Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глоссарий журналистской этики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Безмотивное поведение – превращение поступка в привычку, создание некоторых устойчивых ориентаций, незамедлительно выливающихся в нужную процедуру действия. Бесполезная информация – сведения о чем-либо, передаваемые в системе массовой коммуникации, характеризуемые нейтральностью по отношению к целям самосохранения и развития общества. Вербальный аспект – часть структуры журналистской этики, связанная с собственно творческой стадией публицистического процесса (литературным оформлением собранного и обработанного фактического материала). Взгляды – осознаваемые, поддающиеся словесному выражению результаты освоения знаний, норм и ценностей, которые прошли реальный отбор в контексте предшествующего жизненного и профессионального опыта. Воспроизводственная функция прессы – способность формировать массовое сознание и общественную, групповую и индивидуальную мораль по двум векторам – позитивному и негативному. Вредная информация - сведения о чем-либо, передаваемые в системе массовой коммуникации, препятствующие достижению целей самосохранения и развития общества. Главная этическая составляющая журналистской деятельности - принципиальная установка субъекта журналистики на отражение доминирующих в стране (регионе) массовых социально-политических настроений граждан. Диффамация - опубликование в печати сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо. Долг – основное понятие в профессиональной морали, фиксирующее ответственность человека перед обществом. Духовное производство – разновидность социального воспроизводства, занимающаяся массово-индивидуальным выпуском и тиражированием различных (научного, художественного, публицистического) видов информации. Духовно-идеологический плюрализм общественной жизни – состояние бытия и сознания переходного социума, характерное множественностью течений мысли, направлений науки, линий политики, позиций и поведения классов, страт, групп, индивидов, народов, наций, конфессий и др., свойственное преимущественно радикально-переменным периодам развития общества. Жизненная позиция (базовая социально-нравственная установка) – начальные посылки, из которых человек исходит и которыми руководствуется в мыслях и поступках. Журналистика – социальный институт, или целостный комплекс печатных и электронных средств массовой информации, собирающих, обрабатывающих и распространяющих публицистическую информацию в рамках действующих в обществе законов. Журналистский произвол – форма профессионального поведения работника прессы в непосредственном общении или текстуальном офрмлении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества. Журналистский текст – публицистическое произведение различного жанра, предназначенное для социально-нравственной ориентации читателя, слушателя, зрителя в реальной действительности. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Идея журналистского произведения – доминирующая социально-нравственная установка публицистического текста, от которой напрямую зависит его ценность, имеющая характер подсказки отношения к тому, о чем идет речь. Инфократия - власть сложившейся в обществе и государстве элиты, источником господства которой являются не какие-либо заслуги перед народом, а большие возможности использовать информацию и на этой основе манипулировать общественным мнением. Информационная картина действительности – совокупность объективно-субъективных представлений о социальной реальности, представленная в большом массиве журналистских текстов различных жанров. Информационная культура – свод умений и навыков человека оценивать, потреблять, усваивать и передавать воспринимаемую по межличностному, групповому и массовому коммуникативным каналам социально значимую информацию. Информационное общество – социальная система, в которой качественный уровень бытия (в том числе - производство товаров и услуг) существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации, а наступление эры информационных технологий обеспечивает возможность ее производства, обработки и передачи в огромных масштабах. Информационный режим – регулируемая система потоков социально значимой информации, идущих по одному идеологическому вектору, который задается структурами правящей партии (власти) и поддерживается (корректируется) входным и выходным аксиологическим контролем; основными характеристиками информационного режима являются отсутствие реальной возможности для политико-публицистического плюрализма в прессе и преобладание в журналистской деятельности идущего «сверху» информационного задания (официального заказа) над идущим «снизу» информационным запросом (социальным заказом). Информационный рынок – частично регулируемая система потоков социально значимой информации, идущих по различным идеологическим векторам, которые задаются на равноправных основах властными структурами, политическими партиями, движениями, объединениями (или индивидами-учредителями), а также журналистским аппаратом и поддерживается (корректируется) выходным аксиологическим контролем; основными характеристиками информационного рынка являются наличие реальной возможности для политико-публицистического плюрализма в прессе и преобладание в журналистской деятельности идущего «снизу» информационного запроса (социального заказа) над идущим «сверху» информационным заданием (официальным заказом). Критерии морального поведения – разумно-целесообразные основания, выработанные обществом в совместной созидательной деятельности и содержательно обогащаемые на протяжении всей своей истории. Личностное самоопределение профессионального долга – убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых социальной общностью обязательств. Личностная самооценка – самопознание в процессе морального выбора не только путем рефлексии, но и путем учета мнения коллектива. Массово-информационный процесс – совокупность