Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михаил Хасьминский, кризисный психолог

Поиск

 

подлинные

 

источники

 

мыслей

 

о суициде

 

 

 

Вы когда-нибудь употребляли расхожую фразу: «Мне пришла мысль»?

А если употребляли, задумывались ли вы над тем, что она означает? Откуда пришла эта мысль? Если к вам она только пришла, то кто ее породил?

У вас в сознании когда-нибудь происходили «внутренние диалоги», когда кто-то придерживается одной позиции, а кто-то отстаивает другую? Вы уверены, что это вы сами так странно раздвоились, что имеете одновременно два противоположных мнения по одному вопросу?

Понаблюдайте за собой. Вы уверены, что эти навязчи­вые мысли о суициде, которые нападают на вас, мучают вас, как стая волков — это вы сами?

Хотите знать, откуда на самом деле берутся эти мысли?

 

 

От медитаций — к мыслям о самоубийстве

 

 

Моя история началась с того, что в 18 лет я по­пал в больницу с кровотечением. Там мне поставили диагноз "язвенная болезнь". По окончании лечения мне дали целый ряд ограничений, сулили, что я буду мучиться чуть ли не до конца своих дней. Это было дня меня шоком, хотя я этого и не показывал на людях. Внутри меня все бунтовало: я молодой, и вот как получилось.

Я понял после многочисленных походов по врачам, что они не сделают меня здоровым. Тут начал перечиты­вать различные книги из серии "Хочу быть здоровым", которые продаются чуть ли не на каждом шагу. Народная медицина тоже меня не очень привлекала.

Затем я случайно наткнулся на книги по нетрадици­онной медицине, в частности, по медитации. Прочитав аннотацию, я понял, что данная методика именно то, так как сулит в кратчайшие сроки избавиться именно от моей болезни и при этом стать "суперздоровым".

Начались занятия. Я был поражен тем, как меняется все тело, вплоть до того, что начали исчезать застарелые шрамы на поверхности кожи (действительно, я не лгу). Увидев столь внушительные результаты, я стал уделять занятиям еще больше внимания. Результаты были оше­ломляющими, мне казалось, что я мог творить со своим телом (в плане здоровья) очень многое.

Как-то бродил по книжным магазинам, и мне попа­лась книга тоже по нетрадиционной медицине, но изло­женная якобы с точки зрения Православия. Я сразу же на нее клюнул, так как к Православию душа лежала, как к некому эталону света и чистоты.

Купив ее, начал теперь занятия по ней. Суть упраж­нений, вкратце, такова: раствориться в мире любви, ко­торый нас окружает, полюбить всех... При выполнении некоторых упражнений надо было представлять ангелов святых и даже саму Божью Матерь, да Христа (это потом я понял, к чему это может привести). Занятия шли, ре­зультат не заставил себя долго ждать. Где-то через месяц во время занятий на меня нашло такое умиротворение такое спокойствие, что все пережитое, как мне казалось, за всю жизнь радостное и одной миллионной не стоило этого сверхсостояния. Далее я стал предсказывать буду­щее, правда, недалекое и т. д.

Шло время, дела, учеба, заботы, и мне пришлось сна­чала сократить занятия, а затем оставить их совсем. Тело как бы требовало сверхчувств.

Прошло где-то около года, мне становилось все хуже. В голове стали возникать какие-то страхи, мол, отовсюду агрессия, тебя могут побить, покалечить. И тут, ни с того, ни с сего, стали появляться мысли о самоубийстве. Только не те, которые возникают при переживании каких-либо жиз­ненных потрясений или потере смысла жизни. Наоборот, жизнь прекрасна, пусть и не всегда легка, и поэтому жить очень хотелось всегда, и хочется, слава Богу, до сих пор.

Эти мысли, как будто кто-то вбивал в мою голову. Я чувствовал, что это не мое, это идет не от меня. Мне будто нашептывали: "Сведи счеты с жизнью". Я стал бояться выходить на балкон. Выйдешь, а голос тебе так мягко, мягко: "Сделай шаг. Только сделай". Я ему задаю вопрос: "А что дальше будет?", а в ответ тишина.

Эти мысли становились все сильнее и сильнее, чтобы я бросился с балкона, сделал всего лишь один шаг перед едущим транспортом и т. д. Мне стало поистине страшно за себя. Случались даже два раза такие приступы, что я еле-еле удерживался от необдуманного поступка. Казалось. не я хозяин своему телу, а кто-то другой. Тут я начинал мо­литься, и понемногу-понемногу беда уходила.

Надо что-то решать, думал я, и тут я наткнулся на книгу святителя Игнатия Брянчанинова "О прелести", и понял, что как минимум полкниги написано про меня, про мои сверхсостояния, про мои лжеспособности...

