ТОП 10:

INPUT »Введите скорость и время автомобиля », V, T



При выполнении этой команды, на экране высветится фраза Введите скорость и время автомобиля и курсор, вместо которого надо ввести два значения через запятую для ячеек оперативной памяти V и Т, и нажать <Enter>. После этого процессор занесёт данные в ячейки оперативной памяти V и Т.

Оперативная память (до выполнения команды) Экран монитора
V T Введите скорость и время автомобиля-
     
Оперативная память (после выполнения команды) Пользователь вводит данные через пробел
V   T Введите скорость и время автомобиля-17 3.65
  3.65

 

Оператор вывода

Он используется для вывода на экран результатов выполнения программы.

Общий вид:

PRINT список выражений, констант, переменных

Пример 3

PRINT А, В

При выполнении этой команды компьютер высветит на экране значение из ячеек оперативной памяти А и В.

Оперативная память (до выполнения команды) Экран монитора (после выполнения команды)
A B 2 6
 

 

Пример 4

PRINT 1965 , «год»

Высветит числовую и символьную константу: 1965 год

Оперативная память (до выполнения команды) Экран монитора (после выполнения команды)
ячейки оперативной памяти не используются 1965 год

 

 

Пример 5

PRINT «Х=» ; А+8*В/2

Высветится символьная константа: Х= и значение арифметического выражения А+8*В/2 , (если до этой команды А=1, а В=8, то на экране высветится: Х=26).

Оперативная память (до выполнения команды) Экран монитора (после выполнения команды)
Х A B Х = 26

 

Линейные программы

Составить алгоритм нахождения среднего арифметического двух чисел: построчно; блок-схемой; программой на QBasic.

Решение:

Построчно Блок-схема
1. Узнать значение двух чисел а и в. 2. Найти сумму этих чисел и разделить её на два С=(а+в)/2. 3. Записать ответ из С.
НАЧАЛО
Ввод двух чисел а и b
C=(a+ b) /2
Вывод ответа из ячейки С
КОНЕЦ

Программа на QBasic
PRINT ”Программа нахождения среднего арифметического двух чисел” INPUT” Введите два числа”, a , b C=(a+ b) / 2 PRINT “ Среднее арифметическое =” ; С

Контрольные вопросы

1. Для чего используется оператор ввода?

2. Какой общий вид команды ввода? На что указывают параметры команды ввода?

3. Для чего необходим комментарий в операторе ввода?

4. Для чего используется оператор вывода?

5. Какой общий вид команды вывода?

6. На что указывают параметры команды вывода?

Упражнения

HЗадание 1

Объяснить действия компьютера при выполнении следующих команд:

а) INPUT K,L%,M$
 
 
 
б) INPUT »Введите число », G
 
 
 
в) INPUT »Как тебя зовут? », IMYA$
 
 
 
 
д) INPUT »Какой у тебя рост, вес, группа крови? », R, V, K
 
 
 
 
е) PRINT К
 
ж) PRINT » До свидания », М$
 
 
з) PRINT »Сумма = »; 5+7; »Разность »; ВС
 
 
 
 
и)PRINT
 
к) PRINT K$ ; L % ; » лет, а »; P$ ; К % ; »лет»
 
 
 
 

Задание 2

Составить алгоритм нахождения

а) периметра треугольника;

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 
 
 
 

б) площади квадрата;

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 

в) гипотенузы треугольника;

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 
 
 
 

г) прибыль, зная доход и расход.

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 
 
 
 

д) скорость автомобиля;

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 
 

Задание 3

Составить программу вычисления значения выражения:

а) 5х +3,75 , для любого х;

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 
 
 

б) , для любого а;

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 
 
 

в) , для любых с и d.

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4

Составить программу, при выполнении которой на экране высветится следующее изображение:

Здравствуй! Как тебя зову? Миша. Миша, а сколько тебе лет?  

Замечание! В том случае если имя при вводе будет изменено, то далее в тексте оно автоматически будет изменено.

Блок-схема Программа на QBasic
   
 
 
 
 

Задание 5

Составить диалоговую программу на любую тему.

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Тема 24 - 25 Дополнительная литература: Вострикова З.П., Вострикова О.Ю., Туева С.С. Программирование на языке «БЕЙСИК» для персональных ЭВМ. М.: Машиностроение, 1993. – 352 с.
QBasic: условный оператор
  Содержание
· Условный оператор
       

Условный оператор

Он используется для того чтобы сделать выбор действий при выполнении алгоритма.

