Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Общие основы педагогики↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика как наука о воспитании человека. Объект и предмет педагогики. Идеи гуманизма как основа современной педагогики. Фундаментальные связи педагогики и психологии. Связь педагогики с другими науками. Дифференциация педагогики. Система педагогических наук. Задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс, педагогическая технология. Образование как социокультурный феномен. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Понятие и структура образовательной системы РФ: образовательные программы, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные учреждения, органы управления образованием. Принципы государственной образовательной политики. Типы и виды образовательных учреждений. Общие тенденции в развитии системы образования в РФ: непрерывность, преемственность, государственно-общественное управление, организация предшкольного и малокомплектного образования, социализация лиц с ограниченными возможностями и др. Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Тема 3. Теория обучения и образования Сущность процесса обучения. Противоречия объективного и субъективного образовательного процесса. Понятия и категории дидактики: образование, учение, преподавание, обучение, принципы, формы, методы, средства обучения, знания, умения, навыки. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание, осмысление, закрепление и применение на практике. Учение и общение. Потребности и интересы как основа мотивации учения. Эмоциональный фактор учения. Мотивы учения школьников, их формирование и развитие. Роль познавательного интереса в обучении. Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников в обучении. Приемы стимулирования учения школьников. Индивидуально-личностный подход и особенности обучения детей шестилетнего возраста и в малокомплектной школе. Современные подходы к определению содержания образования: традиционный и компетентностный. Зависимость содержания образования от социально-экономического развития общества, научно-технического прогресса, культурно-исторических потребностей. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Федеральный государственный образовательный стандарт как общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства. Инновационность структуры ФГОС. Требования стандарта (к условиям реализации, к структуре ООП, к результатам освоения) и обеспечение образовательного процесса (фундаментальное ядро содержания образования, базисный учебный план, программа универсальных учебных действий, программа духовно-нравственного воспитания). Правовое поле ФГОС. Концепция духовно-нравственного развития – ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Нормативные документы, регламентирующие содержание образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического комплекта в современных условиях. Закономерности и принципы обучения. Принципы наглядности, доступности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, связи теории и практики, научности, осознанности и активности ребенка. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова. Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Назначение и функции методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения. Различные подходы к классификации методов обучения:1) по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические; 2) по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые исследовательские и др. Средства обучения: наглядные, технические и средства, автоматизирующие процесс обучения. Выбор методов, приемов и средств в зависимости от поставленных задач, содержания учебного материала, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства учителя. Понятие о формах обучения. Характеристика классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. Урок, его типология и структура в различных видах обучения. Единство процессов обучения, воспитания и развития на уроке. Современные требования к уроку: дидактические, развивающие, воспитательные, гигиенические и др. Подготовка учителя к уроку. Структура деятельности учителя в учебном процессе. Психолого-педагогический анализ урока. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе (экскурсия, консультация, домашняя самостоятельная работа). Сущность педагогической технологии. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные педагогические технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения. Личность учителя в условиях высокотехнологического общества Педагогическое и психологическое значение контроля в процессе обучения. Функции контроля. Принципы контроля: объективности, индивидуального подхода, гласности, всеохватности. Виды контроля: предварительный, текущий, тематической, итоговый. Организация и формы контроля. ЕГЭ как итоговая аттестация выпускника школы. Взаимоконтроль и самоконтроль. Педагогическое и психологическое значение оценки и отметки. Проблема обучения без отметок. Тема 4. Основы теории воспитания Воспитание как система социализации подрастающего поколения. Сущность и особенности процесса воспитания. Личность как высшая ценность гуманистического воспитания. Потребности и мотивы личности в процессе воспитания. Культура жизненного самоопределения личности. Ценностные ориентации личности. Проблемы формирования и развития ценностных ориентаций в процессе воспитания. Нравственные идеалы личности. Характеристика собственно педагогических принципов воспитания: общественной направленности воспитания, опоры на положительное, связь воспитания с жизнью и трудом, единства требований семьи, школы и общественности, воспитание в коллективе и через коллектив. Понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания». Классификация и характеристика методов воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования положительного поведения, методы стимулирования и методы самовоспитания. Комплексное использование методов воспитания. Выбор методов воспитания. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания. Сущность понятия коллектив, его признаки и структура. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Закономерности развития детского коллектива. Этапы развития детского коллектива. Первый этап – адаптации и первоначального сплочения. Организация деятельности на основе ближней перспективы. Открытая педагогическая позиция учителя. Появление лидеров. Появление межличностных групп. Второй этап развития детского коллектива. Возможность конфликтов между отдельными группами. Характеристика типичных групп в подростковых классах. Формирование актива. Углубление и развитие содержания воспитательной деятельности и ее организация на основе средних перспектив. Постепенный уход учителя в скрытую педагогическую позицию. Руководство детским коллективом через актив. Работа с аутсайдерами, организация ситуаций успеха. Третий этап развития коллектива. Эмоциональное и психологическое единство, референтность группы для всех ее членов – характерные черты коллектива. Отсутствие аутсайдеров. Система самоуправления. Организация деятельности на основе дальних перспектив. Позиция учителя – помощник, консультант, старший товарищ. Индивидуальная работа с воспитанниками. Создание условий для развития творческого потенциала и способностей каждого ребенка. Методика коллективного творческого воспитания И.П. Иванова и возможности ее использования в современных условиях. Технология организации коллективных творческих дел. Вариативность классного руководства. Задачи и функции классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с ученическим коллективом, педагогическим коллективом и родителями школьников. Документация классного руководителя. Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя: перспективное, текущее и оперативное. Требования к плану, структура плана воспитательной работы. Примерные формы воспитательной работы классного руководителя. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Изучение и оценка уровня воспитанности школьников. Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, учителями — предметниками. Семья как субъект социализации и воспитания. Понятия «семья», «родители», «семейное воспитание». Типы семей. Структура семьи. Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, социализации, фелицитологическая и др. Условия эффективности семейного воспитания. Типичные ошибки и противоречия семейного воспитания. Принципы и условия положительного семейного воспитания. Формы взаимодействия школы и семьи: индивидуальные и коллективные. Методические правила взаимодействия семьи и школы. Психолого-педагогическая помощь учителя по созданию наиболее благоприятного для ребенка психологического климата.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.89 (0.011 с.) |