Понятие конституционного строя



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конституционного строя



Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Понятие «конституционный строй Российской Федерации означает систему сложившихся в стране и конституционно закреплённых общественных отношений, определяющих природу и характер деятельности государственных и общественных институтов, принципы их взаимоотношений друг с другом, основные права и свободы граждан. Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства. К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Они не определяющие для характеристики России как конституционного государства. В Конституции РФ им посвящена отдельная первая глава.

Основы конституционного строя в том виде, как они закреплены в главе 1 Конституции РФ, составляют исходную нормативно-правовую базу для всего конституционного и текущего законодательства страны. Это означает, во-первых, что все нормы, содержащиеся в остальных главах Конституции РФ, не только детализируют, но и развивают положения и принципы, содержащиеся в её 1-й главе; во-вторых, что они, как и нормы, составляющие содержание всех других конституционных и обычных нормативно-правовых актов, не должны противоречить нормам, принципам и положениям, содержащимся в 1-й главе.Основы конституционного строя РФ подразделяются на основы политической системы общества, основы социальной системы (социальных отношений в обществе), основы экономической системы и основы духовной жизни общества. Центральное место занимают принципы и положения, касающиеся политической системы современного российского общества и, в особенности, государства. РФ характеризуется как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1, п. 1). Единственным источником власти в стране и носителем суверенитета признаётся только «её многонациональный народ», который осуществляет «свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3, п. 2). Высшим непосредственным выражением власти народа считаются «референдум и свободные выборы». В Конституции подчеркивается, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ст. 3, п. 34). Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти в лице органов её реализации конституционно признаётся самостоятельной. На федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным собранием (Советом Федерации и Государственной думой), Правительством РФ и системой судебных органов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе самой Конституции РФ, а также Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Обладая суверенитетом, распространяющимся на всю территорию страны, современное российское государство призвано «обеспечить целостность и неприкосновенность своей территории» (ст. 4, п. З). В соответствии с Конституцией, официально признающей человека, его права и свободы высшей ценностью, государство обязуется также не только безоговорочно признавать, но и тщательно соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, объявив себя социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7), постсоветское российское государство восприняло от прежнего российского государства обязательства и функции по охране труда и здоровья людей, по обеспечению государственной поддержки семьи, материнства и детства, по пенсионному обслуживанию, а также по другим видам социальной защиты. Помимо государства в Основах конституционного строя РФ определённое внимание уделяется и другим её составным частям, таким как политические партии и общественные объединения. Предоставляя гражданам России право на объединение, «включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», Конституция вместе с тем декларирует, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» и что все «общественные объединения равны перед законом» (ст. 13, п. 3, 4). Запрету подлежат, однако, те политические партии и общественные организации, именуемые в целом как общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, а также на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Закрепляя право граждан на объединение и провозглашая в стране «политическое многообразие», действующая Конституция РФ вместе с тем официально признаёт и провозглашает «идеологическое многообразие». Никакая идеология, согласно Конституции, «не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» (ст. 13, п. 2). Наряду с этим конституционно закрепляется также положение о том, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Современное российское государство объявляется светским государством, а все религиозные объединения– отделёнными от государства и равными перед законом.

Конституционные характеристика российского государства.

Демократическое государство

Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Федеративное государство

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации;
б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство;
в) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Правовое государство

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. "Все, что не запрещено, то дозволено" - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушают основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
б) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и. неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 и др.).
в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

Социальное государство

Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является "достойная жизнь". Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула "социально ориентированная рыночная экономика", это, безусловно, было бы существенным дополнением и раскрывало содержание социального государства.

Светское государство

Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях: - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; - религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.012 с.)