Вопрос. Информационные кампании и их этапы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Информационные кампании и их этапы.



Информационную кампанию можно представить как заранее спланированный комплекс взаимосвязанных коммуникационных дей­ствий, специально разработанных для обеспечения конкретных це­лей коммуникатора путем целенаправленного воздействия на обще­ственное мнение и позиции контрагента. Эта трактовка акцентирует внимание на важности базовых показателей информационной ак­тивности политического актора, без которых он не может достиг­нуть стоящих перед ним задач: целенаправленности, комплексности и согласованности предпринимаемых действий. В то же время она позволяет отличить осуществляемые здесь действия и от единич­ных, и тем более от спонтанных акций в политико-информацион­ном пространстве. Таким образом, к кампаниям нельзя относить действия, сходные с ними по внешним признакам. Например, выступ­ления отдельных СМИ с той или иной позицией еще не являются показателем наличия информационной кампании, если не допол­няются иными акциями других игроков на политической арене, а их действия не носят согласованного характера.
Информационная кампания представляет собой внутренне це­лостный, завершенный и самодостаточный процесс организации устойчивых политических коммуникаций. Эту форму информаци­онного взаимодействия наиболее активно используют корпоратив­ные агенты, партии, отдельные группы интересов. Государство же, правительственные структуры прибегают к организации инфор­мационных кампаний реже и только в том случае, если на повес­тке дня оказываются крупные политические вопросы, решение которых может изменить соотношение сил на арене власти. Чаще такие приемы используются перед референдумами или выборами федерального масштаба. Но есть и иные примеры таких общегосу­дарственных кампаний: «узбекское дело» (1987-1988), «деньги КПСС» (в начале 1990-х годов), «траст Руцкого» (1993), «дело Гу­синского» (1999—2000), устранение Лужкова как политика с феде­ральными амбициями (2000) и др.
В процессе организации информационных кампаний эксперты выделяют четыре основных этапа.

1. Анализ обстановки, проведение необходимых исследований, постановка основной задачи кампании. На данном этапе решаются вопросы с определением предполагаемых сроков кампании, ее ресурсов, происходит согласование структуры информационной кампании с программой переговоров. Большое значение придается анализу общей политической или деловой ситуации вокруг предполагаемых переговоров, определению состояния общественного мнения внутри страны и за рубежом по поводу предполагаемой темы переговоров, осуществлению контент-анализа СМИ за последний период времени.

2. Разработка программы, отбор каналов массовых коммуникаций, выбор техник воздействия, определение публики, планирование бюджета. На этом этапе решаются важнейшие организационные задачи: выбираются конкретные каналы СМИ, обладающие ключевым влиянием в области темы переговоров, решается вопрос о публикации предполагаемых докладов и выступлений участников, планируется сюжет информационных вестей, определяется необходимая частота упоминаний в СМИ темы переговоров, решается вопрос с аккредитацией журналистов на переговорах, выбираются определенные техники воздействия на общественное мнение.

3. Осуществление намеченной программы, раскрутка темы. В зависимости от уровня переговоров оптимальный срок для раскрутки их темы составляет от одного до двух месяцев. В течение этого времени общественность должна быть соответствующим образом подготовлена к восприятию темы переговоров в нужном ракурсе. Как отмечают эксперты, "реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации". Для этого в публичный дискурс постепенно вводятся сообщения, подогревающие интерес публики к будущей теме переговоров. Задача состоит в том, чтобы переломить общественные настроения в пользу инициаторов переговоров, заранее сформировать определенную повестку дня, заглушив при этом негативные альтернативные информационные источники.

В период прохождения самих переговоров осуществляется информационная атака, или фаза активных действий на информационном рынке, особенно в сфере новостной информации. Особое внимание привлекается к эксклюзивной информации с места проведения переговоров, к сенсационным заявлениям участников переговоров, а иногда и к сообщению компрометирующих сведений о партнерах (если того требует ситуация).

На данном этапе эффективны приемы дробления темы на яркие осколки и острые фрагменты, утечка эксклюзивной информации, проведение темы сквозь несколько циклов вращения, чтобы ее подхватили не только центральные, но и региональные СМИ, повторяя основные сюжеты.

