Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О крепостном человеке и меропхе.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Крепостные люди и меропхи, которые сидят вместе в одном селе, всякую плату, которая приходит, да платят все вместе (по числу душ)[20]. Как плату платят и работу работают так и землю да держат. О меропхе Меропхам закон по всей земле. В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер, и безвозмездно да косят ему сено один день и (обработывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день. И что уработает меропх, то все приобретает, а иного сверх закона ничего у него да не отымется. О себре. Да не будет собора себров. Если же найдется какой собиратель, да отрежутся ему уши и да выжгутся ему ресницы. Кто (живет) в одном доме. И кто окажется в одном доме, или братья или отец от сыновей или другой отделенный хлебом и имуществом, и если будет на одном огнище, а этим отделен, да работает, как и другиe малые люди[21]. О братнином преступлении. И кто зло учинит, брат или сын или родственник, которые живут в одном доме, все да заплотят господин дома (хозяин задруги) или пусть выдаст совершившего преступление. О несвободном. И кто из несвободных придет на царский двор, пусть будет всякому воздана правда, кроме властельского крепостного человека. О сироте. Сирота, которая не в состоянии искать или отвечать (на суде), да представляешь защитника, который будет отвечать. О пастбище села. Село с селом да пасет, куда одно село, туда и другое, разве в заповедных законных лесах и законных лугах да не пасет никто. О жупе и потраве. Жупа жупе да не повредит скотом ничего. Если же найдется одно село в той жупе у какого нибудь властелина или моего царского величества или церковное село или властеличича, этому селу никто да не возбранит пасти, да пасет оно, где и жупа. О потраве. Если кто потравит жито или виноградник или луг неумышленно, да заплатит за такую потраву, что назначат присяжные, которые оценят. Если же умышленно потравит, да платит за потраву (и) 6 волов. 76. О нарушении границ [22]. За нарушение границ между селами 50 перперов, а Влахам и Арбанасам (платить) 100 перперов, и этой пени царю половина и господину половина, чье село. О церковной земле. О земли и о людях церковных, что имеют с ними суд церковный, кто представит жалованную грамоту или скажет “я имею милостника”[23], в этой грамоте и в этом милостнике да не будет силы, разве да судятся по закону моего царства, но всегда пусть спрашивают мое царское величество[24]. О меже и о земле. О меже и о земле, что тяжутся села между собою, да ищут судом от святого краля, когда преставился. Если кто предъявит милость цареву и скажет: “дал мне господин царь, как владел мой друг прежде меня”, если предъявит милость царскую, да будет так, да владеет, за исключением церковного. О сельской меже. О сельских межах, да представят обе тяжущиеся стороны, каждая по ровному числу свидетелей, как следует по закону. И как скажут свидетели, так и да будет. О нагорных пастбищах. Нагорные пастбища, которые находятся в земле моего царства, что царские, да принадлежат царю, а церковные церквам, властельские властелям. О Влахах. Где в селе остановится Влах или Албанец, в том же селе да не останавливается другой, за ним идущий. Если же остановится насильно, да платит пеню и что потравил. 83. О cпоре [25] за землю. Если будут представлены две царские грамоты на одну и туже землю, кто владел (ею) до сего соборного времени, за тем пусть она и остается, а жалованная грамота (другой стороны) да не признается (из-за того) подложною[26]. 84. Об оправдании котлом [27]. Да не будет никаких судебных пошлин ни за котел, ни за оправдание; оправданный да не дает судьям никакой пошлины в оправдание; пошлины за поруку да не будет на суде, (равно как да не допускается) клеветы, и, самоуправстватолько да судятся по закону[28]. 