Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.



В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы:

• собственные средства хозяйствующих объектов;

• заемные средства;

• привлеченные средства;

• бюджетные ассигнования.

Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования.

К собственным средствам предприятия в этом случае относятся:

• уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);

• выручка от реализации;

• амортизационные отчисления;

• чистая прибыль предприятия;

• резервы, накопленные предприятием;

• прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы).

К привлеченным средствам относятся:

• ссуды банков;

• заемные средства, полученные от выпуска облигаций;

• средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;

• кредиторская задолженность.

Рассмотрев основные источники финансирования предпринимательской деятельности, изучив их достоинства и недостатки, степень Доступности и выгодности, любой предприниматель сталкивается с проблемой выбора наилучшего источника. У каждого хозяйственного субъекта ситуация с выбором оптимальной структуры источников финансирования определяется различными факторами.

Процесс формирования капитала основан на следующих принципах.

Первый принцип — это учет перспектив развития корпорации.

Второй принцип формирования капитала — минимизация затрат на его формирование из различных источников (собственных, заемных и привлеченных), что достигается в процессе управления его стоимостью и структурой.

Третий принцип — обеспечение рационального использования капитала в процессе хозяйственной деятельности. Данный принцип реализуется путем максимизации доходности собственного капитала при минимизации финансовых рисков. Важное значение имеет также ускорение оборачиваемости собственного капитала, что способствует росту его доходности.

Структура капитала – это соотношение собственных и заемных средств, используемых компанией в процессе финансового обеспечения своей хозяйственной деятельности.

Управление структурой капитала представляет собой поиск оптимального соотношения собственных и заемных ресурсов, при котором достигается минимальная цена капитала и максимальная рыночная стоимость предприятия. Следовательно, оптимальной структурой капитала признается соотношение собственных и заемных ресурсов, обеспечивающее наиболее эффективную пропорциональность между уровнем чистой прибыли и уровнем финансовой устойчивости компании, что гарантирует наименьшую стоимость капитала и наибольшую стоимость фирмы.

Единой четкой формулы расчета оптимальной структуры капитала не существует. Зарубежные ученые выяснили взаимосвязь между структурным сочетанием элементов капитала и стоимостью ресурсов компании и ее рыночной ценой. Также выявлен еще один механизм оптимизации структуры капитала – финансовый леверидж. Оптимальная величина заемного капитала определяется методом подбора. Рассчитываются цена капитала и рыночная стоимость фирмы при разном уровне привлечения ресурсов. Затем выбирается та величина заемного капитала, при которой достигается минимальная стоимость привлечения средств и максимальная цена акций, она и становится оптимальной суммой заемных средств для данной фирмы. При этом не следует забывать учитывать эффект финансового рычага.

Наиболее эффективное соотношение элементов, составляющих собственные и заемные ресурсы, также не имеет единой методики расчета и определяется экономистами индивидуально для конкретного предприятия с учетом влияния определенных факторов. В качестве основных факторов можно назвать:

• цену привлечения ресурсов из различных источников;

• норму амортизационных отчислений (использование метода ускоренной амортизации);

• допустимую собственниками и инвесторами величину заемных средств;

• опасение появления новых собственников, страх потери контроля над корпорацией;

• условие финансовой устойчивости предприятия;

• соотношение активов и пассивов компании по срокам;

• условия привлечения ресурсов (срок, условия возврата, требования к гарантии возврата и т.д.);

• наличие специальных резервных возвратных фондов.

С течением времени оптимальная структура собственных и заемных средств для компании может меняться, поэтому ее необходимо периодически рассчитывать вновь и корректировать действующую структуру.

 

77. Цена капитала методы ее оценки. Структура капитала и ее модели. Рыночная стоимость предприятия.

Цена капитала означает, сколько следует заплатить (отдать) денежных средств за привлечение определенной суммы капитала.

