Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

Поиск

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ

 

МОДУЛЬ 2

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИСТОЛОГИЯ С ЭМБРИОЛОГИЕЙ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ И РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ

СБОРНИК

КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ОДЕССА - 2014

 

 

Ульянов В.А., Горянова Н.А., Кувшинова И.И., Ульянцева Е.А.,

Арнаутова Л.В., Тирон О.И.

 

Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. – Одесса, 2008. – 85 с.

 

Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при изучении обширного теоретического материала, изложенного в учебниках по гистологии, цитологии и эмбриологии. Составлено в соответствии с ныне действующей «Програмою по гістології, цитології та ембріології для студентів медичних ВУЗів України (Київ, 2006)». Учебный материал распределен по темам согласно кредитно-модульной системы организации учебного процесса, содержит перечень контрольных вопросов, микропрепаратов и электронномикроскопических фотографий к каждому занятию, задания для самостоятельной работы студентов, а также тестовые задания, включая тесты из банка «Крок-1», отмеченные *).

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА – МОДУЛЯ 2

Специальная гистология и эмбриология нейросенсорных и регуляторных систем

Тема Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Индивидуальная работа.
         
Содержательный модуль 3. Специальная гистология и эмбриология нейросенсорных систем.
26.Нервная система. Спинной мозг. Спинномозговые и вегетативные нервные узлы. Периферические нервы.       Подготовить обзор научной литературы, или провести исследование по какой-либо теме.
27. Головной мозг: большие полушария, мозжечок.  
28. Органы чувств. Определение. Классификация. Орган обоняния. Орган вкуса.      
29. Орган зрения. Диоптрический и аккомодационный аппараты.    
30. Орган зрения. Сенсорный и вспомогательный аппараты.  
31. Орган слуха и равновесия.    
32. Развитие НС и органов чувств      
33. Покровный апарат тела. Кожа и ее придатки.        
34. Работа с микропрепаратами 2/3        
Содержательный модуль 4. Специальная гистология и эмбриология регуляторных систем
35.Эндокринная система. Центральные органы: гипоталамус, гипофиз, эпифиз.       Подготовить обзор научной литературы, или провести исследования по какой-либо темы.
36. Периферические органы эндокринной системы: щитовидная, паращитовидная железа, надпочечник.  
37. Сердечно-сосудистая система. Сердце, артерии.      
38. Сердечно-сосудистая система. Микроциркуляторное русло. Вены. Лимфатические сосуды.  
39. Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы.  
40. Центральные органы кроветворения и иммуногенеза.      
41. Периферические органы кроветворения и иммуногенеза.  
42. Работа с микропрепаратами 2/4.      
43. Итоговый тестовый контроль усвоения модуля 2: ИКМ-2      
Всего часов – 90        
Кредитов ECTS - 2,5        
           

Аудиторная работа – 61%, СРС – 39%.

Тематический план лекций.

№ п\п ТЕМА Количество часов
9. Нервная система.  
10. Органы чувств. Орган зрения.  
11. Органы чувств. Орган слуха и равновесия.  
12. Эндокринная система.  
13. Сердечно-сосудистая система.Органы кроветворения и иммуной защиты.  
  Всего  

Тематический план практических занятий.

№ п\п ТЕМА Количество часов
Содержательный модуль 3. Специальная гистология и эмбриология нейросенсорных систем.
26. Нервная система. Спинной мозг. Спинномозговые и вегетативные нервные узлы. Периферические нервы.  
27. Центральная нервная система. Головной мозг: большие полушария, мозжечок.  
28. Органы чувств. Орган вкуса. Орган обоняния.  
29. Органы чувств. Орган зрения. Общий план строения глазного яблока. Диоптрический и аккомодационный аппараты глаза.  
30. Органы чувств. Орган зрения. Сенсорный аппарат. Вспомогательный аппарат глаза.  
31. Органы чувств. Орган слуха и равновесия.  
32. Развитие нервной системы и органов чувств.  
33. Покровный аппарат.  
34. Работа с микропрепаратами 2/3  
Содержательный модуль 4. Специальная гистология и эмбриология регуляторных систем
35. Центральные органы эндокринной системы  
36. Периферические органы эндокринной системы  
37. Сердечно-сосудистая система. Сердце, артерии.  
38. Сердечно-сосудистая система. Микроциркуляторное русло. Вены.  
39. Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы.  
40. Центральные органы кроветворения и иммунной защиты.  
41. Периферические органы кроветворения и иммунной защиты  
42. Работа с микропрепаратами  
43. Итоговый контроль усвоения модуля 2 (ИКМ-2)  
  Всего  
       

Задания для самостоятельной (индивидуальной) работы студентов.

