Раздел 1. Организационно-правовые основы расследования преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Организационно-правовые основы расследования преступлений



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

кафедра предварительного расследования

 

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры

предварительного расследования

Нижегородской академии

МВД России

полковник полиции

_________________С.Н. Клоков

«03» сентября 2012 г.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

«ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

 

компонента цикла ДС.01 ФГОС ВПО

для курсантов, обучающихся на очной форме обучения

по специальности 030501.65 – Юриспруденция;

(специализация – уголовно-правовая),

(ведомственная специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел)

 

Составитель: Садиокова У.В.

 

Нижний Новгород – 2012


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ (ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)

План семинарских и практических занятий дисциплины специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел»составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция; примерной программой ДКО МВД России для курсантов 4 курса очной формы обучения специализации– уголовно-правовой, ведомственной специализации – предварительное следствие в органах внутренних дел.

Цель изучения учебной дисциплины: выработка навыков работы следователя и подготовить специалистов для органов предварительного следствия в системе МВД России, способных после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности самостоятельно выполнять свои функциональные обязанности. На занятиях курсанты учатся работать в коллективе, а также самостоятельно организовывать индивидуальную работу, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий, качественно и своевременно выполнять учебные задания.

Задачи учебной дисциплины:

- обеспечить интеграцию знаний общеюридических, отраслевых и специальных дисциплин об организации расследования преступлений и научить курсантов использовать их в предстоящей практической деятельности;

- сформировать у курсантов навыки производства следственных и иных процессуальных действий, в том числе в условиях противодействия; с учетом специфики и подследственности преступлений;

- выработать умение и навыки организации и производства расследования преступлений, научить анализировать процессуально значимую информацию и на ее основе принимать верные процессуальные решения, разрабатывать планы следственных действий по расследованию уголовных дел;

- воспитать у курсантов чувство глубокого уважения к праву путем формирования установки на недопустимость любого нарушения закона;

- сформировать и развить основы профессионального мышления, деловых, личных, морально-волевых и нравственных качеств следователя, профессионального самосознания;

В результате изучения дисциплины слушатели должны

знать:

- процессуально-правовые аспекты производства дознания в органах внутренних дел;

- организационно-правовые основы деятельности подразделений дознания, их задачи и функции;

- тактику производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании уголовных дел, по которым проводится Предварительное следствие;

- порядок взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, по которым предварительное следствие необязательно;

- современное состояние и особенности правоприменительной практики подразделений дознания системы МВД России.

уметь:

- проводить проверку сообщений о преступлении и принимать по ним решения,

- выдвигать версии и планировать расследование;

- выбирать тактику проведения следственных действий для обеспечения своевременного раскрытия преступлений и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности;

- устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемыми в процессе раскрытия и расследования преступлений;

- самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения;

- взаимодействовать с оперативно-розыскными аппаратами, экспертно-криминалистическими подразделениями, органами предварительного следствия, прокуратуры и суда, со средствами массовой информации при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, в том числе в составе следственно-оперативной группы;

- применять технико-криминалистические средства и методы в процессе расследования преступлений;

- проводить неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно,

- устанавливать обстоятельства, способствующие совершению преступлений, и принимать меры к их устранению;

владеть:

- навыками составления процессуальных и служебных документов при расследовании преступлений,

- навыками производства следственных действий, в том числе в условиях противодействия расследованию преступлений,

- навыками организации взаимодействия с сотрудниками подразделений органов внутренних дел, представителями общественности, средств массовой информации в ходе дознания;

- навыками исследования информации и оценки следственных ситуаций, складывающихся при расследовании преступлений;

- навыками принятия тактических и процессуальных решений.

Распределение учебного времени: На изучение дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» в учебном плане отведено: 300 часов:

178 час. – аудиторные занятия, из них:

30-лекций,

38-семинарских,

110-практических,

122 час. – самостоятельная работа;

 

На лекциях курсанты знакомятся с правовой регламентацией, основами организации и производства расследования преступлений, подготовкой, порядком, тактикой производства следственных действий и фиксации их результатов.

