Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так что же не в порядке, когда болит душа.

Поиск

Нормальному человеку понятно, что не сама по себе боль мешает нам жить, а вызвавшая ее причина. Поэтому, когда у нас что-то болит в организме, мы стараемся понять локализацию боли и найти ее источник. Если есть надеж­да, что причина может исчезнуть сама, — ждем, терпим, принимая обезболивающие средства, а если понимаем что боль не проходит, то идем к врачу, проходим диагно­стическое исследование, и с помощью соответствующего специалиста устраняем ее причину. Если болит почка - идем к урологу, если горло — к отоларингологу, если же­лудок — к гастроэнтерологу, если сердце — к кардиологу. А к кому же обратиться, если болит душа?

Когда болит тело, мы понимаем, что от нервных окон­чаний в точке локализации болезни приходит сигнал о неблагополучии в соответствующий участок мозга.

Откуда и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Думали ли вы когда-нибудь об этом? Нет? А по­чему? Об этом стоит хорошенько задуматься... Может быть, сигнал неведомым образом приходит в мозг? Мо­жет быть, он приходит в сердце, ведь порой и оно болит от волнений? Может быть, солнечное сплетение являет­ся средоточием духовной боли?

Отнюдь, последние научные исследования в области нейрофизиологии и реаниматологии утверждают, что со­знание человека не локализовано в теле. То есть никакой сгусток нервных клеток, даже головной мозг, не может исполнять и не исполняет функцию того, что мы назы­вает человеческим сознанием.

Поэтому, если вы сугубый материалист и начисто от­рицаете существование души, невидимого мира и всего, что с этим связано, можем обрадовать вас: значит, у вас ничего не болит. Если нет души, то и болеть она тогда не может. Поэтому вы можете сейчас же начать радоваться и закончить чтение этой статьи.

С остальными читателями мы пойдем дальше — в мир человеческой души.

Психология — наука, в самом названии которой со­держится признание существования души (psyche — душа, logos — знать) — много потеряла, когда отказалась от самого понятия души. То есть она ставит своей задачей лечить душу, которую перестала признавать, но никакого другого обоснованного понимания души не ввела. Си­туация просто абсурдна. Как можно лечить орган, если ты его не признаешь и ничего о нем не знаешь? Поэто­му традиционная психология в случае душевной боли практически всегда разводит руками. С помощью совре­менных фармакологических препаратов можно ослабить интенсивность боли души, с помощью психотерапевти­ческих техник отвлечь от боли, научиться с ней жить, на определенное время даже заглушать ее. Но, несмотря на огромный опыт, накопленный за полтора столетия, со­временная психология не способна искоренить причину, приводящую к этой сильнейшей боли.

Отчего же болит душа? (Скажем сразу, мы не рассма­триваем случаи тяжелых психических заболеваний — шизофрении и т. п., — которые встречаются у суицидентов примерно в 20% случаев.)

Тело болит оттого, что мы чем-то его повреждаем или не даем необходимого ему, точно так же и душа. Что же нужно душе?

Один из современных священников пишет: «Обще­известно, что игнорирование глубинных стремлений человеческого духа порождает то самое искажение че­ловеческой природы, которое традиционно называ­ется грехом — источником болезней. Поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление растоптанных или утраченных проявлений человеческого духа. Примирение с Богом — это покаяние, это осознание своего греха, осознание от­ветственности за свою жизнь, за то состояние, в которое человек вогнал себя, и стремление, жажда начать новую жизнь, примирившись с Богом и испросив у Него про­шение.

Церковь всегда, с древних времен связывала болезнь с внутренним состоянием человека, с человеческим грехом. Поэтому в основу церковного Таинства елеос­вящения для исцеления болящих лежит молитва о про­шении грехов. И независимо от того, прибегаем ли мы к Таинству елеосвящения, или мы собираемся лечиться первое, с чего мы должны начать, — с осознания своей ответственности, осознания своего греха и воли Божией относительно того, чтобы ты был здоров»10.

Грех — слово не модное. Возможно, потому, что люди, далекие от Церкви, понимают под ним нарушение каких-то правил, соблюдение которых нужно от нас Богу, а во­все не нам самим. Ведь девиз современности — «возьми от жизни все». А тут от нас зачем-то чего-то требуют. Это нам, конечно, не может понравиться...

