О повинности церквей возить казенные вещи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О повинности церквей возить казенные вещи.



О христианстве.

Прежде всего о христианстве. Сим образом да очистится христианство.

О женитьбе.

Властели и прочие люди да не женятся, не получив благословения у своего apxирея, или у тех да благословятся, которых избрали в священнослужители apxиреи.

О браке.

И ни один брак да не совершится без венчания, если же совершится без благословения и церковного спроса, таковый да расторгнется.

О духовном законе.

И в духовном деле каждый человек да имеет повиновение и послушание к своему apxирею; если же кто окажется согрешившим против церкви или преступившим что-либо от сего Законника волею или нехотением, пусть повинится и удовлетворит церкви, если же ослушается и отстранится от церкви, не захочет исполнить повеления церкви, тогда да отлучится от церкви.

О христианском проклятии.

И святители да не проклинают христиан за духовное согрешение, да пошлет дважды и трижды к таковому, чтобы обличить его, если не слушает, не захочет исполнить по духовному повелению, тогда да отлучится.

О латинской ереси.

И о латинской ереси, что обратились христиане в латинство, да возвратятся опять в христианство; если же кто окажется непослушным и не возвратившимся в христианство, да накажется. как написано в Законнике св. отцев.

О латинской ереси.

И да поставит великая церковь (т. е. патриархи) протопопов по всем торгам, да обратят христиан из ереси латинской, которые обратились в латинскую веру, и пусть дадут им духовное наставление[1], и да возвратится всякий в христианство.

О латинском попе.

И латинский священник, если окажется обратившим христианина в латинскую веру, да накажется по закону св. отцев.

О полуверце.

И если окажется полуверец, взявший христианку; если захочет пусть крестится в христианство; если же не крестится, да возьмутся у него жена и дети, и да дает он им часть от дома, а он да изгонится.

О Еретике.

И кто окажется еретиком, живя между христианами, да заклеймится (собственно пожжется по лицу) и да изгонится; кто же его будет таить, и тот да заклеймится.

О духовенстве.

И святители да поставят духовников по всем приходам, по городам и по селам, и те только да будут духовниками[2], и да их слушает всякий по церковному закону, и те духовники, которых не поставила духовная власть, пусть изгонятся, да накажет их церковь по закону.

О духовном деле.

И духовное дело миряне да не судят; кто-же из мирян окажется судившим церковное дело, да платят 300 перперов; только церковь да судит.

О митрополичьем суде.

И митрополиты и епископы, игумены, да не поставляются по подкупу, и отныне кто окажется поставившим митрополита или епископа или игумена по подкупу, да будет проклят, и тот, кто его поставил. [17]

О поставлении игумна.

Игумны да не отставляются без причины от церкви; игумны по монастырям да поставляются добрые люди, которые будут радеть о доме Божием.

15. О общежительстве.

Игумны да живут в общежительстве[3] по закону, совещаясь со старцами.

О монашеском житии.

И на тысячу домов да питается в монастырях 50 монахов.

О монашеском пострижении.

И монахи, и монахини, которые постригаются и живут в своих домах, да изгоняются и да живут в монастырях.

О монашеском пострижении.

И монахи, которые постриглись из местных жителей из метохий [4] какой-либо церкви (монастыря)[5], да не живут в этой церкви, но да идут в другие монастыри, и пусть дается им пропитание [6]

О снятии рясы.

И монах который снимет с себя рясу, пусть содержится в темнице, доколи опять не обратится к послушанию, и да накажется.

О могилах.

И люди, которые с волхвованием достают (покойников) из могил и их сжигают; село, которое это сделаетъ, пусть платит “вражду”[7]; если же поп на это пришел, то да извергнется из священства.

О продаже христианина.

И кто продаст христианина в иноверную веру, да усечется[8] и отрежется язык.

И из властельских людей, которые сидят по церковным селам и по катунам[9], пусть всякий возвратится к своему господину.

О повинности церквей возить казенные вещи.

Церквам да нет повинности возить казенные вещи, разве когда идет куда царь, тогда пусть везут его.