Семинары посвящены рассмотрению наиболее значимых вопросов лекционного курса. Занятия могут проводиться в виде дискуссии, тестирования, обсуждения рефератов, развернутой беседы или вопросно-ответным методом. Преподаватель может рекомендовать подготовить курсантам на семинарские занятия рефераты, сообщения или доклады по отдельным вопросам деятельности следователя. В рефератах курсанты анализируют правовые, организационные, тактические и психологические аспекты расследования преступлений. Основные цели подготовки рефератов - информационная насыщенность занятий; детальное изучение отдельных вопросов деятельности следователя; развитие навыков самостоятельной работы с нормативными документами, специальной литературой, материалами следственной и судебной практики; приобретение опыта публичных выступлений. Перечень тем рефератов является примерным, содержится в рабочей программе дисциплины и по усмотрению преподавателя может быть изменен или дополнен. Работа курсантов над рефератом может быть оценена и без публичного заслушивания.

На практических занятиях дисциплины курсанты анализируют конкретные следственные ситуации, вырабатывают навыки планирования и производства следственных и иных процессуальных действий, учатся составлять процессуальные документы и деловые бумаги следователя. Занятия проводятся в учебных аудиториях либо на криминалистическом полигоне академии.

Практические занятия рабочей учебной программой дисциплины предусмотрены по темам трех разделов курса. Практические занятия по 1 разделу организованы на основе решения отдельных (самостоятельных) организационных и следственно-оперативных задач, возникающих при расследовании преступлений. Для проведения практических занятий по 2 и 3 разделам разработаны фабулы преступлений, на примере расследования которых курсанты познают алгоритм и технологию расследования преступления. Информацию о преступлении (вводные) и результатах его расследования доводит до курсантов преподаватель согласно настоящему плану. Требование точного соблюдения курсантами данных вводных (к примеру, анкетные данные участников следственных действий, количество изъятых следов, их упаковка и т.д.) в оформлении процессуальных документов позволяют развить у курсантов внимательность и использование точных данных соответствующих действительности. Использование в процессуальных документах уголовного дела данных, несоответствующих вводным, следует считать за ошибку, подлежащую исправлению.

Примерная схема проведения каждого практического занятия разделов II и III:

1) проверка знаний учебного материала по теме занятия, результатов самостоятельной работы;

2) обсуждение следственной практики по теме занятия;

3) анализ информации о преступлении, результатах его расследования на этом этапе и планирование работы следователя в сложившейся следственной ситуации;

4) выполнение упражнений по выработке навыков производства следственных и иных процессуальных действий, составления служебных документов;

5) анализ результатов выполнения упражнения и планирование дальнейшей работы следователя.

 

На практических занятиях следственные действия выполняются путем проведения ролевых игр (инсценировки) с участием курсантов. Для этого преподаватель разрабатывает сценарий игры с учетом места ее проведения и вариантами развития событий, курсанты совместно с преподавателем обговаривают сложившуюся следственную ситуацию, план следственного действия, порядок подготовки и его организацию, составляют план либо соответствующую аналитическую справку. Также преподаватель объясняет порядок оформления хода и результатов следственного действия, демонстрируя его на конкретном бланке. После этого преподаватель назначает ответственного курсанта-следователя, который формирует из числа курсантов группу участников следственного действия, организует и проводит его. Во время выполнения следственного действия остальные курсанты наблюдают за происходящим, одновременно с курсантом-следователем оформляют протокол следственного действия, а также делают черновые записи о ходе и результатах следственного действия, отмечают положительные моменты или недостатки в действиях участников следственного действия.

Следственное действие проводится в условиях максимально приближенных к действительности, как бы его приходилось проводить в практической деятельности. При этом преподаватель должен обеспечить безопасность курсантов во время игры. Выполнение ролей участников следственных действий позволяет курсантам сформировать представление об особенностях поведения участников уголовного судопроизводства. Для этого также рекомендуется следственные действия проводить с элементами противодействия со стороны участников следственных действий.

Преподаватель принимает активное участие в проведении следственных действий. При производстве допросов участников процесса преподавателю рекомендуется выступать в роли допрашиваемого лица с использованием особенностей поведения различных категорий людей, умышленного и неумышленного противодействия с их стороны.

