Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приобретение вещей и их потребление не может придать нашей жизни смысл-накопление материальных вещей не может заполнить пустоту жизни тех, У кого нет уверенности и цели.

Поиск

Савва Морозов

 

Философия потребления появилась не сегодня. Еще известный древнегреческий философ Эпикур (341— 270 гг. до н. э.) считал, что смысл жизни — в избежании неприятностей и страданий, получении удовольствий, достижении покоя и блаженства. Можно также назвать эту философию культом удовольствия.

Этот культ царит и в современном обществе. Но даже Эпикур оговаривал, что нельзя жить только ради полу­чения удовольствия, при этом не согласуясь с этикой. Мы же сейчас дошли до царствования гедонизма (проще говоря, жизни только ради наслаждения), в котором и с этикой уже особо никто не считается. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим прониза­на вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жиз­ни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной...

С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того, чтобы получить удоволь­ствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. По­том потребить это, и все заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключает­ся, чтобы пользоваться тем, что повсеместно реклами­руется, а именно: определенными товарами и услугами; чувственными удовольствиями («сексом»); впечатле­ниями, доставляющими удовольствие (путешествиями); недвижимостью; разнообразным «чтивом» (глянцевыми журналами, дешевыми детективами, дамскими романа­ми, книгами по мотивам сериалов) и т. д.

Таким образом, мы (не без помощи СМИ, одна­ко по своей воле) превращаем себя в обессмысленных полулюдей-полуживотных, чья задача — только есть, пить, спать, гулять, выпивать, удовлетворять половой инстинкт, наряжаться... Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлет­ворением примитивных потребностей.

Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.

Удовольствие не может быть смыслом существова­ния хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удо­влетворяется лишь на определенное время, а потом заяв­ляет о себе снова и снова, причем с большей силой. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия, но оно тоже проходит... А нам это наслаждение необходимо, у нас вся жизнь на этом построена. Причем чем больше мы полу­чаем удовольствия, тем больше нам опять хочется, так как потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения.Все это похоже на жизнь наркомана, с той лишь разницей, что наркоман гонится за наркоти­ком, а мы за разными другими наслаждениями. Еще это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем... Вряд ли кому-то из нас сознательно хочется быть похожим на такого осла.

Итак, если серьезно задуматься, то очевидно, что удо­вольствие не может быть смыслом жизни. Вполне есте­ственно, что человек, считающий целью своей жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Например, в США око­ло 45% людей пьют антидепрессанты, несмотря на высо­кий уровень жизни.

Мы потребляем, потребляем, потребляем... и живем так, будто будем потреблять вечно. Однако впереди у нас смерть — и это достоверно известно каждому.

 

Теперь над вашим гробом могут сказать так: «Какой насыщенной жизнью N жил! Мы, его близкие, не видели его месяцами. Сегодня он в Париже, завтра — в Бомбее. Мож­но было только позавидовать такой жизни. Как много в его жизни было разных удовольствий! Он был поистине счаст­ливчиком, баловнем судьбы! Сколько N поменял машин и, извиняюсь, жен! Дом его был и остается полной чашей...»

Откройте один глаз и взгляните на мир, который вы по­кинули. Как вы думаете, вы прожили жизнь, как надо?

 

 

Смысл жизни — достижение власти

Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличе­ния своей власти над другими. Именно так и пытался объ­яснить смысл жизни Ницше. Он говорил, что смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опро­вергать это утверждение еще при его жизни...

Властолюбивые люди смысл видят в том, чтобы до­казать себе и окружающим, что могуч возвыситься над другими, достичь того, чего другие не смогли. Ну и в чем же этот смысл? В том, что человек может иметь кабинет, назначать и увольнять, брать взятки, принимать важные решения? Это смысл? Ради того, чтобы получить и удержать власть, они зарабатывают деньги, ищут и поддер­живают нужные деловые связи и делают многое другое, нередко переступают через свою совесть...

На наш взгляд, в такой ситуации власть — это тоже свое­го рода наркотик, от которого человек получает нездоровое наслаждение и без которого он уже не может, и которому требуется постоянное увеличение «дозы» власти.

Разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации вла­сти над людьми? На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, На­полеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что?

Никого еще власть не сделала бессмертным. Ведь то, что случилось с Лениным, далеко не бессмертие. Велика ли радость — стать после смерти чучелом и объектом лю­бопытства толпы, как обезьянка в зоопарке?

