Жизненный цикл товаров (классический ЖЦТ и особенности АПК)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный цикл товаров (классический ЖЦТ и особенности АПК)



Сегментация рынка АПК. ЖЦТ.

Сегментация рынкаможет быть определена как деятельность по классификации потенциальных потребителей производимых и реализуемых предприятием товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на стимулы маркетинга.

Признаки сегментации

Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке. Следует учитывать, что признаки сегментации различаются в зависимости от назначения товаров (потребительские и производственного назначения).

Для сегментации рынка потребительских товаров основными признаками являются: географические, демографические и социально-экономические.

При сегментации рынка по географическим признакамцелесообразно рассматривать группы покупателей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. Географическая сегментация является наиболее простой. Она использовалась на практике раньше других, что обусловливалось необходимостью определения пространственных границ деятельности предприятия. Ее применение особенно необходимо, когда на рынке существуют климатические различия между регионами или особенности культурных, национальных, исторических традиций, а также потребительских привычек и предпочтений.

Демографические признакиотносятся к наиболее часто применяемым. Это обусловлено доступностью - характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. Мощным демографическим признаком сегментации выступает возраст потребителей. Кроме возраста во многих случаях принципиально важны половые различия потребителей. Впрочем, есть некоторые виды товаров, потребление которых по существу не зависит от данного признака.

Социально-экономические признакипредполагают выделение групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов.

Что касается сегментации рынка АПК, то основным и наиболее распространенным является географический признак сегментации, так как все производители сельскохозяйственной продукции четко распределены между собой относительно сырьевых зон перерабатывающих предприятий.

СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАРКЕТИНГА

 

Каждый из нас так или иначе ежедневно сталкивается с сельскохозяйственным маркетингом, однако немногие представляют себе процесс маркетинга в целом. Фермеры, потребители, переработчики продукции, оптовики, биржевые брокеры, розничные торговцы рассматривают маркетинг со своих позиций.

Система сельскохозяйственного маркетинга включает два основных вида деятельности. Один из них связан с физическим перемещением, хранением, переработкой и передачей сырья и готовой продукции по мере их продвижения от производителя к потребителю, другой — с процессами обмена и ценообразования в рыночной системе. Последний — экономический — аспект рыночной системы не всегда заметен, но отнюдь не менее важен, чем физическое перемещение товаров.

Существует несколько подходов к изучению маркетинга продовольственных продуктов: функциональный, организационный, поведенческий (по маркетинговым каналам).

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Один из методов деятельности в сельскохозяйственном маркетинге — разделение процесса на функции и анализ выполнения этих функций.

У специалистов нет единой классификации функций маркетинга — в перечнях, предлагаемых различными авторами, можно насчитать от 8 до 30 видов деятельности.

Обменныминазываются функции маркетинга, связанные с передачей права собственности на товар. Как покупка, так и продажа товара непосредственно связаны с переговорами о наиболее выгодных условиях сделки.

Материальные(физические) функции маркетинга связаны с физическими изменениями формы или местонахождения товара.

Функция хранения призвана обеспечить наличие товара в тот момент, когда потребитель нуждается в нем. Важность функции хранения в системе маркетинга определяется сезонностью сельскохозяйственного производства.

Функция транспортировки главным образом обеспечивает доставку товара в тот пункт, где потребитель хочет этот товар приобрести.

В широком понимании в систему маркетинга входит и функция переработки продукции, которая включает все виды производственной деятельности, связанные с изменением формы продукта, например переработку скота на мясо, консервирование овощей и фруктов, и т. д.

Обеспечивающиминазывают такие функции, которые создают возможности для бесперебойного выполнения обменных и материальных функций в системе маркетинга. Они не связаны непосредственно ни с изменением права собственности на товар, ни с его физическим перемещением.

Функция стандартизации обеспечивает установление и поддержание единых требований к продукции, как качественных, так и количественных. Эта функция существенно упрощает функции покупки и продажи, поскольку позволяет торговать товарами по образцам и описаниям. Она таким образом обеспечивает возможности торговли крупными партиями товаров, что очень важно в условиях рыночной экономики.