23. И если церковный управитель окажется взявшим мзду, пусть лишится всего своего имущества.

О власти над церквами.

Над церквами пусть имеет власть господин царь и патриарх и логофет и никто другой.

Об освобождении церквей.

Bсе церкви, которые находятся в земле моего царства, освободило мое царское величество от всех тягостей (т. е. оброков и повинностей) малых и великих.

И царские церкви да не подчиняются великим церквам.

О пище убогим.

И по всем церквам да выдается пища убогим, как записано ктиторами; кто же из митрополитов и епископов и игумнов не будет кормить, да лишится сана.

О монашеской жизни.

И монахи да не живут вне монастыря.

О неприкосновенности церковного человека.

Отныне да не тронет ни одна власть монаха или церковного человека, и кто нарушит cие при жизни или по смерти моего царского величества, да не будет благословен. Если же кто перед кем виноват, пусть ищет судом и правдою по закону; если же затронет без суда или кому повредит, да платит в семеро.

О поповской бащине (вотчине).

И попы бащинники да имеют свою бащинную землю и да суть свободны, а иные попы, которые не имеют бащины, да дается им три законных нивы, и да будет поп свободен. Если же он возьмет более от той земли, да работает церквам по закону.

О церковных людях.

Люди церковные, которые держать церковные села и церковные земли и прогнали церковных меропхов[10] или влахов; те которые разогнали людей, да будут связаны, и да отнимутся у них земля и люди, и да держит их церковь, пока они не соберут людей, которых разогнали.

О суде церковных людей.

Церковные люди во всякой тяжбе да судятся перед своими митрополитами и перед епископами и игумнами; если будут оба человека одной церкви, да судятся перед своею церковью. Или от двух церквей будут два тяжущихся человека, да судят их обе церкви.

О селе меропхов.

И какие суть меропские села моего царства в Загорье, и в других местах, церковные люди да не ходят на меропщины (барщину)[11], ни на сенокос[12], ни на пашню, ни на виноградники, ни на какую работу, ни на малую, ни на великую. Ото всех работ освободило их мое царское величество, только да работают церкви. Кто окажется выгнавшим метохию на меропшину и ослушают закон моего царского величества, тот начальник да утратит все свое имущество конфискацией и накажется.

О власти над церквами.

И передало мое царское величество игумнам церкви, да владеют всем домом, кобылами и конями и овцами и всем прочим, и во всем да будут они вольны, как прилично по закону и по правде.

О церковном законе.

И да установят по церквам общежительный закон монахам в монастырях, смотря потому, какой монастырь.

О митрополичем управлении.

И экзархами миряне да не будут, да не посылают их митрополиты к попам, пусть также не рассылают митрополичьих коней к попам, разве да посылает митрополит монаха сам друга к попам, дабы исправляли духовные дела и собирали с попов церковный доход, который следует с бащины.

О корме коней.

Отныне и в будущем жеребята и кони моего царского величества да не посылаются церквам, ни церковным селам на прокорм.

О властелях и властеличичах.

Властели и властеличичи, которые находятся в державе моего царского величества, Сербы и Греки, что кому пожаловало мое царское величество в бащину хрисовулом и чем они владеют до сего собора, те бащины да будут тверды.

О хрисовулах.

И все хрисовулы и указы, что кому выдало мое царское величество и что кому выдаете, и те бащины да будут тверды, как и первых правоверных царей. Да вольны ими (располагать) и даровать церкви или отдать на помин души или продать иному кому-либо.

О властельской бащине.

Который властелин не имеет детей или имеет детей, и они умрут[13], после его смерти бащина пуста, пока не найдется от его рода до третьего племянника, такой да получит его бащину.

О свободной бащине.

И все бащины да будут свободны от всех тягостей и податей моего царства, разве да дают сок [14] и да ходят на войну по закону.

О вольной бащине.

Если властели и другие люди имеют в своих бащинах бащинные церкви, то ни господин царь, ни патриарх, ни другой святитель не вольны эти церкви подчинить большой церкви, разве да волен в этом бащинник; да поставит он своего монаха и да приведет его к святителю, чтобы благословил его святитель, в чьей будет епархии, и да имеет святитель власть в той церкви в духовном деле.

