Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в криминалистику

Поиск

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

 

 

Криминалистика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКое пособИЕ для слушателей (студентов) факультета внебюджетного образования

 

 

НОВОКУЗНЕЦК

Криминалистика: учебно-методическое пособие / сост. Ж. Ю. Кабанова. – Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России. 2012. – с. 91.

 

 

Учебно-методическое пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов по криминалистике для слушателезаочнойй формы обучения по специальности: 030501.65 – юриспруденция.

Учебно-методическое пособие составлено на основе обобщения опыта преподавания криминалистики в гражданских вузах, образовательных учреждениях МВД и ФСИН России по очной и заочной формах обучения. Комплект учебно-методических материалов выполнен так, что каждый его элемент может быть использован самостоятельно. Учебные материалы построены на межпредметном и практико-ориентированном принципе и могут быть интересны не только студентам, слушателям, но и педагогам, методистам и другим заинтересованным лицам.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 

Пояснительная записка……………………………………………………

Примерный модульно-компетентностный план дисциплины

Содержание учебной дисциплины.

Методические рекомендации по самостоятельной работе слушателей (студентов) на лекциях……………………………………………………..

Планы практических занятий слушателей (студентов)………………….

Методические рекомендации по подготовке к зачету и экзамену

Примерный перечень вопросов к зачету

Примерный перечень вопросов к экзамену

Общие методические рекомендации по самостоятельной работе слушателей (студентов) в часы самоподготовки………………………………………

Задания для самостоятельной работы слушателей (студентов) по модулям № 1 и № 2…………………………………………………………………..

Тесты для самоконтроля…………………………………………………..

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из основных условий эффективной работы правоохранительных органов в борьбе с преступностью, особенно в настоящее время, является профессиональная подготовка юристов. Среди них определенное место занимает заочная форма обучения.

В учебном плане, по которому обучаются, среди немалого количества дисциплин есть и криминалистика.

Что это за наука, когда она появилась, каковы ее задачи, что составляет ее предмет, для чего ее необходимо изучать будущим юристам – все это слушатели (студенты) узнают на учебных занятиях.

Федеральный компонент образовательного стандарта как учебного предмета включает:

§ цели изучения дисциплины;

§ обязательный минимум содержания образовательной программы;

§ требования к уровню подготовки выпускника.

Цель криминалистики направлена на развитие предметной[1], учебно-познавательной[2], компенсаторной[3], коммуникативной[4] компетенций.

Федеральный компонент образовательного стандарта криминалистики построен с учетом особенностей, в число которых входят:

§ межпредметность, т.е. информация из разных областей знаний уголовным правом, уголовно-процессуальных правом (уголовным процессом), уголовно-исполнительным правом, криминологией, оперативно-розыскной деятельностью, правоохранительными органами, судебной медициной, судебной психиатрией, судебной психологией, философией, этикой, логикой и других юридических, общественных, естественных и технических наук;

§ полифункциональность (криминалистика может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний).

При изучении дисциплины «криминалистика» у слушателей (студентов) развиваются предметные компетенции и рефлексивные умения – умение видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои потребности возможности.

В предлагаемом учебно-методическом пособии представлен компетентностный подход способов работы и способов действий курсантов в будущем профессиональном самоопределении.

Особенность этого учебно-методического пособия заключается в системе конкретных методических стратегий, направленных на достижение курсантами следующих результатов:

§ умение работать с постоянно растущим и обновляющимся потоком информации в области криминалистика;

§ умение решать проблемы;

§ умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, способности самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).

Изучив криминалистику, выпускники должны:

1. Знать:

§ основные положения общей теории криминалистики, криминалистические понятия и категории;

§ технико-криминалистические средства и методы обнаружения, выявления, фиксации и изъятия следов преступлений;

§ тактику производства следственных (процессуальных) действий;

§ формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;

§ методики раскрытия, расследования преступлений отдельных видов и групп.