Я продолжал молиться, и беда постепенно ушла. Но все же, какой-то бесенок сидит во мне. Все хочу начать ходить в храм (туда я захожу изредка), но что-то все ме­шает мне.

Хочу других предостеречь, чтобы даже в руки не бра­ли подобные книги, чтобы на них ни было изображено и чего бы они вам ни обещали».

Игорь, 25лет

 

 

Кто нам навязывает навязчивые мысли

 

Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины.

Св. Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский

 

Н

авязчивые мысли — это та форма, в которой к нам приходят ложные идеи, которые пытаются взять над нами власть. Каждый день наше сознание подвер­гается их активным атакам. Это мешает нам трезво оце­нивать ситуацию, строить планы и верить в их осущест­вление, из-за этих мыслей нам трудно сосредоточиться и найти резервы для преодоления проблем, эти мысли выматывают, а часто и приводят к отчаянию, следствием которого являются мысли о самоубийстве.

Вот некоторые мысли, которые приводят к желанию покончить с собой:

«Мир ужасен, полон зла, хороших людей очень мало».

«Тебя никто не любит».

«Твое положение безвыходно».

«Жить страшно».

«Ты не сможешь добиться в жизни того, что хотел (того, что от тебя хотели)».

«Ты никогда не будешь счастливым».

«Небытие — хороший отдых от жизни».

«Самоубийство — единственный выход».

«Покончив с собой, ты соединишься с близким чело­веком, который уже ТАМ».

И тому подобные мысли. Они пронизывают наше со­знание. Они не отпускают нас ни на секунду. Они застав­ляют страдать нас гораздо в большей степени, чем сами события, вызвавшие кризис.

Существует ряд психических заболеваний (депрессия органического генеза, шизофрения и пр.), при которых в комплексе симптомов присутствуют навязчивые мысли. При таких заболеваниях нам известна только одна возмож­ность помощи — фармакотерапия. В этом случае необходи­мо обратиться к врачу-психиатру для назначения лечения.

Однако большинство людей, страдающих от навяз­чивых мыслей при переживании душевного кризиса, не имеют психопатологических нарушений. С помощью наших советов они смогут успешно избавиться от этих мыслей и выйти из кризисного состояния.

 

 

Какова природа навязчивых мыслей?

С точки зрения науки, навязчивые мысли — это беспре­станное повторение нежелательных представлений и влече­ний, сомнений, желаний, воспоминаний, страхов, действий, идей и т. п., от которых нельзя избавиться усилием воли. Ре­альная проблема в этих мыслях гиперерболизируется, укруп­няется, искажается. Как правило, этих мыслей несколько, они выстраиваются в замкнутый круг, который у нас не по­лучается разорвать. И мы бегаем по кругу, как белки в колесе.

Чем больше мы стараемся от них избавиться, тем больше их становится. И тогда появляется ощущение их насильственности. Очень часто (но не всегда), навязчи­вые состояния сопровождаются депрессивными эмоция­ми, тягостными мыслями, а также чувством тревоги.

Чтобы победить эту проблему, нам надо ответить на вопросы: «Какова природа навязчивых мыслей? Откуда они берутся?», «Как бороться с навязчивыми мыслями?»

И тут выясняется, что у психологии точного ответа на эти вопросы нет.

Многие психологи пытались объяснить причину воз­никновения навязчивых мыслей. Разные психологиче­ские школы до сих пор ведут войну между собой по этому вопросу, но большинство все же связывает навязчивые мысли со страхами. Правда, это не проясняет того, как с ними справляться. Классическая психология не дает рецептов эффективной борьбы с навязчивыми мыслями потому, что не видит природы этих мыслей. Если сказать проще, то довольно сложно бороться с врагом, если его не видно и даже непонятно, кто это.

Между тем, ответы на вопросы и успешные решения проблемы известны не одну тысячу лет. Эффективный способ борьбы с навязчивыми мыслями у психически здорового человека существует.

Всем нам известно, что сила навязчивых мыслей в том, что они могут влиять без нашей воли на наше со­знание, а наша слабость в том, что мы не имеем почти никакого влияния на навязчивые мысли. То есть за эти­ми мыслями стоит самостоятельная воля, отличная от нашей. Само название «навязчивые мысли» уже предпо­лагает, что они «навязываются» кем-то извне.