№ п\п Тема. Количество часов.
  Центральная нервная система. Нервные центры. Оболочки мозга. Ствол мозга. Продолговатый мозг. Важнейшие ассоциативные ядра. Ретикулярная формация. Промежуточный мозг. Ядра таламуса. Гипоталамус, основные ядра. Функции промежуточного мозга. Понятие о мозговом модуле (барели, колонки). Межнейронные связи. Гематоэнцефалический барьер, строение, значение.  
  Особенности реакций нервных стволов на повреждения, процессы восстановления. Соматическая и вегетативная (автономная) нервная система. Общая морфофункциональная характеристика вегетативной нервной системы, разделение на симпатическую и парасимпатическую системы. Понятие о метасимпатической нервной системе. Ядра центральных частей вегетативной нервной системы. Строение ганглиев вегетативной нервной системы. Преузловые и постузловые нервные волокна.  
  Органы чувств. Классификация органов чувств по происхождению и структуре рецепторных клеток. Зрительный нерв. Гематоофтальмологический барьер. Вспомогательный аппарат глаза. Возрастные изменения. Орган обоняния. Вомеро-назальный орган. Орган вкуса.  
  Покровный аппарат. Железы кожи, волосы, ногти.  
  Эндокринная система. Понятие о гормонах и их значение для организма. Клетки-мишени и рецепторы гормонов. Механизм действия гормонов. Принцип обратной связи. Роль гормонов коры надпочечников в развитии общего адаптационного синдрома. Одиночные гормонпродуцирующие клетки неэндокринных органов. Классификация по происхождению. Клетки АРUD - системы, локализация, гормоны и их действие.  
  Сердечно-сосудистая система. Лимфатические сосуды. Классификация, строение лимфатических сосудов разных типов. Особенности строение лимфатических капилляров и посткапилляров, участие в микроциркуляции.  
  Органы кроветворения и иммунной защиты. Взаимодействие стромальных и гемопоэтических элементов. Тимико-лимфатический статус. Гемолимфатические узлы. Единая иммунная система слизистых оболочек органов.  
  Всего  

 

Распределение баллов, присвоенных студентам.

Порядковый номер. Модуль 2. (текущее тестирование). Количество баллов
  Содержательный модуль 3.  
  Тема 26  
  Тема 27  
  Тема 28  
  Тема 29  
  Тема 30  
  Тема 31  
  Тема 32  
  Тема 33  
  Тема 34  
  Содержательный модуль 4.  
  Тема 35  
  Тема 36  
  Тема 37  
  Тема 38  
  Тема 39  
  Тема 40  
  Тема 41  
  Тема 42  
Подготовка обзора научной литературы или проведение научного исследования (индивидуальная работа).  
Всего содержательных модулей  
Модульный контроль (ИКМ-2)  
ВСЕГО сумма баллов  

 

Максимальное количество баллов, которые присваиваются студентам при усвоении модуля (зачетного кредита ECTS) - 200

  Номер модуля Количество учебных часов/количество кредитов     Количество модулей их номера.     Количество практических занятий. Баллы, которые начисляются студентам.   Минимальный текущий рейтинг   Максимальный текущий рейтинг
За оценки на занятиях. При выполнении индивидуального задания
„5” „4” „3” „2”
Модуль 1. 105 / 3,5 2(№№1-2)           -    
Модуль 2. 90 / 3 2(№№3-4)                
Модуль 3. 90 / 3 2(№№5-6)           -    

Модуль 2.

Специальная гистология с эмбриологией нейросенсорных и регуляторных систем

Содержательный модуль 3.

Вопросы, вынесенные на СРС

1. Соматическая и вегетативная (автономная) нервная система. Общая морфофункциональная характеристика вегетативной нервной системы. Понятие о симпатической и парасимпатической системе.

