О двух составных частях Креста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О двух составных частях Креста



 

- Геронтисса, меня занимает мысль о двух сторонах Любви. О двух составных частях Креста, которые мы называем вертикальная и горизонтальная. Ощущаю некое раздвоение. Они никак не объединяются в моей душе. Бывают моменты, когда перевешивает то одна сторона, то другая. Как я ни пыталась их связать, мне не удалось.

- Понимаю тебя. Вертикаль - это любовь к Богу, молитва, уединение. Горизонталь - это любовь к людям. Но, существует приготовление, такое, как ты делаешь с деревом, когда изготовляешь Крест. Когда бывает готова вертикаль, ты будешь в состоянии без различия полюбить очень легко всех остальных. И тогда увидишь, что только улыбкой, и только немногими словами, и только одним "добрый день", не получая ничего от твоих слов, они получают то, что им даст Бог посредством твоей молитвы, и посредством твоих четок. Но, а если однажды мы затворимся в молитве по четкам о ком-нибудь, этот кто-нибудь может нас перегнать духовно и на десять лет, а мы останемся там, где мы есть. Потому что эта сила не наша. Эта сила Божия. И поскольку только в уединении открывается и встречается Бог, то в монашестве нам говорят: "Затвори келлию свою". Некоторые скажут: "Но что это за эгоизм! Люди стучат тебе в дверь, а ты заперлась в келлии?" Однако это так. Потому что, если откроешь дверь, то сейчас они увидят в тебе просто человека, как самих себя, не получат ничего духовного, и уйдут, с чем пришли.

 

E

 

Об эгоизме

 

- Иной раз, сестра, я вижу, что некоторые люди беспокоятся, если им скажешь что-нибудь правильное, и отбрасывают это, так, по возражению.

- В этом нам надо быть очень внимательными. Поэтому, когда хочу что-то сказать, что знаю из своего опыта, представляю это как бы от третьего лица, только лишь для того, чтобы не затронуть чей-либо эгоизм и вместо добра не вышло бы худо. Скажем, сейчас я знаю, что такое-то лекарство полезно такому-то. Если скажу это как свою мысль, другой врач скажет: "Ба, почему она называет свое, а я не могу назвать мое?" И может этого не сделать, только по эгоизму. Поэтому в таких случаях я говорю: "Кто-то в Америке сказал... Где-то я прочитала, что... И так сразу это принимает другой, и получается добро, и больному бывает польза. А это мне и надо. Это очень важно при человеческом, эгоизме.

- Т.е. эгоизм имеет связь с преслушанием.

- Эгоизм идет вместе с преслушанием. Так произошло падение некоторых Ангелов. И до сего дня. Если увидите эгоистичного человека, увидите, что он не принимает от другого ни совета, ни идеи, ничего. Часто он пойдет даже против своей выгоды, только бы не последовать предложению, исходящему от другого.

 

О сотворении кумира

 

- Когда другое лицо нами очень любимо, невозможно быть удовлетворенным. В этом именно основа проблемы. Но любовь, какую мы питаем к другому лицу, никогда не должна доходить до степени идолослужения. Где кончатся любовь и где начинается идолослужение, многие люди не осознают. Скажем, мы родители, и имеем ребенка. И мы его любим, любим, любим... И потом этот ребенок занимает место Бога. Я это видела много раз. Малыш становится идолом, и мы забываем Бога ради этого ребенка. У одного так было сего сыном. Ребенка взял Бог. Было что-то ужасное. Но и такое посвящение себя было ужасающим. Требуется большое внимание.

- Но что происходит, сестра, когда мы любим человека, друга, товарища, и в один день узнаем, что он не таков, как мы думали? Как бы спадает маска...

- Не так. Он не виноват перед нами. Ибо мы любим некий идеал и хотим его воплотить в человеке. Восхищаемся им, тогда как он не достоин восхищения. И если будем восхищаться и восхищаться им, и придет и трение, и мы узнаем его лучше, то однажды он падет с пьедестала, который мы ему сотворили, и мы... гневаемся вместе с ним. Однако он с самого начала не виноват. Виноваты мы, что своей фантазией поставили его на пьедестал. Сделали его идолом, восхищались им, а потом сбросили вниз. В то время как он был, есть и будет тот, кто он есть!

