Намного больше того, чего мы достойны 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Намного больше того, чего мы достойны



 

- Много раз Господь дарует нам дары, которых мы недостойны.

- Верно. Столько благ. Хотели бы вы сказать об этом?

- Да. Расскажу об очень интересном случае, который произошел со мной в Индии. Я ушла в отдаленное место в Гималаях. Там была особая гостиница для местных паломников, поднимавшихся в те места, и они сидели там один - два вечера и снова уходили. Меня порекомендовала госпоже, надзиравшей над женской гостиницей, моя подруга, супруга министра. Хозяйкой гостиницы была молоденькая вдова, имевшая мальчика десяти лет.

В то время народу совсем не было, и подруга сказала, что я могу быть там и два и три месяца… Я очень обрадовалась. Конечно, комната была не очень важная. Разбитые стекла, различные мелкие пресмыкающиеся, т.е. скорпионы и подобное… И все же я была очень довольна и говорила: "И здесь Бог дает мне больше того, чего я достойна". Частенько я ходила гулять к Гангу, многие часы молилась, и часто пела то, что услышала в первый раз в тех местах: "Слава Тебе, Показавшему нам Свет". Я была счастлива от того, что читала и изучала Священное Писание и что лечила местных жителей… Говорила: "Боже мой, как я счастлива, всегда Ты даешь мне больше того, чего я достойна…" Проходило время. С надзирательницей у меня были хорошие отношения, и я учила ее мальчика английскому. Прошло два-три месяца, и однажды входит директор гостиницы и говорит: "Вам нужно переезжать, нельзя жить долго в этом месте, потому что оно только для приезжающих. Прошу вас, пойдемте. Я нашел вам одно прекрасное место внизу рядом с Гангом". Я обрадовалась. Встала, и мы пошли вместе посмотреть. И что же я вижу? Это было отверстие в скале возле Ганга, в очень красивом месте. Входишь внутрь с наклоненной головой. Без двери. На земле большая каменная плита, вместо кровати, и в углу на земле были тетради, карандаши и книги… Как будто, кто-то жил там. Говорю: "Кто сейчас живет здесь?" – "Студент, которому нечем платить в другом месте. Но мы его выселим, потому что и он живет давно, и уйдет, когда придете вы, поскольку нужно освободить вашу комнату". Говорю: "Могу ли я поставить дверь?" – "Да". – "Здесь не опасно?" – "Нет, только будьте осторожны вечером: когда стемнеет, спускаются змеи попить воды из реки. В это время не выходите". Тогда я (понимаешь, что чувствовала моя душа) попросту спрашиваю: "Может, у этой пещеры есть имя?.." Потому что, знаешь, там все эти места имеют название. "Нет". – "Э, тогда я дам ей имя. "Тупасья Кутир", т.е. "Келия Аскезы"". Он улыбнулся, и мы ушли. Я пошла в гостиницу. Сердце у меня было черное. Но т.к. по своему обету я никогда не брала деньги, то не могла ничего сделать. Как ты знаешь, где меня устроит Бог, там и живу. Я стала думать: "До сих пор Бог дает мне не по моему недостоинству, но сверх того. Благодарю Его. Сегодня же, когда Он дает мне по моему недостоинству, я опускаю голову, отчаиваюсь и не могу принять. Прошу Тебя, прости меня. Прошу Тебя, прости меня". И у меня потекли слезы. Я стала говорить: "Ты – лицемерка! Конечно!.. Этот студент как мог жить там? Он верует Богу больше меня, и Он сохранил его от змей и от скорпионов. Где вера твоя? Маловере, что трусишь! Не сказал ли Господь, наступишь на скорпионов, и не повредят тебе? Выпьешь отраву, и не тронет тебя. Не пила ли ты грязную воду там, в больницах прокаженных, из водоемов, где дохлые лягушки и змеи, и ничем не заболела? Теперь же начинаешь трусить? Стыдно тебе! Это ли твоя Вера?" И так я устыдилась себя, так расстроилась за свое маловерие, что сразу начинаю иную молитву и говорю: "Прости, Боже мой… Знаю, что и Ты со мной будешь в пещере. Знаю, что не позволишь змеям подползти ко мне, они пойдут только попить воды… Благодарю Тебя, благодарю Тебя, что даешь мне то, чего я достойна, чтобы знать, где я стою... Благодарю Тебя, что даешь мне благоприятный случай... Благодарю Тебя, что я не на улице... Благодарю Тебя, что снова дал мне радость и благодать Твою. Одну меня изгнал!.." И этими благодарю наполнилась душа моя такой радостью, что я начала собирать свой чемоданчик, славословя. Я летала! И начала делать планы: "Поставлю дверку, возьму фонарь побольше, чтобы видеть ночью, как прекрасно, буду слушать волны Ганга, когда буду молиться..." Я была на седьмом небе и приняла этот дар Божий!

Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришелъствия моего (Пс 118, 54).

 

И в ту минуту стучат в дверь и входит надзиратель и говорит: "А! Вы приготовились? Я пришел сказать, что вы можете оставаться здесь". Я онемела. "Знаете, бедному студенту некуда идти "представь, то, что для меня было ужасно, для того было идеальным" и ребенок внизу плачет и рыдает, что потеряет уроки английского, и мама его просит позволить вам остаться здесь. Не хочу их огорчать. Прошу вас... останьтесь". Как только он ушел и закрылась дверь, конец... едва я не упала от радости... "Боже мой, благодарю Тебя, что Ты снова даешь мне то, чего я не достойна. Ты столь добрый, столь Всемогущий, столь благий! Давай мне, что хочешь! И хорошее и плохое. И трудное и легкое. Мне достаточно того, что Ты даешь. Святою Твоею Рукою, которая меня всегда защищает". Но скажу, что Он видит души людей... Поскольку они Его! И не попустит нам быть искушаемыми сверх того, что мы можем понести! Никогда.

- Но и вы имели Ему такую веру и предались в Его Руки, идя в пещеру. Было страшно! И нашли силу помолиться, строить планы, успокоиться...

- Но что другое я могла сделать? Скажи, пожалуйста... Я знала, что то, что исходит от Него, совершенно. Когда полагаемся на волю Его, когда абсолютно предаемся Ему, всегда бывает так. Вспомним святого Петра, как он шел по волнам. Только когда перестал смотреть на Него, начал тонуть...

 

О вере и свободе

"Веровах, тем же возглаголах", говорит псалмопевец. Прежде веруешь, и затем говоришь. Прежде человек верует, а потом ему даются от Бога опыты. Без веры ничего не может быть... Садимся в такси и веруем, что водитель по дороге не сойдет с ума и не опрокинет нас в пропасть. Почему? Ведь столько людей сходят с ума каждый день. Вы когда-либо думали об этом? Мы веруем, что приедем к месту назначения. С другой стороны, мы приходим в эту жизнь и, зная, что оказались здесь не случайно, т.е. так, ни с того ни с сего, поскольку все является делом Божиим, мы все же не осмеливаемся Ему сказать: "Боже мой, возьми меня и делай со мной что и как Ты хочешь..."

- Это в основном не есть свобода?

- Это есть свобода. Великая!

- Но говорят: человек не является свободным, когда регулируется и направляется Богом. Ведь он лишен всякой свободы!

- Он имеет душевную свободу! Сердце его свободно. Ум его свободен. Тело его может не быть свободным. Потому что, если не покоришь тело душе, уму и сердцу, тогда что получается? Телесную свободу хотят плотские люди. Быть свободным пойти вечером в театр, в кино, куда-либо. Или сидеть до трех у телевизора и портить свои глаза. Все кривое считают Свободой. Но свобода какова? Знать, что сказал Господь: "Радость Мою даю вам, не как мир дает". Мир сегодня вознесет тебя до небес, а завтра ты окажешься в тартаре. Сегодня будешь радоваться на прекрасной вечеринке, куда пойдешь. Завтра узнаешь, сколько злых вещей сказали про тебя некоторые, когда ты ушла, и будешь переживать.