Функция финансирования — использование денег для обеспечения операций в системе маркетинга. Путь продукции от фермы до потребителя, с момента реализации сырья фермером до момента приобретения конечной продукции, требует участия капитала. В каждый конкретный момент на этом пути кто-то должен финансировать хранение и передвижение товара.

Принятие риска — восприятие возможности убытков при маркетинге продукции. Риск бывает физическим и рыночным. Физический риск имеет место в связи с порчей продукции из-за пожара, ветров, землетрясений, воздействия низких или высоких температур. Рыночный риск связан с изменением стоимости продукции.

Функция изучения рынка предполагает сбор, анализ и распространение разнообразной информации, необходимой для нормального функционирования системы маркетинга.

Отдельные функции в системе маркетинга могут выполняться любыми лицами или организациями. Можно представить ситуацию, когда все функции маркетинга выполняются одной и той же фирмой, полностью контролирующей поток продукции от фермы до прилавка. С другой стороны, имеются узкоспециализированные фирмы, которые выполняют только одну функцию маркетинга.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Этот метод позволяет изучить организации и деловые структуры, выполняющие отдельные функции маркетинга.

В системе маркетинга сформировались и функционируют разнообразные виды организаций и предприятий. Организационный подход предполагает анализ их деятельности (посредников, смежных организаций и т. д.), а также изучение структуры системы маркетинга.

Посредники— это лица, предприятия или организации, специализирующиеся на выполнении различных функций маркетинга, связанных с покупкой и продажей товаров на пути от производителя к потребителю.

Посредники-торговцы приобретают право собственности и соответственно становятся владельцами продукта, продажей и покупкой которого они занимаются в системе маркетинга ради собственной выгоды. Розничные торговцы приобретают продукты с целью прямой реализации их конечному потребителю. Они как бы являются персональными представителями производителя продукта перед потребителем.

Посредники-агенты, как это следует из самого термина, действуют только как представители клиентов. Они не приобретают права собственности и не становятся владельцами продукта, которым занимаются в системе маркетинга.

Переработчики занимаются деятельностью, связанной с изменением формы продукта. Помимо этого они связаны с другими организационными аспектами маркетинга. Мясоперерабатывающие, мукомольные и консервные предприятия часто выступают в качестве собственных торговых агентов в районах производства продукции. Переработчики также занимаются рекламой своей продукции и оптовой ее реализацией в розничную сеть. Таким образом, собственно переработка становится лишь одним из элементов деятельности предприятий пищевой промышленности.

Обеспечивающие организации помогают выполнять функции маркетинга различным категориям посредников. Как правило, они не участвуют непосредственно в процессе маркетинга. Одна группа таких организаций предоставляет материальную базу (постройки, хранилища, оборудование, торговые залы, офисы и т. д.) для перемещения и перегрузки товаров или совершения сделок между продавцами и покупателями.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Как функциональный, так и организационный подходы полезны при анализе существующих рыночных отношений. Однако маркетинг — это постоянно изменяющийся процесс. Часто бывает трудно понять и предсказать эти изменения.

Конкретная маркетинговая фирма и объединение фирм (канал маркетинга) могут рассматриваться как система поведения, в которой люди принимают решения по определенным проблемам. Классификация этих проблем и поведения людей при их решении помогает понять предстоящие изменения.

В системе маркетинга различают несколько основных видов проблем и связанных с ними систем поведения.

1.Прежде всего это система «вход — выход». Каждая маркетинговая организация имеет цель получить тот или иной «выход». Это относится и к мясоперерабатывающему предприятию, и к посреднику-комиссионеру, и к каналу маркетинга, включающему несколько фирм, выполняющих последовательные функции маркетинга. Маркетинговая организация, используя ограниченные ресурсы («вход»), надеется найти оптимальное сочетание ресурсов с целью получить максимальный «выход». Это служит стимулом для разработки и внедрения новых технологий, новых видов продукции и более эффективных форм организации работы.