На самом же деле, грех — это преступление против собственной души. Если сравнивать с телом, это как не кормить свое тело, как резать его ножом, забивать в него гвозди, поливать кислотой. Бог в данном случае похож на доброго доктора, который стоит рядом, с медицин­скими инструментами и препаратами наготове, и просит нас поскорее прекратить самоистязание и прийти к нему, чтобы он вылечил нас.

Если понаблюдать за собой, каждый человек может за­метить, как ему становится неприятно на душе, когда он делает что-то плохое. Например, разозлится на кого-то. струсит, огорчит кого-то, возьмет взятку, не даст кому-то просимою или изменит жене. По мере накопления таких поступков душе все тяжелее и тяжелее. И мы забываем, что такое настоящая, чистая, детская радость. Пытаем­ся заменить радость примитивными удовольствиями» они не радуют, а только отупляют. А душа высыхает и оо­лит все сильнее и сильнее...

 

И когда происходит какое-то важное событие в нашей жизни, например. большая потеря, нам лаже и в голову не приходит, что огромная боль, навалившаяся на нас, связана с нашими ошибками. Но это именно так. Боль при различных кризисах человеческих отношений вызвана нашей мстительностью, либо ненавистью, либо тщеславием. Боль при разрыве любовных отношений была бы во мною paз меньше, если бы сами отношения не были омрачены обидой и эгоизмом. Боль при смерти близкого человека усугубляется ропотом на Бога.

Вывод следующий: душевная боль сигнализирует нам, что с душой что-то не в порядке, возможно, мы где-то ра­нили свою душу и должны исправиться.

 

 

Где лечат боль души?

 

Если мы никогда не занимались своей душой, пола­гая, что духовная жизнь заключается в посещении театров и чтении романов, то нам нужна помощь в лечении душевной боли, нам самим не справиться.

Куда же бежать, когда болит душа? Куда обращаться за помощью?

Конечно, лучше обратиться туда, где точно вылечат. Это должно быть место, которое имеет проверенные тра­диции лечении, инструменты и условия для лечения, а самое важное — миллионы вылеченных больных.

На самом деле, главного и единственного Врача ду­шевной боли мы уже нашали выше. Я видел сотни людей, вылеченных от душевной боли. И все они были пол­ностью вылечены только в одном месте и только у един­ственного Врача. Это лечебница — Церковь, и Главный Врач в ней - Господь Бог!

Этот Врач не лечит за деньги. Он делает это беско­рыстно и с большой любовью. Этот Врач ждет того, кому плохо, потому что Он всегда готов протянуть руку помощи. У него не бывает выходных и перерывов на обед. Он всегда готов приступить к лечению вашей души.

Этот Врач лечит проверенными и очень эффективны­ми лекарствами. Он никогда никому не отказал в помо­щи, но Он не станет навязывать вам Себя, Он не будет уговаривать вас лечиться у Него, потому что этот Врач уважает нашу свободу и выбор, и ему не нужна реклама. Этот Врач просто искренне хочет вам помочь, потому что любит вас. Он рассчитывает на ваше доверие к Нему, и исполнение нами Его предписаний

Если у вас пока маловато доверия, и вы боитесь об­ращаться к Нему, вспомните, что вы ничем не рискуете. Покончить с собой вы сможете всего даже через год ду­ховной жизни. Ведь терять вам все равно нечего.

 

 

Как Бог лечит душевную боль?

 

Мы с вами уже выяснили, что боль вызвана нереали­зованными потребностями души. Значит, лечить эту боль нужно, удовлетворяя эти потребности.

Не верьте,что многократно распространенный, практи­чески канонизированный психологами-популистами спи­сок человеческих потребностей (наиболее известная из них пирамида Маслоу), в числе которых самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность — есть действительно то, что нужно человеку. Даже если согласно лому списку у вас будет 100 из 100, вы не будете счастливы. Потому что счастлив тот, кто удовлетворил потребности души. А они отличаются от упомянутого списка.

Главная и единственная потребность души на самом деле - любовь. А Бог — это и есть Любовь. Приближе­ние к Богу увеличивает любовь. Удаление от Бога через грехи - уменьшает любовь, увеличивает душевную боль… Значит, душе нужны не какие-то мелочи. Ей нужен сам Бог! Только Он может удовлетворить ее запросы. И Он готов дать нам Себя. Он хочет дать нам себя и через это избавить нас от боли и просветить наши души любовью.

Молитву сравнивают с дыханием души или с пищей для души. Кто молился, тот испытал верность этих срав­нений на себе. Наука не смогла пощупать, измерить ту субстанцию, которая поступает в душу молящегося. Цер­ковь называет эту субстанцию благодатью. Молитва — самый быстрый целитель душевной боли.