О крепостных.

И крепостные, которых кто либо имеет, да их имеют в бащину; только если даст свободу властелин или его жена или его сын, тогда они свободны, а иначе никак.

О церкви.

И властелин, подчинивший свою церковь другой церкви, больше да не имеет власти над тою церковью.

О властелине и о коне.

Когда умрет властелин, добрый конь и opyжие да будут переданы царю, а великую бисерную одежду и золотой пояс да возьмет его сын и да не отымет у него царь. Если же (он) не имеет сына, но имеет дочь, да вольна это дочь (иметь) и продать или отдать свободно.

О пограничном властелине.

Пограничные властели. Какие чужие войска идут и грабят царскую землю и пройдут опять через их землю, те властели все да платят, через которых державу они пройдут.

О поношении властеличича.

Властелин, который выбранит и осрамит властеличича, да платит 100 перперов, а если властеличич выбранит властелина, да платит 100 перперов и да будет бит палками.

Об измене.

За измену, за всякое преступление (отвечают) брат за брата и отец за сына, родственник за родственника. Те же, которые отделены от такового (преступника и живут) в своих домах и не согрешили, да не платят ничего, исключая того, который согрешил, и дом того да платит.

52. О похищении [15] властелицы.

И который властелин похитит властелицу, да отсекутся ему обе руки и стрижется нос. Если же себр[16] похитит властелицу да будет повешен. Если же похитит ceбе равную, да отсекутся ему обе руки и стрижется нос.

О блуде властелицы.

Если же властелица блуд сотворит со своим человеком, да отсекут им oбе руки и стрижется язык.

О властельском поношении.

И если себр выбранит властелина, да платит 100 перперов (и да заклеймится. Ход. рук.). Если же властелин и властеличичь выбранит себра, да платит 100 перперов.

О вызове властелей.

Властелин да не призывается (на суд) вечером, разве призывается прежде обида, и да объявляется ему (о том) предварительно; и кто будет позван с приставом прежде обеда, и к обеду не придет, да будет виноват и уплатить[17] властелину 6 волов.

56. О приселице [18]

Который властелин на приселице сделает кому в сердцах какое зло, опустошив землю, и дома сожжет, (или иное) какое либо зло учинит, у такового да отымется эта держава, а другая не дастся.

О селе когда кто умрет.

Ето умрет и имеет одно село в жупе (области) или между жупами, какое зло совершится тому селу, весь этот убыток да платит округ.

58. О пронии [19]

Да не волен никто ни продать пронии, ни купить, кто не имеет бащины. Из прониярской земли никто да не волен отдать церкви; если же отдаст, да не будет твердо.

О царском путешествии.

Пусть всякий везет царя, куда только он идет, всякий город до жупы и жупа до жупы, и опять жупа до города.

О возвращении с войны.

Когда властелин возвратится домой с военной службы или какой-либо воин, если кто позовет его в суд, то да пробудет он дома 3 недели, тогда да идет в суд.

О вызове властелей.

Великий властелин - да не приглашается на суд без судейской грамоты, а прочим печать.

О доходе.

Главари, что по городам, да собирают свой доход по закону, и да продается им жито и вино и мясо за динар, что другому за два. Но только житель его города так да продает ему, а другой никто.

О сиротах.

Беспомощная сирота да будет свободна также, как и поп.

О попе.

Попу, который не имеет своего выгона для скота, да будут даны 3 законные нивы, и никакой поп никуда да не отходит от своего господина. Если же господин не станет его содержать по закону, пусть придет он к своему apxирею, и apxирей да скажет таковому властелину, чтобы он содержал попа по закону. Если этот господин не послушает, да будет поп свободен, куда ему угодно. Если же поп будет бащинник, да (никто) не волен его прогнать, но да будет свободен.

О братьях.

Братья, которые живут вместе в одном доме. Если кто позовет их на дому, то кто из них придет, то пусть и отвечает. Если же найдет его на царском дворе или судейском, да придет он и скажет: “я представлю на суд старшего брата”, то пусть представляет, и да не принуждают его отвечать.