Нас часто удивляет и парадоксальность содержания этих мыслей. То есть логически мы понимаем, что содер­жание этих мыслей не вполне обоснованно, нелогично, не продиктовано достаточным количеством реальных внешних обстоятельств, они даже просто абсурдны лишены всякого здравого смысла, но, тем не менее, мы не можем противостоять этим мыслям. Также, часто при возникновении таких мыслей мы задаем себе вопрос: „Как это я до такого додумался? Откуда эта мысль взя­лась? Эта мысль влезла мне в голову?» Ответа на это мы найти не можем, но почему то все равно считаем ее за свою. При этом навязчивая мысль имеет на нас огромное влияние. Все знают, что человек, преследуемый навязчивостями, сохраняет к ним критическое отношение, по­нимая всю их нелепость и чуждость его рассудку. Когда же он пытается прекратить их усилием воли, результатов это не приносит. Значит, мы имеем дело с самостоятель­ным разумом, отличным от нашего.

Чьи же это разум и воля, которые направлены против нас?

Святые отцы православной церкви говорят о том, что человек в подобных ситуациях имеет дело с нападением бесов. Сразу хочу пояснить, что никто из них не воспри­нимал бесов так примитивно, как воспринимают их те, кто не задумывался об их природе. Это не те смешные волосатые, с рогами и копытами! Они вообще не имеют видимой внешности, что позволяет им действовать неза­метно. Их можно называть по-разному: энергии, сущно­сти, духи злобы. Говорить об их внешности бессмыслен­но, но мы знаем их основное оружие — ложь.

Так вот, именно злые духи, по мнению святых отцов, есть источник этих мыслей, которые мы принимаем за свои. От привычек отказываться трудно. А мы так при­выкли считать своими и только своими все мысли, все наши внутренние диалоги и даже внутренние битвы. Но чтобы выиграть в этих битвах, нужно встать в них на свою сторону, против врага. А для этого нужно по­нять, что эти мысли не наши, они навязываются нам извне враждебной для нас силой. Бесы действуют как банальные вирусы, при этом стараясь остаться незаме­ченными и нераспознанными. Причем действуют эти сущности вне зависимости оттого, верите вы в них или не верите.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Критерий определения подлинного источника наших мыслей очень прост. Если мысль лишает нас покоя, она от бесов. «Если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны — от зло­го духа», — говорил праведный Иоанн Кронштадтский. А разве не таково действие навязчивых мыслей, мучаю­щих нас в кризисной ситуации?

Правда, мы не всегда способны верно оценить свое со­стояние. Известный современный психолог В. К. Невярович в книге «Терапия души» пишет об этом: «Сказыва­ется также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. Можно также полагать, с большей или меньшей долей очевидности, что некоторые мысли, всегда, кстати, почти ощущаемые как чужеродные и даже принужденные, насильственные, действительно имеют чужеродную для человека приро­ду, являясь демоническими. По святоотеческому уче­нию, человек часто не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с уже очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обна­руживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, и на темном темное плохо различается».

Именно мысли «от лукавого» поддерживают наши зависимости (алкогольную, игроманию, болезненную невротическую зависимость от некоторых людей и пр.). Мысли, которые мы принимаем оши­бочно за свои, толкают людей к самоубийствам, отча­янию, обидам, непрощению, зависти, страстям, пота­кают гордости, нежеланию признавать свои ошибки. Они навязчиво предлагают нам, маскируясь под наши мысли, совершать очень нехорошие поступки по от­ношению к другим, не трудиться над исправлением себя. Эти мысли мешают нам встать на путь духовно­го развития, внушают нам чувство превосходства над другими и пр. Такие мысли — это и есть эти «духовные вирусы».

Именно духовная природа таких мыслей-вирусов подтверждается тем, что, например, сделать богоугодное дело, помолиться, зайти в храм нам часто бывает тяжело. Мы чувствуем внутреннее сопротивление, прикладыва­ем очень большие усилия для того, чтобы противостоять вроде бы собственным мыслям, которые находят огром­ное количество отговорок, чтобы нам этого не делать. Хотя вроде бы, что сложного в том, чтобы встать рано утром и пойти в храм? Но нет, куда угодно мы рано бы­стренько встанем, а чтобы идти в храм нам будет вставать тяжело. По русской пословице: «Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далехонько, да хожу поти­хоньку». Просидеть перед телевизором нам тоже легко, но молиться такое же время значительно труднее себя за­ставить. Это только некоторые примеры. На самом деле из постоянного выбора между добром и злом состоит вся наша жизнь. И, проанализировав тот выбор, который мы делаем, каждый может ежедневно видеть действие этих «вирусов».

Так рассматривали опытные в духовном отношении люди природу навязчивых мыслей. И их советы по пре­одолению этих мыслей работали безотказно! Критерий опыта однозначно говорит о том, что церковное понима­ние этого вопроса верно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.133 (0.014 с.)