Тема 3. Понятие личности, характеристика ее структурных компонентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Понятие личности, характеристика ее структурных компонентов



Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», их соотношение. Личность как человек в системе социально обусловленных психологических характеристик; как совокупность общественных отношений; как способ существования в системе социальных взаимоотношений. Структура личности по К.К. Платонову: подструктура биологических свойств, подструктура форм отражения, подструктура опыта, подструктура направленности (психологические мотивы личности: потребности, их виды: естественные, материальные, социальные, духовные, их роль и соотношение), характера, способностей. Самосознание личности: когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты.

Тема 4. Понятие деятельности, ее структура и виды

Понятие о деятельности. Структура деятельности: цель, мотивы, планирование, осуществление (действия: умственные, практические; умения, навыки, перенос навыка, интерференция навыка). Основные виды деятельности (общение, игра, учение, труд), их значение. Спорт как особый вид деятельности.

Тема 5. Характеристика познавательных психических процессов

Внимание, физиологические механизмы внимания: ориентировочный рефлекс, очаг оптимального возбуждения, доминанта. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Ощущения как отражение отдельных свойств и признаков объектов. Анализатор как физиологическая основа ощущения, его строение и механизм действия. Виды, общие закономерности и свойства ощущений.

Восприятие как процесс целостного отражения объектов. Физиологические основы восприятия: межанализаторная и внутрианализаторная связи. Классификация восприятия. Свойства восприятия: апперцепция, избирательность, целостность, константность, контрастность, осмысленность, обобщенность. Флуктуации и иллюзии.

Память как психический процесс отражения прошлого опыта человека, ее значение и физиологические основы. Основные процессы памяти. Запоминание, его основные виды: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Осмысленное и механическое запоминание. Условия успешного запоминания. Сохранение и забывание. Узнавание и воспроизведение. Классификация видов памяти: образная: зрительная, слуховая, двигательная; произвольная и непроизвольная; мгновенная, оперативная, кратковременная, долговременная. Закономерности памяти.

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности и отражение закономерных связей и отношений между предметами и явлениями. Взаимосвязь мышления и речи. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключение. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстракция, классификация, систематизация. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (теоретическое). Индивидуальные качества ума.

Воображение как процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: агглютинация, типизация, аналогия, комбинирование. Виды воображения: 1. пассивное: произвольное и непроизвольное; 2. активное: воссоздающее и творческое. Фантазия, агглютинация, аналогия, гиперболизация, типизация.

Тема 6. Характеристика эмоционально – волевой сферы личности

Общее понятие об эмоциях и чувствах как отражении переживаний человеком своего отношения к окружающей объективной действительности. Функции эмоций. Взаимосвязь и своеобразие эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств: полярность - положительные и отрицательные эмоции и чувства; энергетическая насыщенность - стенические и астенические эмоции. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, аффект, стресс. Высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические.

Воля как психический процесс сознательной регуляции поведения, направленного на достижение цели, преодоление внешних и внутренних препятствий. Функции воли: торможения, контроля и регуляции. Структура волевого действия: возникновение побуждения, постановка цели, борьба мотивов, принятие решения, исполнение принятого решения, контроль и оценка результатов. Волевые качества личности.

Тема 7. Характеристика индивидуально-типологических свойств личности

Темперамент как совокупность типологических особенностей, проявляющихся в динамике его психических процессов. Типы и свойства нервной системы как физиологические основы темперамента. Характеристика основных типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Психологические свойства темперамента: сензитивность, активность, реактивность (подвижность – инертность), пластичность – ригидность, эмоциональная возбудимость (чувствительность), эмоциональная лабильность, темп реакций, экстравертированность - интравертированность

Характер как социально обусловленные способы взаимодействия с окружающей действительностью. Физиологические основы характера. Типическое и индивидуальное в характере. Черты характера: волевые, эмоциональные, интеллектуальные.

Способности как совокупность врожденных и приобретенных свойств, определяющих возможности человека в конкретном виде деятельности. Задатки как природные предпосылки способностей. Уровни способностей: одаренность, талант, гениальность. Виды способностей, их развитие у детей.

Тема 8. Понятие психического развития личности

Психологическое понятие развития как закономерные количественные и качественные изменения в формирующейся личности. Факторы развития: наследственность, социальная среда, природно-климатические условия. Движущие силы развития. Закономерности развития личности: поэтапное формирование высших психических функций, активность личности, неравномерность и сензитивность детского развития. Возрастные кризисы.

Тема 9. Характеристика подходов к возрастной периодизации

Понятие и история периодизации психического развития. Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, центральные новообразования возраста как основания возрастной периодизации.

Тема 10. Психологическая характеристика развития детей от рождения до 3 лет

Кризис новорожденности. Врожденные безусловные рефлексы. Комплекс оживления. Социальная ситуация развития в младенческом и раннем возрасте. Характеристика ведущего типа деятельности: непосредственного эмоционального общения, предметно-манипулятивной деятельности. Особенности социального, когнитивного и физического развития. Центральные новообразования в младенческом и раннем возрасте.

Тема 11. Психологическая характеристика развития детей дошкольного, младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Характеристика ведущего типа деятельности: сюжетно-ролевой игры и учения. Особенности социального, когнитивного и физического развития. Центральные новообразования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проблема готовности к обучению в школе.

Вопросы по психологии

1. Психология как наука о психике, ее отрасли и методы исследования. Сущность психики

2. Понятие деятельности, ее структура и виды.

3. Понятие личности, характеристика ее структурных компонентов.

4. Психология познавательных психических процессов.

5. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности.

6. Характеристика индивидуально-типологических свойств личности.

7. Понятие психического развития личности.

8. Психологическая характеристика развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

9. Психологическая характеристика развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

Практические задания по общей психологии

1. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:

а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.

б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.

в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.

г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.

Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?

2. Предложите пакет психодиагностических методик (не менее пяти), позволяющих определить уровень готовности ребенка к школе. Обоснуйте Ваш выбор.

3. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.

а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

д) Мальчик записался в шахматный клуб.

е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

4. Разработайте 10 - 15 психологических рекомендаций в помощь учителю, перед которым стоит задача адаптировать нового ученика к классному коллективу. Рекомендации в данном случае следует составлять, придерживаясь следующей схемы: «Если новый ученик такой-то (обладает определенной чертой характера, способностью), то учитель должен (может) сделать то-то».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.34.207 (0.01 с.)