информационных потоков, снабжающих население социально значимой информацией и воспроизводящих (корректирующих) моральный климат в стране или регионе. Материальное производство – разновидность социального воспроизводства, занимающаяся выпуском и тиражированием вещественно-энергетических продуктов. Механизмы саморегулирования прессы – добровольные, или являющиеся результатом свободного волеизъявления журналистов, средства воздействия на структуры масс-медиа. Мораль – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека, слагаемый из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных. Моральный выбор – сознательный акт принятия индивидом нравственного решения в определенной ситуации. Моральные отношения – совокупность нравственных связей между людьми, которая проявляется в процессе их совместной деятельности. Моральная необходимость – зависимость поступков людей от принятых в сообществе нравственных требований к их поведению. Моральный мотив – субъективно-нравственное отношение человека к поступку, который он намеревается совершить. Моральная оценка поступка – определение соответствия или несоответствия поступка нормам и требованиям общественной нравственности. Моральные представления – совокупность понятий о должном поведении, формирующая нравственный идеал. Моральные принципы – правила, которыми личность на основе понимания должного (недолжного) руководствуется в разрешении конфликтных ситуаций, всецело им повинуясь. Моральная регуляция – сетка ценностей, закрепленная во взаимоотношениях людей; исходная позиция индивида в моральном выборе; определенная иерархия нравственных требований, предъявляемых к личности. Моральная рефлексия – способ нравственного выбора личности, обеспечивающий формирование определенного мотива путем проникновения в самые заветные уголки сознания индивида. Моральная свобода – относительная свобода выбора формы или линии поведения под знаком ответственности перед другими людьми и перед самим собой за мотивы и последствия выбора. Нормативы – смысловые единицы, в которых прошлый социальный опыт передается в виде логических конструкций (положения законов, нормы и общественные установки). Нормативная этика – наука, исследующая стихийно складывающиеся представления морального сознания и трансформирующая их в определенные рекомендации. Нравственность – сторона моральных отношений, в которой проявляется реальный уровень моральности общества, существующий в данных условиях, в данный момент. Нравственные искания личности – освоение индивидом накопленного обществом морального опыта, зафиксированного в разных формах общественного сознания, и определение своих предпочтений в области критериев и моделей поведения. Нравственный климат – производная от уровня профессионально-нравственной зрелости коллектива и степени этичности служебных взаимоотношений. Нравственная свобода – комплекс объективных и субъективных предпосылок человеческого поведения, включающих в себя деятельность познания, воли, чувств в определенных, не зависящих от воли индивида, объективно заданных и положенных условиях. Образы – смысловые единицы, в которых с помощью материала культуры передается прошлый социальный опыт, воплощенный в конкретно-чувственной форме. Общечеловеческие ценности – духовные конструкты, созданные людьми путем многовековой эволюции, объединяющие их в единое целое и создающие фон поведения каждого человека в различных сферах социального воспроизводства. Отношение к продукту деятельности – основное профессионально-нравственное отношение, в котором проявляется принципиальное совпадение интересов любой профессиональной группы и общества, определяющее характер их взаимодействия. Оценочно-императивная функция – воспроизведение путем публицистической антитезы образов нравственного «позитива» и «негатива» в соответствии с потребностями социального прогресса. Пары взаимоотношений – классификация второго порядка, характерная для журналистской этики, обусловленная наличием типичных, постоянно повторяющихся рабочих ситуаций, требующих от журналиста соблюдения конкретных моральных предписаний. Поведенческий аспект – часть структуры журналистской этики, связанная с технологической стадией творческого процесса (сбором и обработкой фактического материала). Позитивная функция журналистской этики – описание качественных границ нравственности методами непосредственного созерцания фактов, поступков и последующего их мини-исследования. Полезная информация – сведения о чем-либо, передаваемые в системе массовой коммуникации, способствующие достижению целей самосохранения и развития общества. Политическая позиция – отражение в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с определенной политической идеологией и соответствующими политическими силами. Поступок – нравственное явление, где единичный (индивидуальный), особенный (коллективный), и общий (всеобщественный) моральный опыт диалектически взаимопроникают друг в друга, обнаруживая свою коренную, социальную суть. Предмет журналистской профессии - человек в системе индивидуальных, групповых и общественных отношений, его сознание, благо и здоровье (духовное, физическое и морально-психологическое). Принуждение – обоюдоострый инструмент социальной регуляции и нравственного воспитания, основанный на административных мерах. Принципы общечеловеческой нравственности – критерии должного поведения специалиста, поддерживаемые широким общественным мнением. Принципы профессии – чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций. Принципы профессиональной морали – предписания более общего порядка, выходящие за рамки частной ситуации. Продукт деятельности – результат целенаправленной деятельности человека по переработке информации, вещества и энергии, существующий не только в виде материальных предметов и текстов, но и в форме услуг. Профессиональная норма – обобщенный критерий общественно необходимых, типичных вариантов поведения, генетически связанный с повторяющимися