Вопрос №1. Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики: взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №1. Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики: взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции.



Экономические методы управления

Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.

Основной экономический метод, применяемый при управлении подразделений предприятия, – внутрипроизводственный хозяйственный расчет, исходными положениями которого являются:
– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;
– предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;
– разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;
– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:
1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;
2) дополнительные выплаты;
3) штрафы.В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления

Организационно-распорядительные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:
– организационное проектирование;
– регламентирование;
– нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).Распорядительные методы реализуются в форме:
–приказа;
–постановления;
–распоряжения;
–инструктажа;
–команды;
– рекомендаций.

Статистические методы управления качеством

Позволяют избавиться от субъективизма при принятии решения, своевременно выявить тенденции, изменения параметров процесса, снизить его неустойчивость и предупредить возникновение дефектов.

Статистический контроль осущ-ся для:

- оценки стабильности технологического процесса

- проверка соответствия кач-ва произведенной продукции установленным требованиям.

Группы статистических методов:

1.метод анализа статистических совокупностей служит для исследования информации случайного хар-ра об изменении анализируемого параметра.

2.экономико- математические методы- сочетание экономических, математических и кибернетических методов используется для оптимизации системы, т.е нахождение наилучшего варианта из совокупности возможных с учетом принятого критерия

3.графические методы «7 инструментов качества»:

1. контрольный листок-это форма для систематического сбора данных и автоматического их упорядочения с целью облегчения дальнейшего использования собранной информации. Раньше был бумажный бланк,сейчас и в электронном виде.

2. диаграмма Исикавы- инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами.

Также используется для первоначального ранжирования (определения значимости, силы влияния) факторов, воздействующих на исследуемый объект и выбора приоритетов для устранения проблемы или улучшения показателя.

3.диаграмма Парето-инструмент, позволяющий разделить факторы, влияющие на возникшую проблему, на важные и несущественные для распределения усилий по ее решению.

Сама диаграмма является разновидностью столбчатого графика с кумулятивной кривой, в которой факторы распределены в порядке уменьшения значимости (силы влияния на объект анализа).

В основе диаграммы Парето лежит принцип 80/20, согласно которому 20% причин приводят к 80% проблем, поэтому целью построения диаграммы является выявление этих причин для концентрации усилий по их устранению.

4.гистограмма- это инструмент, который позволяет наглядно изобразить и легко выявить тип и характер изменения полученных данных.

5.диаграмма разброса-инструмент позволяющий выявить вид и степень зависимости (корреляцию) между парами переменных x, y, которые могут представлять:

• характеристику качества и воздействующий на нее фактор;

• две характеристики качества;

• два фактора, воздействующие на одну и ту же характеристику качества.

Сама диаграмма представляет собой множество (совокупность) точек, координаты которых равны значениям параметров x и y.

6.стратефикация- это расслоение группирование данных, с ее помощью сортируют статистику проблем на подгруппы. Все данные в подгруппе объединяются наличием общей характеристики.

7.контрольные карты- это инструмент позвляющий отслеживать ход процесса и воздействовать на него с помощью соответствующей обратной связи предупреждая его отклонение от предъявляемых к процессу требований.

 

Опыт управления качеством в России: системы БИП, КАНАРСПИ, КС УКП, НОРМ

 

Опыт управления качеством в США. Ведущие ученые в области качества. Характеристика особенностей американского управления качеством

Анализируя американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные его особенности:

· жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики

· внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов

· совершенствование управления фирмой в целом

Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.

Большой вклад внесли американские ученые У. А. Шухарт, Э. Дэминг, А. Фейгенбаум

 

Рекомендации междун стандартов ИСО 9000 по обеспеч качества

ISO 9000 — при серия стандартов ИСО (Междунар орг-ции по стандартизации), кот применяются создании и совершенствов сис-м менеджмента кач-ва организации.Стандарты ИСО 9000 приняты более чем в 90 странах мира в кач-ве национальных. Они применимы к любым предприятиям, независ от их размера, форм соб-ти и сферы деят-ти.

Уровни сертификации

1.международ(ИСО 9000)

2.региональный(ГОСТ)

3.национальный (ГОСТ Р)

Цель стандартов ИСО 9000-стаб-ое фун-ие документированной сис-мы менеджмента качества предприятия-поставщика. В основе стандартов ИСО 9000 лежит так называемый процессный подход.

Сертификат ISO 9000 необходим предприятиям:

-работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата;

-работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9000 является обязательным;

-совершенствующим свои системы управления качеством, например, внедряющим cистему тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM).