2.Другая важная проблема маркетинга связана с системой власти. Каждая маркетинговая организация имеет свой статус и свои интересы в той сфере деятельности, которой она занимается. Организации могут славиться высоким качеством продукции, иметь репутацию лидеров в отрасли, пользоваться уважением у местного населения, отличаться консерватизмом или показывать высокие темпы роста производства.

3.Очень важна проблема получения менеджером необходимой информации и передачи его решений на исполнение другим работникам. С этой точки зрения каждую организацию можно рассматривать как коммуникационную систему. Эффективные каналы информации и передачи распоряжений особенно важны для крупных организаций.

Системы «входа — выхода», власти, коммуникации и адаптивного поведения являются компонентами системы маркетинга в каждый момент времени. Понимание комплексного характера этой системы помогает объяснить действия, кажущиеся порой нерациональными или необоснованными.

ТОВАРНАЯ СТРАТЕГИЯ

 

Дня осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия.

Товарная стратегия - это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

Задачи разработки товарной стратегии могут быть различны:

* удовлетворение запросов потребителей;

* оптимальное использование технологических знании и опыта фирмы;

* оптимизация финансовых результатов фирмы;

* завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующих товаров и диверсификации сфер деятельности.

 

Для эффективной реализации товарной стратегии и организации маркетинговой деятельности большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товара, специфика его стадий, особенности перехода от одной стадии к другой, что оказывает существенное влияние на объемы продаж и уровень прибыли предприятия. Понятие жизненного цикла применимо к классу товара (телефон), типу товара (радиотелефон), к конкретной марке товара (радиотелефон конкретной фирмы). Оно также справедливо и по отношению к таким явлениям, как стиль (одежды, мебели) и мода.

Современным тенденциям сокращения жизненного цикла товара предприятие может противостоять интенсификацией маркетинга, находит отражение в использовании одного из трех вариантов действий: модификация рынка, модификация товара и модификация маркетинговых средств. Их цель сводится к проведению мероприятий, направленных на продление жизненного цикла.

СПОСОБЫ ПРОДЛЕНИЯ ЖЦТ:

1.Модификация рынказаключается в попытках найти новые рынки, изыскать новые области и способы использования товара и предложить их с помощью рекламы потребителям.

2.Высокий коммерческий эффект может дать модификация товара.В отдельных случаях она позволяет приблизиться к результатам, которые ожидаются от выхода на рынок с новым товаром. Наиболее важными направлениями модификации товара являются:

* повышение качества;

* усовершенствование технико-экономических характеристик;

* изменение внешнего вида.

3.Модификация маркетинговых средствпроявляется в:

* снижении цен с целью привлечения новых покупателей и выхода на новые сегменты рынка;

* разработке новых видов рекламы, которая носит, в основном, поддерживающий характер;

* активном стимулировании сбыта;

* предоставлении дополнительных услуг в послепродажном обслуживании и т.д.

 

Рыночная атрибутика товара

В первую очередь к рыночным атрибутам товара относится товарная марка.Товарная марка представляет собой имя, знак или символ (рисунок или их сочетание), требующийся для того, чтобы различать товары разных изготовителей. В качестве товарной марки могут быть использованы:

фирменное имя (марочное название) - это буква, слово или группа букв или слов, которые можно произнести (например "Молочный мир", "Савушкин продукт" и др.);

фирменный (марочный) знак - это символ, рисунок, отличительный цвет или какое-либо иное обозначение. Фирменный знак является частью товарной марки, которую можно опознать, но нельзя произнести.

В рыночной экономике товарный знак - это объект собственности. Это означает, что юридически утверждается исключительное право на товарный знак. Им можно владеть, распоряжаться и запрещать его незаконное использование. У нас регистрирует товарные знаки Государственное патентное ведомство Республики Беларусь.

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:

* не имеющих признаков различия;

* представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и проблемные клейма, печати; награды и другие их отличия;

* вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

* являющихся общепринятыми символами и терминами;

* указывающих на вид, качество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства и сбыта.

* фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников или соответствующего компетентного органа.

Функции товарного знака:

Товарный знак как бы символизирует стабильность качественных характеристик и свойств товара, обусловленных техническим и художественно-конструкторским уровнем изделия, квалификацией кадров, культурой производства и т.д., в этом проявляется так называемая функция гарантии качества,присущая товарному знаку.

Индивидуализирующая функциятоварного знака заключается в выделении обозначенного товара из совокупности однородной продукции. Роль этой функции повышается по мере роста и расширения масштабов производства, когда унификация и стандартизация способствуют сближению не только технических параметров однородной продукции, но и значительному улучшению их внешнего вида.

Ведущие фирмы придают рекламной функции товарного знака первостепенное значение. Товарные знаки активно используются в различного рода рекламных мероприятиях, в частности, при публикации информационного материала, каталогов, проспектов, листовок, в газетах, журналах, кино, на видении, на выставках, ярмарках, аукционах и т.д.

У некоторых "скороспелых" бизнесменов порой появляется желание воспользоваться чужим хорошо зарекомендовавшим себя товарным ком, проставить его на своей продукции с целью получения прибыли, любом городе или поселке можно встретить коммерческие магазины киоски, увенчанные известными и гордыми названиями. Но бизнесменам следует помнить, что самовольное использование чужого товарного знака или знака обслуживания карается законом, товарные знаки принадлежат к так называемым объектам интеллектуальной собственности и охраняютсяпатентными законами всех стран мира.

СБЫТОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Методы сбыта товаров

Существующие каналы товародвижения предполагают использование трех основных методов сбыта:

* прямой, или непосредственный;

* косвенный;

* комбинированный, или смешанный.

Прямой, или непосредственный, сбытпредусматривает, что водитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников.

Прямой сбыт распространен на рынке средств производства, продажи характерны для угольных, нефтяных, станкостроительных компаний, поставляющих основные виды сырья для обрабатывающей промышленности.

Достоинством метода прямой продажи (сбыта) является то, что фирма-производитель может контролировать процесс сбыта и быстро реагировать на изменение потребностей рынка. Такой сбыт целесообразен в случаях, когда количество товара велико, а потребители сосредоточены на ограниченной территории, когда требуется высокоспециализированный сервис, когда товар уникален по назначению и т.д.

При косвенномметоде сбыта производитель товаров использует услуги различного рода независимых посредников.

Исследования, проведенные за рубежом, показывают, что посредническое звено сбытовой деятельности фирмы, наоборот, в большинстве случаев повышает эффективность сбытовых операций. Это обусловлено следуют ми причинами:

1) высокий профессионализм посредников в сбытовой и коммерческой сферах позволяет ускорить окупаемость затрат и оборачиваемость средств за счет крупномасштабных, универсальных и специализированных операций, создает удобства для конечных потребителей и т.д.;

2) посредники обладают непревзойденной способностью доводить товар до целевого рынка. Связи, опыт, специализация посредников обеспечивают фирме гораздо больший успех, чем она могла бы добиться одиночку, собственными силами;

3) у многих производителей отсутствует опыт работы на рынке, не хватает финансовых ресурсов для осуществления прямого сбыта.

4) использование услуг посредников в ряде случаев оказывается единственно возможным методом сбыта в силу установившихся на да рынке обычаев и традиций.

Комбинированный, или смешанный, сбыт— метод, при котором производитель использует как прямой, так и косвенный сбыт.

Как показывает зарубежный опыт, около 2/3 экспортных поставок машин и оборудования фирмы развитых стран осуществляют через готовые отделения и филиалы, а также агентов-посредников и 1/3 оборудования поставляется конечным потребителям непосредственно, минуя промежуточные звенья (в основном это уникальное технологическое и комплектное оборудование, выполняемое по специальным заказам).

Выбор того или иного метода организации сбытовой деятельности фирмы зависит от конкретных условий рынка, продаж и стратегии самой фирмы. Часто фирма, особенно крупная, предпочитает работать, комбинируя все имеющиеся типы организации сбытовой сети.

