Тема №1. Объект, предмет, система, задачи и методы криминалистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Объект, предмет, система, задачи и методы криминалистики



ЗАДАНИЕ 1

Изучить тему № 1, согласно учебным вопросам.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие, объект и предмет криминалистики.

2. Задачи криминалистики.

3. Система криминалистики.

4. Взаимосвязь криминалистики с другими науками.

5. Методология криминалистики.

 

ЗАДАНИЕ 2

В целях самоконтроля, ответьте в устной форме на следующие вопросы:

1. Что является объектом криминалистики?

2. Какова структура преступной деятельности?

3. Какова структура деятельности по раскрытию, расследованию предупреждению преступлений, рассмотрению и разрешению уголовных дел?

4. В чем состоит предмет науки криминалистики?

5. Перечислите задачи науки криминалистики?

6. Какова природа науки криминалистики?

7. Что включается в систему криминалистики?

8. Какова связь криминалистики с общественными и юридическими науками?

9. Какова роль криминалистики в деятельности правоохранительных органов по обнаружению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений на современном этапе?

10. Какова роль криминалистики в деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел в суде?

11. Как используются общенаучные и специальные методы в раскрытии и расследовании преступлений? Приведите примеры.

 

Методические рекомендации

Для самостоятельного изучения данной темы, в первую очередь следует обратиться к модульно-компетентностному плану, в котором указаны часы для самостоятельного изучения темы, а также умения, знания, компетенции, которыми должен овладеть слушатель (студент). После чего, необходимо адресоваться к разделу «содержание дисциплины», к теме № 1 и ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы к указанной теме в разделе «учебно-методическое обеспечение».

Изучать данную тему необходимо согласно учебным вопросам, указанным в задание №1, воспользовавшись лекционным материалом, обязательной учебной литературой и по своему усмотрению дополнительной литературой. После изучения темы, проверьте свои знания по теме, ответив на вопросы, указанные в задание №2.

 

Тема № 2. История развития криминалистики

ЗАДАНИЕ 1

Изучить тему № 2.

ЗАДАНИЕ 2

В целях самоконтроля, ответьте в устной форме на следующие вопросы:

1. Сколько этапов в развитии криминалистики Вы можете выделить? Назовите каждый из этапов и их охарактеризуйте.

2. Назовите известных ученых криминалистов, чьи имена связаны с каждым этапом развития криминалистики.

 

Методические рекомендации

 

Для самостоятельного изучения данной темы, в первую очередь следует обратиться к модульно-компетентностному плану, в котором указаны часы для самостоятельного изучения темы, а также умения, знания, компетенции, которыми должен овладеть слушатель (студент). После чего, необходимо адресоваться к разделу «содержание дисциплины», к теме № 1 и ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы к указанной теме в разделе «учебно-методическое обеспечение».

Изучать данную тему можно как по обязательной учебной литературой, так и по своему усмотрению, по дополнительной литературе. После изучения темы, проверьте свои знания по теме, ответив на вопросы, указанные в задание №2.

 

 

 

Тема №3. Криминалистическая идентификация (теоретические основы). Криминалистическая диагностика.

Изучить тему № 3, согласно учебным вопросам.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие и значение криминалистической идентификации.

3. Объекты криминалистической идентификации.

4. Формы и виды криминалистической идентификации.

5. Криминалистическая диагностика.

 

ЗАДАНИЕ 2

В целях самоконтроля, ответьте в устной форме на следующие вопросы:

1. Дайте понятие криминалистической идентификации.

2. Назовите виды криминалистической идентификации.

3. Каковы формы криминалистической идентификации?

4. Что следует понимать под идентифицирующим и идентифицируемым, проверяемым и искомым объектами?

5. Что такое идентификационное поле?

6. Что следует понимать под идентификационным промежутком времени?

7. Перечислите стадии криминалистической идентификации.

8. Что следует понимать под криминалистической диагностикой?

9. Каково соотношение криминалистической идентификации и криминалистической диагностики?

 

ЗАДАНИЕ 3.

Письменно, в рабочей (лекционной тетради) решить обоснованно задачи.

 

Задача 1.

В г. Калтане Кемеровской обл. соседями по квартире был обнаружен труп гражданки М., убитой у себя в квартире.

В одной из комнат на узком мягком диване, к которому придвинут круглый столик

Лежит труп женщины на вид около 30-ти лет. На затылке обнаружена глубокая рана треугольной формы. Под головой на диване обильная лужа крови. На спинке дивана множество брызг крови, расположенных веером. Как установлено, хозяйка квартиры проживала одна.

Дальнейший осмотр показал, сто возле круглого столика, придвинутого вплотную к дивану, стоят два стула. На столике – две наполовину опорожнены бутылки ликера, ваза с грушами. Рядом на столе недоеденная груша с хорошо запечатлевшими следами надкуса. В комнате царит беспорядок: ящики стола выдвинуты, дверцы серванта открыты, из платяного шкафа выброшены веще. На многих предметах, бутылках, полированной мебели обнаружены следы пальцев рук. В камине найден никелированный утюг с подтеками крови. На ручке утюга – следы рук в частности – ладони.

Какие из упомянутых выше объектов являются идентифицируемыми и какие идентифицирующими?

 

Задача 2.

