Методика 1. Определение уровня готовности детей к обучению в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 1. Определение уровня готовности детей к обучению в школе



Основные направления наблюдения при изучении уровня готовности детей к обучению в школе Отметить знаком
1. Психологическая и социальная готовность к обучению в школе: 1. Желание учиться в школе: 1. ребенок хочет идти в школу; 2. особого желания идти в школу пока нет; 3. идти в школу не хочет.  
2. Учебная мотивация: 1. осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; 2. собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить форму, иметь портфель и т. д.); 3. цели обучения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.  
3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию: 1. достаточно четко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; 2. контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны; 3. плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.  
4. Организованность поведения: 1. поведение организованное; 2. поведение недостаточно организованное; 3. поведение неорганизованное.  
Вывод.Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к обучению в школе: - выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню); - ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню); - низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).  
2. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций 1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат: 1. нарушений в фонематическом строе речи, в звукоподражании нет, речь правильна, отчетлива; 2. в фонематическом строе речи, в звукоподражании есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда); 3. ребенок косноязычен.  
2. Мелкие мышцы руки: 1. рука развита хорошо; ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами; 2. рука развита недостаточно хорошо; карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением; 3. рука развита плохо; карандашом, ножницами работает плохо.  
3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость: 1. достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок; 2. отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений; недостаточно ловок; 3. ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо; неуклюж, малоподвижен.  
4. Координация в системе «глаз-рука»: 1. может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру) зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски); 2. графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями; 3. при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.  
5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров): 1. соответствует средним показателям возрастной группы (5 и более); 2. ниже средних показателей возрастной группы (3-4); 3. намного ниже средних показателей возрастной группы (1-2).  
Вывод. Общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций: - выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню); - ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню); - низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается по третьему уровню).  
3. Развитие познавательной деятельности: 1. Кругозор: 1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны; может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года; 2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим; 3. кругозор ограничен; знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.  
2. Развитие речи: 1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; 2. ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; 3. слова приходится вытягивать; ответы чаще всего односложные; в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).  
3. Развитие познавательной активности, самостоятельности: 1. ребенок любознателен, активен; задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах; 2. ребенок не достаточно активен и самостоятелен; при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов достаточно узок; 3. уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.  
4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей): 1. правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове; видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; 2. задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого; может перенести способ деятельности на выполнение сходного задания; 3. при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.  
5. Производительность деятельности: 1. удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца; 2. удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке; 3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется; прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая организующая помощь малоэффективна.  
6. Контроль деятельности: 1. соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели; ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью; 2. частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели; самостоятельно ребенок не может видеть это неполное несоответствие; 3. полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели; ребенок сам этого несоответствия не видит.  
7. Темп деятельности: 1. соответствие средним показателям возрастной группы; 2. ниже средних показателей возрастной группы; 3. намного ниже средних показателей возрастной группы.  
8. Учебные знания, умения: (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и др.)  
Вывод. Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности: - выше среднего, средний (развитие большинства показателей оценивается по первому уровню); - ниже среднего (развитие большинства показателей оценивается по второму уровню); - низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).  
4. Состояние здоровья (Выяснить из беседы с родителями или из медицинской карты): а) особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания); б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить); в) состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).  
Вывод. Группа здоровья: ___________________    
5. Трудности школьной адаптации: а) трудности, связанные с поведением ребенка ____________ ____________________________________________________ ____________________________________________________    
б) трудности, связанные с организацией учебной деятельности ______________________________________________ ____________________________________________________    
в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки.  
Г) жалобы со стороны родителей (соответствующие подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночество, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы  

Вывод: Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком: _____________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.007 с.)