Общий вид:

IF условие ветвления THEN Команды, которые выполняются, если условие соблюдается. ELSE Команды, которые выполняются, если условие не соблюдается . END IF  

Пример

Алгоритм нахождения значения выражения для любого Х, учитывая, что на ноль делить нельзя, поэтому знаменатель не должен быть равен нулю.

Решение:

Блок-схема Программа на QBasic
НАЧАЛО
Ввод значения Х
2*Х – 7=0
КОНЕЦ
Вывод фразы ”Выражение значения не имеет.»
С=(7,2 +Х) / (2Х – 7)
Вывод значения из С
да
нет

PRINT ”Нахождение значения выражения 7,2+х)/(2х-7) для любого х.” INPUT ”Введите значения х”, х IF 2*x-7=0 THEN PRINT”Выражение значения не имеет” ELSE С=(7.2+x)/(2*x-7) PRINT”Значение выражения =”; С END IF  

Контрольные вопросы

1. Для чего используется условный оператор?

2. Как работает условный оператор?

3. Какие команды записываются после слова THEN?

4. Какие команды записываются после слова ELSE?

5. Привести примеры условия ветвления.

6. В каких случаях не используется раздел ELSE?

Упражнения

Задание 1

Составить блок-схему и программу нахождения значения выражения

а) для любого с;

Блок-схема

 

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 

б) для любого к;

Блок-схема

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 

в) для любого m.

Блок-схема

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2

Составить блок-схему и программу, в которой по введенным числителю и знаменателю, компьютер определяет правильность дроби.

Блок-схема

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3

Составить блок-схему и программу нахождения корней квадратного уравнения.

Блок-схема

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4

Составьте программу, в которой компьютер просит пользователя «Загадай одно животное из списка: чебурашка, слон или морж». После чего спрашивает: «У этого животного уши большие?». Если пользователь отвечает « Нет», то компьютер выводит « Морж». А иначе он спросит: «А бивни у него есть? ». В случае ответа «Да», компьютер выводит: « Слон », а если ответит «Нет», то компьютер высветит «Чебурашка».

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок-схема

Задание 5

Составить программу, в которой компьютер угадывает растение из списка: роза, шиповник, смородина. Замечание! Используй свойства: наличие шипов на стебле, наличие плодов у растения.

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 6

Составить блок-схему и программу нахождения значения выражения

a) у= , для любых х

Блок-схема

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б) у= , для любых m.

Программа на QBasic

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 7

Составить блок-схему и программу нахождения значения выражения:

а)

Блок-схема

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б)

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 

в)

Блок-схема

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 8

Составить программу, которая определяет, существует ли треугольник с длинами сторон a, b, c.

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 

Задание 9

Составить программу, которая для данных двух чисел вычисляет их сумму. Если она кратна 7, то результат суммы высветится синим цветом, иначе красным.

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 10

Составить программу « Телефонный справочник» по следующему сценарию:

· высветить список абонентов (не более 5);

· пользователь вводит порядковый номер интересующего абонента;

· в зависимости от порядкового номера высвечивается телефон данного абонента.

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 11

Составить программу отбора конкурсанток в топ-модели, учитывая их вес и рост. В случае дисквалификации, компьютер должен указать причину.

 

Программа на QBasic
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок-схема


Тема 26 - 27 Дополнительная литература: Бондарев В.М. Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования. _ Харьков: Фолио, 1997. – 368 с. Гусева А.И., Детинин О.О., Детинина О.Н. Информатика для поступающих в ВУЗЫ: Компьютерный учебник. – М.: Российский фонд компьютерных программ ИНИНФО МО РФ, 1998 Гусева А.И. Учебное пособие. Учимся информатике: задачи и методы их решения, М.: ДиалогМИФИ, 1998
QBasic: операторы циклов
  Содержание
· Цикл (со счетчиком) · Нахождение суммы (количества) элементов в произвольной последовательности по заданному условию · Нахождение максимального элемента произвольной последовательности чисел · Цикл «пока» (WHILE) · Цикл «повторять» (REPEAT)
       

Цикл (со счетчиком)

Если необходимо, чтобы некоторый блок команд был выполнен заданное число раз, тогда можно использовать FOR - NEXT.

Общий вид:

  FOR I = a TO b [ STEP c ] < тело цикла > NEXT I  

Где I – имя счетчика;

a – выражение, определяющее начало отсчета;

b – выражение, определяющее конец отсчета;

c – шаг изменения счетчика (по умолчанию шаг равен 1);

< тело цикла > - блок команд, которые должны повторяться.

