Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.



Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.

Деньги - это особый товар, выражающий стоимость всех других товаров и обмениваемый на любой из них.

Функции денег:

I. Мера стоимости. Эта функция заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров.

II. Средство обращения. Эта функция денег служит для оплаты приобретаемых товаров и создает товаропроизводителям условия преодоления пространственных границ, которые были характерны при простом обмене товара на товар.

III. Средство накопления. Накопление и сбережение денег выступают как стихийный регулятор денежного оборота, лишние деньги уходят в сокровища, а недостаток денег пополняется из этого сокровища.

IV. Средства платежа. Эта функция обусловлена появлением кредитных денег, которые обслуживают промышленный и торговый капитал.

V. Мировые деньги. Данная функция проявляется во взаимоотношениях между отдельными государствами или юридическими лицами, которые находятся в разных странах в форме внешнеторговых связей, международных займов.

Виды денег в современной системе денежного обращения

1. Наличные деньги:

· Разменная монета

· Бумажные деньги

2. Кредитные деньги:

· Векселя

· Банкноты

· Чеки

· Безналичные деньги — деньги, которые существуют только в виде записей на расчетных, текущих, сберегательных и других счетах физических и юридических лиц. Компьютеризация банковского сектора привела к возникновению электронных денег и кредитных карточек.

· Кредитные пластиковые карты

· Платежные пластиковые карты

· Электронные деньги — это деньги на электронных банковских счетах

Электронные деньги - это обобщенный термин, который подразумевает расчет с помощью пластиковых карточек и систем электронной оплаты, к примеру WebMoney. Пластиковые карты можно охарактеризовать как средство, позволяющее идентифицировать пользователя и совершать ему определенные виды операций, преимущественно финансового содержания.

Существует несколько видов пластиковых карт:

1. Карты с фиксированной покупательской способностью. На них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентифицирующий код. Предназначены для оплаты счетов (телефонные карты).

2. Магнитные карты. По внешнему виду не отличаются от карт с фиксированной покупательской способностью. Отличаются тем, что имеют на оборотной стороне магнитную полосу, способную хранить около 100 символов (байтов) информации. Информация на магнитной карте совпадает с записями на передней стороне карты и может считываться специальным считывающим устройством на обрабатывающих машинах.

3. Банковская кредитная карточка. Представляет собой пластиковую карточку, которая позволяет своему владельцу при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Каждому владельцу карточки определяется лимит кредитования по его ссудному счету, который абсолютно независим от обычного счета клиента в банке. Для карточек, эмитированных банком, счет ведется в специальном банковском отделении, осуществляющем организацию расчетов с использованием кредитных карточек.

4.Платежные или дебетовые карты. Дебетовые карточки используются для оплаты товаров и услуг путем прямого списывания с банковского счета плательщика. Они являются самым простым и универсальным заменителем наличных денег. Они не позволят оплачивать покупки при отсутствии средств на счете клиента.

 

2. Денежная масса и денежные агрегаты, их содержание и назначение.

Денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке).

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты:

• М0 включает наличные деньги, т.е. деньги вне банков;

• М1 состоит из агрегата М0 и средств на расчетных счетах, текущих и специальных счетах в кредитных организациях во вкладах населения и организаций в банках, на депозитариях до востребования населения в Сбербанке России;

• М2 содержит агрегат М1 и срочные вклады населения в Сбербанке Росси;

• М3 = М2 + сберегательные вклады

• L = M3 + ценные бумаги.

Денежная масса зависит от двух факторов:

1. количества денег;

2. скорости их обращения.

Закон денежного обращения (К Маркс, 19в.): «Масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных товаров и услуг и обратно пропорциональна скорости обращения денег».

 

Налично-денежный оборот и его организация в РФ.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный обороты. Основная часть его — платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств.

Организация денежного обращения – это поддержание оптимального соотношения между наличным и безналичным оборотом, упорядочение и достижение необходимой непрерывности процессов, связанных с движением наличных денег. Эффективная организация денежного обращения предполагает установление строго порядка эмиссии денежных знаков в обращение. Выпуск денег в обращение, производящий к увеличению находящихся в нём наличных денег, называется эмиссией наличных денег. Выпуск осуществляется ЦБ. Обращению наличных денег присущ ряд особенностей, которые определяют в конечном итоге характер его организации. Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

· все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

· банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

· обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

· управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

· организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

· наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

 

Содержание финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

15. Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства.

Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования (например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям).

Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты (например, льготное налогообложение, информационная поддержка определенных отраслей).

