Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Понятие личности, характеристика ее структурных компонентовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», их соотношение. Личность как человек в системе социально обусловленных психологических характеристик; как совокупность общественных отношений; как способ существования в системе социальных взаимоотношений. Структура личности по К.К. Платонову: подструктура биологических свойств, подструктура форм отражения, подструктура опыта, подструктура направленности (психологические мотивы личности: потребности, их виды: естественные, материальные, социальные, духовные, их роль и соотношение), характера, способностей. Самосознание личности: когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты. Тема 4. Понятие деятельности, ее структура и виды Понятие о деятельности. Структура деятельности: цель, мотивы, планирование, осуществление (действия: умственные, практические; умения, навыки, перенос навыка, интерференция навыка). Основные виды деятельности (общение, игра, учение, труд), их значение. Спорт как особый вид деятельности. Тема 5. Характеристика познавательных психических процессов Внимание, физиологические механизмы внимания: ориентировочный рефлекс, очаг оптимального возбуждения, доминанта. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Ощущения как отражение отдельных свойств и признаков объектов. Анализатор как физиологическая основа ощущения, его строение и механизм действия. Виды, общие закономерности и свойства ощущений. Восприятие как процесс целостного отражения объектов. Физиологические основы восприятия: межанализаторная и внутрианализаторная связи. Классификация восприятия. Свойства восприятия: апперцепция, избирательность, целостность, константность, контрастность, осмысленность, обобщенность. Флуктуации и иллюзии. Память как психический процесс отражения прошлого опыта человека, ее значение и физиологические основы. Основные процессы памяти. Запоминание, его основные виды: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Осмысленное и механическое запоминание. Условия успешного запоминания. Сохранение и забывание. Узнавание и воспроизведение. Классификация видов памяти: образная: зрительная, слуховая, двигательная; произвольная и непроизвольная; мгновенная, оперативная, кратковременная, долговременная. Закономерности памяти. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности и отражение закономерных связей и отношений между предметами и явлениями. Взаимосвязь мышления и речи. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключение. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстракция, классификация, систематизация. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (теоретическое). Индивидуальные качества ума. Воображение как процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: агглютинация, типизация, аналогия, комбинирование. Виды воображения: 1. пассивное: произвольное и непроизвольное; 2. активное: воссоздающее и творческое. Фантазия, агглютинация, аналогия, гиперболизация, типизация. Тема 6. Характеристика эмоционально – волевой сферы личности Общее понятие об эмоциях и чувствах как отражении переживаний человеком своего отношения к окружающей объективной действительности. Функции эмоций. Взаимосвязь и своеобразие эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств: полярность - положительные и отрицательные эмоции и чувства; энергетическая насыщенность - стенические и астенические эмоции. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, аффект, стресс. Высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические. Воля как психический процесс сознательной регуляции поведения, направленного на достижение цели, преодоление внешних и внутренних препятствий. Функции воли: торможения, контроля и регуляции. Структура волевого действия: возникновение побуждения, постановка цели, борьба мотивов, принятие решения, исполнение принятого решения, контроль и оценка результатов. Волевые качества личности. Тема 7. Характеристика индивидуально-типологических свойств личности Темперамент как совокупность типологических особенностей, проявляющихся в динамике его психических процессов. Типы и свойства нервной системы как физиологические основы темперамента. Характеристика основных типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Психологические свойства темперамента: сензитивность, активность, реактивность (подвижность – инертность), пластичность – ригидность, эмоциональная возбудимость (чувствительность), эмоциональная лабильность, темп реакций, экстравертированность - интравертированность Характер как социально обусловленные способы взаимодействия с окружающей действительностью. Физиологические основы характера. Типическое и индивидуальное в характере. Черты характера: волевые, эмоциональные, интеллектуальные. Способности как совокупность врожденных и приобретенных свойств, определяющих возможности человека в конкретном виде деятельности. Задатки как природные предпосылки способностей. Уровни способностей: одаренность, талант, гениальность. Виды способностей, их развитие у детей. Тема 8. Понятие психического развития личности Психологическое понятие развития как закономерные количественные и качественные изменения в формирующейся личности. Факторы развития: наследственность, социальная среда, природно-климатические условия. Движущие силы развития. Закономерности развития личности: поэтапное формирование высших психических функций, активность личности, неравномерность и сензитивность детского развития. Возрастные кризисы. Тема 9. Характеристика подходов к возрастной периодизации Понятие и история периодизации психического развития. Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, центральные новообразования возраста как основания возрастной периодизации. Тема 10. Психологическая характеристика развития детей от рождения до 3 лет Кризис новорожденности. Врожденные безусловные рефлексы. Комплекс оживления. Социальная ситуация развития в младенческом и раннем возрасте. Характеристика ведущего типа деятельности: непосредственного эмоционального общения, предметно-манипулятивной деятельности. Особенности социального, когнитивного и физического развития. Центральные новообразования в младенческом и раннем возрасте. Тема 11. Психологическая характеристика развития детей дошкольного, младшего школьного возраста Социальная ситуация развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Характеристика ведущего типа деятельности: сюжетно-ролевой игры и учения. Особенности социального, когнитивного и физического развития. Центральные новообразования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проблема готовности к обучению в школе. Вопросы по психологии 1. Психология как наука о психике, ее отрасли и методы исследования. Сущность психики 2. Понятие деятельности, ее структура и виды. 3. Понятие личности, характеристика ее структурных компонентов. 4. Психология познавательных психических процессов. 5. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности. 6. Характеристика индивидуально-типологических свойств личности. 7. Понятие психического развития личности. 8. Психологическая характеристика развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. 9. Психологическая характеристика развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Практические задания по общей психологии 1. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях: а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует. б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору. в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу. г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа. Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента? 2. Предложите пакет психодиагностических методик (не менее пяти), позволяющих определить уровень готовности ребенка к школе. Обоснуйте Ваш выбор. 3. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы. а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время. в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе. г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос. д) Мальчик записался в шахматный клуб. е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой. 4. Разработайте 10 - 15 психологических рекомендаций в помощь учителю, перед которым стоит задача адаптировать нового ученика к классному коллективу. Рекомендации в данном случае следует составлять, придерживаясь следующей схемы: «Если новый ученик такой-то (обладает определенной чертой характера, способностью), то учитель должен (может) сделать то-то».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.009 с.) |