 

На ваших похоронах много вооруженной охраны. Испы­тующие взгляды. Опасаются теракта. Да вы и сами умерли не своей смертью. Гости, одетые с иголочки во все черное, похожи друг на друга. Тот, кто «заказал» вас, тоже здесь, высказывает соболезнования вдове. Хорошо поставленным голосом кто-то читает по бумажке: «...Он жил всегда на виду, хоть был и постоянно окружен охраной. Очень многие завидовали ему, у него было немало врагов. Это неизбежно при том масштабе руководства, масштабе власти, ко­торую имел N... Такого человека очень трудно будет заме­нить, но мы надеемся, что NN, назначенный на этот пост будет продолжать все то, что начал N…

Если бы вы услышали это, вы поняли бы, что жили не зря?

 

Смысл жизни - приумножение материальных благ

 

Английский философ XIX века Джон Милль видел смысл человеческой жизни в достижении выгоды, пользы, успеха. Надо сказать, что философии Милли являлась мишенью для насмешек почти всех его современников вплоть до XX века представления Милли были экзотическими взглядами, которые не поддерживались практиче­ски никем. И вот в прошлом веке ситуация изменилась. Множество людей поверило в то, что в этой иллюзии можно найти СМЫСЛ, Почему в иллюзии?

Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумноже­нии богатства (а не и удовольствии его тратить, о чем мы говорили выше) они видят смысл своей жизни.

Это очень странно. Если не является смыслом все то, что можно купить на деньги, — удовольствия, память, власть, — то как могут быть смыслом сами деньги? Ведь ни одну копейку, ни миллиарды долларов нельзя будет использовать после смерти.

Богатые похороны будут слабым утешением. Мертвому телу не легче от мягкости обивки дорогого гроба. Мертвому телу не легче от мягкости обивки дорогого гроба.

 

И снова кладбище. Место рядом со знаменитыми. Мо­гильный участок уже обложен плитками. На стоимость гроба можно было бы обучить бедного юношу в универсаме те. Над группой родственников клубится облако взаимной ненависти: не все довольны разделом наследства. Даже в восхищенных речах проскальзывает скрываемое злорадство. N был избранным человеком. Сплав удачи, воли и упорства помог ему достичь такого успехи в бизнесе. Думаю, если бы он прожил бы еще 3 года, мы увидели бы его имя в списке крупнейших миллиардеров журнала "Форбс". Мы, знавшие его много лет, могли только с восхищением наблюдать, как высоко в взлетел наш друг.

Если на мгновение прервать молчание смерти, что вы сказали бы на это?

 

 

Самореализация как смысл жизни

 

Очень часто можно слышать о том, что смысл жиз­ни — в самореализации. Самореализация — это реали­зация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр.

Этот взгляд не нов, так считал еще Аристотель. Он говорил о том, что смысл жизни — в доблестной жизни, успехах и достижениях. И именно в этом саморазвитии большинство и сейчас видит смысл жизни.

Человек, конечно, должен реализовать себя. Но де­лать самореализацию основным смыслом жизни — неправильно.

Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая не­избежность смерти. Какая разница — самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Жизненные успехи не возьмешь на тот свет!

Можно сказать, что останутся на земле плоды этой са­мой самореализации. Но, во-первых, эти плоды не всегда хорошего качества, а во-вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, — ноль. Он не может воспользоваться результа­тами своих успехов. Он мертв.

Представьте себе, что вам удалось самореализовать­ся — вы известный политик, великий художник, писатель, военачальник или журналист. И вот вы... на собственных похоронах. Кладбище. Осень, моросит дождь, на землю летят листья. А может, лето, птицы радуются солнцу. Над открытым гробом звучат слова восхищения вами: «Как я рад за покойного! N очень хорошо удалось то и это. Все те способности, что были даны ему, ОН наплотил не то что 100, а на все 150%!..»

Если бы на секунду оживете, утешат ли вас подобные речи?..

 

Память как смысл жизни

 

Еще один вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили». При этом бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Глав­ное — «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком».

Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности. Это благодарная память наших потомков о нас, Оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта намять? Имеете ли вы благодарную память о своих прадедах? А прапрадедах?.. Никого не будут помнить вечно.

А вообще внешние достижения человека (та самая реализация) и память других об этих успехах соотносятся как бутерброд и запах бутерброда. Если уж сам бутерброд бесполезен, то тем более — его запахом не напитаешься.

Какое дело до этой памяти будет нам тогда, когда мы умрем? Нас-то уже не будет. Так стоит ли тогда посвящать СВОЮ жизнь тому, чтобы «оставить след»? Никто не сможет воспользоваться своей славой, когда покинет этот мир. Ни­кто не сможет оценить степень своей известности в могиле.