рабочими ситуациями, который действует как своеобразный фильтр и не пропускает поступки, не санкционированные обществом. Профессионально-нравственное поведение личности – система ее реакций в виде поступков на отношения с людьми, с обществом, со своей профессиональной общностью в ходе решения профессиональных задач, соотносимых с общим нравственным законом общества и профессионально-нравственными ценностями. Профессиональный долг журналиста – выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которое журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Профессиональные кодексы – гаранты действенности профессиональной морали. Профессиональная мораль – конкретизация общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида деятельности. Профессиональная общность – совокупный субъект какого-либо вида деятельности. Профессионально-нравственный климат – отношения в трудовом коллективе, стимулирующие уважительное отношение к профессиональным стандартам поведения. Профессиональная ответственность – реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества, для конкретных людей. Профессиональная позиция – проявление в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Профессиональная совесть – представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Профессиональное сознание – часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп. Профессиональное сознание журналиста – совокупность знаний, норм и ценностей, отражающих и направляющих профессиональную деятельность журналистского корпуса. Профессиональная честь – доминантный ряд представлений профессионально-нравственного сознания, определяющий основу профессиональной позиции специалиста; представление, имеющее ценностный характер Профессиональная этика – наука, изучающая профессиональную специфику морали. Профессиональная этика журналиста – одна из равнозначных частей, составляющих структуру общей журналистской этики, связанная с выполнением журналистом конституционного долга перед обществом; система нравственных требований, направленных на установление оптимальных взаимоотношений между профессиональной группой и обществом. Профессиональный этос – набор фактически действующих в практике некодифицированных норм и правил. Рабочее ядро журналистской этики – самая мобильная ее подсистема, формирующаяся под воздействием трех ведущих нравственных профилей: морали персонажа, морали журналиста, морали читателя (слушателя, зрителя). Рационализация – свойство человеческой психики, позволяющее индивиду задним числом «улучшать» свои действия, оправдывая их более убедительными мотивами. Регулятивная функция журналистской этики – критически-ценностный, пристрастный анализ людских нравов с обоснованием предпочтительности для общества тех или иных норм поведения. Риск – особый тип принятия решений в процессе творческой деятельности, связанный с возможностью достижения как успеха, так и неудачи. Свобода прессы – возможность строить журналистскую деятельность в соответствии с ее внутренними законами. Совесть – способность человека к внутренней самооценке и самоконтролю. Социальная деятельность – диалектическое единство опосредованных информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов. Социальная информация – сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми в системе массовой коммуникации. Социальная позиция – устоявшаяся тенденция индивида реагировать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная множеством факторов ментального, эмоционального, поведенческого свойства. Способ деятельности – совокупность всех процессуально-инструментальных особенностей конкретного вида деятельности, задаваемых спецификой производимого ею продукта. Служебная этика журналиста – одна из равнозначных частей, составляющих структуру общей журналистской этики, связанная с выполнением служебного долга перед трудовым коллективом; нормы, регламентирующие поведение журналиста в профессиональной среде. Стандарты поведения – устойчивые формы, отражающие субъективные проявления личности, благодаря которым объективные закономерности деятельности могут быть осуществлены наилучшим образом. Сущность журналистской этики – область пересечения нескольких моральных пластов (автора, персонажа, читателя), функционально взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и усвоения публицистического произведения. Тема журналистского произведения – реальная конкретная ситуация действительности, отмеченная новизной и восходящая какой-то из своих сторон к более широкой ситуации проблемного характера, переживаемой обществом. Теоретическая этика – наука, изучающая сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия и т.д., выявляет содержание ценностных оснований морали, разрабатывает шкалу моральности и определяет ее критерии. Убеждения – рациональные воззрения, прошедшие проверку практикой, ставшие итогом вторичного личностного отбора, уже на основе собственного непосредственного опыта. Функции журналистской этики – практическая информационная деятельность в трех основных направлениях: позитивном, оценочно-императивном и регулятивном. Человеческое достоинство – представление о значимости человеческой жизни. Чувства – стойкое эмоциональное отношение к тем или иным сторонам профессиональной деятельности. Этика – наука, изучающая мораль. Этика журналиста – наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда; свод норм и правил профессиональной морали. Этическая задача журналиста – обеспечение гарантии получения людьми правдивой и достоверной информации посредством объективного отражения социальной реальности. * При составлении глоссария авторы учебника использовали следующую литературу: 1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 224 с. 2. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 208 с. 3. Моральный выбор. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 344 с. Приложение 3.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.013 с.) |