При производстве (инсценировке) следственных действий с участием подозреваемого (обвиняемого) преподаватель выступает в роли защитника, вносимые им замечания позволяют наглядно демонстрировать курсантам типичные ошибки, которые в практической деятельности «ведут» к признанию собранных доказательств недопустимыми.

По окончании производства следственного действия преподаватель выслушивает курсантов о выявленных ими недостатках и высказывает свои; совместно с курсантами обсуждают, какие вопросы и обстоятельства остались невыясненными курсантом-следователем. Резюмируя результат проведенного следственного действия, преподаватель также указывает на типичные ошибки, допускаемые следователями в практической деятельности при проведении указанного следственного действия.

Для наилучшего уяснения порядка производства следственного действия и приобретения навыка его производства возможен также дополнительный проигрыш следственного действия (например, предъявление лица для опознания) тем же составом курсантом с учетом высказанных ошибок или демонстрация проведения следственного действия с соответствующими комментариями самим преподавателем.

Далее преподаватель отвечает на вопросы курсантов и предоставляет курсантам время закончить оформление протокола следственного действия.

Письменные задания курсанты выполняют рукописным способом на листах белой бумаги форма А4, либо на бланках, используемых в органах внутренних дел. Отдельные документы по решению преподавателя могут быть составлены машинописным способом.

Работу назначенного курсанта-следователя рекомендуется оценивать по двум направлениям, выставляя в журнал успеваемости две оценки – за умение правильно организовать и провести следственное действие и за умение правильно оформить и зафиксировать его результаты. Для этого по окончании составления протокола проведенного следственного действия преподаватель либо предлагает курсанту озвучить содержание протокола, допущенные ошибки которого обсуждаются вслух совместно с курсантами, либо индивидуально проверяет протокол.

По окончании занятий преподаватель выставляет оценки курсантам за работу на занятии, выборочно собирает на проверку составленные на занятии процессуальные документы.

По результатам работы на практических занятиях в рамках следственного учения (темы 3 раздела) курсанты формируют практикум в виде макета уголовного дела, состоящего из процессуальных и организационно-методических документов.

Материально-техническое обеспечение занятий:

1) дидактические материалы: УК и УПК России, иные нормативные правовые акты, учебники, учебные пособия и документы, материалы архивных уголовных дел, бланки и образцы процессуальных документов, вводные к практическим занятиям и т. п.;

2) технические средства обучения: демонстрационные средства (схемы, стенды, интерактивная доска, видеопроэктор, персональный компьютер (ноутбук), иные печатные устройства и оргтехника) и т. п.;

3) технико-криминалистические средства: следственный чемодан;

4) объекты: наглядные пособия и материалы, макеты и т. п.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

№№ Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия Сам.
Всего Лекц. Сем. Практ.
Раздел I. Организационно-правовые основы расследования преступлений  
1. Предмет, цели, задачи и система дисциплины специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Органы предварительного следствия в системе МВД России.            
2. Общие условия организации расследования преступлений. Планирование в деятельности следователя.            
3. Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа, прокурором и судом.            
4. Организация взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений.            
Раздел II. Выработка навыков и умений по организации и производству следственных и иных процессуальных действий
5. Выработка навыков и умений по организации приема, регистрации и разрешении сообщений о преступлении. Возбуждение уголовного дела.            
6. Выработка навыков и умений по организации и производству отдельных следственных действий            
7. Выработка навыков и умений по организации и производству задержания подозреваемого, привлечению лица в качестве обвиняемого и избранию меры пресечения.      
8. Выработка навыков и умений следователя по принятию решений о движении уголовного дела и розыску скрывшегося обвиняемого.            
9. Выработка навыков и умений организации работы следователя по отдельным направлениям деятельности.            
10. Деятельность следователя по окончанию предварительного следствия.            
Раздел III. Следственное учение. Организация и производство расследования преступлений (на примере кражи из жилища)
11. Деятельность следователя на этапе возбуждения уголовного дела            
12. Деятельность следователя на первоначальном этапе расследования            
13. Деятельность следователя на последующем этапе расследования            
14. Деятельность следователя на заключительном этапе расследования            
  Всего:            
                   

 

Форма промежуточной аттестации: Текущий контроль усвоения курсантами учебного материала осуществляется на семинарах и практических занятиях. Преподаватель оценивает теоретическую подготовленность курсантов, а также качество выполнения практических заданий. Результатом их работы на практических занятиях являются процессуальные и иные документы. Пропущенные занятия курсанты отрабатывают в часы самостоятельной подготовки преподавателю кафедры.