2. Уметь:

§ применять методы криминалистики в практической деятельности при раскрытии и расследовании преступлений;

§ применять технико-криминалистические средства и методы;

§ применять способы выявления, обнаружения, фиксации и изъятия следов преступной деятельности;

§ правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований;

§ анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений эксперта (специалиста);

§ использовать в процессе раскрытия и расследования преступлений оперативно-розыскные, криминалистические и справочные учеты;

§ планировать и осуществлять проверку сообщений о преступлениях;

§ планировать и производить расследования преступлений;

§ анализировать исходные следственные ситуации;

§ выдвигать и проверять при осуществлении предварительной проверки сообщений о преступлениях и в ходе расследования преступлений криминалистические версии;

§ устанавливать, исходя из материальной обстановки на месте происшествия, способ действий преступника и сведения о его личности;

§ использовать тактические приемы при проведении следственных (процессуальных) действий, тактических операций, комбинаций.

§ рассуждать, беседовать в рамках изученной тематики и проблематики;

§ вести диалог, используя оценочные суждения в рамках изучаемой проблемы;

§ использовать частные методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений.

3. Владеть:

§ навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, выявления, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств;

§ навыками составления процессуальных документов и протоколов следственных действий;

§ навыками оценки и использования доказательств;

§ навыками применения тактических приемов при производстве следственных (процессуальных) действий;

§ навыками методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений.

Учебно-методические материалы, входящие в настоящее издание, созданы на основе анализа проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», квалификация – юрист; обобщения опыта преподавания криминалистики в гражданских вузах, образовательных учреждениях МВД и ФСИН России на очной и заочной формах обучения. Комплект учебно-методических материалов выполнен так, что каждый его элемент может быть использован самостоятельно. Опубликованные учебные материалы построены на межпредметном и практико-ориентированном принципе и могут быть интересны ни только студентам (слушателям), но и педагогам, методистам и другим заинтересованным лицам.


ПРИМЕРНЫЙ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

для заочной внебюджетной формы обучения

по специальности 030501.65– юриспруденция

 