2. Строение нервных стволов. Особенности их реакций на повреждение, процессы восстановления.

3. Спинномозговой узел. Положение в рефлекторной дуге. Тканевый состав. Строение.

4. Строение ганглиев вегетативной нервной системы. Предузловые и послеузловые нервные волокна.

 

Микропрепараты

1. Периферический нерв. Окраска гематоксилином-эозином.

2. Спинномозговой узел. Окраска гематоксилином-эозином.

3. Спинной мозг. Импрегнация азотнокислым серебром.

 

Электронные микрофотографии

1. Псевдоуниполярный нейроцит спинномозгового узла.

2. Корешковый нейроцит серого вещества спинного мозга.

 

Основная литература

1. Гістологія людини (підручник для студентів медичних інститутів) Луцик О. Д., Іванова А. Й., Кабак К. С. – Львів: Мир, 1992. – С. 136-151.

2. Гистология: Учебник / Под ред.Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной – М: Медицина, 1989. – С. 301-308, 323-328.

Дополнительная литература

1. Спеціальна гістологія та ембріологія: Практикум: Навч. посібник / За ред.. В.К.Напханюка. – Одеса: Одес.жерж.мед.ун-т, 2001 – С.9 - 18.

2. Волков К.С. Ультраструктура основних компонентів органів систем організму / Навчальний посібник-атлас. – Тернопіль: «Укрмедкнига», 1999. – С. 7-9, 18-19.

Тестовые задания


1. На гистологическом препарате в задних рогах серого вещества спинного мозга видно сосредоточение мультиполярних нейронов, которые формируют ядро Кларка. Определите, в состав каких проводящих путей входят аксоны этих клеток?

А. Tractus Burdacha

B.Tractus Golla

C. Tractus spinothalamicus

D.Tractus vestibulospinalis

E. Tractus spinocerebellaris

 

2. При гистологическом исследовании органа нервной системы, можно видеть соединительнотканную капсулу, от которой отходят прослойки, и мультиполярные нейроны, окруженные нервными волокнами и глиальными клетками. Нервные волокна не имеют серединной локализации. Что это за орган?

A. Спинномозговой ганглий

B. Вегетативный ганглий

C. Нервный ствол

D. Часть спинного мозга

E. Часть головного мозга

 

3. У больного в результате травмы повреждены задние корешки спинного мозга. Функции каких клеток при этом будут затронуты?

A. Нейроцитов собственного ядра

B.Нейроцитов грудного ядра

C. Псевдоунуполярных нейронов спинномозговых узлов

D.Нейроцитов губчатого вещества

E.Нейроцитов желатинозного вещества

 

4. При гистологическом исследовании органа нервной системы, можно видеть соединительнотканную капсулу, от которой отходят прослойки, и субкапсулярно расположенные нейроциты, окруженные глиальными клетками. Ближе к центру органа расположены миелиновые нервные волокна. Что это за орган?

A.Спинномозговой ганглий

B.Вегетативный ганглий

C.Нервный ствол

D.Часть спинного мозга

E.Часть головного мозга

 

5. В результате травмы у мужчины 47 лет повреждены передние корешки спинного мозга. Отростки каких нейронов пострадали?

A. Аксоны чувствительных мультиполярных нейронов

B. Аксоны чувствительных псевдоуниполярных нейронов

C. Дендриты чувствительных псевдоуниполярных нейронов

D. Дендриты двигательных нейронов

E. Аксоны двигательных нейронов

 

6. В результате травмы у больного повреждены VII-Х грудные позвонки. Гематома, которая при этом образовалась, сдавливает задний канатик спинного мозга. Какие проводящие пути испытают повреждающее влияние?

A. Клиновидний

B.Спино-мозжечковый дорзальный

C. Кортикоспинальный боковой

D.Вестибуло-спинальный

E.Руброспинальный

 

7. При гистологическом исследовании в передних рогах спинного мозга обнаруживаются нервные клетки. Какую функцию обеспечивают в организме человека эти клетки?

А. Иннервацию поперечнополосатой мышечной ткани

B. Передачу нервных импульсов к паравертебральным ганглиям СНС

C. Иннервацию секреторного аппарата органов пищеварения

D. Регуляцию сосудистого тонуса

Е. Иннервацию гладкой мускулатуры ЖКТ

 

8. В результате вирусной инфекции погибли псевдоуниполярные нейроны спинномозговых узлов. Какое звено рефлекторной дуги выключается?