По окончании 7-го семестра курсанты сдают зачет, по окончании 8-го защищают подготовленный на практических занятиях практикум (макет уголовного дела) и сдают экзамен по всем разделам и темам дисциплины. Принятие и оценка практикума осуществляется по окончании изучения дисциплины до начала экзаменационной сессии и служат допуском к сдаче экзамена.


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 2. Общие условия организации расследования преступлений. Планирование в деятельности следователя.

Вид занятия: семинарское

Время занятия: 2 часа

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Организация предварительного следствия в системе МВД России.

2. Основы организации работы начальника следственного отдела, следственного управления.

3. Функциональные и процессуальные обязанности следователя.

4. Виды и структура планов расследования по уголовным делам. Планы отдельных следственных действий, ежедневное планирование.

5. Криминалистическая регистрация (учеты) и статистическая отчетность следователя. Формы статистических карточек, основания и порядок их составления.

Вид занятия: практическое

Время занятия: 2 часа

Цель занятия: закрепление теоретических знаний, умений и навыков планирования расследования преступлений, проведения отдельных следственных действий; выдвижения следственных версий; приобретение умений и навыков составления статистических карточек.

 

На занятиях курсанты должны составить следующие документы:

1. План следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий

В начале занятия преподаватель доводит до курсантов фабулу совершенного преступления. Совместно с ним они обсуждают ее, выдвигают версии, определяют план расследования, а также обстоятельства, подлежащие выяснению при производстве допроса потерпевшей.

Далее преподаватель демонстрирует курсантам принесенные им готовые планы расследования конкретных уголовных дел, объясняет их сущность, содержание, правила и порядок оформления, использования в работе следователем. После чего курсантам предлагается самостоятельно на листе бумаги формата А-4 составить план расследования по доведенной фабуле совершенного грабежа в отношении гр. Орловой О.О.

Фабула: 20 февраля 2012 г. в дежурную часть ОП №6 Приокского района г.Н.Новгорода обратилась гр. Орлова О.О. с заявлением о том, что 20 февраля 2012 г. около 14.00 час. у четвертого подъезда дома 11 по ул. Терешковой г. Н.Новгорода неизвестный ей молодой человек, применяя насилие, открыто похитил, вырвав из ее рук, принадлежащую ей женскую сумку, в которой находились пенсионное удостоверение, выданное на ее имя, деньги в сумме 5000 рублей и сотовый телефон «Самсунг А-800» стоимостью 1000 рублей. С места совершения преступления молодой человек с похищенным имуществом скрылся, причинив Орловой О.О. значительный материальный ущерб на общую сумму 6000 рублей.

2. План допроса потерпевшей Орловой О.О.

По окончании составления курсантами плана расследования преподаватель предлагает определить вопросы, подлежащие выяснению у потерпевшей Орловой О.О, и письменно оформить план ее допроса. При этом преподаватель разъясняет курсантам возможность оформления плана допроса как отдельный документ, так и непосредственно в плане расследования по уголовному делу. Далее курсанты самостоятельно оформляют план.


3. Фрагмент календарного плана по нескольким уголовным делам

Преподаватель раздает курсантам принесенные им на занятие готовые планы расследования конкретных уголовных дел, объясняет сущность и правила составления плана расследования нескольких уголовных дел, находящихся в производстве следователя, эффективности его использования в организации следственной работы. После чего курсантам предлагается самостоятельно на листе бумаги формата А-4 составить план расследования по уголовным делам на несколько дней (по планам, представленным преподавателем, включая план расследования грабежа, совершенного в отношении гр. Орловой О.О.)

По окончании занятия преподаватель выборочно собирает на проверку составленные курсантами планы.

 

ВВОДНАЯ 1.