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: налоговое регулирование, амортизационная политика, различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты), льготное кредитование и страхование.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ, их понятие и методы бюджетного регулирования.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Главный документ в построении бюджетной системы - Конституция РФ.

Российская Федерация (РФ) – федеративное государство, имеющее 3 – уровневую бюджетную систему.

Кроме Конституции, в РФ существует закон, который определяет бюджетное устройство страны.

Первый уровень - центральный бюджет (находится в Москве).

Второй уровень - региональные бюджеты (республик, областей, краев, Москвы, Санкт-Петербурга).

Третий уровень - местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т. п.). Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве, принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.

Свое выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы РФ, сформулированных в Бюджетном кодексе России:

1) единство бюджетной системы РФ;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3) самостоятельность бюджетов;

4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

5) сбалансированность бюджета;

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7)общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

8)гласность;

9)достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер бюджетных средств.

Бюджетные отношения представляют собой особую форму распределительных и перераспределительных отношений, связанных с созданием и расходованием особого централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей и финансирования социально-экономических программ, имеющих значение для всей страны.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации строятся на методах бюджетного выравнивания:

1) субвенции (безвозмездное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих бюджетов);

2) дотации (безвозмездное нецелевое выделение средств для покрытия дефицита нижестоящего бюджета);

3) взаимозачеты (выделение средств нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей им расходных функций по решению центрального правительства); ссуды вышестоящих бюджетов;

4) трансферты (оказание финансовой помощи за счет средств Фонда финансовой поддержки регионов);

5) субсидии - это часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и, передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения.

19. Бюджетный процесс в РФ: понятие, стадии и их содержание.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется «Бюджетным кодексом», в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок представления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок оставления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля.

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Этапы бюджетного процесса (БП). БП должен начинаться за 1,5 года (реально за 0,5 года).

Распоряжение Правительства о разработке бюджета выходит не позднее 15 августа текущего года.

В течение 2 месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.

Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

15 октября министр финансов представляет в Правительство проект бюджета.

Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы.

Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

1) предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;

2) прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

3) прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;

4) прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

5) основные направления бюджетной и налоговой;

6) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

7) федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета;

8) федеральная инвестиционная программа;

9) оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

10) поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год.

Проект федерального бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу. Принятый Думой Федеральный закон «О Федеральном бюджете на предстоящий год» в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов или если он в течение двух недель не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится две недели и на обнародование закона - 7 дней.

Если до начала финансового года федеральный бюджет не будет принят, то Государственная Дума принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего года.

 

Банковская система РФ.

Банковская система представляет собой совокупность различных банков. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физ. и юр. лиц.

Существует два типа структур банковских систем: одноуровневая (все банки, в том числе ЦБ, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчётному обслуживанию хозяйства, ЦБ берёт на себя функции КБ) и двухуровневая.

Международная практика знает несколько типов банковских систем:

• распределительную централизованную банковскую систему, где государство - единственный собственник, монополия государства на формирование банков;

• рыночную банковскую систему, которая характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция;

• банковскую систему переходного периода.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель, разделенная на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию). Его задачами являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из коммерческих банков и кредитных учреждений, задача которых – обслуживание клиентов предприятий, организаций, предоставление им разнообразных услуг (таких, например, как кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Банковская система России, будучи частью общеэкономической системы, прошла сложный путь становления и развития рыночных отношений. Макроэкономические факторы в сочетании с политической неустойчивостью переходного периода, слабое законодательное обеспечение экономической, в том числе банковской, деятельности порождали неизбежные противоречия. В настоящее время банковская система страны восстановила значение основных показателей своей деятельности. По своей конструкции и общеэкономическим принципам банковская система России является рыночно ориентированным сектором.

 

Содержание, признаки и инвестиционные качества ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.

Ценная бумага – документ, установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценная бумага имеет ряд свойств:

– перераспределяет денежные средства между отраслями экономики, территориями и странами, группами и слоями населения, экономическими субъектами и государством и т. п.;

– предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал;

– обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала.

Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Главное свойство – это возможность обмена на деньги в различных формах.