А. 1-й нейрон, двигательный

B. 1-й нейрон, чувствительный

C. 2-й нейрон, двигательный

D. 2-й нейрон, вставочный

E. 3-й нейрон, ассоциативный

 

9. В результате травмы поврежден передний корешок спинного мозга. Функция какого органа будет нарушена?

А. Сердечной мыщцы

B. Скелетных мышц туловища и конечностей

C. Гладких мышц ЖКТ

D. Секреторная деятельность печени

E. Гладких мышц сосудов

 

10. При патологоанатомическом исследовании спинного мозга человека выявлены дегенерация и уменьшение количества клеток, составляющих ядра передних рогов в шейном и грудном отделах. Функция какой ткани была нарушена в первую очередь в результате поражения ядер?

А. Скелетной мышечной ткани

B. Сердечной мышечной ткани

C. Гладкой мышечной ткани

D. Белого вещества спинного мозга

E. Спинномозговых ганглиев

 

11. У больного патологическим процессом поражены клетки собственного ядра заднего рога спинного мозга. Формирование каких проводящих путей нарушается в этом случае?

А. Переднего кортикоспинального

B. Бокового кортикоспинального

C. Переднего и заднего спиномозжечкового

D. Переднего спиномозжечкового и спиноталамического

E. Заднего спиномозжечкового

 

12. У больного отмечается потеря тактильной и проприоцептивной чувствительности на нижней конечности справа. Функции каких проводящих путей нарушены?

А. Нежного пучка и клиновидного пучка

B. Спиномозжечкового и ретикулоспинального

C. Цереброспинального бокового слева

D. Цереброспинального бокового справа

E. Спиноталамического и тектоспинального

 

13. У больного повреждены клетки грудного ядра спинного мозга. Функция каких проводящих путей нарушается в этом случае?

А. Спиноталамического

B. Спино-спинального

C. Цереброспинального переднего

D. Переднего спиномозжечкового

E. Заднего спиномозжечкового

 

14. В мышцу конечности ввели маркер, который был захвачен нервными терминалями и транспортирован в перикарионы. В каких нейронах можно обнаружить маркер, если перед его введением были перерезаны передние корешки спинного мозга?

А. Мотонейроны спинного мозга

B. Чувствительные нейроны задних рогов

C. Чувствительные нейроны спинномозговых узлов

D. Центральные нейроны вегетативной нервной системы

E. Вставочные нейроны губчатого вещества

 

15. В результате травмы нижней трети бедра поврежден седалищный нерв, что привело к параличу мышц, расположенных ниже травмы (голени, стопы, пальцев). Парализованная часть потеряла чувствительность. Какие структуры пострадали в результате травмы?

А. Чувствительные и двигательные центры головного мозга

B. Чувствительные и двигательные ядра спинного мозга

C. Чувствительные ядра спинного мозга

D. Афферентные и эфферентные нервные волокна

E. Двигательные нервные волокна

 

16. Поражение спинного мозга в области грудного утолщения вызвало периферический паралич верхних конечностей. Какие структуры вероятнее всего вовлечены в патологический процесс?

А. Ядра передних рогов

B. Ядра задних рогов

C. Задние корешки

D. Задние канатики

E. Боковые канатики

 

17. Недостаток витамина В12 вызвал в организме больного демиелинизацию и дегенерацию волокон боковых канатиков спинного мозга. Клетки каких ядер серого вещества пострадали?

А. Собственного, латерального промежуточного

B. Собственного, грудного, медиального промежуточного

C. Вентролатеральных, центрального

D. Вентромедиальных, вентролатеральных, дорсомедиальных

E. Медиального и латерального промежуточных


 

Вопросы, вынесенные на СРС

1. Центральная нервная система: Общий план строения больших полушарий головного мозга.оболочки мозга.

2. Ствол мозга. Продолговатый мозг. Наиболее важные ассоциативные ядра. Ретикулярная формация.

3. Промежуточный мозг. Ядра таламуса. Гипоталамус, основные ядра. Функции промежуточного мозга.

