О пороте (клятвенных судьях). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О пороте (клятвенных судьях).



Повелевает мое царское величество: отныне и в будущем да будет порота и за большое дело и за малое; в большем да будет 24 поротника, а в малом 12 поротников, а в меньшем деле 6; и эти поротники да не вольны никого помирить, но только оправдать или обвинить, и пусть будет всякая порота в церкви, и поп в ризах да приведет их к присяге; и в пороте, за кого большинство клянется и кого большинство оправдает, тем следует (и) верить.

О законе.

Как был закон у деда моего царского величества, у св. краля, да будут великим властелям поротники великие властели, а средним людям лица им ровные, а себрам их ровные и да не будет в пороте ни родственника, ни ворога.

О торговцах.

Иноверцам и торговцами поротники половина Сербов, а половина лиц им ровных, по закону святого краля.

О поротниках.

Которые клятвенные свидетели поклянутся и оправдают кого-либо по закону, и если после этого оправдания действительно откроется доличное у этого оправданного, коего оправдала порота, то мое царское величество да возьмет с этих клятвеняых свидетелей по тысячу перперов, и пусть более да не дается веры этим поротникам, и да никто от них ни замуж не выходит, ни женится.

О приселице.

Отныне и впредь да не будет никакого следа приселицы, разве если случится ведший властелин в жупе, имеющем свое знамя, или меньший властелин, которые владеют своею землею и не имеют между собою и между своими землями никакого соприкосновение те да платят.

О приселице.

На земле моего царства, именно на меропшинах, да не взимают властели приселицы, ни другую какую-либо плату, разве да, платят с дома.

О стражах по дорогам.

Где находятся сместные жупы, церковные села или моего царского величества или властельские, и будут сместные села, и не будет в такой жупе одного господина, но если будут главари и судьи моего царского величества, которых поставило мое царское величества, да поставят они стражей по всем дорогам, и да передадут эти дороги граварям, да оберегают их стражами. Если учинится разбой или воровство или какое-либо зло, тотчас да идут (обиженные) к главарям, да платят они им со своих домов, а они (потом) да взыскивают со стражей и ищут разбойников и воров.

О пустынной горе.

Если будет пустынная гора между жупами, то окрестные села, которые около той горы, да содержат стражу; если же не будут содержать стражи, и когда будет учинено какое зло на этой горе, в пустыни, или разбой или воровство или иное какое зло, да платят окрестные села, которым повелено было оберегать дороги.

О купцах.

Когда купцы приходят ночью на ночлег, если управитель или господин того села не допустит, чтобы купцы остались в селе (как требуется) по закону моего царства, как (написано) в Законнике, то если что утратит путник, да платит все тот господин или управитель за то, что не впустили их в село.

О гостях или путниках.

Если что приключится какому-нибудь гостю или купцу или монаху и у него отыщет что-либо разбойник или вор или иная какая беда (произойдет), да идут все они к моему царскому величеству, да заплатит им мое царское величество то, что они утратили, а мое царское величество да взыскиваем, (потом) с главарей и властелей, которым был дан путь и поручена стража. И всякий гость и торговец и Латинянин да приходит к первым [95] стражам со всем, что имеет и несет (с собой), да передает его стража стражи со всем (его добром). Если же случится (какая беда) и он что нибудь утратит, да будет (ему) порота из достоверных людей; что скажет по души с этими поротниками, сколько он потерял, столько и платят ему главари и стражи.

О поротниках.

На суде когда судятся и тяжутся две стороны о своей тяжбе. Да не волен ответчик за то, что его обвиняет противник говорить на своего истца наговорные речи, (уличая его) в измене или в ином каком деле, но только да отвечает ему. Когда же окончится суд, если что имеет, после да говорит с ним (о том) перед судьями моего царского величества; (до тех пор) да не верят ему (судьи) ни в чем что говорит, пока он не ответить ему (истцу).

О приставах.