4. Информационное прикрытие, оценка результатов кампании, основные выводы. Задача информационного прикрытия после завершения переговоров состоит в том, чтобы скрыть персональную заинтересованность инициаторов переговоров в достижении поставленных целей и создать эффект максимальной объективности освещения событий на переговорах, дабы затянувшиеся дискуссии вокруг темы переговоров не повернули острие кампании против самих инициаторов (эффект бумеранга). Для этого делается акцент на нейтральных сюжетах, убирается полемика из информационных сообщений. Иногда результаты уже проведенной кампании становятся основой для раскрутки новых тем, что позволяет плавно перевести общественный интерес в новое русло.

Эксперты подчеркивают: тот, кто раньше партнеров по переговорам сделает выводы, устраивающие общественность, окажется в выигрыше, ведь в определенном смысле он сам себя объявляет победителем. Однако помимо этого важно на завершающем этапе кампании действительно подвести итоги и выяснить, удалось ли реально достичь поставленных целей, какие были допущены ошибки и как их можно исправить: именно здесь залог успеха будущих информационных кампаний.

Билет №4.

1 вопрос. Основные факторы, влияющие на политико - технологический процесс.

Политико-технологический процесс – это прежде всего взаимодействие между субъектом и объектом политических отношений в пространстве и времени. Эти взаимодействия могут носить непосредственный характер. Например, личные встречи с избирателями, и пр. Часто взаимодействия между управляющим субъектом и объектом его воздействия осуществляются не в виде прямого контакта, а опосредовано, например, в виде телевизионной рекламы, газетных публикаций, распространяемых слухов. Отсутствие непосредственного контакта не меняет сути воздействия на объект – в любом случае – преследуется определенная цель, которая достигается тем или иным образом.

Факторы Влияющие…:

1. Культура общества и политическая культура в частности. Культура - это сложившиеся в данном обществе представления о нормах поведения, о правилах хорошего тона, о красоте, о добре и зле, о справедливости и о многом другом, что в повседневной жизни помогает нам ориентироваться в окружающем мире, предвидеть действия других людей, оценивать происходящие события и т.д. Интериоризированные, т.е. перенесенные в ходе социализации во внутрь личности культурные нормы и ценности оказывают очень сильное регулирующее воздействие на поведение человека.

 

Итак, во-первых, влияние культуры проявляется в потенциальной готовности участников ПТП воспроизводить в своих действиях общепринятые модели поведения (паттерны). Во-вторых, влияние культуры заключается в том, что участники ПТП вынуждены ориентироваться на разделяемые большинством ценностные суждения, идеалы, представления о важном и значимом.

В-третьих, влияние культуры в современном обществе не ведет к унификации деятельности инициаторов политико-технологических процессов. Причина этого – в сложности самой культуры, включающей в себя множество субкультур. Так, в политической культуре современных обществ представлены, как правило, системы либеральных, социалистических, национальных, консервативных и иных ценностей. (противоположны)

2. Социальные структуры. Любые взаимодействия в обществе разворачиваются в рамках структурированного социального пространства. Структуры – это устойчивые отношения. В обобщенном виде они существуют в виде институтов, организаций, групп, статусов. Человек, живущий в обществе, неизбежно вступает в структурированные отношения. Он занимает определенные статусные позиции, принимает на себя определенные социальные роли. Вынужденный действовать в структурированном социальном пространстве, человек не может игнорировать институциональные и групповые нормы, которые накладывают ограничения на его выбор способов достижения целей, на его действия. Статус политического лидера обязывает человека время от времени выступать перед своими последователями, делать какие-то заявления, призывать к действиям и т.п. Статус руководителя партии требует от человека, ведущего переговоры с политическим оппонентом, отстаивать интересы своей организации.

Наиболее значимые для общества институциональные отношения регулируются системой норм права и охраняются государством. Нарушение правовых норм влечет за собой применение санкций со стороны соответствующих государственных органов. Например, выборы в высшие государственные органы регулируются во всех странах соответствующими законами, накладывающими структурные ограничения как на действия кандидатов, так и избирателей.

 

3. Место и время. Люди, вступающие во время политической кампании во взаимодействие, находятся в определенном месте физического пространства. Степень их близости в физическом пространстве, характер местности оказывают самое непосредственное воздействие на протекание взаимодействия. Митинг на площади, собрание в зале, общение через средства массовой коммуникации требуют различных моделей поведения.

 

Другим ограничителем политико-технологического процесса является время. Например, избирательные кампании проводятся в жестко очерченные законом временные рамки, заключение политического союза, как тактическое решение какой-либо проблемы, требуется тоже к определенному сроку. Время, точнее его недостаток, вынуждают спрессовывать, намеченные субъектом управления, мероприятия, отказываться от каких-то идей, требующих для своей реализации значительных временных ресурсов. Если неправильно спланировать свои действия в предвыборной борьбе, то может случиться, что именно время сотрет из памяти избирателей образы кандидатов, над конструированием которых долго трудились политические технологи.