Для ценной бумаги характерен определенный набор признаков:

1) срок существования ценной бумаги – время выпуска в обращение, на какой период обращения или бессрочно;

2) форма существования – документарная или бездокументарная;

3) национальная принадлежность – отечественная или иностранная;

4) территориальная принадлежность – регион страны, в котором выпущена данная ценная бумага;

5) тип актива, лежащего в основе ценной бумаги, или ее исходная основа (товары, деньги, совокупные активы и др.);

6) порядок владения – ценная бумага на предъявителя или на конкретное лицо (юридическое, физическое);

7) форма выпуска – эмиссионная, т. е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или неэмиссионная (индивидуальная);

8) форма собственности и вид элемента;

9) характер обращаемости – свободно обращается на рынке или есть ограничения;

10) экономическая сущность с точки зрения вида прав, которые предоставляет ценная бумага;

11) уровень риска – высокий, низкий и т. п.;

12) наличие дохода – выплачивается по ценной бумаге какой-то доход или нет;

13) форма вложения средств – инвестирующая деньги в долг или для приобретения прав собственности

Классификация ценных бумаг.

Выделяют следующие классификационные признаки:

1. По форме фиксации прав, удостоверяемых ценной бумагой:

а) документарные - владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования сертификата, на основании записи по счету депо. Ценная бумага имеет материальный носитель - бланк, именуемый сертификатом;

б) бездокументарные - ценная бумага не имеет материального носителя, а имя ее владельца фиксируется в реестре владельцев ценных бумаг или занесено в качестве приходной записи по счету депо депозитария.

2. По способу передачи ценных бумаг:

а) именные - имя владельца зафиксировано на сертификате ценной бумаги и доступно эмитенту в форме реестра владельцев именных ценных бумаг. Передача ценной бумаги в результате любой из разрешенных сделок с ценными бумагами требует обязательной идентификации имени нового владельца (акции). Передача права собственности на ценную бумагу требует внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг;

б) на предъявителя - ценные бумаги, переход прав на которые не требует идентификации нового владельца, передача прав на ценную бумагу осуществляется простым вручением (облигации);

в) ордерные - передача права собственности на ценную бумагу и приобретение прав, которые она удостоверяет, производится посредством передаточной надписи (индоссамента), совершаемой на самой ценной бумаге (векселя).

3. По характеру выпуска:

а) эмиссионные - размещаются выпусками (сериями). При этом в пределах выпуска каждая ценная бумага имеет равный объем, и сроки осуществления удостоверяемых ею имущественных прав по отношению к их эмитенту вне зависимости от времени ее приобретения. Каждый выпуск ценных бумаг требует государственной регистрации. Все ценные бумаги одного выпуска имеют одну форму. Права, составляющие содержание ценной бумаги, неразрывны и переходят к новому владельцу в совокупности;

б) неэмиссионные - ценные бумаги, выпуск которых не требует государственной регистрации, и которые могут выпускаться небольшими партиями, в пределах которых могут иметь разные объем и сроки удостоверения имущественных прав.

4. По статусу эмитента:

а) государственные - эмитентом является государство в лице Министерства финансов, органы управления субъектов федерации;

б) муниципальные - эмитентом являются муниципальные органы власти и органы местного самоуправления;

в) корпоративные - эмитентом являются акционерные общества (корпорации).

5. По содержанию имущественных прав:

а) основные - в их основе лежат имущественные права на какой-либо актив (товар, деньги, капитал). Среди них выделяют первичные ценные бумаги, в основе которых активы, в число которых не входят сами ценные бумаги (пример: акции, облигации, векселя, сертификаты) и вторичные - выпускаемые на основе первичных ценных бумаг (депозитарные свидетельства, варранты на акции);

б) производные - ценные бумаги на какой-либо ценовой актив (на цены основных ценных бумаг, биржевые индексы, валютные курсы и т.п.) или форма удостоверения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе ценной бумаги биржевого актива (фьючерсы, опционы).

6. По сроку обращения:

а) краткосрочные (срок обращения до одного года);

б) среднесрочные (срок обращения до четырех лет);

в) долгосрочные (срок обращения свыше четырех лет);

г) бессрочные (срок обращения не лимитирован).

7. По мотивам приобретения ценных бумаг:

а) долевые - приобретаемые с целью достижения определенной степени управления акционерным обществом (акции);

б) долговые - выражающие отношения займа между эмитентом ценных бумаг (заемщиком) и инвестором (кредитором). Примером могут служить облигации, векселя, сертификаты.

 

Финансовые ресурсы: понятие и виды. Содержание финансовых ресурсов государства, коммерческих и некоммерческих организаций.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношение.

Субъекты:

1. домохозяйства,

2. предприятия;

3. государство.

Объекты (виды):

1. децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне.

2. централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, они включают доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных организаций.