О меропхе

Меропхам закон по всей земле. В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер, и безвозмездно да косят ему сено один день и (обработывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день. И что уработает меропх, то все приобретает, а иного сверх закона ничего у него да не отымется.

О себре.

Да не будет собора себров. Если же найдется какой собиратель, да отрежутся ему уши и да выжгутся ему ресницы.

Кто (живет) в одном доме.

И кто окажется в одном доме, или братья или отец от сыновей или другой отделенный хлебом и имуществом, и если будет на одном огнище, а этим отделен, да работает, как и другиe малые люди[21].

О братнином преступлении.

И кто зло учинит, брат или сын или родственник, которые живут в одном доме, все да заплотят господин дома (хозяин задруги) или пусть выдаст совершившего преступление.

О несвободном.

И кто из несвободных придет на царский двор, пусть будет всякому воздана правда, кроме властельского крепостного человека.

О сироте.

Сирота, которая не в состоянии искать или отвечать (на суде), да представляешь защитника, который будет отвечать.

О пастбище села.

Село с селом да пасет, куда одно село, туда и другое, разве в заповедных законных лесах и законных лугах да не пасет никто.

О жупе и потраве.

Жупа жупе да не повредит скотом ничего. Если же найдется одно село в той жупе у какого нибудь властелина или моего царского величества или церковное село или властеличича, этому селу никто да не возбранит пасти, да пасет оно, где и жупа.

О потраве.

Если кто потравит жито или виноградник или луг неумышленно, да заплатит за такую потраву, что назначат присяжные, которые оценят. Если же умышленно потравит, да платит за потраву (и) 6 волов.

76. О нарушении границ [22].

За нарушение границ между селами 50 перперов, а Влахам и Арбанасам (платить) 100 перперов, и этой пени царю половина и господину половина, чье село.

О церковной земле.

О земли и о людях церковных, что имеют с ними суд церковный, кто представит жалованную грамоту или скажет “я имею милостника”[23], в этой грамоте и в этом милостнике да не будет силы, разве да судятся по закону моего царства, но всегда пусть спрашивают мое царское величество[24].

О меже и о земле.

О меже и о земле, что тяжутся села между собою, да ищут судом от святого краля, когда преставился. Если кто предъявит милость цареву и скажет: “дал мне господин царь, как владел мой друг прежде меня”, если предъявит милость царскую, да будет так, да владеет, за исключением церковного.

О сельской меже.

О сельских межах, да представят обе тяжущиеся стороны, каждая по ровному числу свидетелей, как следует по закону. И как скажут свидетели, так и да будет.

О нагорных пастбищах.

Нагорные пастбища, которые находятся в земле моего царства, что царские, да принадлежат царю, а церковные церквам, властельские властелям.

О Влахах.

Где в селе остановится Влах или Албанец, в том же селе да не останавливается другой, за ним идущий. Если же остановится насильно, да платит пеню и что потравил.

83. О cпоре [25] за землю.

Если будут представлены две царские грамоты на одну и туже землю, кто владел (ею) до сего соборного времени, за тем пусть она и остается, а жалованная грамота (другой стороны) да не признается (из-за того) подложною[26].

84. Об оправдании котлом [27].

Да не будет никаких судебных пошлин ни за котел, ни за оправдание; оправданный да не дает судьям никакой пошлины в оправдание; пошлины за поруку да не будет на суде, (равно как да не допускается) клеветы, и, самоуправстватолько да судятся по закону[28].

85. О бранной [29] речи.

Кто скажет бранное слово, если будет властелин, да платит 100 перперов, если же не будет властелин, да платит 12 перперов и да будет бит палками.

Об убийстве.

И где откроется убийство, тот, который зачал драку, да будет виноват, если и будет убит.

Об умышленном убийстве.

Кто не пришел намеренно с насилием и сотворил убийство, да платит 300 перперов, буде же пришел намеренно, отрубит ему обе руки.

О властельской тяжбе.