Снова представьте себя на собственных похоронах. То, кому поручена надгробная речь, напряженно думает, что PJ хорошего сказать о вас. «Мы хоронит непростого человека. Вот сколько людей пришло сюда проводить его в последний путь. Немногие удостаиваются такого внимания. Но это лишь слабое отражение той агавы, которую N имел при жиз­ни. Многие завидовали ему. О нем писали в газетах. На доме, где N жил, будет закрещена мемориальная табличка...»

Покойный, очнитесь на секунду! Вслушайтесь! Вас силь­но порадуют такие слова?..

 

 

Будет о чем вспомнить в старости

 

Некоторые говорят: «Да, конечно, когда ты лежишь на смертном одре, то все теряет смысл. Но ведь хотя бы было что вспомнить! Например, многие страны, веселые гулянки, хорошую и сытную жизнь и т. п.». Давайте чест­но разберем этот вариант смысла жизни — жить только для того, чтобы было о чем вспомнить перед смертью.

Например, у нас была сытая, полная впечатлений, бо­гатая и веселая жизнь. И вот у последней черты мы можем вспомнить все прошлое. Принесет ли это радость? Нет, не принесет. Не принесет потому, что это хорошее уже про­шло, а время остановить нельзя. Радость можно получить только в настоящем от того, что было сделано действитель­но хорошего для других. Потому что в этом случае то, что ты сделал, живет. Мир остается жить с тем хорошим, что ты для него сделал. Но ощутить радость от того, чем ты радовал себя — ездил на курорты, тратил деньги, имел власть, удо­влетворял свое тщеславие и самолюбие — не получится. Не получится потому, что ты смертен, и скоро не будет и вос­поминаний об этом. Все это умрет.

Что радостного для голодного в том, что он когда-то имел возможность обжираться? Никакой радости, а нао­борот, боль. Ведь слишком хорошо виден контраст между хорошим «раньше» и ужасно плохим и голодным «сегод­ня» и совсем никаким «завтра».

Например, алкоголик не может порадоваться за то, что он вчера много выпил. Ему сегодня как раз от этого плохо. И он не может вспомнить вчерашнюю водку и таким образом похмелиться. Она ему нужна сейчас. И реальная, а не в воспоминаниях.

В течение этой временной жизни у нас может много чего быть, по нашему мнению, хорошего. Но мы ничего не можем взять с собой из этой жизни, кроме души.

Например, мы пришли в банк. И нам дают возмож­ность прийти в хранилище банка и взять любое количе­ство денег. Мы можем держать сколько угодно денег в ру­ках, набивать карманы, падать в кучи этих денег, кидать­ся ими, обсыпать себя ими, но... не можем выйти с ними за пределы хранилища банка. Таковы условия. Скажите, что вам даст то, что вы держали в руках несметные сум­мы, когда вы выйдете из банка?

Отдельно хотелось бы привести аргумент для лю­дей, которые хотят покончить с жизнью. Уж вам, как никому другому должна быть очевидна тщетность хо­роших воспоминаний. И у вас в жизни были хорошие моменты. Но сейчас, вспоминая их, вам не становится лучше.

 

 

Задача жизни, но не смысл

 

Забота о близких

Очень часто нам кажется, что жизнь ради близких как раз и является главным смыслом. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке: в ребенке, супру­ге, реже родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.

Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни — это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать де­тей, заботиться о родителях и друзьях.

Но может ли это быть главным смыслом жизни?

Нет, боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел — это тупиковый путь.

Понять это можно при помощи простой метафоры. Человек, который весь смысл своей жизни видит в близком человеке, подобен футбольному (или иному спортивному) фанату. Фанат — это уже не просто болельщик, это чело­век, который живет спортом, живет удачами и неудачами той команды, приверженцем которой он является. Он так и говорит: «моя команда», «мы проиграли», «у нас есть пер­спективы...» Он отождествляет себя с игроками на поле: он будто сам гоняет футбольный мяч, он радуется их по­беде так, как если бы это была его победа. Нередко так и говорят: «Ваша победа — это моя победа!» И напротив, поражение своих любимцев он воспринимает крайне болез­ненно, как личную неудачу. А если он по какой-либо причи­не лишается возможности посмотреть матч с участием «своего» клуба, то чувствует себя так, будто его лишили кислорода, будто сама жизнь проходит мимо него...

Со стороны этот фанат выглядит нелепо, его поведение и отношение к жизни представляется неадекватным и даже просто глупым. Но не аналогично ли выглядим мы, когда смысл всей своей жизни видим в другом человеке?