Фабула: 27 августа 2012 года в 22 час. 55 мин. в дежурную часть ОП №7 Советского района г. Н.Новгорода поступил телефонный звонок от гр. Калашникова Р.В., который сообщил, что 27 августа 2012 года около 22.00 час. неустановленное лицо, находясь у дома 14 по ул. Гаражной г.Н.Новгорода, с применением ножа и насилия, опасного для жизни здоровья, совершило в отношении него разбойное нападение и открыто похитило принадлежащий ему кожаный портфель стоимостью 12 500 рублей, в котором находились также принадлежащие ему денежные средства в сумме 75 450 рублей, мобильный телефон «iPhone 3G» стоимостью 17 000 рублей и документы, в том числе на автомашину. С места преступления лицо, совершившее разбойное нападение, скрылось, причинив Калашникову телесные повреждения и значительный материальный ущерб на сумму 104 950 рублей.

На занятиях курсанты должны составить следующие документы:

1. Протокол осмотра места происшествия – участка местности у четвертого подъезда дома 14 по ул. Гаражной г. Н.Новгорода, где было совершено разбойное нападение на гр. Калашникова Р.В., с участием последнего, специалиста (составить схему места происшествия).

В ходе осмотра места происшествия зафиксировано место совершения преступления, которое хорошо освещается уличными фонарями, на асфальте и в подъезде сотрудниками полиции обнаружены следы вещества бурого цвета, похожего на кровь, на газоне возле бордюра чек об оплате услуг телефонной связи посредством терминала «Киви» и нож у бордюра.

2. Постановление о возбуждении уголовного дела (28.08.2012 г. 01 час. 15 мин.)

3. Уведомление заявителя о возбуждении уголовного дела.

 

Тема 6-7

Вид занятия: практическое

Время занятия: 28 часов

Цель занятий: выработка практических навыков организации, подготовки и проведения конкретных следственных действий с применением знаний об основных тактических приемах, в том числе в условиях противодействия; порядка фиксации и оформления результатов следственных действий, составления процессуальных документов. Усвоение приемов выдвижения следственных версий и приобретение навыков в организации их проверки, закрепление теоретических знаний, умений и навыков в планировании расследования преступлений на первоначальном и последующем этапах расследования, организации и производства следственных действий. Приобретение навыка составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, принятия решений об избрании меры пресечения и ее выборе с учетом конкретных обстоятельств дела.

 

Занятие 6-7.1:

На занятиях курсанты должны составить следующие документы:

1. Постановление о признании Калашникова Р.В. потерпевшим

2. План допроса потерпевшего

3. Протокол допроса потерпевшего Калашникова Р.В.

Потерпевший: Калашников Роман Васильевич, 01.03.1971 г.р., уроженец г. Горького, образование высшее; женат, двое детей, индивидуальный предприниматель; проживает: г. Нижний Новгород, ул. Гаражная 14-64. По месту регистрации Калашников проживает на протяжении 2 лет совместно с женой Калашниковой Верой Михайловной 24.12.1972 года рождения, детьми Кириллом 2007 г.р. и Дарьей 2009 г.р. Зарегистрирован индивидуальным предпринимателем в налоговой инспекции Советского района г.Н.Новгорода.

Показания потерпевшего: 27 августа 2012 года около 22.00 час. на принадлежащем ему автомобиле «Mazda СХ-7» гос. рег. знак А 321 КР 152 рус, он подъехал к своему дому, расположенному по адресу: г. Н.Новгород, ул. Гаражная, 14, припарковал автомашину, вышел из нее и направился к 4 подъезду, где расположена квартира в которой он проживает. В этот момент со спины к нему подошел молодой человек, схватил его за левую руку и приставил к горлу нож с правой стороны, потребовал отдать находившийся при нем портфель. Калашникову удалось увернуться от нападавшего, ударом руки он выбил нож из его руки. Между нападавшим и Калашниковым завязалась борьба, в ходе которой молодой человек чем-то твердым ударил Калашникова по голове, он упал и потерял сознание. Очнувшись примерно через 30 минут, он обнаружил пропажу принадлежащего ему кожаного портфеля стоимостью 12 500 рублей, в котором находились денежные средства в сумме 75 450 рублей (деньги сняты им вечером со счета для выплаты заработной платы сотрудникам офиса), из внутреннего кармана куртки – мобильный телефон «iPhone 3G», стоимостью 17 000 рублей и документы (паспорт, военный билет, документы на автомобиль). Далее он поднялся домой, рассказал о случившемся жене и сообщил о происшедшем в полицию по телефону. Совершившего в отношении него разбойное нападение молодого человека он разглядел, сможет его опознать. Совершенным преступлением ему причинены телесные повреждения, значительный материальный ущерб на общую сумму 104 950 рублей.