Когда тяжутся властели, кто в чем будет уличен на суде, да представляет поручителей.

О вызове ответчика.

Кто позовет ответчика, пред судей и (сам) не придет позвавши на суд, но останется дома, то позванный (ответчик), если явится в срок перед судьями и отстоит положенное законом время, да освободится от того иска, за который был позван, ибо позвавший остался дома.

О залоге.

Залоги, где только находятся, да выкупаются.

О приставе.

Когда тяжутся двое, если скажет один из них: “имею здесь пристава на дворе царском, или же на судейском, да представит его; когда пойдет за ним туда и не найдет его во двор, тотчас да придет в суд и скажет: “не нашел пристава”. Если это обыденное время, то назначить ему срок вечером; если же это вечер, да представит его (на другое утро) до обеда. Если же царь или [55] же судьи отправили того пристава по делу, да не будет виновен тот, кто был обязан его представить, но назначить ему срок дабы он представил пристава судьям, когда тот явится.

О властелях и о ceбре.

Если властель убьет себра в городе или в жупе или в катуне, да платит тысячу перперов; если же себр убьет властелина, то отрубить ему обе руки и заплатить 300 перперов. ]

О брани.

Если кто обругает святителя или монаха или попа, да платит 100 перперов, а кто окажется убившим святителя или монаха или попа, да будет тот убит и повешен.

Об убийстве.

Кто окажется убившим отца или мать или брата или дитя свое, да будет такой убийца сожжен на огнь.

О властельской бороде.

Кто вырвет волосы из бороды властелина или доброго человека, то отрубить ему oбе руки.

О поджигателе дома.

Кто окажется поджегшим дом или гумно или солому или село (из злобы на кого нибудь, да сожгут его огнем; если же не отыщется. Ход. рук.), то село обязано выдать поджигателя. Если же село его не выдаст, да платит оно все то, что обязан был заплатить и претерпеть поджигатель.

О поджигателе гумна.

Если же кто подожжет вне села гумно или село, то округа заплатит или да выдает она поджигателя.

О насилии.

Насилья да не будет никому ни в чем в земле моего царства. Если же кто подвергнется наезду или насилию с похвальбою, те кони, с которыми наехали, все да отберутся, половина моему царскому величеству, а половина тому, на кого наехали. (И люди наехавшие да примут наказание, как пишется в закону святых отцев в градских гранях, да накажутся, как злоумышленный убийца. Ход. рук.)

102. О залоге правоты [32].

Никакого залога правоты да не будет ни от кого ни в чем; кто представит таковой, да платит сам сем.

О приставе без мужа.

И да не является пристав к жене, когда, нет ее мужа (в доме; ни да призывается жена без мужа. Ход. рук), но да известит жена мужа, чтобы шел на суд. В том муж не виноват, пока не дойдет до него уведомление.

Об отравах.

Колдун и отравитель, который будет уличен, да накажется по закону св. отцев.

О насилии.

Судьи, куда ходят по земли моего царства и по своей области, да не вольны силою собирать подорожных сборов[36], ни иное что либо, кроме подарков, что ему кто подарит по своему желанию.

О посрамлении судьи.

Кто окажется осрамившим судью, если будет, властелин, да отымется у него все, если же село, да будет разграблено и разорению.

О побеге из темницы.

Какой человек убежит из темницы, с чем придет на двор мой царский, или человек моего величества, церковный или властельский, с тем да будет свободен; если (же) он убежал от своего господина или его покинул, то да возьмет его тот, от кого он убежал[37].

О пленных.

Какой пленный содержится во дворе моего царского величества и убежит на двор патриарха, да будет свободен, и (если убежит) на царский двор, да будет также свободен.

О поручительстве.

Если люди возвращаются из чужой земли в землю моего царства, кто убежал от поруки, то поручители, которые поручились за такого человека, да не платят ничего.

О побеге.

Кто чьего человека принял из чужой земли, а он убежал от своего господина от (его) суда, если (беглый) представит царскую милостивую грамоту, да не будет она сочтена недействительной. Если же не представить милости, то (беглый) возвращается ему (т. е. прежнему владельцу).