Не менее необходимый источник благодати для чело­века — причастие тела и Крови Христа. Данная статья — не богословская. Мы хотим лишь указать вам единствен­но верный путь излечения души от боли. Поэтому отно­сительно великого чуда причащения скажем лишь то, что плоды этого чуда несомненны и ощутимы. Множество известных мне людей избавилось после причастия от тяжелейших психологических расстройств, заболеваний тела, отчаяния, депрессий, а один раз практически на моих глазах женщина выздоровела от меланомы (очень агрессивной злокачественной опухоли).

Причастию предшествует целительное таинство по­каяния — исповеди. Во время исповеди человеку про­щаются все исповеданные им грехи. Из его души как бы вынимаются все те гвозди, которые он вонзил в нее, ис­целяются все нанесенные себе раны. Совесть человека становится чистой. Помните ли вы еще, как хорошо на душе, когда совесть чиста?

Можно удовлетвориться краткосрочным эффектом, благополучным переживанием определенного кризиса. Но тогда вскоре придет новый кризис. Возможно, тяже­лее прежнего. Если вы не хотите испытывать боль, хо­тите жить в любви и радости, о душе нужно заботиться постоянно. Нужно приучить себя давать душе то, что ей нужно и не делать того, что ранит ее. Для этого необхо­димо изменить свои привычки.

Это долгий процесс, требующий постоянного внима­ния и усилий. Но по мере того, как вы, с помощью Врача, будете находить свои ошибки и исправлять их в глубинах своей души, тяжесть будет оставлять вас, чувство истин­ной радости наполнит вашу душу.

Основную работу будете делать не вы, а этот неоце­ненный нами всеведущий, любящий Врач. От вас требу­ется лишь принять этот чудесный дар исцеления.

Если вы хотите быть телесно здоровыми, то должны соблюдать правила гигиены. Если хотите быть здоровы­ми душевно, то тоже надо придерживаться своих «гигие­нических норм». Как сказал по этому поводу в одном из интервью профессор Зураб Кекелидзе, заместитель ди­ректора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского: «Есть же такое понятие как психогигиена. Не делай того, что на­рушает психическое здоровье! Прочитай десять запове­дей — там все написано! Не знаем законов, делаем массу глупостей».

Об этом говорит и опыт поколений. Наши предки это хорошо понимали, видели, ощущали результаты, пере­давали детям.

И не ругайте боль, не жалуйтесь на нее, не страдайте, а идите ее лечить.

Пожелаю вам в этом успехов.

 

Михаил Хасьминский, кризисный психолог

 

 

ДЕПРЕССИЮ

 

МОЖНО

 

ПОБЕДИТЬ

 

Депрессия - это одна из самых распространенных болезней современности. Среди тех, кто думает о са­моубийстве, существенна доля страдающих депрессией. Поэтому мало остаться жить. Нужно что-то делать со своей депрессией. Побеждать ее духовными средства­ми, средствами медицины, либо просто сознательно тер­петь, понимая, что это болезнь, а не реальное восприя­тие действительности.

Депрессия депрессии рознь. Депрессии различаются как по происхождению — они могут иметь духовные причины, а могут и физиологические, — так и по степени тяжести. Достигая своих крайних форм, депрессии могут переходить в такие тяжелые психические заболевания как психоз и шизофрения.

Первое, что необходимо знать: депрессия излечима. Бо­лее того, она может пройти и сама.

Второе: лечению депрессий хорошо помогают духовные лекарства, но не следует отвергать и помощь медицины, особенно в случае эндогенных депрессий.

Как оценить состояние своего здоровья и что предпри­нять для его улучшения?

 

 

Может ли человек в депрессии помочь себе?

 

Д

митрий Борисович, отчего возникает депрессия и каких видов она бывает?

—В зависимости от природы возникновения быва­ют разные депрессии. Эндогенная депрессия внешне как будто бы не связана с психическим и физическим состоянием человека. Она относится к разряду психи­ческих болезней, которые лечатся психиатрами. Су­ществуют также реактивные депрессии, которые воз­никают как реакция на неприятные события в жизни данного человека.

Соответственно, лечение будет в каждом отдельном случае свое. Если в первом случае лечение исключитель­но медикаментозное, то во втором случае помимо меди­каментов широко используется психотерапия.

—А по каким симптомам человек может понять: де­прессия у него или просто, скажем, плохое настроение?