 

Вера – Вера - Вера, и Да

 

- Я знаю лишь одно и это не гордость и не фантазия то, что у меня день и ночь, где бы я ни оказалась. Три вещи: первое - Вера, второе - Вера, третье - Вера... Совершилось! Ничего другого сказать не могу - оживляет и руководит моей жизнью. Когда мы веруем и кто-нибудь придет и скажет: "Хочешь поехать со мной в Ливан?" - "Да", говорю я. "Как говоришь "да" ни с того, ни с сего?" Говорю "Да", потому что верую, что Бог, если мне не на добро, сделает так, чтобы те, кто меня приглашают, сами скажут "Нет": "Мы запоздали с бумагами и не могли уехать... " Я частенько вижу такое в своей жизни, уже пятьдесят лет. Не один или два. Ибо мне сегодня семьдесят один!.. Чего и вам желаю!.. Читаю снова, и снова, и снова Евангелие и вижу замечательное. Приходит Иисус Христос и говорит Апостолам: "Оставьте теперь мрежи ваши и следуйте за Мной..." Если бы говорили: "А кто Ты? Зачем нам терять поденщину? Зачем нам терять заработок? Куда поведешь нас? Что нам сделаешь?.." Если бы говорили так, что бы было? Оставались бы во тьме. Они сказали "Да" Неизвестному, Который пришел и сказал им: "Пойдем! Брось все и пойдем!" Почему? Потому что верили в Бога и ждали Того Одного, Кто скажет им: "Пойдем!" И так стало начало. Потому что, если бы говорили "Нет", что произошло бы?.. Но и еще. Если веруешь, пойдешь и по волнам, как святой Петр. Но, если дрожишь... бум! Ничего другого! Всю жизнь мою так... Меня вызывали в самые опасные и отдаленные селения Индии. Однажды вечером прислали сказать: "Иди к больному". Я отправилась наволовьей повозке, которой правил пастушонок. Поднимаясь в горы через лес, вижу светятся две точки. Это были два глаза тигрицы! Что тут скажешь? Господи, помилуй меня, и да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли... И закрою глаза, вижу то написанным во мне... Ибо Он сказал: "Что печешься? Что печешься? И волосы головы твоей исчислены". Что заботишься? Но отсутствует вера! Однако, если мы имеем веру!..

 

О монашеском житии

 

- Господь сказал: "Скоро вы рассеетесь все и оставите Меня Одного, но Я не Один, т.к. Отец Мой всегда со Мной..." Так же и мы, если подумаем, никогда не бываем одни. И как только обратим к Нему и взгляд и ум, найдем удобную позицию по отношению к Нему, прежде всего, и потом по отношению к людям. Т.е., если что-то желаете, просвещения, сразу бегите прежде к Евангелию, вместо того, чтобы иметь помощь у людей, особенно в том случае, когда нет подходящего человека - это мое начало. В Евангелии - Жизнь Вечная, т.е. Он Сам... Бог дал нам совесть: Самого Себя. Следовательно, в совести мы всегда найдем ответ... Еще одно, что очень помогает, как знаем, - постоянная молитва. Она не есть то, что бывает словами, и даже мыслью. Молитва - не дело: некое состояние души. И где бы вы ни оказались, что бы ни делали, в каком бы кругу ни были, душа ваша да находится в состоянии молитвы. Потому что душа от Бога. Следовательно, когда вы поможете ей молитвой и Иисусовой молитвой, дабы она соединилась с Именем Святым, тогда оно (состояние) продолжается, что бы вы ни делали.

- В этом, конечно, трудность... Т.к., когда не думаешь о Боге, тогда не имеешь силы соединиться с Богом, и приходит очень сильный помысел.

- Это происходит в большинстве случаев, когда вы бываете в присутствии людей, которые не по Богу, и которые в тот момент находятся под влиянием духа не благого. Ибо, когда вы бываете с людьми Божиими, то вам нет необходимости следить за тем, что вы скажете, или что подумаете, или как будете себя вести. Потому что только с людьми, любящими Бога, как и вы, бывает гармония. Однако мы видели во многих местах Евангелия, что Иисус Христос молчал. Например, перед Пилатом. Разве Он не мог сказать два слова? Однако, молчал. Почему молчал? Потому что дальше говорит, что было попущение Божие. Говорит Ему Пилат: "Знаешь ли, что я имею власть сделать это и это?" И Иисус говорит ему: "Какую власть? Только ту, какая дана тебе Свыше". Предположим, что приходит человек и говорит нам на голову массу обвинений, хотя мы не такие, и не было того, что он говорит, мотива... Согласны?