О мире между людьми

 

- Сестра, что вы нам скажете о мире между людьми?

- Когда мир с другими людьми не восстановлен, Христос говорит нам: "Когда идешь помолиться и вспомнишь, что брат твой - имеет что-то на тебя, - не ты на брата, тогда оставь жертву и дар твой Богу, т.е. молитву, пойди и примирись с братом и возвращайся". Другими словами, если совесть твоя неспокойна по отношению к людям, не можешь иметь спокойной свою совесть по отношению к Богу. Но то, что Он говорит, очень важно: что другой будет виноват, а ты будешь просить прощения. И говорю, как на исповеди: это было самым трудным делом, которое я ввела в практику в своей жизни. Дело не в том, что мне нужно смириться и пойти сказать (ибо я ходила и говорила от всего сердца), но в том, как, каким образом, принимал это другой человек. Потому что иной раз он может сказать: "Да, но, наверное, она виновата, раз пришла и просила у меня извинения... " Тогда как это не так: мы просто стараемся ввести в практику Евангелие. Потому что иначе, когда мы вечером идем на молитву, не можем (молиться) и спокойствия, которое должно быть, не имеем. Не будем смотреть, что делает другое лицо. Оно как бы в скобках, и не имеет никакого значения. Во всяком случае, нам нужно следить за буквой Евангелия, потому что тогда, говорит оно, "обрящете покой душам вашим". Все в том, чтобы быть в примирении с Господом, Который в тебе.

 

О Церкви

 

- Когда за несколько дней я сказала геронтиссе Гавриилии: "Хочу, но не смею... Знаю, как вы устаете, сколько принимаете людей в своей келий... Хочу осмелиться сказать вам, приезжайте к нам в церковь, так вечерком, но не решаюсь..." - "Нет! Решайтесь, скажите мне об этом! Поеду!"

- Для меня величайшая радость. Ибо знаете, как я радуюсь, когда есть столько народа, который так сильно любит Бога, как и я! Совершается страшное дело - действие Святых, Ангелов и человеков. Нечто страшное! Встреча наша как бы одно из величайших событий. Это есть Церковь! Это Церковь! Какая Любовь!

 

О милости

 

- Однажды пришла компания юношей и девушек. И один из них (имевший хороший заработок) говорит: "Во всяком случае, если бы в эту минуту пришел Иисус Христос видимо, я бы умер от страха". Говорю ему: "Почему такой ужас? Вместо того чтобы припасть к Его ногам и радоваться?" И он говорит: "Потому что я ничего не делаю, что нужно". "Что именно?" Говорит: "Э, вот, милостыню, доброту. И не только это, имею конкуренцию по профессии..." Говорю: "Положи начало. Начни с того, что говорит Ветхий Завет. Давай 10% от прибыли и тогда будешь иметь кусочек спокойной совести. Радость, радость..." Через несколько дней извещает меня: "Приготовил 10%. Куда отдать?" Говорю: "В такую-то семью". Во второй месяц присылает опять. Но с тех пор пропал. И говорю, видишь, как трудно давать даже 10 %? Потому что когда имеешь, например, хилиарико*, отдаешь сто с радостью. Когда у тебя есть один миллион, отдать сто тысяч подумаешь... Когда же у тебя есть два и три миллиона... ты растерялся! Это есть зло! Помню, когда я была мирянкой в Афинах, то делала терапию одному очень богатому человеку-миллионеру, и, поскольку супруга его была моей подругой, я не брала у него денег. Однажды, когда я делала ему массаж шеи, он говорит: "Знаете, Христос ничего не сказал против богатых... Все придумали батюшки". "Конечно, говорю, ничего не сказал. Сказал только, что очень трудно они войдут в Царство Небесное!" С тех пор он сказал своей жене, что больше не пойдет, из-за того, что я не брала с него денег!.. Другой, начальник завода, несколько лет тому назад, приходит и говорит: "Думаю уходить с работы. Но что будет? На заводе у нас пятьсот рабочих, и они ждут от меня хлеба". "А, вы, говорю, разве не ждете хлеба от этих пятисот? И намного больше, чем хлеба!.. "Не могу понять, почему люди не понимают. Этого невозможно понять! Во всяком случае, очень трудно убедить человека, который не хочет дать. Моя знакомая просила у человека с высоким доходом дать куда-то, и тот сказал, что не нуждается в указаниях, потому что он сам дает... Явно хотел сказать ей: "Не вмешивайтесь. Я знаю, что делаю". Т.е. большой эгоизм! Но тот, у кого есть желание, не ждет, когда его попросят. Даст. Я расскажу вам и другую историю. Это было давно, я собиралась поехать на десять дней по Святым местам. Сидела и думала: "Как было бы хорошо, если бы могла привезти хоть немного денег игумену монастыря (подразумевает Вифанию)... Что делать? Пойти на этот раз так? С пустыми руками?" Иду на обед в ресторан поесть и в какой-то момент поднимаюсь налить стакан воды. У крана ко мне подходит господин и говорит: "Прошу прощения, сестра, я обещался каждый первый день месяца (был день святых Бессребреников) откладывать часть от заработка для благотворительных целей. Примите, пожалуйста, немного для вашего дела". "Простите, говорю, пойдемте за столик, я объясню! Я, господин, никогда не беру денег в руки, по обету, но, если хотите, можете послать в монастырь на Святых местах, куда я сейчас поеду. Но нужен ваш адрес, чтобы вам дали квитанцию". "А нельзя ли без адреса?" - "К сожалению, нет". Итак, он садится и пишет свой адрес, кладет что-то в конверт и говорит: "Знаете, жду еще два года до пенсии, и тогда пойду и я по пути Божию... До свидания... " Открыв конверт, вижу 500 драхм и говорю: "Хорошее начало". И потом пришло еще шесть тысяч! Видите? Достаточно подумать об этом.

