Основные направления наблюдения при изучении уровня готовности детей к обучению в школе
| Отметить знаком
|
1. Психологическая и социальная готовность к обучению в школе:
| 1. Желание учиться в школе:
1. ребенок хочет идти в школу;
2. особого желания идти в школу пока нет;
3. идти в школу не хочет.
|
|
2. Учебная мотивация:
1. осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
2. собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить форму, иметь портфель и т. д.);
3. цели обучения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
|
|
3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
1. достаточно четко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
2. контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;
3. плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
|
|
4. Организованность поведения:
1. поведение организованное;
2. поведение недостаточно организованное;
3. поведение неорганизованное.
|
|
Вывод.Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к обучению в школе:
- выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);
- ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);
- низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).
|
|
2. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций
| 1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
1. нарушений в фонематическом строе речи, в звукоподражании нет, речь правильна, отчетлива;
2. в фонематическом строе речи, в звукоподражании есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
3. ребенок косноязычен.
|
|
2. Мелкие мышцы руки:
1. рука развита хорошо; ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;
2. рука развита недостаточно хорошо; карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;
3. рука развита плохо; карандашом, ножницами работает плохо.
|
|
3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
1. достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок;
2. отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений; недостаточно ловок;
3. ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо; неуклюж, малоподвижен.
|
|
4. Координация в системе «глаз-рука»:
1. может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру) зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски);
2. графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
3. при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.
|
|
5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):
1. соответствует средним показателям возрастной группы (5 и более);
2. ниже средних показателей возрастной группы (3-4);
3. намного ниже средних показателей возрастной группы (1-2).
|
|
Вывод. Общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:
- выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);
- ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);
- низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается по третьему уровню).
|
|
3. Развитие познавательной деятельности:
| 1. Кругозор:
1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны; может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;
2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
3. кругозор ограничен; знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
|
|
2. Развитие речи:
1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
2. ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
3. слова приходится вытягивать; ответы чаще всего односложные; в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
|
|
3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
1. ребенок любознателен, активен; задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
2. ребенок не достаточно активен и самостоятелен; при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов достаточно узок;
3. уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
|
|
4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове; видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
2. задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого; может перенести способ деятельности на выполнение сходного задания;
3. при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
|
|
5. Производительность деятельности:
1. удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
2. удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;
3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется; прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая организующая помощь малоэффективна.
|
|
6. Контроль деятельности:
1. соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели; ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью;
2. частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели; самостоятельно ребенок не может видеть это неполное несоответствие;
3. полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели; ребенок сам этого несоответствия не видит.
|
|
7. Темп деятельности:
1. соответствие средним показателям возрастной группы;
2. ниже средних показателей возрастной группы;
3. намного ниже средних показателей возрастной группы.
|
|
8. Учебные знания, умения:
(перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и др.)
|
|
Вывод. Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:
- выше среднего, средний (развитие большинства показателей оценивается по первому уровню);
- ниже среднего (развитие большинства показателей оценивается по второму уровню);
- низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).
|
|
4. Состояние здоровья
| (Выяснить из беседы с родителями или из медицинской карты):
а) особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания);
б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить);
в) состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).
|
|
Вывод. Группа здоровья: ___________________
|
|
5. Трудности школьной адаптации:
| а) трудности, связанные с поведением ребенка ____________
____________________________________________________
____________________________________________________
|
|
б) трудности, связанные с организацией учебной деятельности ______________________________________________
____________________________________________________
|
|
в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки.
|
|
Г) жалобы со стороны родителей (соответствующие подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночество, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы
|
|