Фанатом быть проще, чем самому заниматься спор­том: проще смотреть матч по телевизору, сидя на диване с бутылкой пива, или на стадионе в окружении шумных Друзей, чем самому бегать по полю за мячом. Вот ты по­болел за «своих» — и вроде сам уже пои фал в футбол... Происходит отождествление человека с теми, за кого он болеет, и человека это устраивает: не надо тренироваться, тратить время и силы, можно занять пассивную позицию и при этом получать массу сильных эмоций, практиче­ски таких же, как если бы сам занимался спортом. Зато никаких затрат, неизбежных для самого спортсмена.

Так же поступаем и мы, если смыслом нашей жизни яв­ляется другой человек. Мы отождествляем себя с ним, про­живаем не свою жизнь, а его. Мы радуемся не своим, а ис­ключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важ­нейших потребностях своей души ради мелких житейских потребностей близкого человека. И делаем мы это по той же причине: потому, что это проще. Проще строить чужую жизнь и исправлять чужие недостатки, чем заниматься своей душой, трудиться над ней. Проще занять позицию фаната, «болеть» за близкого, не работая над собой, попросту мах­нув рукой на свою духовную жизнь, на развитие своей души.

Тем не менее, любой человек смертен, и если он стал смыслом вашей жизни, то, лишившись его, вы почти неиз­бежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьез­нейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека, и жить теперь ради него. Нередко люди так и по­ступают, так как они привыкли к подобной симбиотической связи, и жить по-другому просто не умеют. Таким об­разом, человек постоянно находится в нездоровой психо­логической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что болен.

Перенося смысл жизни на другого человека, мы теря­ем самих себя, полностью растворяемся в нем, таком же смертном, как и мы. Мы жертвуем ради этого человека, которого тоже обязательно когда-то не станет. Оказав­шись у последней черты, не спросим ли мы себя: «Ради чего же мы жили?» Растрачивали всю свою душу на вре­менное, на дела, которые без следа поглотит смерть, соз­дали себе кумира, по сути дела, прожили не свою, а его жизнь... Стоит ли посвящать этому свою жизнь?

Некоторые проживают свою жизнь с надеждой, что могут оставить близким наследство, материальные цен­ности, статус и т. п. Только мы хорошо знаем, что это не всегда хорошо. Незаработанные ценности могут развра­тить, потомки могут остаться неблагодарными, с сами­ми потомками может что-то случится, и нить порвется. В этом случае получится, что, живя только для других, сам человек проживет свою жизнь без смысла.

 

Работа, творчество

Самое дорогое у человека — это жизнь. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества

Николай Островский

 

Другой распространенный вариант ответа на вопрос о смысле жизни — работа, творчество, некое «дело жизни». Всем известна расхожая формула «удавшейся» жизни — родить ребенка, построить дом, посадить дерево. Что каса­ется ребенка, это мы вкратце обсудили выше. А как насчет «дома и дерева»?

Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творче­стве, в работе — то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно по­нимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет... И те занятия, которым мы посвяща­ли все свое время, все свои силы, — если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда — ни произ­ведений искусства, ни сады посаженных нами деревьев, ни наши самые гениальные научные разработки, ни любимые книги, ни власть, ни самых больших банковских счетов...

Не о том ли говорил Соломон, оглядываясь на закате жизни на все свои великие свершения, которые были де­лами его жизни? «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме... Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей произрастающих деревьев; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших пре­жде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драго­ценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц ц услаждения сынов человеческих—разные музыкальные орудия. И сделайся я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»23

«Дела жизни» бывают разными. Для одного дело жиз­ни — это служение культуре, другого — служение народу, третьего — служение науке, а четвертого — служение ради «светлого будущего потомков», как он его понимает.

Автор эпиграфа, Николай Островский, самозабвенно служил «делу жизни», служил «красной» литературе, делу Ленина и мечтал о коммунизме. Мужественный человек, работоспособный и талантливый писатель, убежденный идейный воин, он жил «борьбой за освобождение челове­чества», отдал жизнь и все силы этой борьбе. Прошло со­всем не много лет, и мы этого освобожденного человече­ства не видим. Опять его закабалили, собственность этого свободного человечества поделили между собой олигархи. Самоотверженность и идейность, воспетая Островским, является нынче мишенью для насмешек хозяев жизни. По­лучается, что он жил ради светлого будущего, поднимал людей своим творчеством на подвиг, а теперь этими подви­гами пользуются те, которым плевать и на Островского, и на народ. И ведь так может случиться с любым «дедом жизни». Даже если оно и поможет поколениям других людей (многие ли из нас способны сделать так много для челове­чества?), то все равно это не может помочь самому челове­ку. После смерти это не будет утешением для него.