О находке.

Кто найдет что либо на земле царской, да не берет себе и да не скажет: я возвращу; если кто что (свое) узнает и захватит или возьмет (силою), да платит, как вор или разбойник. А что найдет в чужой земле на войне[38], да ведет и несет перед царя и перед воеводу.

О переходе (вещей).

Что к кому перешло в царскую землю или из города или какой жупы до принятия (их) господином царем, пока не было царским, но принадлежало другому господину, за то время, будет ли это какой человек или другое право, да не отыскивается оно. Если (же) перешло по занятии господином царем, то да не отыскивается за то время, когда продолжалась война, а земля и города (еще) не были царскими[39].

О купцах.

Купцов, которые ходят по царской земли, да не волен никакой властелин или какой либо человек задерживать насильно или разбивать (их) товар, а деньги навязывать им силою. Кто же будет уличен в насильственном разбитии или раскрытии товаров, да платит 500 перперов.

О купцах.

Торговцы пурпурных употребительных тканей и низшего и высокого достоинства да ходят свободно без задержки по земле моего царства, да продают, и покупают, как кому торговля дозволяет.

О купцах.

Если же властелин задержал купца, то платит 300 перперов; если его цариник задержит, то платит 300 перперов.

124. Мещане Саксы[40] где рубили лес до сего собора, тою землею да и владеют. Если у какого властелина несправедливо отняли землю, пусть судятся с ним властели законом св. краля; а отныне впредь Сакс да не рубит, а где рубит (лес), там да не пашет, ни людей да не поселяет, но пусть (земля) остается пустою, да растет лес. Никто да не возбраняет Саксу (рубить) лес, сколько нужно городу, столько пусть и рубит.

О законе городам.

Греческие города, которые взял господин царь, что им выдал хрисовулы и указы, что имеют где либо и (чем) владеют до сего собора, тем пусть и владеют, и да будет им твердо, и да ничто не отымется от них.

О городовой приселице.

У городов да не будет приселицы, разве придет какой житель жупы, или малый или ведший, да обращается к хозяину постоялого двора, да отдаст ему коня и все пожитки, да сбережет его хозяин со всем. И когда пойдет обратно этот гость, хозяин да возвратит ему все, что он взял у него. Если же у него что пропало, да заплатит ему все.

О городской земле.

Городская земля, что около города, что на ней будет ограблено или украдено, все то да платит округа.

О помощи царю.

Когда господин царь будет сына женить или крестить и будет ему нужно строить двор и палаты, да помогает ему всякий, малый и великий.

О власти воевод.

Во всяком войске воеводы пусть имеют власть, равную царской. Что они повелевают, да все им повинуются. Если же кто их ослушается в чем либо, да будет ему тоже осуждение, как и тем, которые бы царя ослушались. И в судах малых и великих, которые бывают в войске; (в военное время), да судит воевода, а иной никто.

О церкви.

Кто разорит церковь в военное время, да будет убит и повешен.

О ссоре.

В войске (на походе) да не бывает ссоры. Если же двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов, да не помогает им. Если же кто пойдет на поединок и станет помогать (одной из сторон), (да будет наказан, да отсекутся руки. Ход. рук.), а те пусть бьются.

О военной добыче.

Кто что купит из военной добычи, (привезенной) из чужой земли. Всяк да волен купить из военной добычи, приобретена-ли она на царской (сербской) или в чужой земле. Если же кто его обвиняет, говоря: это моя (вещь), то пусть порота (клятвенные свидетели) по закону его оправдывает, что он купил в чужой земли и что он не вор, ни пособник, ни соучастник[41] Тогда (по таком оправдании) пусть владеет (этою вещью), как своею (собственною).

О посланнике.

Посланнику который идет из чужой земли к царю, или от господина царя к своему государю, куда приходит, в чье-либо село, да чествуют его, да будет ему всего вдоволь. Но да обедает или ужинает (в одном селе) и да идет далее в другие села.

О бащине.