Применение

В практической деятельности цикл PDCA применяется многократно с различной периодичностью. При выполнении основной деятельности цикл PDCA применяется с периодичностью циклов отчетности и планирования. При выполнении корректирующих действий длительность PDCA может быть меньше или больше длительности циклов отчетности и планирования и устанавливается в зависимости от характера, объема, длительности и содержания мероприятий по устранению причин отклонения.

Постоянное улучшение

Главным в TQM является постоянное улучшение работы всей организации как следствие непрерывного ее стремления превзойти достигнутые результаты в различных аспектах деятельности. TQM не может закончиться после завершения какого—то комплекса программ. В условиях конкуренции только постоянное совершенствование деятельности организации может помочь ей в борьбе с конкурентами. Мировой опыт развития качества показал, что нельзя устанавливать пределы улучшения и нет оптимального качества, что само улучшение должно быть системой и составной частью управления. Любая организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления этих проблем в будущем.

Постоянное улучшение может осуществляться путем постепенных, «шаг за шагом», никогда не прекращающихся улучшений.

Вопрос №1. Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики: взаимосвязь качества и конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В теории и практической деятельности нередко ставится знак равенства между этими двумя понятиями, либо вообще не делается различий между ними.

Совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных предметов. Сам предмет потребления представляет собой совокупность полезных свойств продукта. И только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления.

Конкурентоспособность - важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - его конкурентность. Качество - категория, присущая не только рыночной экономике.

Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов-производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов.

Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его "стержень". В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества - это конкурентный товар.

Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности.

В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и:

ü долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей;

ü выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления;

ü определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя;

ü установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.

Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

2. Конкурентоспособность и качество: виды конкуренции, факторы конкурентоспособности орг,анализ конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей.

Качествопродукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению.

Виды конкуренции:

1. По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.

2По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи,
Факторы конкурентоспособности могут быть внешними и внутренними, и разрешаются:- внедрением передовых технологий;
- внедрением эффективной технологии управления;
- максимально достоверным прогнозом развития рынка;
- развитием инновационной деятельности;
- продуманной кадровой политикой;
- качественным менеджментом;
- управлением рисками;
- управлением качеством;
- доступностью необходимых ресурсов;
- актуальной структурой предприятия;
- политикой к конкурентам;
- и др. Основными задачами анализа качества продукции являются следующие: -оценка технического уровня продукции; -выявление отклонений этого уровня по отдельным видам продукции по сравнению с базисным и теоретически возможным уровнями; -изучение структуры выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления; -выявление факторов, сдерживающих рост технического уровня и качества продукции; -поиск резервов повышения качества продукции и путей мобилизации этих резервов.

3. Значение повышения качества продукции Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих степень удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением и с учетом

затрат на ее производство и потребление. Под качеством продукции понимают новизну, технический уровень, отсутствие дефектов, надежность и долговечность в эксплуатации.
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий и фирм - изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что фирмы могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли. В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а следовательно, и производства.

высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества отечественной продукции, и для этого должны быть задействованы все государ-ственные рычаги, и в первую очередь правовые основы.

4. Затраты на качество продукции: базовые,дополнительные,брак и его исправление. С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат. Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д. Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Эти затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики. Очевидно, что поскольку затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа выпускающего его предприятия образуются и на предприятии, и за его пределами необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

5. Методология и терминология управления качеством.

Качество совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (ИСО 9000:2000).).Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:
1) разработка программы управления, планирования, повышения качества продукции;
2) сбор и анализ информации о состоянии любого объекта, влияющего на качество;
3) выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
4)выдача управленческих воздействий;
5) анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.

По каждому виду продукции или процессу в организации должны реализовываться программы качества, взаимосвязанные со всеми другими требованиями системы качества организации и обеспечивающие исполнение конкретных требований к товару, проекту или контракту.

Программа качества — документ, регламентирующий конкретные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту. При создании на предприятии системы качества одним из основных моментов является разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих(качества продукции; качества организации процессов и уровня квалификации персонала) — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Менеджмент качества — такая же область управления, как производство, финансы, персонал и другие. Но в то же время — более комплексная, влияющая на все аспекты работы компании, а потому находящаяся в ведении ее высшего руководства. Система менеджмента качества (СМК) – это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг.