В ее структуре можно выделить:

1. Цену собственного капитала — это сумма дивидендов по акциям для акционерного капитала или сумма прибыли, выплаченная по паевым вкладам и связанным с ними расходам.

2. Цену заемного капитала — сумма процентов уплаченных за кредит или облигационный заем и связанных с ними затрат.

3. Цену привлеченного капитала — это стоимость кредиторской задолженности. Она представляет собой сумму штрафных санкций за кредиторскую задолженность, не погашенную в срок более трех месяцев после возникновения или в срок, определенный договором (контрактом).

Капитал предприятия формируется за счет различных финансовых источников как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Привлечение этих источников связано с определенными затратами, которые несет предприятие. Совокупность этих затрат, выраженная в процентах к величине капитала, представляет собой цену (стоимость) капитала фирмы. Она характеризует уровень рентабельности инвестированного капитала, необходимого для обеспечения высокой рыночной стоимости предприятия. Максимизация последней достигается в значительной степени за счет минимизации стоимости используемых источников.

Процесс определения цены капитала проводится в несколько этапов:

1. Идентификация составляющих капитала.

2. Расчет цены отдельных элементов заемного капитала.

3. Расчет цены отдельных элементов собственного капитала.

4. Расчет средневзвешенной цены капитала.

5. Разработка мероприятий по оптимизации структуры капитала.

В процессе принятия долгосрочных финансовых решений целесообразно учитывать обязательства, принимаемые на длительный срок, и не стоит рассматривать средства, полученные на короткий период времени, так как истечение срока возврата краткосрочных ресурсов, которые размещены компанией на длительный срок, может поставить ее в затруднительное положение.

При определении цены капитала целесообразно учитывать влияние налогов, так как данная корректировка может существенно изменить стоимость использования различных источников ресурсов.

Методы оценки стоимости фирмы:

1. Метод способности самоокупаться (Ability-To-Pay Method). Покупатели оценивают, какую сумму может данная фирма обслуживать как долг, если купить ее на заемные средства. Продавцы вычисляют этим способом максимальную цену, которую генерируемый фирмой денежный приток способен поддержать.

2. Метод дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow Method) применяется: когда покупку фирмы рассматривают как инвестицию и собираются ее перепродать через несколько лет; когда фирму покупают на заемные средства с целью быстрой ликвидации или перепродажи; когда фирма работает в обстановке высокого риска.

3. Метод капитализации потоков дохода (Capitalisation of Income Stream Method) применяется по отношению к фирмам, производящим достаточно большие посленалоговые доходы, которые можно отнести к «доброму имени» (goodwill), превосходящему стоимость активов фирмы.

4. Метод превосходящих доходов (Excess Earnings Method) применяется для оценки любой прибыльной фирмы. Предполагается, что она стоит столько, сколько реально стоят ее активы плюс «доброе имя», если доходы достаточно высоки.

5. Метод экономической стоимости активов (Economic Value of Assets Method) применяется для не особенно прибыльных фирм, для фирм со снижающейся доходностью, а также в случаях, когда продажа фирмы по частям выгоднее ее сегодняшней работы.

6. Бухгалтерская оценка чистой стоимости (Net Worth Per Books Approach) используется редко. Цена определяется как результат вычитания суммы обязательств фирмы из суммы ее активов. Эта оценка используется как дополнительный аргумент в переговорах.

7. Метод сравнимых сделок (Comparable Sales Method) применяется при наличии надежных данных о продажах подобных компаний, финансовая документация которых доступна для анализа и проверялась независимыми экспертами.

8. Метод мультипликатора «цена/доходы» (Price/Earningns Ratio Method) в основном применим для крупных акционерных компаний, акции которых продаются на фондовой бирже. Подбирается ряд подобных компаний. Вычисляется отношение (Ц/Д) рыночной цены акций к доходам на одну акцию, а затем средняя величина этих отношений.