—В основном по длительности. Плохое настроение у человека обычно бывает от нескольких минут до не­скольких часов. Даже если у человека, скажем, реакция на смерть близких, она не должна затягиваться на недели и месяцы. Все люди переносят смерть близких тяжело, но кто-то переносит это более адекватно, а кто-то впада­ет в депрессию.

Поэтому, если человек замечает, что это состояние за­тянулось, и он не может с ним справиться самостоятель­но, применяя, например, легкие успокаивающие, ему стоит обратиться к специалисту.

— Может ли человек, впавший в длительную депрессию, привыкнуть так жить и уже перестать понимать, что у пего что-то не в порядке?

— Едва ли. Ведь опасность депрессии в чем? Человек в таком состоянии может пойти даже на самоубийстве. Это происходит из-за того, что человеку физически и душевно очень тяжело переносить это состояние. Поэтому, если у человека депрессия, то он ее очень тяжело переживает, свыкнуться с этим состоянием нельзя.

Тяжесть депрессии бывает разной. Например, у человека может быть субдепрессия. Это такая депрессия, которая не доходит до своего максимума — психотиче­ского уровня. В этом случае симптомы выражены не так интенсивно, но это все равно депрессия.

А существует так называемая соматогенная депрессия. Здесь не всегда и врачи могут разобраться. Вот, например, человек якобы болеет разными заболеваниями внутренних органов. Он ходит по разным врачам, обследуется, у него что-то находят или говорят, что у него ничего нет, а он с упорством, достойным лучшего применения, все равно идет к врачам в надежде найти какую-то болезнь, чтобы ее лечить. А когда попадает по каким-либо причинам к пси­хиатру, то порой удается распознать, что первичной здесь является не болезнь тела человека, а депрессия, которая пе­решла на соматический уровень. Вылечить такую мнимую болезнь можно, только назначая антидепрессанты. И когда это происходит, проходит и мнимая болезнь.

—А если депрессия приобретает тяжелый характер, и человек думает о суициде, то есть ли какие-нибудь сло­весные формулировки, которые могли бы помочь ему отка­заться от этой мысли?

—Есть, но они помогают далеко не всегда. Это опять же зависит от характера депрессии. Если это эндоген­ная депрессия, связанная с психическим заболеванием, то здесь любые слова будут действовать ровно столько, сколько они звучат. Например, человеку говорят: «Не беспокойся, у тебя все хорошо». Он: «Да, да, да» Только это сказали, он тут же идет и что-то с собой делает, тому, что это не работает.

Если у человека депрессия — реакция на что-то, то тоже не всегда это действует. Опять же тот пример, ко­торый я приводил, с потерей близких. Здесь очень тя­желые депрессии бывают. Чем глубже депрессия, тем меньше слова родных или врача будут помогать, тем не менее, этот метод применяется в лечении наряду с други­ми. Зная конкретного человека, его проблемы, то, что с ним происходит, его состояние на данный момент, мож­но сказать ему какие-то слова, но это будет, конечно, не основное лечение, а вспомогательное. Или, скажем, на выходе из депрессии, когда человек уже из депрессивной ямы вылезает, словесное воздействие может как-то по­мочь, но, конечно, не как основной вид лечения.

— Но известно, что люди, которые потеряли близких, в конце концов выходят из депрессии без помощи психиа­тра. То есть получается, что помощь врача требуется не всегда.

—Не всегда, но в идеале, конечно, желательно, чтобы всем или психолог, или психотерапевт оказал помощь в этой ситуации. Особенно, если смерть внезапная. По на­шей практике бывает, что пациенты поступают с попыт­ками самоубийства спустя даже год после смерти близ­кого, или даже спустя несколько лет. А получается как? Очередная дата гибели человека, которую встречают, как правило, на кладбище, нахлынули воспоминания, а еще нередко здесь алкоголь присутствует, он снимает тормо­за, которые в обычной жизни работают, и человек что-то с собой пытается сделать. Не так уж и редко это бывает.

— То есть лучше алкоголь в качестве антидепрессанта не использовать?

— Это можно сказать совершенно однозначно, он всегда играет негативную роль. Порой он является по­следним фактором, который заставляет человека прибег­нуть к попытке самоубийства.

- Существует довольно распространенная категория людей, которые впали в депрессию, потому что им кажет­ся, что их никто не любит, на работе не ценят, друзья не уважают и т.д. Что вы можете им посоветовать?