 

Модель конкуренции

Модель предложена американским ученым М.Портером из Гарвардской школы бизнеса. Исходная идея состоит в том, что в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и так называемые конкурирующие силы рынка.

Для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам. М.Портер выделяет их всего две: более низкие издержки и специализацию. Правда, смысл, вкладываемый в эти термины, иной, чем можно предположить.

Под более низкими издержками понимается не просто меньшая, чем у конкурентов, сумма затрат на производство, а способность фирмы разрабатывать, производить и реализовать товар более эффективно, чем конкуренты. Другими словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, фирма должна быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от его конструкторской проработки до продажи конечному потребителю.

Не так однозначно, как могло бы показаться на первый взгляд, и понимание сути того типа конкурентного преимущества, которое обозначается словом "специализация". Это вовсе не сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у ваших конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ фирма должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

Бюджет маркетинга

Программа маркетинга, как и любой другой план, не может быть реализована без соответствующего бюджета.

В практике маркетинга используются различные методы определения бюджета маркетинга. Однако, очевидно, что ни один из ник не является универсальным и совершенным. Рассмотрим наиболее распространенны методы.

ü Финансирование "от возможностей"

ü Метод "фиксированного процента"

ü Метод "соответствия конкуренту"

ü Метод максимальных расходов

ü Метод на основе целей и задач

ü Метод учета программы маркетинга

Финансирование "от возможностей" осуществляется по принципу "сколько вы можете выделить". Такой метод применяется фирмами, ориентированными на производство, а не на маркетинг. На долю последнего обычно приходится лишь то, что остается после удовлетворения запросов производства как такового (если что-то остается). Единственное, но весьма сомнительное преимущество метода - отсутствие каких-либо серьезных конфликтов с производственными подразделениями из-за их безусловного приоритета. Несовершенство же метода очевидно с первого взгляда. Прежде всего, это абсолютная произвольность выделения конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и как следствие -невозможность разработки долгосрочных маркетинговых программ, планирования комплекса маркетинга и всей деятельности фирмы.

Метод "фиксированного процента" основан на отчислении определенной доли от предыдущего или предполагаемого объема сбыта. Например, принимается величина в 3 % от объема продаж прошлого года. Этот метод достаточно прост и часто применяется на практике. Однако он же и наименее логичен, поскольку ставит причину (маркетинг) в зависимость от следствия (объема сбыта). При ориентации на результаты завершившегося периода развитие маркетинга становится возможным только при условии его предыдущих успехов. Если же налицо рыночная неудача и объем продаж уменьшается, то вслед за этим и пропорционально падает также и величина отчислений на маркетинг. Фирма оказывается в тупике.

Метод "соответствия конкуренту" предполагает учет практики и уровня затрат на маркетинг конкурирующих фирм с поправкой на соотношение в силах и долю на рынке. Для его реализации необходимо наличие ряда условий. Во-первых, следует подобрать конкурента, близкого по ресурсам, интересам и рыночной позиции. Во-вторых, требуется хотя бы приблизительно определить размеры его маркетингового бюджета, что весьма трудно. Если усилия конкурента по рекламе и стимулированию сбыта заметны на рынке и могут быть хотя бы приблизительно установлены, то затраты на проведение маркетинговых исследований и разработку товаров оценить достаточно сложно.

Такой метод разработки бюджета маркетинга дает возможность использования коллективного опыта, однако не отличается устойчивой оптимальностью. Нет никакой гарантии, что избранный фирмой для подражания конкурент поступает достаточно мудро, рационально формируя свой бюджет, и вообще исходит из тех целевых установок, которые мы ему невольно приписали. .

Метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг необходимо расходовать как можно больше средств. При всей видимой "прогрессивности" такого подхода, его слабость - в пренебрежении способа* ми оптимизации расходов. Более того, с учетом достаточно значительного временного интервала между осуществлением затрат на маркетинг и достижением результатов использование этого метода может слишком быстро привести фирму к трудно преодолимым финансовым затруднениям, и, как следствие, к отходу от маркетинговой концепции.