Для получения общей информации о рыночной стоимости предприятия обычно исследуют такие данные, как:

· размер уставного капитала,

· организационно-правовая форма предприятия,

· основные текущие финансовые показатели,

· сведения об основных владельцах,

· история предприятия,

· отчет о маркетинговой политике,

· бухгалтерский баланс,

· финансовый отчет за определенный временной промежуток

· отчет о движении денежных средств предприятия.

 

78. Дивидендная политика организации, ее содержание, формы и процедуры выплаты дивидендов. Дивидендная политика и цена акций.

Дивиденд – часть прибыли компании, которая направляется акционерам в форме прямых денежных выплат.

Дивидендная политика предприятия – это политика в области распределения доходов между собственниками акционерного общества. Она определяет принципы принятия решений о выплате прибыли акционерам или ее реинвестировании, а также о форме, размере и регулярности выплаты дивидендов. Оптимальная дивидендная политика устанавливает равновесие между текущими дивидендами и будущим ростом, которое максимизирует цену акций.

Дивидендная политика реализуется по следующим направлениям:

- анализ дивидендной политики в предыдущем периоде;

- анализ и учет всех факторов формирования дивидендной политики;

- выбор типа дивидендной политики, наиболее отвечающего внутренним и внешним условиям функционирования предприятия;

- взаимоувязка дивидендной политики с прочими приоритетами экономической стратегии;

- определение общего уровня дивидендных выплат и размера на одну обыкновенную акцию;

- анализ эффективности дивидендной политики.

В мировой практике известны следующие варианты дивидендных выплат.

1. Методика постоянного процентного распределения прибыли. Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход», представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций (в расчете на одну акцию). Методика предполагает неизменность значения данного коэффициента, т.е. компания ориентируется на некоторое целевое его значение (k,% = const).

2. Методика фиксированных дивидендных выплат предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени.

3. Методика гарантированного минимума и экстрадивидендов является развитием предыдущей методики. Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически, в случае успешной деятельности, акционерам выплачиваются экстра-дивиденды, т.е. премия, начисленная к регулярным дивидендам.

4. Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу состоит в том, что дивиденды должны выплачиваться последнюю очередь - после того как удовлетворены все обоснованные инвестиционные потребности компании.

5. Методика выплаты дивидендов акциями. При этой форме расчетов акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций.

Дивидендная политика взаимосвязана с курсовой ценой акции, поскольку может способствовать снижению флуктуации (колебания) курсовой цены. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые, при определенных условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций.

Дробление акций (называемое также их расщеплением или сплитом) производится обычно прибыльными компаниями, акции которых со временем растут в цене.

Возможна и обратная процедура - консолидация акций, несколько старых акций меняются на одну новую (пропорции могут быть любыми).

Выкуп собственных акций разрешен не во всех странах. Основная причина - желание избежать преувеличения общей величины активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых не вполне очевидна.

 

79. Долгосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.

Финансовая политика предприятия — совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Основа долгосрочной финансовой политики — четкое определение единой концепции развития предприятия в долгосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Долгосрочная финансовая политика дает ответы на следующие вопросы.

• Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?

• Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?

• Какие механизмы оптимально подходят для достижения поставленных целей?

• Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?

• Как, и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?

Долгосрочная финансовая политика — основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия.

Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.

Организационная структура представлена:

• информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и др. службы;

• финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

• контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

К основным объектам управления можно отнести следующие направления:

1. Управление капиталом

• определение общей потребности в капитале;

• оптимизация структуры капитала;

• минимизация цены капитала;

• обеспечение эффективного использования капитала;

2. Дивидендная политика:

• определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;

3. Управление активами:

• определение потребности в активах;

• оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

• обеспечение ликвидности активов;

• ускорение цикла оборота активов;

• выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4. Управление текущими издержками.

• СVP – анализ;

• минимизация издержек;

• нормирование затрат;

• оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.

5. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).

• формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

• эффективное использование остатка временно свободных денежных средств

 

80. Краткосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.