- Конечно, со мной случались и случаются подобные вещи.

- Случаются со всеми нами. В ту минуту, когда мы почувствуем присутствие Божие в нас, будем молчать. Если будем говорить, - это безсилие, не сила. Люди, мыслящие по мирскому, полагают, что ответом поставят другого на свое место. "Он сказал мне это, и я ответила и заткнула ему рот". Когда вы молчите, другой, будучи разгневанным, и мыслящим по-мирски, так раздражается, что может дойти до того, что скажет вам еще худшее. Потому что находит, что ваше молчание его оскорбляет. Заставляет его прикрывать свое состояние; гневается, что открывается, кто он, гневается еще больше, и бывает тогда невыносим! Есть и другой способ... В ту минуту, вместо того, чтобы молчать до конца, т.к. видите, что он еще больше нервничает, скажите и устами то, что говорит ваша душа: "Господи наш, Иисусе Христе, помилуй нас". И если скажете: "помилуй нас", ощутите ужасную силу. Как-то в беседе мне пришлось сказать так, и тогда сразу мой собеседник сказал с улыбкой: "Э, итак, да помилует тебя! А меня помилует?.. Как было бы хорошо!" Потому что Господь говорит: "Если пойдете и скажете: "Мир дому сему", и дом не примет его, этот мир возвратится к вам". Ясно говорит. Так и молитва эта. Из "Помилуй нас" стала "Тебя да помилует". Когда говоришь: "Аминь"... Не существует на земле большей силы, чем любовь, которая есть синоним молитвы и ее проявление в трудные минуты молчания. Однако молчание, имейте в виду, не есть следствие безразличия. Нужно интересоваться о сопернике, нужно уважать другого человека таким, каков он есть. Как видим, Господь никого не осуждал. Сказал: "Видишь, женщина, и Я прощаю тебя", после того, как сказал: "Не имеющий греха первый да бросит камень". Поскольку осуждал общее зло, массовое. Как сказал: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры". Он должен был это сказать, потому что иначе предавал бы Истину. И поскольку Он Сам есть Истина и Жизнь и Путь, должен был это сказать. Часто мы видим, в свою очередь, и самих себя с ними. Не говорит нам лично, но пo-Своему судит лицемерие всех нас. Мы можем ненавидеть ложь, ненавидеть зло, но не лжеца, или злого, потому что он брат наш. Сегодня он подвергся нападению злого духа. А если, да не будет, подвергнемся этому мы завтра?.. Потому что все мы - грешные и немощные, и, как говорит Господь, - "Без Меня не можете творить ничего". Если Он не будет постоянно вытаскивать нас за руку, мы погибли! Преткновение... Преткновение... Преткновение... Святой Петр только на одно мгновение отвел свой взгляд от Господа и посмотрел на волны - и сразу начал погружаться. Поэтому смотри на Него во все глаза и иди... Скажешь, трудно, потому что Он невидимый. Однако - видимый душевными глазами. Так-то. Во всяком случае, зло не может продолжаться в Монологе. Всегда ищет Диалога...

- Т.е. нужно молчать в хорошем смысле, да придут вещи по Богу.

