Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методика 2. Определение уровня готовности детей к обучению в школе
Основные направления наблюдения при изучении уровня готовности детей к обучению в школе
| Отметить знаком
| Планирование(возможность организовать свою деятельность в соответствии с ее целью):
низкий уровень планирования – действия ребенка не соответствуют цели;
средний уровень планирования – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
высокий уровень планирования — действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели
|
| Контроль(возможность (умение) сопоставить результаты своих действий с поставленной целью):
низкий уровень – полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели (ребенок сам этого несоответствия не видит);
средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;
высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
|
| Мотивация учения(стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их):
низкий уровень — стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств;
средний уровень – стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;
высокий уровень – стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.
|
| Уровень развития интеллекта:
низкий – невозможность (неумение) слушать другого человека; невозможность выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ниже среднего – невозможность слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
средний – невозможность слушать другого человека, выполнение простых логических операций: сравнения, обобщения в форме словесных понятий, ошибки в выполнении более сложной логической операции – абстракции, конкретизации, анализа, синтеза в форме понятий;
высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и ошибки в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам, без помощи взрослого;
очень высокий – возможность слушать другого человека, возможность выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.
|
| Ребенок к школе готов,если: умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях. Умеет слушать другого человека и умеет (или стремиться) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
|
|
Вывод: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________
10.4. Дополнительные сведения для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе можно получить, проведя с ним беседу – «Давай с тобой немного поиграем…». Заранее приготовьте необходимые материалы.
Не планируйте задать все вопросы ребенку за один день – учитывайте его возрастные особенности! Распределите вопросы беседы с ребенком на все время прохождения практики. Предупредите родителей о задержке их ребенка после уроков минут на 10-15. После беседы с ребенком сделайте выводы для Характеристики.
Вопросы беседы с первоклассником
Направление изучения
| Вопросы ребенку
| Ответы ребенка, анализ
| Изучение отношения ребенка к школе и учению
| 1. Хотел ли ты идти в школу? (Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осознанные мотивы желания или нежелания идти в школу).
3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился? (Тебя готовили?) (Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).
4. Нравится ли тебе школа? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Выявляет элементы школьно-учебной деятельности, наиболее привлекательные для ребенка).
5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (Определяет отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в ситуации необязательности посещения школы).
6. Если бы учительница предложила выбрать тему для урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школьных интересов среди всех в условиях свободного выбора).
|
| Определение уровня готовности ребенка к обучению грамоте
| 1. Знаешь ли ты буквы? Назови буквы: печатные, письменные. (Показываем буквы, расположенные в алфавитном порядке).
2. Прочитай слова. (Предлагаем прочитать слова типа: дом, рама, машина). Что обозначает каждое слово?
3. Прочитай предложение (Мама мыла раму). О ком говорится в предложении?
4. Прочитай рассказ или стихотворение. Расскажи, о чем ты прочитал.
5. Составь рассказ по картинке. (Ребенок составляет рассказ по сюжетной картинке).
6. Прочитай стихотворение наизусть.
7. Напечатай на слух слова: дом, пол, стол, папа, мама.
8. Напечатай свое имя.
|
| Определение уровня готовности ребенка к обучению математике
| 1. Сейчас – утро (день, ночь)? (Выяснение временных представлений у детей.)
2. Покажи правую руку (левую руку). Назови предметы, расположенные на стенах классной комнаты наверху, назови предметы, расположенные внизу, посередине, ближе к тебе, дальше от тебя. (Выяснение пространственных представлений.)
3. Пересчитай пальцы на руках. Сколько пальцев на правой руке? На левой руке? На какой руке пальцев больше?
4. Положи столько палочек, сколько у меня нарисовано кружков.
5. (Перед ребенком на парте выложите пять больших красных кружков и семь маленьких синих). Каких кружков больше: красных или синих?
6. (Положите на парте перед ребенком 3 игрушечные машины и 2 куклы). Сколько машин? Кукол? Чего больше? Чего меньше? (Посадили кукол на машины). Что изменилось? Машин стало больше? Меньше? Кукол стало больше (меньше), чем было? (Убрали одну машину). Что можно сказать о куклах и машинах, что изменилось?
7. Перед ребенком на парте 6 треугольников вверху и 7 — внизу. Где треугольников больше: вверху или внизу?
8. Определите, до которого числа считает ребенок. Я считаю 1,2,3… продолжи счет.
9. Назови цифры, которые знаешь. Напиши, если умеешь, эти цифры.
10.(Перед ребенком монеты.) Назови достоинства каждой.
11. У Саши было 7 конфет. Он угостил брата 4 конфетами. Сколько конфет осталось у Саши?
12. (Перед ребенком фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Назови каждую из этих фигур.
13. Составь прямоугольник из двух треугольников.
|
| Выявление представлений об окружающем мире
| 1. Как называется страна, в которой ты живешь?
2. Назови город, в котором ты живешь.
3. Назови район города, в котором находится твой дом.
4. Назови имя, отчество твоих родителей.
5. Где они работают?
|
| Знание речевого этикета
| 1. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов).
С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте).
2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по классу? (Здравствуйте, доброе утро).
3. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал кого-то, нужного тебе, передал книгу, коньки, пропустил к выходу в транспорте, в магазине, в
кино? (Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позовите… Будьте добры, пропустите…).
4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его, чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти…),
5. Что надо сказать, когда тебе что-то дарят, оказали услугу? (Благодарю, спасибо).
6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то просят, а ты не можешь выполнить просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю…).
|
|
10.5. Отношение детей к школе изучается в последние дни педагогической практики. Для этого проведите анкету:
|