Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Общие основы педагогики

Поиск

Педагогика как наука о воспитании человека. Объект и предмет педагогики. Идеи гуманизма как основа современной педагогики. Фундаментальные связи педагогики и психологии. Связь педагогики с другими науками. Дифференциация педагогики. Система педагогических наук. Задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс, педагогическая технология. Образование как социокультурный феномен. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.

Понятие и структура образовательной системы РФ: образовательные программы, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные учреждения, органы управления образованием. Принципы государственной образовательной политики. Типы и виды образовательных учреждений. Общие тенденции в развитии системы образования в РФ: непрерывность, преемственность, государственно-общественное управление, организация предшкольного и малокомплектного образования, социализация лиц с ограниченными возможностями и др. Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Тема 3. Теория обучения и образования

Сущность процесса обучения. Противоречия объективного и субъективного образовательного процесса. Понятия и категории дидактики: образование, учение, преподавание, обучение, принципы, формы, методы, средства обучения, знания, умения, навыки. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание, осмысление, закрепление и применение на практике. Учение и общение. Потребности и интересы как основа мотивации учения. Эмоциональный фактор учения. Мотивы учения школьников, их формирование и развитие. Роль познавательного интереса в обучении. Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников в обучении. Приемы стимулирования учения школьников. Индивидуально-личностный подход и особенности обучения детей шестилетнего возраста и в малокомплектной школе.

Современные подходы к определению содержания образования: традиционный и компетентностный. Зависимость содержания образования от социально-экономического развития общества, научно-технического прогресса, культурно-исторических потребностей. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт как общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства. Инновационность структуры ФГОС. Требования стандарта (к условиям реализации, к структуре ООП, к результатам освоения) и обеспечение образовательного процесса (фундаментальное ядро содержания образования, базисный учебный план, программа универсальных учебных действий, программа духовно-нравственного воспитания). Правовое поле ФГОС.

Концепция духовно-нравственного развития – ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Нормативные документы, регламентирующие содержание образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического комплекта в современных условиях.

Закономерности и принципы обучения. Принципы наглядности, доступности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи теории и практики, научности, осознанности и активности ребенка. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова.

Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Назначение и функции методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения. Различные подходы к классификации методов обучения:1) по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические; 2) по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые исследовательские и др.

Средства обучения: наглядные, технические и средства, автоматизирующие процесс обучения.

Выбор методов, приемов и средств в зависимости от поставленных задач, содержания учебного материала, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства учителя.

Понятие о формах обучения. Характеристика классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. Урок, его типология и структура в различных видах обучения. Единство процессов обучения, воспитания и развития на уроке. Современные требования к уроку: дидактические, развивающие, воспитательные, гигиенические и др. Подготовка учителя к уроку. Структура деятельности учителя в учебном процессе. Психолого-педагогический анализ урока. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе (экскурсия, консультация, домашняя самостоятельная работа).

Сущность педагогической технологии. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные педагогические технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения. Личность учителя в условиях высокотехнологического общества

Педагогическое и психологическое значение контроля в процессе обучения. Функции контроля. Принципы контроля: объективности, индивидуального подхода, гласности, всеохватности. Виды контроля: предварительный, текущий, тематической, итоговый. Организация и формы контроля. ЕГЭ как итоговая аттестация выпускника школы. Взаимоконтроль и самоконтроль. Педагогическое и психологическое значение оценки и отметки. Проблема обучения без отметок.

Тема 4. Основы теории воспитания

Воспитание как система социализации подрастающего поколения. Сущность и особенности процесса воспитания.

Личность как высшая ценность гуманистического воспитания. Потребности и мотивы личности в процессе воспитания. Культура жизненного самоопределения личности. Ценностные ориентации личности. Проблемы формирования и развития ценностных ориентаций в процессе воспитания. Нравственные идеалы личности.

Характеристика собственно педагогических принципов воспитания: общественной направленности воспитания, опоры на положительное, связь воспитания с жизнью и трудом, единства требований семьи, школы и общественности, воспитание в коллективе и через коллектив.

Понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания». Классификация и характеристика методов воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования положительного поведения, методы стимулирования и методы самовоспитания. Комплексное использование методов воспитания. Выбор методов воспитания. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания.

Сущность понятия коллектив, его признаки и структура. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Закономерности развития детского коллектива. Этапы развития детского коллектива. Первый этап – адаптации и первоначального сплочения. Организация деятельности на основе ближней перспективы. Открытая педагогическая позиция учителя. Появление лидеров. Появление межличностных групп. Второй этап развития детского коллектива. Возможность конфликтов между отдельными группами. Характеристика типичных групп в подростковых классах. Формирование актива. Углубление и развитие содержания воспитательной деятельности и ее организация на основе средних перспектив. Постепенный уход учителя в скрытую педагогическую позицию. Руководство детским коллективом через актив. Работа с аутсайдерами, организация ситуаций успеха. Третий этап развития коллектива. Эмоциональное и психологическое единство, референтность группы для всех ее членов – характерные черты коллектива. Отсутствие аутсайдеров. Система самоуправления. Организация деятельности на основе дальних перспектив. Позиция учителя – помощник, консультант, старший товарищ. Индивидуальная работа с воспитанниками. Создание условий для развития творческого потенциала и способностей каждого ребенка. Методика коллективного творческого воспитания И.П. Иванова и возможности ее использования в современных условиях. Технология организации коллективных творческих дел.

Вариативность классного руководства. Задачи и функции классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с ученическим коллективом, педагогическим коллективом и родителями школьников. Документация классного руководителя. Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя: перспективное, текущее и оперативное. Требования к плану, структура плана воспитательной работы. Примерные формы воспитательной работы классного руководителя. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Изучение и оценка уровня воспитанности школьников. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, учителями — предметниками.

Семья как субъект социализации и воспитания. Понятия «семья», «родители», «семейное воспитание». Типы семей. Структура семьи. Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, социализации, фелицитологическая и др. Условия эффективности семейного воспитания. Типичные ошибки и противоречия семейного воспитания. Принципы и условия положительного семейного воспитания.

Формы взаимодействия школы и семьи: индивидуальные и коллективные. Методические правила взаимодействия семьи и школы. Психолого-педагогическая помощь учителя по созданию наиболее благоприятного для ребенка психологического климата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.89 (0.011 с.)