Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум журналистской этики

Поиск

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

(Тема: «Главное профессионально-нравственное отношение в журналистике. Истина в публицистике»)

Вопросы для подготовки

  • В чем усматривается нравственный смысл отношения «журналист – аудитория»?
  • Какая профессионально-нравственная ценность считается высшей для журналиста?
  • Что понимается в теории и практике журналистики под объективностью отражения действительности?
  • В непосредственной журналистской практике существуют факт и комментарий. Можно ли их разделить и каким образом?
  • Какие виды деятельности индивида принципиально не могут совмещаться с журналистской деятельностью?
  • Какие ограничения гласности и свободы слова оправдывает профессиональная мораль и по каким основаниям?
  • При каких обстоятельствах журналистская деятельность автоматически прекращается?
  • Что такое частная (семейная) жизнь и в каких случаях журналист несет этическую ответственность за разглашение о ней сведений?
  • Каким этическим правилам должен следовать журналист, участвующий в предвыборных телепередачах?
  • Как должна поступить редакция, если ее сотрудники после публикации материала поняли, что допустили ошибку?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

(Тема: «Анализ рабочих ситуаций на основе Кодекса профессиональной этики российского журналиста»)

Примерные рабочие ситуации

Ситуация № 1

В редакцию газеты пришло письмо, озаглавленное «Моя внучка - сектантка». В нем отрицательно характеризовались конкретно названные люди - члены религиозной организации, имевшей молитвенный приход (указывался точный адрес его местонахождения) и не соблюдавшей православные обычаи, в которую была вовлечена 15-летняя внучка автора письма (назывались ее фамилия и имя).

Основные обвинения выпали на долю лидера секты (называлось его имя по культу - отец Виктор), который, по мнению автора письма, использовал в своих личных интересах труд остальных прихожан, понуждая их работать на своем приусадебном участке, а затем торговать собранным урожаем на местном рынке.

Редакция опубликовала в газете это письмо, не проверив изложенные в нем факты, но заменила все названные фамилии на вымышленные, кроме фамилии и имени основной героини - внучки автора, снабдив публикацию коротким анонсом о том, что «эта история является типичной» и «что мнение редакции может не совпадать с мнением автора».

Однако после появления письма в газете люди, невольно ставшие героями публикации, узнав себя, несмотря на вымышленные имена, стали требовать от редакции опровержения.

Ситуация № 2

В одной из газет, под рубрикой «Происшествия», появилась заметка, в которой обыгрывалась статистика происходящих в городе квартирных краж. При этом автор призывал граждан соблюдать элементарные меры безопасности. В качестве примера беспечного отношения к своему имуществу он привел один из типичных случаев подобных ограблений. Хозяйка квартиры, успешно освоившая торговый бизнес, живя на первом этаже, всегда оставляла открытой форточку, уходя на работу, - в итоге она поплатилась пропажей многих вещей, унесенных ворами. По словам автора публикации, квартира была настоящим «золотохранилищем», так как список пропавших вещей оказался очень внушительным.

После появления в газете заметки ее «героиня» решила подать в суд на редакцию за нарушение журналистами права на неприкосновенность личного имущества. Истица утверждала, что после такой публичной характеристики с намеком на большие ценности в драгоценных металлах ее квартире угрожает новое ограбление. Кроме того, список украденных у нее вещей, приведенный в публикации, по ее утверждению, существенно завышен, а место ее проживания по некоторым приметам представляется почти очевидным.

Ситуация № 3

В очередной криминальной разборке на городской улице в дневное время застрелили подростка в возрасте 14-ти лет. Это происшествие попало в ежедневную оперативную сводку Министерства внутренних дел республики. На основе приведенных в сводке данных журналист одной из редакций подготовил заметку об этом происшествии, которая вскоре появилась в газете. По словам автора, погибший подросток был участником одной из молодежных преступных группировок и являлся человеком без определенных занятий (учебы и работы).