Когда жалует царь грамоту на бащину. Кому запишет село, да будет логофету 30 перперов за хрисовул, а кому жупу, от всякого села 30 перперов, а дьяку за написание (грамоты) 6 перперов.

О войске.

Войска, которые идут по царской земле, если остановятся в одном селе, то другия за ним идут, да не останавливаются в том же селе.

В лето 6862 (1354) индикт седьмой.

137. Грамота моего царского величества да не преслушается, куда приходит или к госпоже царице или к королю или к властелям великим и малым и ко всякому человеку; никто да не ослушивается того, что пишет грамота моего царского величества. Если же будет такая грамота, что он не может ее исполнить, или не имеет чего дать, тотчас да идет опять с грамотою к моему царскому величеству, да уведомит (о том) мое царское величество.

О хрисовулах.

Хрисовулы моего царского величества, что дарованы городам моего царства, что в них написано, да не вольны того нарушить в них ни господин царь, ни кто-либо другой. Да будут тверды хрисовулы.

Об обмане.

Если в чьем-либо хрисовуле найдется слово приписанное обманом и найдутся слова искаженные и речи переиначенные, а не то, что повелело мое царское величество, да будут разорваны такие хрисовулы, а бащинник больше да не имеет бащины.

140. Меропхам в земле моего царства да не волен господин ничего учинить сверх закона, разве что мое царское величество записало в Законнике, то (меропх) да работает ему и дает. Если же (господин) учинит ему что беззаконно, то мое царское величество повелевает, да всякий меропх волен судиться со своим господином или с моим царским величеством или с госложею царицею или с церковью или с властелями моего царства и с кем–бы то ни было. Да не волен никто удержать его от суда моего царства, но да судят его судьи по правде. И если меропх уличит господина, да отдаст его судья моего царства на поруки, что господин заплатит меропху все к сроку. И потом да не волен тот господин чинить зло меропху.

О приеме человека.

Повелевает мое царское величество. Никто да не принимает ничьего человека, ни мое царское величество, ни госпожа царица, ни церковь, ни властелину ни другой какой-либо человек да не принимает ничьего человека без грамоты моего царского величества. Иначе да наказывается всякий, как изменник.

О торге.

Также и торги и князья в городах, если примут чьего человека, то наказываются таким же образом и да возвратят его.

О властеличичах.

Если кто из властелей и властеличичей, которым дало мое царское величество землю и города, будет уличен в насильственном завладении села и людей или иного чего против воли царевой, сверх того, что мое царское величество дало на соборе, то у него да отымется его земля, а тот, который (собственно) устроил (этот наезд), пусть все платит от себя и своего дома и да будет наказан, как перебежчик[42]

О разбойнике.

И если окажется, что разбойник перешел через владения пограничного властелина, и ограбил где нибудь и снова воротился с добычею, да платит пограничный властелин в семеро.

О беглеце.

Если властедин или властеличич будет уличен как перебежчик или как другой какой (преступник) моего царства и если окрестные села и жупа восстанут на грабеж его дома и его имущества, что он оставил, те, которые это сделают, да будут наказаны, как изменники моего царства.

О разбойнике и воре.

Повелевает мое царское величество по всем землям и городам и по жупам и по украйнам да не будет разбойника и вора ни в коем пределе, и таким образом да укротится воровство и разбой: в котором селе найдется вор или разбойник, то село да будет разграблено, а разбойник да будет повешен головою вниз, а вор да будет ослеплен, а господин того села да будет приведен связанным к моему царскому величеству и да платит за все, что натворил (зла) разбойник и вор с исперва а в добавок да будет (он) наказан как вор и разбойник.

Об управителях.

Также князья и примикюрие и управители и предстатники и челники, которые состоят управляющими сел и катунов, те все да будут наказаны вышеписанным образом[43]

Об управителях.

Если же управители известили (о том) господ, то эти господа да будут наказаны, как разбойники и воры.

О судьях.

Если судьи, которых мое царское величество поставило судить по земли, пишут о чем либо, о разбойнике и воре или о каком либо судебном деле, и ослушают грамоту судьи моего царского величества или церковь или властелич или какой нибудь человек в земле моего царства, все те да судятся, как ослушники моего царского величества.