Преимущества от использования менеджмента качества очень разнообразны:

• Снижение себестоимости продукции и рост прибыли
• Повышение капитализации и инвестиционной привлекательности компании
• Повышение управляемости и прозрачности компании для менеджмента
• Рост мотивации и лояльности сотрудников, улучшение обстановки в коллективе
• Повышение удовлетворенности клиентов
• Развитие имиджа и повышение конкурентоспособности компании
• Возможность выхода на зарубежные рынки и сотрудничества с крупнейшими российскими фирмами
• Непрерывное улучшение деятельности компании
За счет чего это достигается?
Если говорить по-простому, то качество — это о том, как строить свой бизнес «по уму». Различают:
• Качество продукта (то, что получает потребитель)
• Качество процессов (то, как работают процессы в компании)
ISO 9001:2008:

Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

«Руководство по качеству» представляет собой описание системы менеджмента качества и служит в качестве руководящего документа по функционированию, поддержанию в рабочем состоянии и обеспечению результативности СМК.

Основным назначением Руководства по качеству является общее описание системы качества и составляющих ее подсистем (планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества).

Руководство по качеству выполняет функцию постоянного справочного материала при внедрении системы качества, поддержании ее в рабочем состоянии и совершенствовании. При сертификации системы качества аудиторы в первую очередь знакомятся с Руководством по качеству. Если оно отсутствует, то дальнейшие работы по сертификации прекращаются.

Реинжиниринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.

Проект реинжиниринга бизнеса обычно включает четыре этапа:

1. Разработка образа-видения (vision) будущей компании. На этом этапе компания строит картину того, как следует развивать бизнес, чтобы достичь стратегических целей;
2. Анализ существующего бизнеса — проводится исследование компании и составляются схемы ее работы в настоящий момент;
3. Разработка нового бизнеса — создаются новые и (или) изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы;
4. Внедрение проекта нового бизнеса.

Методы управления качеством- это способы и приемы, с помощью которых субъекты управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения целей в области качества.

1.АДМИНИСТРАТИВНО- КОНТРОЛЬНЫЙ МЕТОД.

Правовое обеспечение управления качеством направлено на решение след.осн-х задач:

1. правовое регулирование отношений складывающиеся на всех уровнях управления качеством продукции.

2. создание нормативно правовой базы обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функций УК продукции.

3. защита прав и интересов работников вытекающих из трудовых отношений.

Способы подтверждения соответствия продукции ГОС.стандарту:

1. путем сертификации

2. путем маркировки продукции знаками соответствия гос.стандарта.

Требования к маркировке:

- достоверность

- доступность

- достаточность

Знак соответствия- зарегистрированный в установ.порядке знак, который по правилам установленным в данной системе сертификации подтверждается в соответствии маркированной им продукции установленным требованиям.

Административная ответственность регулирует отношения в области охраны здоровья и безопасности граждан. Она направлена на обеспечение функционирования и повышения роли гос.контроля.

Нарушение требований правил работ по сертификации наказывается административным штрафом. Должностные лица от 10 до 20 мрот, юр.лица от 200 до 300 мрот.

Субъектами административного правонарушения яв-ся орган по сертификации и его должностное лицо.

Гражданско-правовая ответственность наступает в результате выпуска в обращение продукции несоответствующей требованиям тех.регламентов.

Обязательному гос.финансированию подлежат:

1.разработка прогнозов развития сертификации

2.участие в работе международных организаций по сертификации и проведений работ с зарубежными национальными органами.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УК.

Правовое регулирование в обществе- важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, которые закреплены действующими нормами прав. Это конституция Р.Ф., законы Р.Ф., закон о защите прав потребителя, закон о защите окр.среды, закон о кач-ве и безопасности пищевых продуктов и т.д.

3. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД УК.

Функционирование компании зависит от след.факторов: персонал, оборудование, технологии, материал, контроль, среда.

По Деймингу для увеличения кач-ва деятельности сотрудников необходимо:

1.повышать квалификацию сотрудников, используя систему подготовки и переподготовки.

2.повышать заинтересованностьсотрудников в результатах деятельности, используя эффективную сиситему мотивации.

Принципы системы обучения персонала:

1.всеобщность

2.обязательность

3.непрерывность

4.иерархическая последовательность

Цель системы мотивации- увеличение трудовой активности производительности труда всех сотрудников.

Процессуальная концепция мотивации основана на том, что поведение человека связано не только с его потребностью, но и с внутренней оценкой ситуации и ожиданиями связанными с возможными последствиями выбранного типа поведения.

Корпоротивная культура- ценности, традиции, убеждения и особенности внутренней среды определяющие облик компании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.082 с.)