№ п/п     Номер модуля и его содержание   Наименование тем   Всего часов Ауд. часы Кол-во часов по видам занятий Результат обучения: знания, умения и формируемые компетенции  
лекции семин. практ. самост. работа  
Раздел 1. Введение в криминалистику.  
1. Модуль 1 Т.1. Т.1. Объект, предмет, система, задачи и методы криминалистики.             Знания:знать основные понятия: предмет, объекта, задачи, методы, система науки криминалистики. Умения:уметь оперировать указанными понятиями и применять методы криминалистики при раскрытии и расследовании преступлений. Компетенции:владеть понятиями:предмет, объект криминалистики; определять значение и место криминалистики среди других наук; применять методы криминалистики при проведении следственных, неотложных следственных (процессуальных) действий, а также при раскрытии и расследовании отдельных видов и групп преступлений.  
  Модуль 1 Т.2. Т.2. История развития криминалистики.             Знания:знатьисторию развития криминалистики. Умения:уметь определять и различать этапы развития истории криминалистики. Компетенции: понимание и расширение представления об истории развития криминалистика.  
3. Модуль 1. Т. 3. Т.3. Криминалистическая идентификация (теоретические основы). Криминалистическая диагностика.               Знания:знатьпонятие, значение криминалистической идентификации и диагностики, объекты, виды, формы стадии идентификации. Умения:уметь применять теоретические знания криминалистической идентификации и криминалистической диагностики при раскрытии и расследовании преступлений. Компетенции: владение методами идентификации и диагностики и применение их при раскрытии и расследовании преступлений.  
  Итого по модулю 1:                  
КОНТРОЛЬ МОДУЛЯ 1 (Т. 1-3) – проверка конспекта по теме № 2 «История развития криминалистики».
Раздел 2. Криминалистическая техника.
4.   Модуль 2. Т. 4. Т. 5.   Т.4. Общие положения криминалистической техники                 Знания:знатьпонятие и основные элементы криминалистической техники. Понятие и виды технико-криминалистических средств и методов; понятие и виды криминалистической фотографии, методы и средства фиксации следов преступлений, следственных действий с помощью фотографирования, видео и звукозаписи. Умения:уметь применять технико-криминалистические методы и средства фотографирования, видео и звукозаписи при фиксации следов преступлений, следственных действий. Компетенции: владеть навыками по использованию и применению технико-криминалистических средств и методов при фиксации следов преступлений, производстве следственных действий с помощью фото, видео и звукозаписи.  
Т.5. Криминалистическая фотография, видео и звукозапись              
5. Модуль 2. Т. 6. Т.6. Криминалистическая трасология.             Знания:знать понятие и систему трасологии, классификацию следов и их криминалистическое значение; способы их обнаружения, выявления, закрепления, фиксации и изъятия; правила назначения трасологических экспертиз. Умения: уметь обнаруживать, выявлять, закреплять, фиксировать, изымать, упаковывать следы рук, ног, транспортных средств, орудий взлома и инструментов, следы губ, ногтей в зависимости от их классификации; правильно их описывать в протоколах следственных действий; назначать трасологические экспертизы; уметь интерпретировать содержание заключения эксперта. Компетенции: владеть навыками работы с различными следами на месте происшествия. Владеть навыками по назначению трасологических экспертиз.  
6. Модуль 2. Т. 7. Т.7. Криминалистическое оружиеведение.             Знания:знатьпонятие и объекты судебной баллистики; классификацию огнестрельного и холодного оружия; классификацию следов от применения огнестрельного и холодного оружия, правила работы с этими следами; правила назначения баллистических экспертиз, а также экспертиз холодного и метательного оружия. Умения:уметь работать со следами огнестрельного и холодного оружия при осмотре места происшествия; назначать баллистические экспертизы, а также экспертизы холодного и метательного оружия. Компетенции: владеть навыками работы с объектами криминалистического оружиеведения; а также, назначать баллистические экспертизы и экспертизы холодного и метательного оружия  
7. Модуль2 Т.8. Т. 9. Т. 8. Криминалистическое почерковедение. Технико-криминалистическое исследование документов (ТКЭД).             Знания:знатьпонятие ТКЭД и криминалистического почерковедения, признаки почерка способы и признаки подделки документов. Знать правила назначения технико-криминалистических, автороведческих, почерковедческих экспертиз. Знать понятие габитоскопии и признаки элементов внешности человека. Умения:уметь осматривать документы; выявлять общие и частные признаки подделки документов, почерка. Назначатьтехнико-криминалистические, автороведческие, почерковедческие экспертизы. Составлять словесный и субъективный портреты. Компетенции: владеть навыками работы с текстами, различать способы и признаки подделки документов; выявлять общие и частные признаки почерка; отбирать образцы для сравнительного исследования при назначении соответствующих экспертиз; Назначать технико-криминалистические, автороведческие, почерковедческие экспертизы. Владеть навыками работы с признаками внешности человека, составлять словесный и субъективный портреты.  
Т.9. Криминалистическая габитоскопия              
8. Модуль 2. Т. 10. Т.10. Иные направления исследования в криминалистической технике.             Знания:знатьпонятие одорологии, а также правила работы со следами запаха, материалами, веществами и изделиями из них. Умения: уметь работать со следами запаха, материалами, веществами и изделиями из них. Назначать соответствующие экспертизы. Компетенции:владеть навыками работы со следами запаха, материалов, веществ и изделий из них. Назначать соответствующие экспертизы.  