К государственным финансовым ресурсам относятся ресурсы бюджетной системы, ресурсы государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов местного самоуправления, а также ресурсы государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).

Состав финансовых ресурсов на уровне предприятия:

· прибыль,

· заработная плата.

· продажа-покупка ценных бумаг,

· банковский кредит,

· проценты и дивиденды по ценным бумагам,

Негосударственные некоммерческие организации могут формировать свои финансовые ресурсы за счет:

– регулярных и единовременных поступлений от учредителей;

– вступительных и членских взносов (если есть членство);

– добровольных взносов и пожертвований;

– выручки от реализации товаров, работ, услуг;

– доходов от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является данная некоммерческая организация;

– доходы от собственности, в т. ч. по ценным бумагам и вкладам;

– другие источники (кредиты, займы).

Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, за счет которого формируются финансовые ресурсы, как самого субъекта хозяйствования, так и государства.

 

Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.

Деньги - это особый товар, выражающий стоимость всех других товаров и обмениваемый на любой из них.

Функции денег:

I. Мера стоимости. Эта функция заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров.

II. Средство обращения. Эта функция денег служит для оплаты приобретаемых товаров и создает товаропроизводителям условия преодоления пространственных границ, которые были характерны при простом обмене товара на товар.

III. Средство накопления. Накопление и сбережение денег выступают как стихийный регулятор денежного оборота, лишние деньги уходят в сокровища, а недостаток денег пополняется из этого сокровища.

IV. Средства платежа. Эта функция обусловлена появлением кредитных денег, которые обслуживают промышленный и торговый капитал.

V. Мировые деньги. Данная функция проявляется во взаимоотношениях между отдельными государствами или юридическими лицами, которые находятся в разных странах в форме внешнеторговых связей, международных займов.

Виды денег в современной системе денежного обращения

1. Наличные деньги:

· Разменная монета

· Бумажные деньги

2. Кредитные деньги:

· Векселя

· Банкноты

· Чеки

· Безналичные деньги — деньги, которые существуют только в виде записей на расчетных, текущих, сберегательных и других счетах физических и юридических лиц. Компьютеризация банковского сектора привела к возникновению электронных денег и кредитных карточек.

· Кредитные пластиковые карты

· Платежные пластиковые карты

· Электронные деньги — это деньги на электронных банковских счетах

Электронные деньги - это обобщенный термин, который подразумевает расчет с помощью пластиковых карточек и систем электронной оплаты, к примеру WebMoney. Пластиковые карты можно охарактеризовать как средство, позволяющее идентифицировать пользователя и совершать ему определенные виды операций, преимущественно финансового содержания.

Существует несколько видов пластиковых карт:

1. Карты с фиксированной покупательской способностью. На них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентифицирующий код. Предназначены для оплаты счетов (телефонные карты).

2. Магнитные карты. По внешнему виду не отличаются от карт с фиксированной покупательской способностью. Отличаются тем, что имеют на оборотной стороне магнитную полосу, способную хранить около 100 символов (байтов) информации. Информация на магнитной карте совпадает с записями на передней стороне карты и может считываться специальным считывающим устройством на обрабатывающих машинах.

3. Банковская кредитная карточка. Представляет собой пластиковую карточку, которая позволяет своему владельцу при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Каждому владельцу карточки определяется лимит кредитования по его ссудному счету, который абсолютно независим от обычного счета клиента в банке. Для карточек, эмитированных банком, счет ведется в специальном банковском отделении, осуществляющем организацию расчетов с использованием кредитных карточек.

4.Платежные или дебетовые карты. Дебетовые карточки используются для оплаты товаров и услуг путем прямого списывания с банковского счета плательщика. Они являются самым простым и универсальным заменителем наличных денег. Они не позволят оплачивать покупки при отсутствии средств на счете клиента.

 

2. Денежная масса и денежные агрегаты, их содержание и назначение.

Денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке).

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты:

• М0 включает наличные деньги, т.е. деньги вне банков;

• М1 состоит из агрегата М0 и средств на расчетных счетах, текущих и специальных счетах в кредитных организациях во вкладах населения и организаций в банках, на депозитариях до востребования населения в Сбербанке России;

• М2 содержит агрегат М1 и срочные вклады населения в Сбербанке Росси;

• М3 = М2 + сберегательные вклады

• L = M3 + ценные бумаги.

Денежная масса зависит от двух факторов:

1. количества денег;

2. скорости их обращения.

Закон денежного обращения (К Маркс, 19в.): «Масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных товаров и услуг и обратно пропорциональна скорости обращения денег».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.011 с.)