 

Занятие 6-7.2:

На занятии курсанты должны составить следующие документы:

4. Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного преступлением

5. Постановление о признании Калашникова Р.В. гражданским истцом

6. Постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы

7. Выемка у потерпевшего Калашникова Р.В. одежды (ветровки, рубашки) и гарантийного талона на похищенный сотовый телефон

Занятие 6-7.3:

На занятии курсанты должны составить следующие документы:

8. План допроса свидетеля – жены потерпевшего – Калашниковой В.М.

9. Допрос свидетеля Калашниковой В.М.

10. План расследования уголовного дела

11. Поручение оперуполномоченным и участковым уполномоченным полиции на отработку места происшествия с целью установления свидетелей и очевидцев, проверку возможных рынков сбыта похищенного, установление лица, совершившего преступление

12. Запрос оператору сотовой связи на установление владельца номера сотового телефона по изъятому с места происшествия чеку

13. Постановления о назначении экспертиз по изъятому ножу: дактилоскопическая - имеются ли на нем следы, пригодные для идентификации; криминалистическая - является ли изъятый нож холодным оружием

Занятие 6-7.4:

На занятии курсанты должны составить следующие документы:

14. Изъятие образцов крови у потерпевшего для сравнительного исследования

15. Отношение на составление субъективного портрета лица, совершившего преступление, со слов потерпевшего Калашникова Р.В. и проверка его по базе «Кримнет» на возможные совпадения с ее данными (результат отрицательный)

16. Постановление о назначении судебно-биологической экспертизы по следам бурого цвета (с предоставлением образцов для сравнительного исследования)

17. Запрос в налоговую инспекцию о доходах Калашникова Р.В., запрос в банк о наличии счета и операции по снятию денег в день совершения преступления; запрос в ГИБДД о предоставлении данных водительских документов, запрос в ОУФМС и военкомат о предоставлении сведений о серии, номере, кем и когда выдан паспорт и военный билет

18. Запрос в ИЦ ГУВД по способу совершения преступления

Занятие 6-7.5:

ВВОДНАЯ 2. В ходе проводимой работы по раскрытию преступления «по горячим следам» сотрудники полиции установили, что номер мобильного телефона (8-919-910-17-19), чек, об оплате которого на сумму 100 рублей, обнаружен на месте происшествия, зарегистрирован на имя Мироновой Надежды Семеновны, проживающей в г. Н.Новгород, ул. Белинского 7-35. Согласно сведениям, полученным из ОУФМС, Миронова Н.С. 1962 года рождения, зарегистрирована по указанному адресу совместно с мужем Мироновым Владимиром Ивановичем 01.10.1960 г.р., дочерью Еленой 1982 г.р. и сыном Дмитрием 1991 г. р.

Предположив, что к совершению преступления может быть причастен сын Мироновой – Дмитрий, оперуполномоченные установили его личность (Миронов похож по приметам с нападавшим), а также наблюдение за подъездом, где он проживает. Примерно через три часа Миронов был задержан в подъезде и доставлен в отдел для проверки на причастность к совершенному преступлению.

При даче объяснения Миронов пояснил, что в настоящее время служит в армии. 17 августа 2012 г. командиром в/ч № 1232, расположенной в г. Калининграде, ему представлен краткосрочный отпуск с пребыванием в г. Н.Новгороде. 20 августа 2012 г. он приехал домой, повидался с родителями, сестрой, а потом к нему в гости пришел друг детства Виноградов Павел, с которым они пошли гулять. Его (Миронова) мама дала ему свой мобильный телефон с номером (8-919-910-17-19). Виноградов П. является наркоманом, «сидит на игле», в ходе разговора он сказал, что наркотик ему помогает «доставать» их общий знакомый – Михайлов Сергей, который в настоящее скрывается от полиции за совершение преступления. Они поужинали в кафе, потом Виноградов П. сказал, что у них с Михайловым договоренность вечером встретиться. Виноградов позвонил Михайлову, который сказал, чтобы они пришли во двор дома 14 по ул. Гаражной. Примерно через час они встретились. Михайлов С. рассказал, что давно наблюдает за этим домом, в нем живут «богатенькие» и предложил совершить им разбой, продемонстрировал им свой нож – «бабочкой», сделанный из металла серебристого цвета под «черненое серебро», с выбрасывающимся лезвием длиной примерно 12 см и сказал, что основную роль берет на себя и чтобы они ничего не боялись. Времени было около 21 часа. Однако они с Виноградовым на его предложение отказались и пошли в ночной клуб «Нирвана», где находились до утра. Во время разговора у подъезда они пили пиво «Балтика-9». Чек об оплате сотовой связи, возможно, он выронил из кармана брюк, когда что-нибудь из него доставал.