— Здесь необходима работа над собой, над развит своей личности, потому что у таких людей изначально занижена самооценка, а это идет, прежде всего, от характера. Есть определенные группы характеров. Активный, всегда с хорошим настроением, не может впасть в такое состояние. А есть люди интроверты, обращенные к себе, а не вовне. Такие люди обычно не очень общительные, не очень активные, более ведомые. Еще на личность влияет, конечно, социум, который в процессе жизни накалы­вает отпечаток — это общение и воспитание родителей круг общения среди друзей.

Бывает, что у людей есть какие-то внешние дефекты, скажем, полнота. Это все, естественно, усугубляет ситуа­цию. Такой человек, становясь зрелым, понимает, что ему нужно над собой работать, работать над раскрытием сво­ей личности, тогда у него повышается самооценка. Или, например, человек достигает в своей области какого-то результата, и тогда это для него становится не столь ак­туальным. Но это бывает нечасто. Чаще всего люди пере­живают, и самостоятельно справиться им бывает сложно. В таком случае им необходима помощь, и специалистов в том числе.

—Дмитрий Борисович, а как бы вы посоветовали пас­сивным, зависимым людям развивать свой характер?

—Здесь много факторов. Прежде всего, нужно раз­виваться как личность. Если человек обидчив, он пол­ностью зависит от мнения окружающих. Чтобы чело­век это преодолел, должно произойти что-то серьезное. К примеру, случается что-то в семье. И если раньше человек рассчитывал на кого-то, то теперь он должен рассчитывать только на себя, и он волей или неволей переламывает, иначе либо он пропадет совсем, либо придется что-то делать. Вот такие жизненные встряски и стрессы могут привести к тому, что он будет меняться. Человек должен осознать, что ему это нужно. Если он это понимает, то значительная часть работы уже сделана.

Опять же здесь может помочь психолог или психоте­рапевт. Кому-то хорошо помогают центры психологиче­ской помощи, где психотерапевт работает с группой. Но осознают потребность в этом только единицы. А быва­ет по-другому. Происходит какая-то встреча человека с людьми, которые ему помогают раскрыться. Кто-то при­ходит к Церкви, к Богу, тогда у человека все меняется значительно.

—Бывает так, что человек обращается за помощью к психотерапевту, но не получает ощутимой долговременной помощи, и тогда человек просто уходит и все?

—Такое случается нередко. Но понимаете, не надо рассчитывать на то, что если пришел к психотерапевту, то дальше все пойдет как по нотам. Есть много факторов, например, контакт со специалистом. Критерий здесь один: если человек понимает, что результат есть, то ле­чение стоит продолжать, если же он понимает, что лучше ему не становится, значит, лучше всего поменять психо­терапевта. Нужно действовать методом поиска. Есть слу­чаи, когда родители приводят к психотерапевту ребенка или подростка, который изначально не хочет общаться со специалистом, а увидев, например, формальное отно­шение безо всякого интереса, он думает, что все психоло­ги такие. Важно этого избежать.

—Какие симптомы являются признаком серьезных психических заболеваний (таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.) и должны побудить человека об­ратиться к психиатру?

—Во-первых, если депрессия не обусловлена какими-то очевидными событиями в жизни человека, она сама может быть квалифицирована как психическое заболева­ние. Например, если у человека внезапно умер близкий родственник, то это достаточно адекватная причина для начала депрессии. Если же у него все хорошо в жизни, никаких трагедий нет, но при этом он замечает, что, например, в осенний или весенний период ему становится тоскливо, плохое настроение, ухудшается сон, то это уже нечто другое.

Во-вторых, депрессия может быть этапом в развитии тя­желых психических состояний. Как можно заметить у себя психическое заболевание? Сначала, как правило, без ви­димых причин стойко нарушается сон. Потом начинаются перепады настроения. Как в сторону повышения настрое­ния, чрезмерной активности, речевой и двигательной, до­ходящей до того, что человеку достаточно 2-3 часов сна в сутки, так и в сторону депрессии, когда человек лежит, ему ничего не хочется делать, и если его не потеребить, он так и будет лежать. Дальше может появляться тревога, страх, по­рой неосознанный, нежелание жить.

Если на этом этапе развитие болезни не останавлива­ется, дальше могут начаться галлюцинации, бред. Но на этом этапе человек, как правило, уже не вполне отдает себе отчет в том, что с ним происходит. То есть, он по­нимает, что с ним что-то не то, и не более того. А если это бред, то наоборот, ему кажется, что все для него выстрои­лось в ясную картину, что он все понял. И в этом случае убедить его в том, что это болезнь, невозможно, это даже может вызвать у него агрессию.