 

4. Ситуативные факторы существуют в виде совокупности ожиданий людей, складывающихся в конкретный исторический момент. Поведение людей, их взаимные ожидания определяются не только культурными, структурными, временными рамками, но и заботами сегодняшнего дня: как обеспечить семью, как провести свободное время. Жизненные неудачи, неспособность решить, на первый взгляд, простые житейские проблемы могут сильно влиять на настроение человека, на его политические оценки, на восприятие политических лидеров и т.д. Ситуативный фактор обретает особенно сильное значение в обществах, переживающих аномические процессы, когда структурные и культурные нормы перестают в полной мере выполнять свою регулирующую функцию.

Влияние ситуативного фактора проявляется обычно в тактических действиях субъекта управления и реакции объекта на различных лидеров, их заявления, лозунги. Так, кризис в экономике, неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности могут породить у людей ожидания сильного лидера, способного твердой рукой навести в стране порядок.

 

5. Действия конкурентов. Политико-технологический процесс – это кооперативный процесс. Его смысл – добиться совместными усилиями (субъекта и объекта) поставленной цели, точнее побудить объект вступить во взаимодействие с управляющим субъектом и тем самым помочь ему реализовать свои планы. Но в обществе одновременно протекают и организуются несколько процессов. В том случае, если они организуются вокруг одной цели, то между их участниками возникает конкуренция и даже конфликты.

 

Инициаторы различных политико-технологических процессов вступают в борьбу за одни и те же социальные группы, рассматривая их в качестве потенциального объекта управленческого воздействия. К примеру, в ходе предвыборной борьбы идет ожесточенная борьба за избирателей. Иными словами, политические соперники ставят не только одни и те же задачи, но и стремятся вовлечь в орбиту своего влияния одни и те же слои населения. Конкуренция "обязывает" оглядываться на своих потенциальных и явных соперников, предпринимать какие-то действия против них.

 

2 вопрос. Информационная кампания и информационная государственная политика.

Существует четыре возможных типа информационного пове­дения государства, у каждого из которых своя специфика установ­ления и поддержания политических контактов с партнерами и оппонентами. К ним относятся: государственная политика, инфор­мационные кампании, единичные информационные акции, а также действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию го­сударственных структур на некие свершившиеся события, лишающие их возможности целенаправленного воздействия на информа­ционную ситуацию. Все эти типы поведения представляют собой специфические формы реализации или информационного обеспечения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от друга механизмами организации политического общения, институциональным дизайном и даже определенными технологиями поддержания коммуникации.
Основным способом поддержания дискурса в сфере власти выступает государственная информационная политика. При этом дан­ный тип политической активности государства может принимать различные формы: либо информационного обеспечения (сопро­вождения) его масштабных задач в различных областях обществен­ной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертываю­щейся в информационном пространстве. В первом случае, напри­мер, она может выражаться в долгосрочных информационных усилиях государства, сопровождающих освоение новых экономи­ческих территорий, решении крупных внешних или внутренних конфликтов, проведении выборов в представительные органы вла­сти или какие-либо иные внутриполитические реформы. Во вто­ром — представлять собой действия государства по техническому переоснащению информационной индустрии, установлению но­вого типа взаимоотношений правящего режима со СМИ, проник­новению и закреплению своих позиций на внешних информаци­онных рынках и т.д.
Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достиже­ния ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей. К ним могут быть отнесены:
· обеспечение юридических прав граждан на получение инфор­мации в соответствии с принципами свободы слова и охраны тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;
· обеспечение населению технических возможностей для по­лучения информации на современном уровне;
· борьба с монопольными практиками использования инфор­мации внутри страны и на международной арене (что пред­полагает сочетание государственного протекционизма с от­крытостью информационной политики);
· защита подрастающего поколения от агрессивной инфор­мации;
· постоянное совершенствование систем образования и здра­воохранения на основе внедрения технических достижений в информационной сфере;
· удешевление государственной информации граждан, транс­формация функций государственных органов на основе по­стоянной передачи информации ее потребителям в элект­ронной форме;
· сокращение теневого оборота и препятствование незакон­ному обороту информации;
· постоянное совершенствование организационных и кадро­вых структур, обеспечивающих эффективное достижение целей информационной политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.022 с.)