,развязка,он должен быть научно выдержан,но доступен для понимания Д. Тема рассказа выир-ся воспитателем с учётом содержания знаний опред-го программой д.сада и адрессуется конкретной возрастной группе.Рассказ требует внимания и сосредоточения мыслей Д,рассказ должен быть эмоциональным,занимательным,иметь яркий,динамичный сюжет,речь в-ля чёткая,ясная,эмоциональная.Сведениядля рассказов можно взять из переодических изданий и природове-х книг,а также рассказы можно составлять используя свои собственные навыки.Используют рассказ начиная с младшей группы(малыши 2-3 минуты,средняя5-10,старшая 10-15).Рассказ сопровож-ся иллюстративным материалом.В зависимости от цели занятия и хар-ра изуч-го материала различают р-объяснение и р-объяснение.Р-описание-приминяют,когда надо дать представление об объекте или явлении природы,так,чтобы дошкольники как будто былди бы очевидцами происходящего.Это может быть описание живого растения и т.д.(Пришвин,Бианки,Паустовский,Скрибицкий).Р-объяснение-исп-ся когда необходимо рас-ть Д наиболее сложные вопросы,вскрыть существенные признаки природы или установить причинно-следственные связи(Смена дня и ночи.)

39. Методика проведения бесед с детьми дошкольного в-та о природе. Виды бесед, их содержание и значение.

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельности детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа — это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.016 с.)