Пример 1

Составить программу, печатающую числа кратные 3 на интервале[2] от 21до 72 включительно.

Решение:

Блок-схема Программа на QBASIC

КОНЕЦ
Печать I.
НАЧАЛО
I=21, 72, 3

PRINT ”Печать чисел кратные 3 на интервале от 21 до 72“ FOR I=21 TO 72 STEP 3 PRINT I NEXT I  

Нахождение суммы (количества) элементов в произвольной последовательности по заданному условию

Для того чтобы в произвольной последовательности[3] просуммировать числа по заданному условию, необходимо в цикле, в случае выполнения условия, воспользоваться сумматором S, который накапливает значение суммы.

S = S + слагаемое

Для того чтобы в произвольной последовательности подсчитать количество чисел, удовлетворяющих заданному условию, необходимо в цикле, в случае выполнения условия, воспользоваться счётчиком k, который накапливает значение количества чисел:

k = k + 1

Нахождение максимального элемента произвольной последовательности чисел

Существует алгоритм про обезьяну, которая решила принести домой самый большой банан. Первый найденный банан она положила в карман. Далее обезьяна срывала бананы, сравнивала их с бананом, лежащим в кармане. Если сорванный банан оказывался больше лежащего в кармане, то она съедала банан из кармана, а сорванный клала в карман, так как он больше. Таким образом, в конце прогулки у обезьяны в кармане лежал самый большой найденный банан.

Согласно этой истории существует алгоритм нахождения максимального элемента из последовательности чисел:

PRINT ”Нахождение максимального элемента из последовательности чисел”

INPUT” Сколько чисел в последовательности?”,n

INPUT” Введите первое число последовательности”, a

max = a

FOR i=2 TO n

INPUT” Введите следующее число”, a

IF a > max THEN max = a

NEXT i

PRINT ”Максимальный элемент =”, mах

Цикл «пока» (WHILE)

Если необходимо, чтобы некоторый блок команд был выполнен несколько раз, где число повторений заранее неизвестно, используется команда WHILE.

Общий вид:

WHILE <условие> < тело цикла > Wend

При выполнении данной команды, будут выполняться команды тела цикла, пока условие будет соблюдаться.

Пример2:

Составить программу, вычисляющую сумму 1+2+3+…+n, где n – задано.

INPUT “Введите число n”, n q=1 S=0 WHILE q<=n S=S+q q=q+1 WEND PRINT “сумма=”; S

Цикл «повторять» (REPEAT)

Цикл «повторять» используется в том случае, если число повторений заранее не известно.

Общий вид:

REPEAT < тело цикла > UNTIL <условие>;

При выполнении данной команды, будут повторяться команды тела цикла, пока не выполнится условие.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях используется цикл «со счетчиком»?

2. В каких случаях используется цикл «пока»?

3. В каких случаях используется цикл «повторять»?

4. Как работает команда сумматора?

5. Как работает команда счетчика?

Упражнения

Задание 1

Составить программу, которая печатает 7 раз фразу «Скоро лето!!!»

Блок-схема Программа на QBASIC
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2

Составить программу, которая напечатает числа кратные 5 на интервале от 25 до 75 включительно.

Блок-схема Программа на QBASIC
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3

Составить программу, которая просуммирует числа кратные 9 на интервале от 100до 200 включительно.

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 

Задание 4

Составить программу, которая напечатает числа кратные k на интервале от a до b включительно.

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 5

Составить программу, которая при помощи оператора DRAW нарисует

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 6

Составить программу, печатающую таблицу перевода температуры из градусов по шкале Цельсия в градусы по шкале Фаренгейта, учитывая что, 1 градус по шкале Фаренгейта равен сумме 1,8градусов по шкале Цельсия и 32;

 

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 

Задание 7

Напечатать таблицу значений функции 2х+4 при х , изменяющемся на интервале от –5 до 5 с шагом 0,5;

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 

Задание 8

Напечатать таблицу значений функции при у, изменяющемся на интервале от –3 до 4 с шагом 1

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 9

Вычислите сумму Z=1+2+3+… Вычисление прекратите, когда значение Z превысит заданное значение А.

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 10

Составьте программу для вычисления произведения Р=2*4*6*8*…*n, где n – заданное число.

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 

Задание 11

Составьте программу для вычисления количества цифр в данном натуральном числе N.