—Как известно, у больных чередуются периоды обо­стрения и ремиссии (когда признаки болезни исчезают). В период ремиссии человек не может критически посмо­треть на то, что было в период обострения?

—Может. Но вся беда в том, что когда начинается обо­стрение, он опять теряет критическое восприятие своего состояния. Чаше признаки психического заболевания за­мечает не сам человек, а его родственники, окружающие.

—Всегда ли человек приходит к таким серьезным заболеваниям, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз через депрессию или может миновать эту стадию развития?

—Как правило, он приходит именно таким путем. Дру­гое дело, что стадия депрессии может быть разной по длительности (от нескольких часов до месяцев) и разной по ин­тенсивности, как бы стертой. Люди часто объясняют свои проблемы утомлением, какой-то нагрузкой и не обращают на это внимания. Начинают обращать внимание только тог­да, когда этот этап уже прошел и начался, например, психоз.

—Понятно, что человеку неприятно осознать себя пси­хически больным. Насколько важно все-таки сделать это и, не откладывая, обратиться к психиатру?

—Какие тут могут быть сомнения, если эти заболева­ния могут приводить к инвалидности и социальной де­задаптации? Иначе говоря, личность разрушается. Если в начале болезни человек социально активен, то к пику заболевания он превращается в развалину.

—Насколько успешно излечиваются психические забо­левания?

—При наличии большого арсенала методов лечения эти заболевания лечатся трудно и длительно, и вообще счита­ются хроническими заболеваниями. Но если обратиться к врачам на ранней стадии заболевания, то удастся дольше поддерживать человека в стабильном, социально адаптиро­ванном состоянии. Чем раньше больной обратится к врачу, тем лучше. Потому что многие дол го отказываются признать факт болезни, потом, когда осознают себя больными, пыта­ются какими-то своими методами лечиться. И чем дольше это длится, тем более тяжелые формы принимает болезнь.

—Психически больных лечат стационарно или амбулаторно?

—С каждым больным по-разному. Если острое состо­яние, конечно, его нельзя лечить амбулаторно. Но, если человек не хочет ложиться в больницу, и его состояние не очень тяжелое, при диспансерах существуют дневные стационары. Днем человек получает лечение, вечером уходит домой.

- Полное излечение возможно?

— Если ремиссия, то есть нормальное состояние длится 20-30-40 лет, то условно можно говорить об излечении.

—Говорят, что среди таких подростковых «субкуль­тур», таких как «эмо» и «готы», существует целый культ депрессии, культ самоубийства. Попадают ли они в число ваших пациентов?

—Среди представителей этих «субкультур» много психически больных людей. Видимо, в эти субкультуры они попадают в поисках возможности если не решить свои проблемы, то хотя бы найти людей с похожими про­блемами, которые их поймут.

—То есть если бы они нашли понимание, поддержку, какие-то занятия в более позитивной среде, то их жизнь могла бы сложиться по-другому?

—Понимание, душевное тепло играют большую роль для человека. Так, по моим наблюдениям, у практически 100% подростков-наркоманов корнем проблем являют­ся отношения в семье. Они могут жить в золотой клетке, учиться в престижных учебных заведениях, но все они не имеют подлинного контакта, по-настоящему близких отношений с родителями.

—Каковы типичные причины депрессии и суицида у по­жилых людей, которые психически здоровы?

—Прежде всего, это хронические соматические забо­левания, приводящие к снижению или потере возмож­ности себя обслуживать. Возникает чувство вины перед родственниками, поскольку тем приходится за ними уха­живать. Ну и чувство того, что впереди в этой жизни их ничего хорошего уже не ожидает.

—Если говорить не только о людях, находящихся в со­стоянии депрессии, а о суицидентах в целом, как им помочь осознать факт, что они ничего не добьются, если совершат самоубийство?

—Только вылечив их. По канонам психологии считается, что изначально для человека самоубийство ненормально. Оно противоречит законам природы. Самоубий­ство — это крайний шаг. Прежде чем человек его избира­ет, он пробует разные способы выхода из ситуации, со­знательно или подсознательно. Но когда он осознает, что все варианты уже испробованы, ему кажется, что у него остается единственный выход. И если сказать: «Посмо­трите на эту проблему с другой стороны, вы увидите дру­гие варианты решения», — он не воспримет этих слов.