Чудо Божие, когда оно происходит с чем-либо вещественным, легко понимает каждый... Знала я госпожу, которая была в России очень богатой. Сегодня ей 80 лет, очень больная, почти глухая, почти слепая. Она была музыкантом и, поскольку любила музыку, очень хотела иметь транзистор. В то время говорю в себе: "Подумай! Она была бы сейчас счастлива, если бы я смогла найти приемник!" Было 26 мая... Через 10 дней получаю письмо от подруги из Америки, написанное 26 мая. "Вкладываю для тебя 10 долларов. Буду рада, если поможешь кому-нибудь... " Это составляло 300 драхм! Вхожу в магазин и говорю: "Дайте мне, пожалуйста, самый дешевый транзистор в мире". "Самый дешевый за 150 драхм вы найдете в таком-то магазине, но он вас не устроит. У меня есть японский за 350 и я отдам вам за 220". Он был очень красивый, красный и золотой, и ловил все станции, и громкоговоритель... не для глухого... и я не знаю что! Через два дня привезла его ей. Так совершаются дела!

Скажу вам и еще. Одна госпожа из Северной Македонии написала мне, что у нее тяжелое экономическое положение и очень нуждается. Через два дня как раз телефонный звонок от госпожи, с которой мы ездили вместе по Святым местам, и она вывихнула ногу, и я отвезла ее в больницу, чтобы поставить шину и др. И она говорит: "Нога моя совершенно здорова. Я бы очень хотела внести некоторую сумму, используйте ее, где хотите, в каком-нибудь деле". Говорю ей: "Пожалуйста, адрес, улица такая-то, госпожа такая-то. Посылайте". Через несколько дней получаю письмо от той госпожи, где она пишет: "Неизвестная госпожа прислала мне тысячи драхм. Как будто я выиграла первый лотерейный билет!" Вы поняли, чем являются эти тысячи для тех, кто ожидает сотню.

Сейчас я вспомнила и другой дивный случай. Один отец пишет мне из Индии: "Моя дочь закончила гимназию и хотела, если бы смогла, поехать в Америку изучать филологию". Сажусь и я, и думаю. "В Америке кто бы мог ее принять?" И на молитве мне является лицо, у которого я гостила в Техасе. Эта семья каждый год брала кого-нибудь из иностранцев и содержала. Я написала им, и все устроилось... Так совершаются дела!

 

О Свободе

 

- "Когда человек совершенно свободен, тогда он действует во благодати. Она есть пришествие к человеку божественного элемента. Если он не имеет свободы, принятие божественной благодати не возможно. А без благодати не существует решительного освобождения человека от необходимости, работы, рока" (Бердяев).