После опубликования заметки в суд с иском к редакции обратился отец убитого. В судебном заседании он на основании представленных документов утверждал, что его сын за два месяца до происшествия поступил учиться на дневное отделение местного колледжа (техникума) и не имел никакого отношения к преступному миру. Автор публикации, в свою очередь, ссылался на то, что положенную в основу заметки «сводочную» информацию он для вящей убедительности перепроверил затем по телефону в пресс-службе МВД.

Вызванный в суд в качестве свидетеля работник этой пресс-службы заявил о том, что передаваемые в оперативной сводке материалы о криминальных происшествиях носят, как правило, предварительный характер и могут затем существенно уточняться в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а что касается телефонных разговоров по этому поводу, то они не обладают достаточными основаниями для освобождения журналиста от этико-правовой ответственности.

Ситуация № 4

Как частное лицо, журналист обратился в одно из государственных учреждений по поводу оформления в собственность доставшегося ему в наследство от родственника движимого имущества. При ближайшем рассмотрении дела выяснилось, что на оставшийся после смерти владельца легковой автомобиль могут претендовать еще двое родственников. В результате специалисты учреждения отказали журналисту в рассмотрении данного вопроса в его пользу и посоветовали решать его в судебном порядке, с приглашением других потенциальных претендентов на означенное имущество. Все доводы журналиста о том, что «эти родственники живут на другом конце страны и знать не знают о существовании дышащих на ладан «Жигулей», набегавших двести тысяч километров, а у меня есть дарственная предсмертная записка бывшего владельца», не возымели действия.

И тогда журналист, посчитавший несправедливым исход дела, решил подвергнуть публичной критике деятельность названного учреждения. Не поставив в известность редактора газеты и коллег о сложившейся ситуации, он собрал достаточную фактуру через друзей и знакомых, работавших в контрольных органах, а также от людей, обращавшихся в эту госфирму и получивших отказ, и написал «разгромный» материал о юридической некомпетентности и человеческой несостоятельности ее работников, боявшихся взять на себя ответственность и допускавших волокиту. Опубликованная в газете статья получила большой общественный резонанс…

Ситуация № 5

Редактор популярной газеты поручил сотруднику редакции тщательно поработать над одним материалом внештатного корреспондента и подготовить его к опубликованию. Тема данного материала, безусловно, заслуживала того, чтобы он оказался на страницах газеты, но оформление с литературной точки зрения оставляло желать лучшего. Журналист, решив сделать материал совершенным по форме и содержанию, добросовестно его переделал. При этом он видоизменил подачу идеи материала, дополнил содержание новой фактурой, оживил текст образными словами и выражениями из собственного лексикона. В результате материал прошел «на ура» и до, и после опубликования в газете.

Однако, увидевший свой материал в окончательном виде лишь опубликованным в газете, обиженный «внештатник», с которым не согласовали принципиальные моменты правки-переделки, обратился с жалобой к редактору на его сотрудника, допустившего творческий произвол. Но редактор отказался давать ход жалобе, так как в этом случае не обнаружил, по его словам, нарушения пределов редакторского вмешательства в авторский текст. Тогда «внештатник» подал апелляцию на редакцию и ее сотрудника в комиссию по этике местного отделения Союза журналистов страны. В апелляции он мотивировал свой поступок тем, что в опубликованном в газете материале за его подписью убито все авторское начало.