Здесь важна работа на протяжении какого-то време­ни. И когда потом он выходит из состояния нежелания жить, он понимает: «Да, я не мог осознать, что это на­столько просто и очевидно, что если на проблему посмо­треть с другой стороны, то она даже и несерьезная». Но это происходит уже потом. Находясь в этом состоянии, человек находится не совсем в здравом рассудке, и имен­но поэтому такие люди попадают в психиатрическое от­деление, потому, что в этот момент человек находится в психотическом состоянии. Многие говорят: «Зачем вы меня спасаете? Это мой выбор». Мы отвечаем очень про­сто: «У вас болезненное состояние, которое можно вы­лечить. Оно пройдет, и вы потом осознаете, что были не­правы». Это довольно распространенное заявление па­циентов в депрессии. А в результате лечения сохраняется жизнь человека.

 

Дмитрий Кваснецкий, психиатр


 


 


 

Антидепрессант №1

 

П

 

режде, чем вывести рецепт победы над депрессией скажем, что речь идет не о всякой депрессии. Примерно 20% депрессий имеют физиологические причины или, по крайней мере, физиология тесно включается в ме­ханизм депрессии. Эта же беседа о такой депрессии, при­чины которой носят духовный характер. Такую депрессию можно назвать хроническим унынием, отчаянием.

Так вот, такая депрессия всегда имеет причину. Эта при­чина кроется не во внешних обстоятельствах, а в душе че­ловека. Точнее, в одном совершенно конкретном ее каче­стве. Это качество называется гордостью. И эта же самая гордость является подлинной причиной большинства по­пыток самоубийства психически здоровых людей.

Мое утверждение покажется удивительным, посколь­ку мы привыкли считать гордость одним из достоинств человека. Мы хорошо помним фразы: «благородная гор­дость», «у тебя что, совсем гордости нет?», «у человека должна быть гордость».

Ответим сразу и решительно: никакой «благородной гордости» не существует. И не должно быть у человека гордости, если он не хочет быть несчастным, ненавиди­мым людьми, а может быть, и дойти до суицида.

То светлое и благородное, что мы порой путаем С гор­достью, это человеческое достоинство — сознание высо­кого достоинства того, что заложено в нас как во всякого человека. Это, безусловно, доброе и очень нужное качество. А гордость — это совсем другое. Если достоинство говорит: «Я так же божественен, как и другие люди», то гордость шепчет: «Я лучше других и достоин больше чем многие».

До революции 1917 года все знали, какая беда эта самая гордость. Но коммунисты постарались перевернуть с ног на голову жизненно важные вещи. Так появилась на свет неве­домая дотоле «благородная гордость», «благородная ярость» и другие подобные абсурдные слоганы. За время советской власти ложное благородство гордости настолько въелось в умы, что во избежание путаницы в современной духовной литературе для обозначения гордости часто используется не столь оболганный синоним — гордыня.

Так что же такое гордость, она же гордыня, и почему она приводит к унынию, а порой и доводит до суицида?

 

Анатомия гордости

 

История появления гордости такова. В сотворенном Богом мире не было никакого зла, одно лишь добро. А поскольку одним из свойств добра является свобода (иначе, что это было бы за добро, если бы оно творилось не по доброй воле?), имели эту свободу и ангелы. И од­нажды величайший из ангелов — Денница — решил, что ему мало быть ангелом, решил стать равным Богу и вос­стал против Творца. За ним последовала часть ангелов. Теперь мы знаем бывшего Денницу под именем сатаны, а падших ангелов как бесов. Они стремятся путем лжи привести людей в то же несчастное состояние, в котором находятся сами. Обманом сатана склонил Адама и Еву к непослушанию Богу, и первые люди, покинув Бога, есте­ственно, покинули и рай.

Гордыня — это нежелание смириться с тем, что име­ешь, и благодарить за все Бога. Именно эта злая страсть сделала сверкающего Денницу темным сатаной, низверг­ла часть ангелов в ад, изгнала людей из рая и стала при­чиной всех нынешних мучений человечества, всей боли всех людей от Адама и до вас. И к боли каждого человека его гордыня имеет самое непосредственное отношение.

Давайте детально рассмотрим, что делаете нами наша гордыня.

Думаю, все слышали известную мудрость: «Счастлив не тот, кто имеет все, чего хочет, а тот, кто доволен тем, что имеет». Слышали-то мы слышали, и мы согласны с тем, что это действительно формула счастья. Но она нам не помогает. У нас не получается быть довольными тем, что имеем. Почему не получается? Потому что нам ме­шает гордыня.