- Сестра, как приобретается свобода?

- Большинство людей, когда говорят о свободе, полагают, что она нечто внешнее. Действительная свобода, однако, внутренняя и не зависит от окружающей среды, ни от государства, ни от закона, ни от людей. Зависит только от взаимосвязи между ними самими.

- Но как она приобретается?

- Когда чувствуешь себя рабом, а не свободным, это значит, что ты раб страсти. Некоторые люди говорят: "Я свободен. Ни с кем не считаюсь. Сам зарабатываю, сам трачу". По сути, он величайший раб. Потому что ты еще не освободился от самого себя. Имеешь похоти, нужды, имеешь главным образом отличия. Итак, когда хочешь отсечь их с помощью Божией, возьми Евангелие и сделай его рецептом жизни. Тогда начнешь мало-помалу покорять свои страсти. Например, чувствуешь, что ты приклеенный к деньгам? Хотя и зарабатываешь их один, отложи 10%, как говорит Ветхий Завет. Но главное, давай их не лично. Не жди и "благодарю" за то, что даешь; иногда лучше совсем не давать. Свобода, как и Истина, - одна. Не может быть одна свобода для одного, другая для другого. Ибо тогда мы имеем компромиссы и ложь. Таким образом, ты освободился, скажем, от сребролюбия, с великим трудом. Может быть, пройдет и двадцать лет, и в один прекрасный день ты обнаружишь, что не освободился. Затем захочешь освободиться от различия, какое ты делаешь между собой и другим. И это от эгоизма. Если не придешь к тому, чтобы ощущать, что ты и другой – Одно - кто бы ни был другой: и африканский черный, и индус, и китаец, и мусульманин, и еврей, и христианин осознать, что все мы Дети Божии. Если не сможешь это почувствовать поистине главенствующей Альфой, тогда... Ты еще раб!

- Т.е., сестра, когда говоришь "я свободный", то это означает, что я освободился от своих похотей?

- Не только от своих похотей. Это другая глава...

- Разве в страсти не входит эгоизм, деньги, тщеславие?

- Тщеславие, когда хочешь показаться людям. Прекращение помышлений о людях приходит потом. После того как покоришь самого себя. Не можешь почувствовать себя свободным по отношению к людям, не принимать в расчет, что скажут и что сделают в отношении тебя, если прежде не освободишься от самого себя. И для того чтобы освободиться от самого себя, нужно покорить все то, что сделал по эгоизму, по греховности, одним словом, человеческого рода.

- Я считаю, что свободу можно почувствовать только по божественной благодати.

Т: Это же говорит и писатель...

- Однако, не можете принять божественную благодать, если не очистите все это.

- Но вы все это можете сделать, а свободу не ощутить...

- Нет! Потому что тогда вы не сделаете это как нужно. Обязательно почувствуете свободу! И еще. Без веры никто не может быть свободным.

- Сестра, здесь он (Бердяев) говорит, что, если мы не имеем свободы, принятие благодати невозможно, ибо не существует органа для этой цели. Что он подразумевает?

- Здесь я не согласна с писателем, т.к. органом принятия божественной благодати является наше сердце, наша душа. Поэтому я не понимаю, почему он говорит, что не существует органа. Разве только перевод ошибочен. Поэтому я принесла вам текст. Для беседы, в которой мы пришли бы к заключению. Но и снова я говорю, что свобода может тогда только придти по божественной благодати когда мы перестанем иметь эгоизм, и когда возлюбим друг друга. Для этого и дал нам Христос это как новую заповедь. Ибо только так мы обрящем совершенную свободу. Ибо Бог Любовь есть. Истинная Свобода...

 

Об Осведомленности ее

 

- На меня произвело впечатление ваше знание и осведомленность, Геронтисса, о всех современных проблемах. Когда вы беседуете, то это не просто приношение вашей любви и рассказ о том, где вы были; мы видим человека с обширными знаниями, осведомленного во всех современных вопросах. В этом заключается недоумение. Как происходит такое?

- Скажу вам. Порой я бываю как 12 человек. Эти двенадцать извещают меня обо всем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.025 с.)