- Да. Но также и сравнение у нас должно совершенно отсутствовать. Предположим, что мы находимся в учреждении. Руководитель учреждения к одному относится так, к другому иначе. Руководитель не виноват. Все происходит в этом мире или потому, что так хочет Бог, или попускает для испытания всех нас. Разнообразно. Я, например, нахожусь здесь как испытание для всех остальных. Вы находитесь здесь как испытание для меня. Приходит второй, третий, и нас испытывает обоих, как мы будем вести себя при разных обстоятельствах. Итак, Господь не любит сравнения. Нужно всегда смотреть за собой... И не судить, хорошо ли, плохо ли сказал другой... "Но я не виновата. Зачем он мне сказал об этом? Другой виноват больше... Зачем он словами обидел меня?" Мы должны помнить о следующем. В Евангелии видим, что Господь наш не любит сравнения. Он любил Марфу, однако, когда она сказала Ему: "Почему Ты позволяешь Марии слушать слово, тогда как я работаю", - исправил ее. Затем, мы видим блудного сына. Приходит его брат и говорит отцу: "Почему для него так и так... ", и он поставил его на свое место. В другом случае видим трех делателей. Приходит первый, весь день в полуденном поту... и получает динарий. Приходит работавший с полудня и получает то же. И восстает первый: "Господи, я работал так и так... " Поэтому не знаем и мы, почему с нами так поступает другой. У него есть своя причина. Потому что он имеет просвещение и делает соответственно тому, что требует его душа. Иногда мы, может быть, думаем, что не имеем гордости, но когда нас "побьет" игумен или игуменья, то оживает внутри нас "Я"... что нам было совсем неизвестно! И вкладывает нам мысль: "Что она бегает?" Однако... смотри, что ты делаешь. Бог никогда не хочет сравнения. Понимаете? Он хочет, чтобы каждый из нас смотрел на свое шествие в отношении к Его истине... И поскольку Бог, когда дал нам Духа Своего и сотворил души, сделал нас человеками, то вместе с Духом Своим, Которого Он вдунул в нас, вдунул и Любовь. И как, когда мы перестаем дышать, перестаем жить, так и когда перестаем любить, бываем трупами. И чтобы достигнуть того, о чем Господь говорит, - да благословляем обижающих нас, - должна преизбытчествовать любовь... И поскольку, как говорит Евангелие, Бог есть Любовь, то это означает, что в то время, когда мы уходим с Глаз Божиих, следовательно, нас оставляет благодать. И если уходит благодать, мы - мертвы... И хотя потом мы делаем, но мы - трупы.

- Сколько недостатков...