Родители Миронова также пояснили, что сын служит в морфлоте. За образцовую службу в августе т.г. ему дали краткосрочный отпуск. До армии он учился в университете им. Лобачевского, однако связался с «плохой» компанией, стал употреблять наркотические средства, и они решили, что лучше ему пойти в армию. Им известно, что сын общался с ранее судимым Михайловым Сергеем - парнем лет 25-30 лет, которого, как им известно, сейчас разыскивает полиция. Также к ним в гости, когда приехал сын, приходил его одноклассник– Виноградов Павел, с которым тот дружит с детства.

На занятии курсанты должны составить следующие документы:

17. План допроса свидетеля Миронова Д.В.

18. Допрос свидетеля Миронова Д.В,

19. Дополнить план расследования с учетом вводной

Занятие 6-7.6:

Занятие проходит в форме деловой игры – инсценировки следственного действия – предъявление лица для опознания. Преподаватель назначает следователя, который формирует из числа курсантов группу участников следственного действия, организовывает и проводит его. Преподаватель выступает в роли защитника, вносимые им замечания позволяют наглядно демонстрировать типичные ошибки, которые в практической деятельности «ведут» к признанию собранных доказательств недопустимыми.

Во время выполнения следственного действия остальные курсанты наблюдают за происходящим, одновременно с курсантом-следователем оформляют протокол следственного действия, а также делают черновые записи о ходе и результатах следственного действия, отмечают положительные моменты или недостатки в действиях участников следственного действия.

Следственное действие проводится в условиях максимально приближенных к действительности, как бы его приходилось проводить в практической деятельности. Выполнение ролей участников следственных действий позволяет курсантам сформировать представление об особенностях поведения участников уголовного судопроизводства.

По окончании следственного действия преподаватель выслушивает курсантов о выявленных ими недостатках и высказывает свои. Указывает на типичные ошибки, допускаемые в практической деятельности следователями при проведении указанного следственного действия. Акцентирует внимание на оформление результатов следственного действия, выслушивает и отвечает на вопросы курсантов. После чего им предлагается самостоятельно оформить протокол следственного действия.

Для наилучшего уяснения порядка производства следственного действия и приобретения навыка его производства возможен дополнительный проигрыш следственного действия тем же составом курсантом с учетом высказанных ошибок или демонстрация проведения следственного действия с соответствующими комментариями самим преподавателем.


На занятии курсанты должны составить следующие документы:

20. Протокол предъявления для опознания свидетеля Миронова потерпевшему Калашникову (Калашников пояснил, что Миронова ранее никогда не видел).

 

Занятие 6-7.7:

ВВОДНАЯ 2.

В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлены:

Михайлов Сергей Владимирович, 15 августа 1983 года рождения, уроженец г. Горького, холост, детей нет, проживает по адресу: г. Н. Новгород, ул. Радужная 11-32, ранее судим 20.01.2008 г. по ч. 2 ст.161 УК РФ Выксунским судом к трем годам лишения свободы, освобожден по отбытию срока в декабре 2010 г., не работает.

Виноградов Павел Алексеевич, 17 сентября 1991 года рождения, уроженец г. Горького, холост, детей нет, проживает по адресу: г.Н.Новгород, ул. Белинского 11-82, ранее не судим, состоит на учете у врача психиатра в связи с заболеванием «эпилепсия», а также у нарколога с диагнозом «опийная наркомания».

На занятии курсанты должны составить следующие документы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.097 с.)