О разбойнике и воре.

Сим образом да будет наказан явный разбойник и вор, и таково (их) уличение: если у них найдется что-либо поличное или если схватят их на разбой или воровство, то да предадут их или жупе или селам или господам или властелину, который над ними, как написано выше; такие разбойники и воры да не будут помилованы, да будут ослеплены и повешены.

О воровстве.

И если кто на суде обвиняет кого в разбое и воровстве, а не будет улик, да будет им в оправдание железо, как то постановило мое царское величество; да вынут его у церковных ворот из огня и да (понесут и) положат его на святой алтарь.

О законе.

Как был закон у деда моего царского величества, у св. краля, да будут великим властелям поротники великие властели, а средним людям лица им ровные, а себрам их ровные и да не будет в пороте ни родственника, ни ворога.

О торговцах.

Иноверцам и торговцами поротники половина Сербов, а половина лиц им ровных, по закону святого краля.

О поротниках.

Которые клятвенные свидетели поклянутся и оправдают кого-либо по закону, и если после этого оправдания действительно откроется доличное у этого оправданного, коего оправдала порота, то мое царское величество да возьмет с этих клятвеняых свидетелей по тысячу перперов, и пусть более да не дается веры этим поротникам, и да никто от них ни замуж не выходит, ни женится.

О приселице.

Отныне и впредь да не будет никакого следа приселицы, разве если случится ведший властелин в жупе, имеющем свое знамя, или меньший властелин, которые владеют своею землею и не имеют между собою и между своими землями никакого соприкосновение те да платят.

О приселице.

На земле моего царства, именно на меропшинах, да не взимают властели приселицы, ни другую какую-либо плату, разве да, платят с дома.

О стражах по дорогам.

Где находятся сместные жупы, церковные села или моего царского величества или властельские, и будут сместные села, и не будет в такой жупе одного господина, но если будут главари и судьи моего царского величества, которых поставило мое царское величества, да поставят они стражей по всем дорогам, и да передадут эти дороги граварям, да оберегают их стражами. Если учинится разбой или воровство или какое-либо зло, тотчас да идут (обиженные) к главарям, да платят они им со своих домов, а они (потом) да взыскивают со стражей и ищут разбойников и воров.

О пустынной горе.

Если будет пустынная гора между жупами, то окрестные села, которые около той горы, да содержат стражу; если же не будут содержать стражи, и когда будет учинено какое зло на этой горе, в пустыни, или разбой или воровство или иное какое зло, да платят окрестные села, которым повелено было оберегать дороги.

О купцах.

Когда купцы приходят ночью на ночлег, если управитель или господин того села не допустит, чтобы купцы остались в селе (как требуется) по закону моего царства, как (написано) в Законнике, то если что утратит путник, да платит все тот господин или управитель за то, что не впустили их в село.

О гостях или путниках.

Если что приключится какому-нибудь гостю или купцу или монаху и у него отыщет что-либо разбойник или вор или иная какая беда (произойдет), да идут все они к моему царскому величеству, да заплатит им мое царское величество то, что они утратили, а мое царское величество да взыскиваем, (потом) с главарей и властелей, которым был дан путь и поручена стража. И всякий гость и торговец и Латинянин да приходит к первым [95] стражам со всем, что имеет и несет (с собой), да передает его стража стражи со всем (его добром). Если же случится (какая беда) и он что нибудь утратит, да будет (ему) порота из достоверных людей; что скажет по души с этими поротниками, сколько он потерял, столько и платят ему главари и стражи.

О поротниках.

На суде когда судятся и тяжутся две стороны о своей тяжбе. Да не волен ответчик за то, что его обвиняет противник говорить на своего истца наговорные речи, (уличая его) в измене или в ином каком деле, но только да отвечает ему. Когда же окончится суд, если что имеет, после да говорит с ним (о том) перед судьями моего царского величества; (до тех пор) да не верят ему (судьи) ни в чем что говорит, пока он не ответить ему (истцу).

О приставах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.183 с.)