4. Кора больших полушарий головного мозга: понятие о мозговых модулях. Межнейронные связи.

5. Гематоэнцефалический барьер, строение, значение.

Микропрепараты:

2. Кора мозга. Импрегнация азотнокислым серебром.

3. Кора мозжечка. Импрегнация азотнокислым серебром.

Электронные микрофотографии:

4. Грушевидный нейроцит коры мозжечка.

5. Нейросекреторная клетка гипоталамуса.

 

Основная литература

3. Гістологія людини (підручник для студентів медичних інститутів) Луцик О. Д., Іванова А. Й., Кабак К. С. – Львів: Мир, 1992. – С. 128-136.

4. Гистология: Учебник/Под ред.Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной – М: Медицина, 1989. – С. 310-322.

Дополнительная литература

1.. Спеціальна гістологія та ембріологія: Практикум: Навч. посібник / За ред.. В.К.Напханюка. – Одеса: Одес.жерж.мед.ун-т, 2001 – С. 19 - 26.

2. Волков К.С. Ультраструктура основних компонентів органів систем організму / Навчальний посібник-атлас. – Тернопіль: «Укрмедкнига», 1999. – С. 10-17.

Тестовые задания:

 


1. При микроскопическом исследовании органа ЦНС выявлено серое вещество коры, в котором нейроны располагаются тремя слоями. Средний слой образован крупными нейронами, расположенными в один ряд на некотором расстоянии друг от друга. Назовите нейроны, формирующие этот слой.

A. Грушевидные

B. Корзинчатые

C. Мелкие звездчатые

D. Крупные звездчатые

E. Клетки-зерна

 

2. Исследуется импрегнированный солью серебра препарат, в котором хорошо видны клетки разных размеров пирамидной формы. От их верхушки и боковых поверхностей отходят короткие отростки, а от основания – один длинный. Назовите исследуемый препарат.

A. Ядра мозжечка

B. Ядра спинного мозга

C. Сетчатка глаза

D. Кора мозжечка

E. Кора головного мозга

 

3. Исследуется импрегнированный солью серебра препарат одного из отделов НС с послойно расположенными нейронами. Во втором слое видны клетки грушевидной формы с хорошо выраженными 2-3 дендритами, поднимающимися к поверхности. Назовите исследуемый препарат.

A. Сетчатка глаза

B. Спиральный ганглий

C. Кора мозжечка

D. Кора головного мозга

E. Спинномозговой узел

 

4. У больного с опухолью мозжечка возникло нарушение координации движений. Отростками каких клеток формируются эфферентные мозжечковые пути?

A. Большие звездчатые клетки Гольджи

B. Мелкие звездчатые клетки Гольджи

C. Клетки Пуркинье

D. Корзинчатые клетки

E. Клетки-зерна

 

5. Алкогольная интоксикация, как правило, сопровождается нарушением координации движений и равновесия в результате повреждения структурных элементов мозжечка. Какие клетки главным образом определяют функции мозжечка?

A. Корзинчатые

B. Грушевидные

C. Клетки - зерна

D. Звездчатые

E. Веретенообразные

 

6. В микропрепарате орган нервной системы имеет послойное расположение нейроцитов, среди которых есть клетки разнообразных форм: звездчатые, веретенообразные, горизонтальные, пирамидные. Какой это орган?

A. Кора больших полушарий головного мозга

B. Мозжечок

C. Спинномозговой узел

D. Автономный узел

E. Спинной мозг

 

7. На гистологическом препарате представлен срез прецентральной извилины коры большого мозга. Укажите, какие слои наиболее развиты в этой области.

A. Молекулярный, пирамидный, ганглионарный

B. Молекулярный и ганглионарный

C. Наружный и внутренний зернистые

D. Молекулярный и слой полиморфный

E. Пирамидный, ганглионарный, полиморфный

 

8. У больного возникли дегенеративные изменения в клетках ІІІ и V слоев коры больших полушарий, приводящие к демиелинизации и дегенерации волокон пирамидных путей. Функции какой эффекторной ткани нарушаются у этого больного?