  Модуль 2. Т. 11. Т. 11. Информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности. (Криминалистическая регистрация)               Знания:знать понятие, содержание и правовые основы криминалистической регистрации, систему криминалистической регистрации. Умения: уметьразличатьвиды криминалистических учетов и использовать их при раскрытии и расследовании отдельных видов (групп) преступлений. Компетенции:владеть навыками по использованию криминалистических учетов при раскрытии и расследовании отдельных видов (групп) преступлений.  
  Итого по модулю 2:                
Раздел 3. Криминалистическая тактика.  
11.   Модуль 3. Т. 12 Т. 13 Т. 14 Т. 12. Общие положения криминалистической тактики             Знать основные понятия (тактический прием, тактическая комбинация, операция, виды тактических приемов) и структуру криминалистической тактики. сущность и виды следственного осмотра, освидетельствования и эксгумации, а также тактические приемы, используемые при проведении этих следственных действиях. Умения:уметь пользоваться тактическими приемами при проведении различных видов следственного осмотра и освидетельствования. Компетенции:способностьвладеть криминалистической терминологией и навыками применения тактических приемов, комбинаций при проведении указанных следственных действий.  
Т. 13.Тактика следственного осмотра и освидетельствования.              
Т. 14. Эксгумация              
12. Модуль 3. Т. 15. Т. 16 Т. 15. Тактика допроса и очной ставки             Знать понятие значение и виды допроса и очной ставки, стадии их производства, понятие и виды предъявления для опознания, особенности проведения данного следственного действия. Умения:уметь пользоваться тактическими приемами при проведении различных видов следственного осмотра и освидетельствования. Компетенции:способностьвладеть криминалистической терминологией и навыками применения тактических приемов, комбинаций при проведении указанных следственных действий.    
Т. 16. Тактика предъявления для опознания              
13. Модуль 3. Т. 17. Т. 18. Т. 19 Т.17. Тактика обыска и выемки             Знания:знать понятие значение и виды обыска и выемки, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, особенности проведения данных следственных действий. Умения:уметь пользоваться тактическими приемами при проведении различных видов следственного осмотра и освидетельствования. Компетенции:способностьвладеть криминалистической терминологией и навыками применения тактических приемов, комбинаций при проведении указанных следственных действий.  
Т. 18. Тактика следственного эксперимента.              
Т.19. Тактика проверки показаний на месте.              
14. Модуль 3. Т. 20. Т. 21 Т. 20. Тактика контроля и записи переговоров.             Знания:знать сущность и процедуру прослушивания и записи переговоров, понятие и виды образцов для сравнительного исследования, технологию их получения, тактические приемы, получаемые при их получении. Общие криминалистические правила назначения и производство судебных экспертиз. Умения: уметь оперировать понятиями, првильно ставить перед экспертами вопросы, получать образцы для сравнительного исследования, анализировать и интерпретировать содержание заключений эксперта. Компетенции:владеть криминалистической терминологией и навыками работы при назначении и производстве судебных экспертиз.  
Т. 21. Назначение и производство судебных экспертиз. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.              
  Итого по модулю 3:                
Контроль модуля 3 (Т. 12 -21) – проверка рабочей тетради с выполнением самостоятельной работы в соответствии с графиком  
Раздел 4. Методика расследования отдельных видов преступлений  
15. Модуль 4. Т. 22. Т.23. Т. 24. Т.25. Т. 26.   Т.22. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений. Криминалистическая характеристика преступлений             Знания:знать понятие и виды криминалистической методики расследования преступлений, структуру частной методики, понятие и элементы криминалистической характеристики преступлений, а также, теоретические положения методик расследования убийств, изнасилования, краж, грабежей и разбоев, мошенничества, присвоения или растраты. Умения:уметь применять теоретические положения методик расследования указанных видов преступлений на практике. Раскрывать и расследовать названные виды преступлений. Компетенции: владеть навыками по раскрытию, расследованию рассматриваемых видов преступлений. .  
Т. 23. Методика расследования убийств              
Т. 24. Методика расследования изнасилования              
Т. 25. Особенности расследования краж, грабежей и разбоев              
Т. 26. Методика расследования мошенничества, присвоения или растраты              
    Т. 27 Т.28 Т. 29 Т. 30     Т. 27. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ             Знания:знать особенности методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, транспорта. Умения:уметь применять теоретические положения методик расследования указанных видов преступлений на практике. Осуществлять планирование расследования названных преступлений в целом, а также отдельных следственных и неотложных следственных действий. Определять и анализировать следственную ситуацию на конкретном этапе расследования указанных видов преступлений. Выдвигать и проверять криминалистические версии. Применять тактические приемы при производстве проверочных, следственных, неотложных следственных действий. Компетенции: владеть навыками методики раскрытия и расследования указанных видов преступлений.  
Т. 28. Методика расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними              
Т. 29. Методика расследования групповых и организованных преступлений     Т. 30. Методика расследования нераскрытых преступлений прошлых лет              
КОНТРОЛЬ МОДУЛЯ 4 (Т. 22 -30) – проверка рабочей тетради с выполнением самостоятельной работы в соответствии с графиком
                               