Краткосрочная финансовая политика напрямую зависит от принятой предприятием учетной политики, которая представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Краткосрочная финансовая политика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами).

Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

Задачами краткосрочной финансовой политики, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

1) разработка ценовой политики. Ценовая политика - важнейшая часть ее общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к меняющимся экономическим условиям. Ценовую политику предприятия рекомендуется использовать для достижения следующих целей:

· максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;

· максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);

· максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);

· стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж);

· достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

2) управление текущими издержками – это:

· понимание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы компании, включая контроль этих процессов;

· прогнозирование того, где, для чего и в каких объемах потребуются компании дополнительные финансовые и иные ресурсы;

· умение оптимально размещать имеющиеся ресурсы и обеспечить от них максимально возможную отдачу.

3) управление оборотными активами и кредиторской задолженностью.

4) управление финансированием текущей деятельности.

5) организация текущего финансового планирования.

Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования, как собственных, так и привлеченных.

81. Бизнес–план инвестиционного проекта: этапы формирования, содержания и характеристика основных его разделов.

Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми предприятие может столкнуться, и способы их решения.

Принципы бизнес-плана.

1. гибкость предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует организация.

2. непрерывность.

3. коммуникативность – координация и интеграция усилий.

4. интерактивность предусматривает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов плана.

5. многовариантность позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели.

6. принцип участия предполагает важность самого процесса планирования и вовлечение в него всех возможных участников будущей организации.

7. адекватность – отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

Перечень разделов бизнес-плана:

1. резюме включает самые главные данные об организации: дата создания и регистрации, форма собственности, контактные телефоны руководства фирмы.

2. краткая информация о предприятии - это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие.

3. описание продукта (услуги) - Характеризуя объект бизнес-линии (продукцию, услуги, технические решения), необходимо подчеркнуть его уникальность, важность для потребителей, возможность выбора.

Этим разделом начинается основная часть бизнес-плана. Здесь рассказывается о тех товарах и услугах, которые предприятие может предложить будущим потребителям, и ради реализации которых разрабатывался весь проект.

Необходимо описать:

o экономические преимущества, которые получат производитель и потребители. Возможно, это снижение себестоимости продукции или дополнительные услуги потребителю;

o перечень функциональных особенностей продукта, если возможно – рекламный листок, фотография, прайс-лист;

o описание возможных ключевых факторов успеха. Новый для рынка продукт, выигрыш во времени появления продукта.

o перечислить других производителей подобной продукции;

o пути выхода на рынок и перспективы развития;

o определить основную группу потребителей;

o оценить возможности появления новых рынков сбыта, расширение номенклатуры выпускаемых товаров.

4. анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга: Основные элементы здесь следующие.

 Схема распространения вашего товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.

 Ценообразование: как вы будете определять цену вашего товара (услуги), какую прибыль надеетесь иметь, в каких пределах можете уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.

 Реклама: сколько средств вы можете выделить на это, в какой форме и какими средствами будете рекламировать свой бизнес.

 Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего вы будете привлекать новых покупателей - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.

 Формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе: как и какими средствами вы будете добиваться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы

5. план производства: содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.

Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.

6. организационный план, в том числе правовое обеспечение: Организационная структура управления – это совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Структура управления различается в зависимости от вида объекта управления, целей, размеров и его внешней среды.

7. персонал и управление: Кадровое обеспечение. В любом деле, а особенно в бизнесе, справедлив принцип "кадры решают все". Как правило, деньги даются не столько под проект, сколько под команду. Поэтому желательно, чтобы ключевые фигуры были определены персонально.

8. финансовый план включает:

o расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела,

o прогноз объемов реализации,

o баланс денежных расходов и поступлений,

o таблицу доходов и затрат,

o сводный баланс активов и пассивов предприятия,

o график достижения безубыточности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.016 с.)