 

 

Жизнь — это поезд в никуда?

 

Приведем отрывок из замечательной книги Юлии Ива­новой «Дремучие двери». В этой книге молодой человек, баловень судьбы, Ганя, живущий в безбожное время СССР, имеющий хорошее образование, успешных родителей, пер­спективы задумывается о смысле жизни: «Ганя с удивлением обнаружил, что современное человечество над этим не очень-то задумывается. Никто не хочет, естественно, глобальных катастроф, атомных или экологических, ну а вообще-то едем и едем... Некоторые еще верят в прогресс, хотя с развитием цивилизации вероятность полететь под атомный, экологиче­ский или прочий откос весьма возрастает. Другие с удоволь­ствием повернули бы паровоз назад и строят насчет этого всякие радужные планы, ну а большинство просто едет в не­известном направлении, зная лишь одно — рано или поздно из поезда тебя выкинут. Навсегда. А он помчится себе дальше, поезд смертников. Над каждым тяготеет смертный приго­вор, уже сотни поколений сменили друг друга, и ни сбежать, ни спрятаться. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. А пассажиры стараются вести себя так, будто им ехать вечно. Поудобнее устраиваются в купе, меняют коврики, занавесочки, знакомятся, рожают детей — чтоб потомство заняло твое купе, когда выкинут тебя самого. Своеобразная иллюзия бессмертия! Детей, в свою очередь, за­менят внуки, внуков — правнуки... Бедное человечество! По­езд жизни, ставший поездом смерти. Мертвых, уже сошед­ших, в сотни раз больше, чем живых. Да и они, живущие, при­говорены. Вот шаги проводника — за кем-то пришли. Не за тобой ли? Пир вовремя чумы. Едят, пьют, веселятся, играют в карты, в шахматы, собирают спичечные этикетки, наби­вают чемоданы, хотя на выход здесь требуют "без вещичек ". А еще строят трогательные планы переустройства купе, своего вагона или даже всего поезда. Или вагон идет войной на вагон, купе на купе, полка на полку во имя счастья будущих пассажиров. Досрочно летят под откос миллионы жизней, и поезд мчится себе дальше. И эти самые безумные пассажиры весело забивают козла на чемоданах прекраснодушных мечтателей».24

Вот такая невеселая картина открылась юному Гане по­сле долгих размышлении о смысле жизни. Получалось, что всякая жизненная цель оборачивается величайшей несправедливостью и бессмыслицей. Самоутвердись и исчезли.

Потратить жизнь, чтобы облагодетельствовать будущих пассажиров и освободить им место? Красиво! Но они-то тоже смертны, эти будущие пассажиры. Все человечество состоит из смертных, значит, жизнь твоя посвящена смер­ти. А если кто-то из людей и достигнет бессмертия — paзве справедливо бессмертие на костях миллионов?

Ладно, возьмем общество потребления. Самый идеаль­ный вариант — отдаю по способностям, получаю по по­требностям. Могут быть, конечно, самые ужасные потребности, да и способности тоже... Жить, чтобы жить. Ешь, пей. веселись, рожай, ходи в театр или на балет... Оставь по­сле себя гору пустых бутылок, стоптанных башмаков, грязных стаканов, прожженных сигаретой простыней...

Ну а если крайности отбросить... Заходи в поезд, садись на свое место, веди себя прилично, занимайся. чем хочешь, только не мешай другим пассажирам, уступай дамам и старикам нижние полки, не кури в вагоне. Перед тем, как уйти навсегда, сдай проводнику постельное бе­лье и выключи свет.

Все в любом случае оканчивается нулем. Смысл жиз­ни не находится. Поезд идет в никуда...

Как вы поняли, как только мы начинаем смотреть на смысл жизни с точки зрения ее конечности, то наши ил­люзии начинают стремительно пропадать. Мы начинаем понимать, что то, что нам казалось смыслом на некото­рых этапах жизни, не может стать смыслом всей жизни.

Но неужели смысла нет? Нет, он есть. И известен давно.

Давайте попробуем найти смысл жизни в другой плоскости. Постарайтесь понять то, о чем будет написано

ниже. Мы не ставим целью навязать вам свою точку зре­ния а только даем информацию, которая сможет ответить на очень многие ваши вопросы.

 

 

Смысл жизни: где он есть

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.15 (0.018 с.)