Пристава без судейской грамоты или без грамоты моего царского величества никуда да не ходят, но куда их посылают судьи, да пишут им грамоты, и да не берет пристав ничего иного, кроме того, о чем написано в грамоте. А судьи пусть держат (у себя) копии тех грамот, какие дали приставам, которых послали, чтобы они исполняли (судебные приговоры) по земле (царской). Если же будет донос на приставов, что они поступили иначе, [97] чем написано в грамоте, или что они другим образом переписали грамоты, то они должны оправдаться и да явятся перед судьями и если окажется, что они поступили так, как написано в судейской грамоте, которую (у себя) имеют, то они правы; если же окажется, что они переиначили судебный приговор, то отсечь им руки и вырезать язык.

О судьях.

Bсе судьи, что судят, да записывают судебные решения и да хранят при себе записи, а другой список переписавши дают тому, который оправдался на суде. Судьи да посылают приставов добрых, справедливых и достойных веры.

О приеме людей.

О людях. Кто принял чьего человека до сего собора, пусть ищет первым судом, как написано в первом Законнике.

О мошенничестве.

Если окажется какой-либо мошенник и ищет на ком-либо обманом, ложью и клеветою, таковый да будет наказан, как вор и разбойник.

О пьянице.

Пьяница откуда идет и схватит кого-либо или ударит или окровавит, а не до смерти, таковому пьянице да будет вырван глаз и отсечена рука; если же пьяный задерет кого, или шапку[44] 44 сбросит или нанесет другое оскорбление, а не окровавит, то дать ему 100 палок и кинуть в темницу и по выводе из темницы бить его (палками) и отпустить.

О тяжущихся.

Тяжущиеся, которые придут, на суд моего царского величества, что скажут в начале, тем речам и верить, и по тем речам и судить, а последним (не верить) ни в чем.

О золотых дел мастерах.

Золотых дел мастера в жупах и в земли моего царского величества нигде да не будет, разве на торгах, где постановило мое царское величество чеканить монету.

О золотых дел мастерах.

Если найдется золотых дел мастер вне городов и торгов моего царства, в каком либо селе, да будет разграблено такое село, а золотых дел мастер да будет сожжен.

О золотых дел мастерах.

В городах моего царства да живут золотых дел мастера и да куют и другие необходимые вещи.

О законе.

Еще повелевает мое царское величество. Если пишет грамоту мое царское величество или по злобе на кого-либо или по любви или по милости, и эта грамота отменяет Законник не по правде и не по закону, как пишет Законник, то судьи да не верят такой грамоте, но да судят и вершат (дело), как (следует) по правде.

О судьях.

Bсе судьи пусть судят по Законнику, справедливо, как написано в Законнике, и да не судят по страху моего царского величества.

О властелях.

Властели и властеличичи, которые являются ко двору, моего царского величества, будет-ли то Грек или Немец или Серб или властелин или кто-либо другой, и приводят с собою разбойника или вора, то да будут такие наказаны сами, как воры и разбойники.

О бащинах (закон о меропхах. Рак. р.).

Земледельцы, которые имеют свои родовые земли и виноградники и купли, вольны свои виноградники и земли отдавать в приданое или дарить церквам, но при этом да остается всегда работник на том месте за тем господином, чье будет село; (если же не будет работника у того господина, чье село. Рак. рук.), то (последний) волен взять (ceбе) эти виноградники.

О судьях.

О судьи, который находится при дворе моего царского величества. Если совершится преступление (при дворе), пусть судится им; если же случайно явятся тяжущиеся ко двору моего царского величества, да рассудит их придворный судья, но никто да не вызывается на двор моего царского величества помимо окружных судей, которых поставило мое царское величество, но да идет всякий к своему (окружному) судье.

О городах.

Bсе города по земле моего царства да руководствуются во всем законами, какие были при первых царях; а по судебным делам, что имеют между собою, да судятся перед градоначальниками и перед церковным клиром; а кто из жителей жупы ищет на горожанина, да вчинает с ним тяжбу перед градоначальником и перед церковью и перед клиром по закону.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.007 с.)