А. Нервной ткани спинномозговых узлов

B. Сердечной мышечной ткани

C. Гладкой мышечной ткани

D. Скелетной мышечной ткани

E. Соединительной ткани спинномозговых узлов

 

9. У больного в результате кровоизлияния в мозг в левом полушарии блокирована функция ІІІ, V и VI слоев серого вещества коры двигательной зоны. Функция каких проводящих путей нарушается?

А. Пирамидные

B. Парапирамидные

C. Руброспинальные

D. Тектоспинальные

E. Оливоспинальные

 

10. У больного в результате кровоизлияния в мозг в левом полушарии блокирована функция ІІІ, V и VI слоев серого вещества коры двигательной зоны. Какие органы какой половины тела страдают?

А. Гладкие мышцы справа

B. Скелетные мышцы справа

C. Скелетные мышцы слева

D. Гладкие мышцы слева

Е. Сердечная мышца

 

11. Электростимулятором раздражали тело грушевидного нейрона коры мозжечка. При этом было зарегистрировано повышение биоэлектрической активности соседних нейронов в плоскости, расположенной поперек извилины. Какие клетки коры мозжечка способствовали генерации импульса?

А. Клетки Гольджи с короткими нейритами

B. Клетки Гольджи с длинными нейритами

C. Клетки-зерна

D. Корзинчатые и звездчатые клетки

E. Веретеновидные нейроны

 

12. Электростимулятором раздражали тело грушевидного нейрона коры мозжечка. При этом было зарегистрировано повышение биоэлектрической активности соседних нейронов в плоскости, расположенной вдоль извилины. Какие клетки коры мозжечка способствовали генерации импульса?

А. Клетки Гольджи с короткими отростками

B. Клетки Гольджи с длинными отростками

C. Клетки-зерна

D. Корзинчатые и звездчатые клетки

E. Веретеновидные нейроны

 

13. Центральное звено коры мозжечка представлено грушевидными клетками, дендриты которых через многочисленные синаптические связи получают информацию от проприорецепторов о состоянии двигательного аппарата и положении тела в пространстве. Назовите ассоциативные связи, которые не участвуют в установлении взаимодействия между грушевидными нейронами.

А. Коллатерали нейритов грушевидных нейронов

B. Нейриты корзинчатых клеток

C. Нейриты клеток-зерен

D. Нейриты ассоциативных клеток головного и спинного мозга (лазящие волокна)

E. Нейриты пирамидных клеток

 

14. Для судебно-медицинской экспертизы приготовлены препараты мозга человека, при жизни страдавшего парезом конечностей. Какие слои коры больших полушарий в таком препарате из области прецентральной извилины будут выражены слабо, с относительным увеличением количества глиальных элементов?

А. Пирамидные слои

B. Зернистые слои

C. Наружный зернистый и слой полиморфных клеток

D. Ганглионарный и молекулярный

E. Пирамидный и молекулярный

 

15. Для судебно-медицинской экспертизы приготовлены препараты мозга человека, при жизни страдавшего врожденной слепотой. Какие слои коры больших полушарий в таком препарате из области затылочной доли будут выражены слабо, с относительным увеличением количества глиальных элементов?

А. Пирамидные слои

B. Зернистые слои

C. Ганглионарный и молекулярный

D. Внутренний зернистый и молекулярный

E. Наружный зернистый и слой полиморфных клеток

 

16. В область височной извилины в корковый конец слухового анализатора введены электроды. Биопотенциал каких клеток будет выше при звуковом раздражении?

А. Клеток молекулярного слоя

B. Клеток зернистого слоя

C. Клеток пирамидного слоя

D. Клеток ганглионарного слоя

E. Клеток полиморфного слоя

 

17. В область передней центральной извилины коры больших полушарий введены электроды. Биопотенциал каких клеток будет выше при активных движениях конечностей?

А. Клеток молекулярного слоя

B. Клеток наружного зернистого слоя

C. Клеток пирамидного слоя

D. Клеток внутреннего зернистого слоя

E. Клеток полиморфного слоя

 

18. У больного внезапно возникло нарушение двигательной функции конечностей правой половины тела без нарушения чувствительности. В какой части головного мозга следует предполагать локализацию патологического процесса?

А. Правая передняя центральная извилина

B. Левая передняя центральная извилина

C. Левая затылочная доля

D. Правая затылочная доля

E. Ретикулярная формация

 

19. В эксперименте перерезаны единственные эфферентные волокна, выходящие из коры мозжечка и заканчивающиеся на нейронах ядер мозжечка. Назовите эти волокна.