Во дворе дома был обнаружен труп молодой девушки. Осмотром установлено, что на месте убийства имела место борьба. Возле трупа обнаружена пуговица военного образца. Следы ног вели к выходу по заснеженной дороге к городу. Было обращено внимание на дорожку следов: правый шаг был короче левого, а рядом с дорожкой расположились следы скользящей руки, окрашенный в цвет, сходный с цветом крови. Окраска этих следов по своей интенсивности убывала и через 10-15 метров они исчезли.

Следователь, проанализировав вышеуказанные следы, дал четкое определение о некоторых важных групповых признаках лиц, оставившего эти следы - вероятно, участника убийства.

И, действительно, благодаря выделенной группе признаков оказалось, что людей с такими приметами в этом небольшом районном центре всего трое.

Определите идентифицируемые и идентифицирующие объекты. Определите наиболее узкую группу лиц, к которой относился убийца.

 

Задача 3.

Из металлического шкафа, окрашенного в синий цвет, с помощью отжима двери была похищена значительная сумма денег. На квартире у подозреваемого был найден ломик, рабочая поверхность которого содержала частицы синий краски.

Какой из объектов: шкаф и след ломика на его поверхности, является идентифицируемым, а какой - идентифицирующим?

Может ли обнаруженная на ломике краска рассматриваться в качестве идентифицирующего объекта?

 

Задача 4.

При обыске на дому у подозреваемого в подделке документов был обнаружен струйный принтер и емкость с чернилами для его заправки. Как выяснилось в ходе допроса, подозреваемый изготавливал чернила по собственному оригинальному рецепту.

Можно ли идентифицировать чернила, изготовленные по индивидуальному рецепту?

 

Задача 5.

В результате ночной стрельбы, открытой из табельного оружия (пистолет Макарова) тремя военнослужащими, ехавшими в кузове грузового автомобиля, случайно был убит находившийся в кабине водителя пассажир. Экспертиза установила, что смертельное ранение было получено от пули, выстрелянной из оружия с сильно изношенным стволом. Такой пистолет принадлежал только одному из участников происшествия.

Является ли проведенная экспертиза идентификационной?

 

Методические рекомендации

Для самостоятельного изучения данной темы, в первую очередь следует обратиться к модульно-компетентностному плану, в котором указаны часы для самостоятельного изучения темы, а также умения, знания, компетенции, которыми должен овладеть слушатель (студент). После чего, необходимо адресоваться к разделу «содержание дисциплины», к теме № 3 и ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы к указанной теме в разделе «учебно-методическое обеспечение».

Изучать данную тему необходимо согласно учебным вопросам, указанным в задание №1, воспользовавшись лекционным материалом, обязательной учебной литературой и по своему усмотрению дополнительной литературой. После изучения темы, проверьте свои знания по теме, ответив на вопросы, указанные в задание №2. Если Вы путаете понятия «идентифицирующий объект», «идентифицируемый объект», выпишите еще раз себе в тетрадь эти понятия и тщательно их проанализируйте. После чего, приступайте к решению задач.

При решении каждой задачи, старайтесь мысленно представлять каждую ситуацию, выдвигать определенные версии. Старайтесь рассуждать, т.е. выводить следствие из каждой версии. Все свои рассуждения записывайте в тетрадь. Например, «на ручке утюга обнаружены следы рук. Из данного обстоятельства можно выдвинуть версию, что эти следы могли оставить: лицо, совершившее преступление, сама пострадавшая, или иное лицо. Поэтому след, обнаруженный на ручке утюга следует идентифицировать с отпечатками пострадавшей, преступником или иным лицом. Исходя из этого, след, оставленный на ручке утюга является идентифицирующим, а пальцы того человека, который оставил след, например, пострадавшего – идентифицируемые».

 

РАЗДЕЛ 2. Криминалистическая техника

МОДУЛЬ 2. (Т. 4-11)

Тема № 4. Общие положения криминалистической техники

ЗАДАНИЕ 1

Изучить тему № 4, согласно учебным вопросам.

Учебные вопросы:

1. Понятие и система криминалистической техники.

2. Технические средства для обнаружения, выявления, изъятия и фиксации различных видов следов.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

В целях самоконтроля, ответьте в устной форме на следующие вопросы:

1. Дайте понятие криминалистической техники.

2. Какова система криминалистической техники?

3. В чем прослеживается связь криминалистической техники с другими разделами науки криминалистики?

4. Каковы тенденции развития криминалистической техники?

 

Тема № 5. Криминалистическая фотография, звуко- и видеозапись.

ЗАДАНИЕ 1

Изучить тему №5, согласно учебным вопросам.

Учебные вопросы:

1. Понятие криминалистической фотографии и ее значение при раскрытии и расследовании преступлений.

2. Виды криминалистической фотографии.

3. Методы судебно-следственной фотографии.

4. Частные приемы фотографирования.

5. Применение звуко-и видеозаписи.

 

ЗАДАНИЕ 2

В целях самоконтроля, ответьте в устной форме на следующие вопросы:

1. Дайте понятие криминалистической фотографии.

2. Какова система криминалистической фотографии?

3. Назовите виды криминалистической фотографии.

4. Что следует понимать под судебно-следственной, оперативной, судебно-экспертной фотографиями?

5. Перечислите методы судебно следственной фотографии.

6. В чем заключается панорамная, измерительная, опознавательная фотосъемка?

7. Какова сущность ориентирующей, обзорной, узловой и детальной фотосъемки?

8. Каково процессуальное оформление применения фотосъемки и видеозаписи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.023 с.)