85. О бранной [29] речи. Кто скажет бранное слово, если будет властелин, да платит 100 перперов, если же не будет властелин, да платит 12 перперов и да будет бит палками. Об убийстве. И где откроется убийство, тот, который зачал драку, да будет виноват, если и будет убит. Об умышленном убийстве. Кто не пришел намеренно с насилием и сотворил убийство, да платит 300 перперов, буде же пришел намеренно, отрубит ему обе руки. О властельской тяжбе. Когда тяжутся властели, кто в чем будет уличен на суде, да представляет поручителей. О вызове ответчика. Кто позовет ответчика, пред судей и (сам) не придет позвавши на суд, но останется дома, то позванный (ответчик), если явится в срок перед судьями и отстоит положенное законом время, да освободится от того иска, за который был позван, ибо позвавший остался дома. О залоге. Залоги, где только находятся, да выкупаются. О приставе. Когда тяжутся двое, если скажет один из них: “имею здесь пристава на дворе царском, или же на судейском, да представит его; когда пойдет за ним туда и не найдет его во двор, тотчас да придет в суд и скажет: “не нашел пристава”. Если это обыденное время, то назначить ему срок вечером; если же это вечер, да представит его (на другое утро) до обеда. Если же царь или [55] же судьи отправили того пристава по делу, да не будет виновен тот, кто был обязан его представить, но назначить ему срок дабы он представил пристава судьям, когда тот явится. О поличном (скот, конь или что другое). Если кто признает поличное у какого человека, а будет то в лесу или пустоши, да поведет его в первое село и заручит селу и позовет (на суд), дабы представили его судьям. Если село не выдаст его судьям, то к чему приговорит суд, да (все) платит то село. О доставлении средств к побегу чужого человека. Кто облегчит побег чужого (крепостного) человека в чужую землю, то обязан доставить хозяину семерых[30]. О властелях и о ceбре. Если властель убьет себра в городе или в жупе или в катуне, да платит тысячу перперов; если же себр убьет властелина, то отрубить ему обе руки и заплатить 300 перперов. ] О брани. Если кто обругает святителя или монаха или попа, да платит 100 перперов, а кто окажется убившим святителя или монаха или попа, да будет тот убит и повешен. Об убийстве. Кто окажется убившим отца или мать или брата или дитя свое, да будет такой убийца сожжен на огнь. О властельской бороде. Кто вырвет волосы из бороды властелина или доброго человека, то отрубить ему oбе руки. О вырывании волос из бороды себров. Если схватятся за бороду два себра, то пеня за это[31] 6 перперов. О поджигателе дома. Кто окажется поджегшим дом или гумно или солому или село (из злобы на кого нибудь, да сожгут его огнем; если же не отыщется. Ход. рук.), то село обязано выдать поджигателя. Если же село его не выдаст, да платит оно все то, что обязан был заплатить и претерпеть поджигатель. О поджигателе гумна. Если же кто подожжет вне села гумно или село, то округа заплатит или да выдает она поджигателя. О насилии. Насилья да не будет никому ни в чем в земле моего царства. Если же кто подвергнется наезду или насилию с похвальбою, те кони, с которыми наехали, все да отберутся, половина моему царскому величеству, а половина тому, на кого наехали. (И люди наехавшие да примут наказание, как пишется в закону святых отцев в градских гранях, да накажутся, как злоумышленный убийца. Ход. рук.) 102. О залоге правоты [32]. Никакого залога правоты да не будет ни от кого ни в чем; кто представит таковой, да платит сам сем. О суде над крепостными людьми. Если люди крепостные, то пусть судятся перед своими господами по всем своим делам, а по царевым да идут пред судей, (т. е.) по убийству, по вражде (т. е. делам, обложенным пенею “враждою”), по воровству, разбою, укрывательству беглых. О приставе без мужа. И да не является пристав к жене, когда, нет ее мужа (в доме; ни да призывается жена без мужа. Ход. рук), но да известит жена мужа, чтобы шел на суд. В том муж не виноват, пока не дойдет до него уведомление. О недействительности грамот. Если Законник моего царского величества уничтожает предъявляемые судьям о чем либо царские грамоты, какую сам написал грамоту, те грамоты, которые признает суд недействительными, да возьмут судьи и да принесут их к моему царскому величеству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.007 с.) |