А. Моховидные волокна

B. Лазящие волокна

C. Аксоны клеток Пуркинье

D. Аксоны клеток-зерен

E. Аксоны корзинчатых клеток

 

20. В эксперименте перерезаны афферентные волокна мозжечка, заканчивающиеся в молекулярном слое его коры на дендритах клеток Пуркинье. Назовите эти волокна.

А. Моховидные волокна

B. Лазящие волокна

C. Аксоны грушевидных нейронов

D. Нейриты клеток-зерен

E. Нейриты пирамидных клеток

 

21. В эксперименте перерезаны афферентные волокна мозжечка, заканчивающиеся в зернистом слое его коры на дендритах клеток-зерен в составе клубочков. Назовите эти волокна.

А. Моховидные волокна

B. Лазящие волокна

C. Аксоны грушевидных нейронов

D. Нейриты клеток-зерен

E. Нейриты пирамидных клеток

 

22. Гигантские пирамидные нейроны коры больших полушарий (клетки Беца), в отличие от других пирамидных клеток коры, характеризуются наличием крупных глыбок хроматофильного вещества. Где они локализуются?

А. Молекулярный слой

B. Зернистый слой

C. Пирамидный слой

D. Ганглионарный слой

E. Слой полиморфных клеток

 

23. В препарате мозжечка обнаружены структуры, образованные скоплением терминальных ветвлений отростков разных нейронов и моховидных волокон под глиальной капсулой. Что это за структуры?

А. Клубочки мозжечка

B. Ядра мозжечка

C. Клетки Пуркинье

D. Ганглии мозжечка

E. Модули мозжечка

 

24. У больного отмечается потеря произвольных движений и повышение рефлекторных реакций правой половины тела. Повреждением какой структуры ЦНС можно это объяснить?

А. Пирамидных нейронов левой прецентральной извилины

B. Пирамидных нейронов правой прецентральной извилины

C. Грушевидных нейронов коры мозжечка

D. Левой половины спинного мозга

E. Правой половины спинного мозга


Вопросы, вынесенные на СРС

1. Учение о сенсорной системе.

2. Гистофизиология органов обоняния.

3. Вомеро-назальный орган.

4. Гистофизиология органа вкуса.

Микропрепараты

1. Вкусовые почки листовидных сосочков языка. Окраска геметоксилин-эозином.

Электронные микрофотографии

1. Обонятельная зона слизистой оболочки носовой полости. Схема.

 

Основная литература

5. Гістологія людини (підручник для студентів медичних інститутів) Луцик О. Д., Іванова А. Й., Кабак К. С. – Львів: Мир, 1992. – С. 247-259.

6. Гистология: Учебник/Под ред.Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной – М: Медицина, 1989. – С. 468-485.

Дополнительная литература

1. Спеціальна гістологія та ембріологія: Практикум: Навч. посібник / За ред.. В.К.Напханюка. – Одеса: Одес.жерж.мед.ун-т, 2001 – С.36 – 39; 50 – 52.

2. Волков К.С. Ультраструктура основних компонентів органів систем організму / Навчальний посібник-атлас. – Тернопіль: «Укрмедкнига», 1999. – С. 22.

 

 

Вопросы, вынесенные на СРС

1. Строение и функциональное значение склеры. Венозный синус склеры, его роль в поддержании внутриглазного давления.

2. Строение и функциональное значение собственно сосудистой оболочки.

3. Передний отдел глазного яблока: понятие о передней и задней камерах глаза. Циркуляция жидкости камер глаза.

Микропрепараты

1. Роговица глаза. Окраска гематоксилином-эозином.

2. Задняя стенка глаза. Окраска гематоксилином-эозином.

 

Основная литература

7. Гістологія людини (підручник для студентів медичних інститутів) Луцик О. Д., Іванова А. Й., Кабак К. С. – Львів: Мир, 1992. – С. 152-156, 161.

8. Гистология: Учебник / Под ред.Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной – М: Медицина, 1989. – С. 332-339.