- Вы сказали, что ваше пребывание в этом месте помогло вам вскрыть раз-личные недостатки. Человек уходит от мира не для того, чтобы найти Бога. Уходит, чтобы открыть самого себя. И когда откроет, тогда может предстать пред Богом кающимся, смиренным, ничтожным, и постепенно, видя недостатки, будет изгонять все то, что собрал гордостью, человеческим воспитанием, людской похвалой "молодец-молодец", и понять, кто он на самом деле. От древних основой является: "познай самого себя", но и до конца жизни только испытание самого себя дает нам степень единения нашего с Богом. Когда ты окружен народом, и большинство говорит тебе: "Браво, как хорошо ты это сделал... какой прекрасный порядок у тебя на работе... как хорошо ты нам сказал и объяснил... "и все время слышишь только похвалу, случается порой, потом, через годы, по попущению Божию, слышишь: "Плохо и криво ты сделал!.. "и тогда опять приходишь в себя! Но, как сказал один мудрый человек, "каждый человек - христианин по рождению". Это так. До поры, когда уходим. Никто не может сказать, что он достиг совершенства. Потому что только Господь Совершенный. Во всяком случае, этому помогает уход из мира. Помогает отшельничество. Когда много лет назад, оставляя мир и оплачиваемую работу, я оказалась в Гималаях, без церкви, без семьи, без языка, т.е. только Бог и я на земле, то поняла это. Тогда понимаешь, что становишься более строже к себе, потому что бываешь постоянно в присутствии Божием. И тогда открывается твое скрытое. Одиночество необходимо. Потом можешь возвратиться в мир. Но тогда уже то, что слышала раньше, "браво-браво", не произведет на тебя никакого впечатления. И осуждения тебя не интересуют, поскольку знаешь, что твоя совесть говорит, в порядке ли ты сам. Тогда имеешь уже критерием Евангелие и совесть. И продвигаешься вперед. Совершенного имеем для Суда. Мы можем искать и человеческую помощь: но... помощь моя от Господа, сотворшего Небо и землю. Итак, у вас есть благоприятная возможность. Есть многочасовые службы. Утром, днем, вечером и снова после ужина. Это вам помогает не уходить из присутствия Божия, и от Его мысли. Читая, скажем, псалмы, Премудрость Соломона, Притчи, если вы поистине будете читать внимательно, будете иметь рядом наилучших Учителей, каких только мы можем иметь. Целью уединения всегда является внутренняя работа. Но порой бывает, по прошествии времени, когда ты сидишь в пустынном месте, спустишься потом когда-нибудь в мир и увидишь, что, может быть, ты не сделал ни шага. Потому что в первой беседе, при первом возражении, может быть увидишь, что проснулось "Я", спавшее столько времени. Когда я была в Индии, работала год в небольшой больнице для прокаженных, принадлежавшей одному индийскому монастырю. Там был великий гуру, имевший учеников. Однажды избранный ученик его должен был ехать на очень большой праздник, который совершался в день Освобождения Индии. Ганди умер за семь лет до этого. Пригласили многих начальников, мэра и многих других. Пригласили и этого гуру. Сам он не мог поехать, и послал этого ученика своего, которого все очень почитали: говорили, что он лучше его самого. Итак, он спустился на торжество. Обычно он не выходил из ашрама, как и наши монахи в большинстве не выходят. Собрание было большое со множеством народа и многими учеными... Возник небольшой спор... Кто сядет первым? Представитель министра? Мэр? Судья? Монах? Человек от Ганди? Зло раздулось, и торжество не могло начаться. И тогда ученик мудрого возвышает голос и говорит им: "Стыдно вам ссориться из-за таких вещей, которые касаются гордости! Жаль! Вы были недостойны, чтобы вас освободил Ганди!.." И сам он стал как огонь. Он, всегда такой смиренный. Такой мудрый. Такой сосредоточенный... И говорит им: "Я встану и уйду! Я не сижу в таком окружении!" И они побежали за ним и просили остаться, и все успокоились, и началось торжество. Когда он вернулся, рассказал всем и игумену монастыря. "Ах, как я сегодня пострадал! Никогда бы не поверил, что меня охватит такой гнев!" И ответом игумена было: "И гнев для людей... И гнев для людей..." Ничего другого не сказал ему... Ученик приходит ко мне в отчаянии и говорит: "Что со мной было!.. Может быть, ты скажешь мне что-нибудь! Никогда не пойду больше в мир, пока не уйду из этой жизни! Что подразумевал гуру под этими словами?" И я говорю ему: "Гнев, конечно же, для людей. Но не для тех, кто подвизается, для монахов... Однако, друг мой, ты ошибаешься. Если никогда не пойдешь в мир, то легко тебе подумать, что ты освятился. Но если пойдешь, через некоторое время, на такой же праздник, тогда увидишь, где ты стоишь. Имеешь ли еще гнев? Имеешь ли злобу? Имеешь ли пренебрежение? Тогда там поймешь. И если тебя снова охватит гнев, снова затворись. И снова... И снова... Пока не приобретешь такую кротость, что когда увидишь, что всех вокруг тебя убивают, ты будешь сидеть соединившись с Богом и молиться, да прекратится ссора..." Через несколько дней он пришел и говорит: "Есть ли у тебя книга, которая может мне помочь?" И я сказала ему о "Добротолюбии", переведенном на английский язык. Как мне пришло на ум "Добротолюбие", не знаю. Но через шесть лет я узнала, что когда приходят туда люди, чтобы научиться у него мудрости, и если европейцы, то он отсылает их к "Добротолюбию"! Пожалуйста! Сегодня монах тот стал игуменом монастыря. (Речь идет о Чиндананде, ученике Шивананды.) Он ездит по всему миру, читает лекции, делает то, что делают все другие, но не знаю, перестал ли он гневаться, или нет. Хорошо бы... Но я настаиваю на этой мысли. Что отшельник, если не приходит по временам в мир, не может понять, где находится. Столько Святых так делали... И любопытно, что постепенно и к великому вашему недоумению, тех, кого вы видели своенравными, увидите покладистыми. И тех, кого считали злыми, увидите добрыми. Если вы поистине попросите Бога поработать в вашей душе, то не будете уже видеть других, какими вы видели их. Это великое чудо Божие! Т.е. со всеми нами, когда мы с Ним, Он делает великую перемену. И когда мы спускаемся, не бывает разницы, в миру мы или в пустыне. И видим всех детьми Божиими и, следовательно, хорошими. И тогда чувствуешь себя уютно: и в горах один, и в миру один. Один с Богом. И уже не производит на тебя впечатление... Но сначала необходимо для тебя Место. Чтобы ты там обрел себя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.005 с.)