Метод на основе целей и задач требует стройной системы четко сформулированных целей и задач. Суть метода сводится к подсчету затрат, которые предстоит произвести в рамках отдельных маркетинговых мероприятий, обеспечивающих достижение соответствующих целей. Поэтому в таких случаях нередко требуется пересмотр поставленных целей. Вообще, осуществление конкретных расчетов при использовании данного метода представляет достаточную сложность и отнимает много времени. Может быть поэтому к нему обращаются лишь немногие фирмы.

Метод учета программы маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга, т.е. при реализации других "цепочек" альтернатив маркетинговой стратегии.

 

Сегментация рынка АПК. ЖЦТ.

Сегментация рынкаможет быть определена как деятельность по классификации потенциальных потребителей производимых и реализуемых предприятием товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на стимулы маркетинга.

Признаки сегментации

Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке. Следует учитывать, что признаки сегментации различаются в зависимости от назначения товаров (потребительские и производственного назначения).

Для сегментации рынка потребительских товаров основными признаками являются: географические, демографические и социально-экономические.

При сегментации рынка по географическим признакамцелесообразно рассматривать группы покупателей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. Географическая сегментация является наиболее простой. Она использовалась на практике раньше других, что обусловливалось необходимостью определения пространственных границ деятельности предприятия. Ее применение особенно необходимо, когда на рынке существуют климатические различия между регионами или особенности культурных, национальных, исторических традиций, а также потребительских привычек и предпочтений.

Демографические признакиотносятся к наиболее часто применяемым. Это обусловлено доступностью - характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. Мощным демографическим признаком сегментации выступает возраст потребителей. Кроме возраста во многих случаях принципиально важны половые различия потребителей. Впрочем, есть некоторые виды товаров, потребление которых по существу не зависит от данного признака.

Социально-экономические признакипредполагают выделение групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов.

Что касается сегментации рынка АПК, то основным и наиболее распространенным является географический признак сегментации, так как все производители сельскохозяйственной продукции четко распределены между собой относительно сырьевых зон перерабатывающих предприятий.

Жизненный цикл товаров (классический ЖЦТ и особенности АПК)

Концепция жизненного цикла товаров исходит из того, что любой товар не является вечным и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром.

В классической кривой ЖЦТ выделяют 4 стадии:

1. внедрение. Эта стадия отличается тем, что торговля, как правило, убыточна. Покупатель к товару безразличен, объем продаж достаточно низок, маркетинговые расходы (реклама и продвижение товара) велики.

2. Стадия роста. Эта стадия имеет большое значение для дальнейшей судьбы товара и характеризуется признанием товара, быстрым ростом объемов продаж, поиском новых рынков сбыта. Объем прибыли к концу этой стадии достигает своего максимума.

3. Стадия стабилизации (зрелости). Период, когда темпы роста объемов продаж снижаются практически до нуля. Прибыль начинает падать. На этой стадии покупатели хорошо осведомлены о свойствах товара.

4. Стадия спада. Характеризуется резким падением объемов продаж товара и, следовательно, падением прибыли. Причиной спада может быть появление на рынке более совершенного товара или изменения в обществе.

 

Темп роста объемов продаж

 

       
   
 
 

 

 


1 2 3 4 Время

 

Что касается агропромышленного комплекса, то основная особенность построения кривой жизненного цикла товара заключается в сезонности его производства. В этой связи выделяется только 3 стадии:

- продукция ранних сроков созревания;

- массовое созревание продукции;

- поздние сроки созревания.

Именно этим обстоятельством объясняется высокая прибыль ,получаемая производителя сельскохозяйственной продукции на первой и последней стадиях. При этом кривая ЖЦТ и кривая прибыли выглядят следующим образом:

 

 

Темп роста объема продаж

 


1 2 3

 

 
 


Кривая ЖЦТ

 
 
 


Кривая прибыли
Время
 

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.014 с.)