Дополнительная литература

1. Спеціальна гістологія та ембріологія: Практикум: Навч. посібник / За ред.. В.К.Напханюка. – Одеса: Одес. держ.мед.ун-т, 2001 – С. 107-120.

Тестовые задания


1. Мужчина 47 лет, обратился к врачу с жалобами на ухудшение зрения. После обследования был поставлен диагноз пресбиопии – состояния, связанного с потерей хрусталиком его свойств изменять форму. Что обеспечивает изменение кривизны хрусталика в процессе аккомодации?

А. Сокращение мышц цилиарного тела

В. Сокращение мышц радужки

С. Изменение кривизны роговицы

D. Сокращение глазодвигательных мышц

E. Изменение оптических свойств хрусталика

 

2. К врачу обратился больной с травмой глаза. При осмотре роговицы выявлены изменения со стороны переднего эпителия. Какой эпителий подвергся изменениям?

A. Многослойный кубический

B. Однослойный многорядный

C. Многослойный плоский ороговевающий

D. Многослойный плоский неороговевающий

E. Многослойный цилиндрический

 

3. На электронной микрофотографии одной из оболочек органа зрения видны параллельно расположенные соединительнотканные пластинки. В каждой пластинке коллагеновые волокна располагаются параллельно, а в соседних пластинках – под углом. Между волокнами находятся отростчатые клетки. Какая из перечисленных оболочек представлена на электронной микрофотографии?

A. Сосудистая оболочка

B. Радужная оболочка

C. Роговица

D. Склера

E. Сетчатка

 

4. Вследствие лазерной коррекции зрения по линии надреза разрушается многослойный плоский эпителий роговицы. За счет каких клеток происходит его регенерация?

A. Базальных и шиповатых эпителиоцитов

B. Поверхностных эпителиоцитов

C. Фибробластов роговицы

D. Фибробластов лимба

E. Фиброцитов

 

5. В ходе эксперимента изучались структурные особенности роговицы. Что из нижеперечисленного не характерно для строения роговой оболочки?

A. Многослойный плоский эпителий

В. Однослойный плоский эпителий

C. Фибробласты в строме

D. Капилляры в собственном веществе

E. Пограничные мембраны

 

6. У больного повреждено цилиарное тело. Функция какого аппарата глаза при этом нарушается?

A. Светопреломляющего

B. Светочувствительного

C. Защитного

D. Аккомодационного

E. Трофического

 

7. С возрастом у людей отмечается помутнение хрусталика. При этом он становится непрозрачным, что приводит к частичной или полной слепоте. Оптические свойства и структура какого белка в цитоплазме хрусталиковых волокон нарушаются?

A. Кристаллина

B. Витреина

C. Динеина

D. Родопсина

E. Йодопсина

 

8. 55-летний мужчина обратился к врачу с жалобой относительно значительного увеличения расстояния, на котором он имеет возможность читать без очков. Возрастные изменения какой структуры глазного яблока привели к такому состоянию?

A. Стекловидного тела

B. Роговицы

C. Склеры

D. Радужки

E. Хрусталика

 

9. На гистологическом препарате стенки глазного яблока определяется структура, в которой отсутствуют кровеносные сосуды. Какое образование характеризуется данным морфологическим признаком?

A. Радужная оболочка

B. Цилиарное тело

C. Сетчатка

D. Роговица

E. Склера

 

10. На гистологическом препарате фрагмента глазного яблока определяется структура, в которой отсутствуют кровеносные сосуды. Какое образование характеризуется данным морфологическим признаком?

A. Сетчатка

B. Цилиарное тело

C. Хрусталик

D. Радужная оболочка

E. Склера

 

11. У больного глаукомой наблюдается повышение внутриглазного давления при нормальной секреции водянистой влаги цилиарным телом. С повреждением какой структуры глазного яблока связано нарушение оттока жидкости из передней камеры?

A. Заднего эпителия роговицы

B. Цилиарного тела

C. Сосудистой оболочки

D. Ресничной мышцы

E. Венозного синуса

 

12. Перед исследователем поставлена задача – изучить диоптрический аппарат глаза. Какая из перечисленных структур не относится к светопреломляющему аппарату?

А. Роговица

В. Хрусталик

С. Стекловидное тело

D. Жидкость передней камеры глаза

E. Сетчатк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.011 с.)