См. 29 вопрос - Ограничение конституционных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и военного положения - в конце 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. 29 вопрос - Ограничение конституционных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и военного положения - в конце



46. Гарантии конституционных прав и свобод. Конституционного закрепления прав и свобод человека и гражданина недостаточно для их успешной реализации гражданами в повседневной жизни. Для этого создается механизм реализации прав и свобод, который именуется гарантиями прав и свобод. Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. По сути дела гарантии, это и есть обязанности. а применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства обеспечить гражданам реализацию их прав. Гарантии бывают различные: юридические, материальные, политические. идеологические и т.д. В данном случае идет речь о конституционных гарантиях, которые относятся к юридическим гарантиям. Рассматривая конституционные гарантии, необходимо отметить, что сам факт закрепления в Конституции РФ прав и свобод, уже является гарантией. Так, например, "каждый имеет право на жилище", или "право частной собственности охраняется законом". Однако в Конституции и непосредственно упоминается о гарантиях, как, например, "гарантируется свобода массовой информации". Разумеется, когда в конституции непосредственно используется термин "гарантия", это предполагает наличие в государстве организационных, правовых и других институтов способных обеспечить реализацию прав всеми гражданами. Так, например, Конституцией РФ "гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования". Образование обеспечивается уже существующей системой начальных и средних государственных учебных заведений. Конституционные формулировки, в которых говорится " охраняется государством" или "находятся под защитой закона" означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста. Конституция содержит специальные статьи (ст. 45 - 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно распределены на двс группы: общие гарантиии гарантии правосудия. К общим гарантиямправ и свобод человека и гражданина, в первую очередь, следует отнести сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемости гражданских /личных/ прав человека и гражданина и на общепризнанных принципах и нормах международного права. Конституция прямо указывает, что защита прав и свобод является обязанностью государства и гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это предполагает обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять регулирование в процессе их реализации. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми законными способами. К пим способам самозащиты относятся: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права и с помощью оружия. ФЗ «Об оружии» предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. Однако осуществление этого права ограничивается законом. Так, например, оружие не может быть применено в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения. Закон предписывает о всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дсл. Закон также устанавливает особый порядок реализации права на приобретение оружия. Судебная защита прав и свобод, гарантированная Российской Конституцией, наиболее эффективна и доступна каждому человеку. В суд могут быть обжалованы действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т.д. Следовательно, суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает защиту прав и свобод от посягательств со стороны кого бы то ни было. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. К внутренним средствам защиты прав человека относится также обращение граждан к Уполномоченному по правам человекам. Уполномоченный по правам человека, это должностное лицо назначаемое на должность и освобождаемое от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ, которое призвано осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Институт Уполномоченного по правам человека был учрежден Конституцией РФ 1993 года. Он предназначен для рассмотрения жалоб граждан на нарушение их прав и свобод. В случаях грубого или массового нарушения прав человека, он может проводить расследование этих случаев и по собственной инициативе. Так, например, в ст. 1 Федерального конституционного закона 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" говорится. что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В законе также говорится, что Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека;~. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Помимо внутренних гарантий обеспечивающих защиту прав и свобод имеет место и международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Реализация этого права возможна только при наличии соответствующих международных договоров Российской Федерации и может быть осуществлена, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в самом государстве. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации. Она подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к Факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и нс представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты. Другим международным органом предназначенным для защиты прав человека является Европейский Суд по правам человека который был учрежден в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в 1959 году и состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Обращение в Суд могут подавать как государства, так и физическое лицо. Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека. Ст.19 ч.2 Конституции: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств

Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.

Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[4]).

Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему"; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.)).

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.

Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства.

В качестве первых можно назвать запреты, содержащиеся: в ч. 1 ст. 50 («Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1); «При осуществлении правосудия не допускается использование доказа­тельств, полученных с нарушением федерального закона» (ч.2.); в ч. 2 ст. 54 «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его со­вершения не признавалось правонарушением»; в ч. 2 ст. 55 «В Российской Фе­дерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»). Правда, термин «умаляющие» полностью находится в рамках понятия «ограничивающие» (ибо всякое умаление с юри­дической точки зрения есть не что иное, как ограничение), которое в принципе может и одно справиться с возложенными на него в данной ситуации задачами.

Отличительная черта демократического государства - права и свободы не только провозглашаются, но и гарантируются.

Социально-экономические гарантии - социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества:

гарантии социальной защиты;

гарантированный МРОТ;

работающему по трудовому договору гарантируются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;

права и свободы человека и их равенство;

свобода совести и вероисповедания;

свобода мысли, слова, массовой информации;

право наследования, социальное обеспечение;

общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

гражданам РФ гарантируется защита и покровительство за пределами РФ

гарантируется свобода творчества и преподавания;

гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг, финансовых средств;

президент РФ - гарант Конституции РФ и права и свобод человека и гражданина

Политические гарантии - государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, взяточничеством:

признание и гарантия МСУ;

свобода деятельности общественных объединений;

РФ гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучение и развития;

РФ гарантирует права коренных малочисленных народов;

Юридические гарантии - закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве - правовая основа деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации (ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997):

государственная защита прав и свобод человека и гражданина;

судебная защита прав и свобод;

право на получение квалифицированной юридической помощи;





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.172.77 (0.015 с.)