Гордыня говорит нам: «Вон у того и у другого есть то-то и то-то, а ты чем хуже? Бедный ты, несчастный, как несправедлива к тебе жизнь! Почему же этот Бог, если он есть, так жестоко обошелся с тобой?»

Таким образом, гордыня влечет за собой такие чув­ства и действия как зависть, ропот на судьбу, жалость к себе. Согласитесь, что это довольно неприятные, му­чительные чувства. Естественно, человек пытается из­бавиться от боли, причиняемой этими чувствами. Но каким образом?

Вместо того, чтобы воздействовать непосредственно на свои чувства, на свою душу, удаляя из себя корень сво­их бед — гордыню, человек ищет облегчения в том, чтобы удовлетворить свою гордыню, то есть чтобы «улучшить» свое положение, которым недовольна гордыня. Человек-то доволен, его гордыня недовольна!

Первыми сыновьями Адама были Каин и Авель. Авель был добрый человек и его жертвоприношения были угодны Богу. Злого Каина мучила зависть. Каин мог успокоить свое сердце, победив гордыню доверием к Богу: «Раз Бог пока­зывает, что поступки Авеля более угодны ему, значит, они действительно лучше. Смирюсь, буду терпеть свою долю». Но Каин поступил иначе: мучимый завистью, он убил свое­го брата Авеля. Стало ли Каину легче после этого, успокои­лась ли его гордыня? Конечно, нет. Ему пришлось бежать с женой от родителей в другую землю, но куда он мог убежать от мучений своей совести?


Мы с вами не убивали своих братьев. Но, мучимые своей гордыней, мы поступаем также неразумно, как и Каин: мы не боремся с причиной своих страданий — гордыней, мы мечтаем удовлетворить гордыню жертвоприношениями.

«Почему у других уже есть парни (девушки), а у тебя еще нет? Чем ты хуже, тебе даже нечем похвастаться пе­ред друзьями!» — шепчет нам гордыня, и мы совершаем грех блуда, от которого у нас отнюдь не прибавляется счастья, вовсе даже наоборот.

«Почему у них есть деньги и то, что на них покупает­ся, а у тебя нет, бедняжка!» — терзает нас гордыня. И мы совершаем нечестные поступки с целью обогащения, либо вместо профессии по душе выбираем профессию поприбыльнее. Делает ли это нас счастливее? Еще никто не обрел счастья, потеряв себя.

«Да, они плохо поступают (воруют, принимают нар­котики), но почему им можно, а тебе нельзя?» — спра­шивает гордыня. И мы, следуя дурному примеру, стано­вимся несчастнее.

«Почему у нее такой хороший муж, а у меня — нико­го? Хочу этого мужа!» — шепчет гордыня женщине, и та бросается отбивать чужого мужа. Если получится, ей не позавидуешь. Да и если не получится — тоже.

«Ты достоин любви и почитания масс», — говорит гордыня, и не имеющий таланта человек карабкается на эстраду, на посмешище знатоков и истории.

«Ты достоин власти», — врет гордыня, и не умеющий управлять собой человек рвется в поли гику, чтобы управ­ляв миллионами.

Гордыня делает мучительной любую попытку вытер­петь, что бы то ни было: «Почему ты, такой хороший, та­кой великий, должен это терпеть? Откуда взялась вооб­ще эта боль, она совершенно не входила в наши с тобой планы. Мы планировали великий путь сплошных удач, побед и наслаждений. Нет. это просто невыносимо! Я не хочу это терпеть!»

«Врачи говорят, мне вредно пить. Но я хочу! Другим-то можно, а я чем хуже?» - слышит человек голос гордыни, и через некоторое время умирает от цирроза.

Да уж, все эти «хочу», «не хочу» используются гордыней против нас очень ловко. Хочет она всегда того, чего нет, а не хочет того, что есть.

Так мы падаем все ниже. Теряем радость, теряем себя. Неизбежно встречаемся с ситуациями, когда даже наша готовность бросить на черный алтарь ненасытной гордыни все, что угодно, не помогает нам. Любовь, совесть, честь, дружба уже брошены, но гордыне этого мало. Она ставит нас в такие ситуации, когда мы просто бессиль­ны что-либо сделать. Она мучает нас неприятием наших родителей — но мы бессильны поменять их. Она мучает нас желанием завоевать любовь какого-то человека или группы людей — но любовь можно завоевать только лю­бовью, а у нас нет любви, потому что где сильна гордыня, там зло, и любовь там не живет.

М



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.135 (0.023 с.)