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль № 1.

РАЗДЕЛ 3. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Модуль № 4.

Тема № 12. Общие вопросы организации работы по раскрытию и расследованию преступлений

Понятие и принципы организации работы по раскрытию преступлений. Значение организационных вопросов в криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений.

Действия работников милиции при получении информации о событии, имеющем признаки преступления.

Проверка поступивших заявлений и сообщений о преступлениях и решение вопроса о возбуждении уголовного дела. Формы и методы проверки, оформление ее результатов.

 

Модуль №5.

Тема № 17. Общие положения криминалистической тактики

Понятие и содержание криминалистической тактики. Связь криминалистической тактики с другими частями криминалистики, юридическими и другими науками, практикой раскрытия и расследования преступлений. Система криминалистической тактики. Основные понятия криминалистической тактики. Источники криминалистической тактики. Тактика процессуальных действий как основная часть этого раздела криминалистики. Понятие, виды, цели и этапы следственного действия.

Тактико-криминалистические приемы и рекомендации. Классификация приемов. Требования, предъявляемые к тактико-криминалистическим приемам. Сочетание эффективности и строгого соответствия требованиям законности как основной критерий эффективности тактического приема. Тактические и оперативно-тактические операции, тактические комбинации. Тенденции развития криминалистической тактики.

 

Тема № 19. Эксгумация

Понятие и виды эксгумации.

Случаи производства эксгумации трупа. Последовательность и тактические особенности данного процессуального действия.

 

Модуль № 6.

Модуль № 7.

Тема № 27. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений. Криминалистическая характеристика преступлений

Понятие и предмет методики расследования отдельных видов и групп преступлений. Ее связь с другими разделами науки криминалистики.

Источники криминалистической методики. Структура криминалистической методики (общих положений и частных методик). Виды методик расследования.

Понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений. Элементы криминалистической характеристики. Понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению. Понятие и содержание следственной ситуации. Криминалистическая ситуация и версия. Значение ситуационного подхода при разработке приемов и рекомендаций криминалистической методики. Моделирование при расследовании преступления.

Периодизация расследования (этапы расследования преступлений).

Тенденции развития криминалистической методики. Методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям и др.).

 

 

Психотропных веществ

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Особенности возбуждения уголовного дела. Документы, оформляемые при обнаружении наркотических средств или психотропных веществ. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Типичные ситуации первоначального этапа расследования различных видов незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. Особенности тактики первоначальных следственных действий. Последующие следственные действия.

Экспертизы по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ и разрешаемые ими вопросы. Использование помощи специалистов в подготовке материалов и назначении судебных экспертиз.

Особенности взаимодействия следователя с органами дознания, лечебными учреждениями. Использование помощи общественности, средств массовой информации при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

Организованных преступлений

Криминалистическая характеристика групповых и организованных преступлений. Виды преступных групп. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о групповых преступлениях (дополнительно к обстоятельствам, типичным для преступлений конкретного вида). Обстоятельства, указывающие на совершение преступления группой, которые выявляются при осмотре места происшествия. Основные признаки, характеризующие организованную преступную группу или преступное сообщество.

Общие методические требования, обеспечивающие эффективность расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. Особенности тактики следственных действий по делам данной категории. Участие специалистов в подготовке и производстве следственных действий.

Особенности взаимодействия следователя с оперативно-розыскными аппаратами. Использования возможностей ФСБ и других служб при расследовании групповых и организованных преступлений.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СЛУШАТЕЛЕЙ (СТУДЕНТОВ) НА ЛЕКЦИЯХ

 

Эффективность освоения слушателями (студентами) учебных дисциплин зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях. Важно понять, что лекция не является копией учебника, а скорее – обобщением многочисленной литературы, авторской разработкой, которая отражает опыт преподавателя его представления о том, что слушатель (студент) должен знать. На лекции преподаватель может кратко осветить наиболее важные и проблемные вопросы, либо наоборот дать максимум информации по изучаемой теме. На лекции может быть всесторонне рассмотрена как одна тема, соответствующая одному вопросу экзамена или зачета, так и несколько смежных тем. В последнем случае лекцию следует рассматривать как «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть обучающийся. Для ответа на экзамене или зачете простого воспроизведения текста таких лекций недостаточно. Это не означает, что подобные лекции необязательны для конспектирования и усвоения. Правильно законспектированный лекционный материал позволяет слушателю (студенту) создать устойчивый фундамент для самостоятельной подготовки, дает возможность получить и закрепить полезную информацию. Именно на лекции создаются основы для эффективной и плодотворной работы с информацией, которая нужна слушателю (студенту) как в профессиональной, так и в повседневной жизни.

Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа слушателя (студента) на лекции заключается в осмыслении новой информации и ее краткой рациональной записи.Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Некоторые слушатели (студенты) пытаются записывать все содержание излагаемого материала. Это приводит к тому, что они автоматически выключаются из числа активно мыслящих лиц. Вся их энергия и внимание направлены на то, чтобы записать все услышанное. В результате на осмысление лекционного материала не остается времени. Воспринять и понять записанный, но не осмысленный, материал впоследствии гораздо труднее и может привести к затруднениям при подготовке к зачетам и экзаменам. Для выполнения слушателем (студентом) сразу двух видов работы, то есть осмысленного прослушивания лекции и ее правильной записи, нужно сосредоточиться на содержании излагаемого материала и овладеть навыком быстрого письма. Каким же образом можно ускорить процесс конспектирования лекции?

Во-первых, слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит слушателю (студенту) уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию. В связи с этим нелишне перед началом лекции бегло просмотреть учебники или прежние конспекты по изучаемым предметам. Это станет первичным знакомством с тем материалом, который прозвучит на лекции, а также создаст необходимый психологический настрой.

Во-вторых, чтобы правильно и быстро конспектировать лекцию важно учитывать, что способы подачи лекционного материала могут быть разными. Преподаватель может диктовать материал, рассказывать его, не давая ничего под запись, либо проводить занятие в форме диалога со слушателями (студентами). Чаще всего можно наблюдать соединение двух или трех вышеназванных способов.

Так или иначе, независимо от способа прочтения лекции слушателю (студенту) важно найти баланс между активным слушанием и конспектированием. Практика показывает, что удачное решение этой проблемы позволяет обучающимся длительное время хранить в памяти сведения, полученные им на лекции.

В-третьих, эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны. Однако существуют некоторые наиболее употребляемые и целесообразные приемы записи лекционного материала.

1. Запись лекции можно вести в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Количество и краткость тезисов может определяться как преподавателем, так и слушателями (студентами). Естественно, что такая запись лекции требует впоследствии обращения к дополнительной литературе.

2. Кроме тезисов важно записывать примеры, доказательства, имена ученых, зарисовывать схемы. Значительно облегчают понимание лекции те схемы и графики, которые вычерчивает на доске преподаватель или демонстрирует их на интерактивной доске. По мере возможности слушатели (студенты) должны переносить их в тетрадь рядом с тем текстом, к которому эти схемы и графики относятся. Следует помнить, что яркий запоминающийся пример является добавочным элементом к основному материалу лекции и не может его полностью заменить.

3. Хорошо если конспект лекции дополняется собственными мыслями, суждениями, вопросами, возникающими в ходе прослушивания содержания лекции. Те вопросы, которые возникают у слушателя (студента) при конспектировании лекции, не всегда целесообразно задавать сразу при их возникновении, чтобы не нарушить ход рассуждений преподавателя. Обучающийся может попытаться ответить на них сам в процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям, либо обсудить их с преподавателем на консультации.

4. Важно и то, как будет расположен материал в лекции. Если запись тезисов ведется по всей строке, то целесообразно отделять их время от времени красной строкой или пропуском строки. Примеры же и дополнительные сведения можно смещать вправо или влево под тезисом, а также на поля. Имеет значение и то какую тетрадь использует слушатель (студент). Так, наличие полей в тетради позволяет не только получить «ровный» текст, но и дает возможность при необходимости вставить важные дополнения и изменения в конспект лекции.

5. При составлении конспектов необходимо использовать основные навыки стенографии. Так в процессе совершенствования навыков конспектирования лекций важно выработать индивидуальную систему записи материала, научиться рационально сокращать слова и отдельные словосочетания. Например, рекомендуется следующим образом сокращать общеупотребительные слова: может быть – м. б., например – напр. или н-р., таким образом – т. о., и т. д.

Практика показывает, что не всегда слушателю (студенту) удается успевать записывать слова лектора даже при использовании приемов сокращения слов. В этом случае допустимо обратиться к лектору с просьбой повторить сказанное. При обращении важно четко сформулировать просьбу, указать какой отрывок необходимо воспроизвести еще раз. Однако не всегда удобно прерывать ход лекции. В этом случае можно оставить пропуск, и после лекции устранить его при помощи конспекта соседа. Важно сделать это в короткий срок, пока свежа память о воспринятой на лекции информации.

6. Самостоятельную работу на лекции слушателю (студенту) может облегчить применение ими технических средств: диктофона, ноу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.27.119 (0.013 с.)