* При составлении практических ситуаций авторы учебника использовали материалы судебных дел, рассмотренных районными судами г. Саранска в 2001-2003 гг.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

(Тема: «Контрольная работа (тестовый вариант) по курсу «П рофессиональная этика журналиста»)

Примерное тестовое задание

Указать правильный вариант ответа значком +

  • Какие разновидности морали как категории бытия человека существуют в действительности? - положительная, отрицательная, нейтральная, «местечковая»
  • общественная, групповая, индивидуальная, корпоративная, профессиональная
  • ментальная, чужеродная, «двойная», традиционная
  • национальная, интернациональная, возрастная, религиозная
  • По какому вектору «взаимодействуют» между собой общественная мораль и профессиональная этика журналиста?
  • через обоюдное служение целям самосохранения и развития общества
  • через конкретизацию общечеловеческих ценностей в нормах и правилах профессиональной деятельности
  • через контакт общества и журналиста как коллективной и индивидуальной систем сознания и поведения
  • через понимание журналистом общественного долга и личное мировосприятие и мироощущение
  • Кого по праву можно считать родоначальником отечественного кодекса профессиональной этики журналиста?
  • Н. И. Новикова
  • А. Д. Кантемира
  • М. В. Ломоносова
  • В. Г. Белинского
  • Какая профессионально-нравственная ценность считается наивысшей для журналиста?
  • пропаганда добра
  • осуждение зла
  • служение правде
  • искание истины
  • Что представляет собой с нравственной точки зрения процесс журналистского творчества?
  • «контакт» субъективных представлений о явлении действительности с объективными обстоятельствами его существования
  • личностно-нравственную интерпретацию собранной «фактуры» для будущей публикации
  • взаимодействие морали журналиста с моралью персонажа произведения и моралью читателя
  • следование правилам Кодекса профессиональной этики журналиста при сборе, обработке и литературном оформлении материала
  • Каким образом соотносятся между собой профессиональная и служебная разновидности журналистской этики?
  • как общественная и корпоративная
  • как надцеховая и внутрицеховая
  • как коллективная и индивидуальная
  • как общечеловеческая и трудовая
  • Какие «пары» этических отношений интегрирует профессиональная этика журналиста? (Впишите правильный ответ)___________________________________
  • Какие «пары» этических отношений интегрирует служебная этика журналиста? (Впишите правильный ответ)______________________________________________
  • Какие методы сбора материала и источники информации являются для журналиста допустимыми? (возможны несколько правильных ответов)
  • смена профессии, совершаемая с нарушением норм общественной морали
  • скрыто сделанная аудиовидеозапись разговора с собеседником
  • фотографирование участников форума
  • официальный запрос и получение информации от должностного лица
  • опубликование аудиозаписи члена парламента или правительства в газете
  • использование слухов
  • запись происходящего в зоне чрезвычайных ситуаций
  • наблюдение в ходе боевых действий под видом военного лица
  • копирование документов без грифа «секретно»
  • получение сведений от неизвестного лица
  • Что подразумевается под нарушением редактором пределов допустимого вмешательства в авторский текст?
  • сокращение объема материала
  • перестановка частей композиции
  • навязывание собственных мыслей, фактуры (аргументации) и стиля
  • искажение первоначального смысла материала
  • В чем заключается главное профессионально-нравственное отношение в журналистской деятельности?
  • в отношениях журналистского коллектива с учредителем и издателем средства массовой информации
  • в отношениях журналистов между собой и в целом к своему профессиональному долгу
  • в отношениях с потребителями информации
  • в отношениях с нормами журналистской морали и массово-информационного права
  • В чем состоит основное нравственно-производственное предназначение массовой коммуникации, в роли которого выступает СМИ?
  • в представлении читателю момента действительности в его натуральной данности
  • в комментировании момента действительности с тех или иных позиций
  • в сообщении аудитории смысла момента действительности
  • в формировании у читателя соответствующих убеждений по поводу момента действительности
  • В чем усматривается нравственный смысл отношения «журналист – аудитория»?
  • в установлении и поддержании прямых и обратных связей между прессой и читателями, зрителями, слушателями
  • в разрешении противоречия между правом читателя на информацию и невозможностью гарантировать ему полную достоверность сообщаемых сведений
  • в соблюдении с обеих сторон правдивости и объективности отношения к происходящему в действительности и отраженному в прессе
  • в гармонизации отношений журналистского и читательского сознания при восприятии действительности


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.012 с.)