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 12

Составить программу, оценивающую ответ на вопрос с четырёх попыток. Если не сделано ошибок, то оценка «5». Если одна ошибка, то оценка «4» и так далее.

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 13

Компьютер загадывает число на интервале, который указывает пользователь. Затем пользователь отгадывает это число, получая подсказки от компьютера: больше оно или меньше. В случае, если компьютер угадал, то восклицает «УРА!», иначе, перебрав все числа, выводит фразу: «ТЫ МЕНЯ ОБМАНУЛ».

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 14

Составить программу движения объекта (колобка, машины, ракеты и т.д.).

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Тема 28    
Повторение изученного материала

Упражнения

Задание 1

Используя таблицу кодов, закодировать следующую информацию:

Держи ноги в тепле, живот в голоде, голову в холоде. (Суворов А.В.)

 
 

Задание 2

Используя таблицу кодов, декодировать следующую информацию:

84 A5 AB E3 20 A2 E0 A5 AC EF 20 C4 20 AF AE E2 A5 E5 A8 20 E7 A0 E1

 
 

Задание 3

Вычислить количество байт в файле следующего объёма: 3 Мегабайта 4 Килобайта 56 байт.

 
 

Задание 4

Вычислить количество байт в файле следующего объёма: 4 Гигабайта 17 Килобайта 112 байт.

 
 

Задание 5

Определить количество Гигабайт Мегабайт Килобайтв

a) 7562449705745233 байтах,

 
 

b) 3758635242557 байтах.

 
 

Задание 6

Дан фрагмент таблицы истинности, состоящей из трех аргументов: X, Y, Z.

X Y Z

Вычислить значение выражения F.

F = X /\ Y \/ Z=
 

Задание 7

Разгадать числовой кроссворд.

                 
                   
                     
               
             
                     
               
                   
                     
                   
                     

По горизонтали:

3. 110002 + 1112= 5. 112 + 102= 7. 1000002 - 12= 9. 101012 + 10102=  
11. 1001002 - 1012=   13. 1000102 - 112=   14. 1102 - 12=   15. 100012 + 11102=  

По вертикали:

1. 110002 + 112   2. 110012 + 102   4. 111002 - 12   6. 111012 - 102  
8. 11002 - 1012   10. 1012 + 102   12. 101112 - 1002   13. 101002 + 1112  

Задание 8

Определите основные элементы окна приложения

 
 

Задание 9

Составить алгоритм оформления гербария с учётом того, что если лист хороший, то засушить его, иначе выбросить. Алгоритм записать построчно.

Решение:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 10

Составить алгоритм сбора яблок в саду до последнего дерева, до последнего яблока. Алгоритм записать блок – схемой.

Решение:

Задание 11

Составьте программу для вычисления суммы S=1/2+1/3+1/4+… Вычисление прекратить, когда значение очередного слагаемого станет меньше заданного.

Программа на QBASIC
 
 
 
 
 
 
 

Задание 12

Используя нижеуказанную схему, определить какую роль в обществе играет информация.

 
 
 
 
 
 

Языки информатики
Примеры: - русский - английский - китайский и др.
Языки двоичных кодов Языки программирования Командные языки ОС Языки представления знаний и др.
Другие языки: яз. математики; яз. музыки; яз. химии; яз. дорожных знаков и пр.
Язык – система символьного представления информации
Естественные языки
Формальные языки
Обработка
Без применения технических средств («в уме»)
С применением технических средств (в т.ч. на компьютере)
Виды обработки: - математические вычисления - логические рассуждения - поиск - структурирование - кодирование Правила обработки: - алгоритмы
Органы чувств – биологические каналы человека
Технические каналы связи: телефон, радио и д.р.
Характеристики: скорость передачи, пропускная способность, защита от шума
Передача
Источник
Канал
Приемник
Хранение
Носители информации (память)
Внутренняя память
Внешняя память
Хранилище информации
Характеристики: объем информации, надежность хранения, время доступа
Кибернетический подход
Информация – содержание символьной последовательности
Количество информации – объемная мера текста (символьной последовательности)
Декларативные знания
l=ik l-кол-во информации в символьном сообщении; i-информационный вес символа k-число символов в сообщении N-мощность алфавита i=1 бит если N=2
Процедурные знания
Количество информации – мера увеличения знаний
i-кол-во информации в сообщении о событии; p-вероятность события i=1 бит если p=1/2
Единицы информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, . . .
Содержательный подход(с т.з. человека)
Информация – знания
ИНФОРМАЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ(ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ


Задание 13







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.041 с.)