Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипнотическое возвращение к прошлому.

Поиск

В моей диссертации я рассуждал о том, как с помощью гипноза люди могут вернуться назад и укрепить слабые места в своем образовании. Опытный гипнотизер может вернуть человека к критической точке его интеллектуального развития и воссоздать недостающее звено для усвоения неверно понятой концепции.

Поскольку такой путь — дело сложное и дорогостоящее, я понял, что он доступен лишь немногим, и отказался от этой идеи на целых восемнадцать лет. Затем, в марте 1990 года, произошел неожиданный прорыв. Работая с группой по методу просмотра образов, я провел эксперимент. Во-первых, я познакомил их вкратце (за одну минуту) с познавательной схемой Пиаже. Далее я предложил участникам перенестись с помощью потока образов в какой-нибудь ключевой момент своего интеллектуального развития в детстве или даже в младенчестве. (Поток образов должен знать, где находится такая точка, даже если мы сами не подозреваем о ней.)

После того каждый должен был рассказать своим партнерам о том, что возникало в его мыслях, даже если это не совпадало со схемой Пиаже. Работая с появившимся в воображении образом, участники должны были расслабиться и свободно дрейфовать по своей фантазии, позволив ей воссоздать искомый эпизод детства.

Все без исключения смогли вернуться к ключевому моменту своего развития и обогатить его в воображении. Потом они переходили от эпизода к эпизоду, повторяя тот же самый процесс, пока не оказывались в настоящем времени.

Для того чтобы подтвердить положительный эффект такого восстановления для интеллектуального развития личности, необходимы дополнительные исследования, но общее благотворное влияние на слушателей моих семинаров не подлежит сомнению. Удивительно, насколько быстро и легко люди восстанавливали критические моменты своего развития — казалось бы, давно забытые. Такая гипермнезия, или углубленное воспоминание, возможна только при высокого класса и дорогостоящей гипнотерапии. А вот с помощью потока образов этого можно добиться бесплатно и не прибегая к гипнозу.

4.15. Будьте осторожны!

Память остается самым неуловимым из всех явлений духовного мира человека. Психолог Элизабет Лофтус опытным путем доказала, что не менее двадцати пяти процентов людей можно заставить вспомнить то, чего не было.

Совершенно случайно Лофтус обнаружила, что она сама относится к таким людям. Когда ей было сорок четыре, ее дядя сказал ей, что именно она тридцать лет тому назад обнаружила тело своей матери, утонувшей в плавательном бассейне. «...И я вспомнила, — писала Лофтус в книге “Психология сегодня”, — как мама в ночной сорочке плавает на воде лицом вниз... Я закричала. Помню полицейские машины, блеск огней. За три дня воспоминания словно проросли...»

Затем брат сказал ей, что дядя ошибся. Оказалось, что тело обнаружила ее тетя Пирл, сама Лофтус вообще ничего не видела.

«Я была страшно удивлена такой доверчивостью моего, прямо скажем, скептического ума», — писала Лофтус.

Далее я приведу некоторые упражнения, которые помогут вам вспомнить и обогатить ключевые моменты вашего обучения. Но хочу предупредить вас: невозможно установить, являются ли воспоминания реальными, частично реальными или совершенно символическими и метафорическими. Да это и ни к чему. Важно, что эти воспоминания по каким-то причинам имеют значение для вас и подсознание предоставляет их в воспринимаемом и пригодном для коррекции виде.

Поток образов — это не гипноз.

Несмотря на то что у меня есть диплом, дающий право заниматься гипнозом, я давно отказался от такого средства обучения и развития — не только потому, что оно очень дорого, но и потому, что дает слишком большую власть гипнотизеру и является опасным. А методика просмотра образов не является гипнотической: человек на протяжении всего сеанса сохраняет полное сознание, контролирует ситуацию и не более подвержен внушению, чем любой мечтатель-прохожий на улице.

Тем не менее если мы сбрасываем оковы со своей памяти, то последствия могут быть непредсказуемыми.

Поэтому я не рекомендую практиковать метод просмотра образов без наблюдения специалиста тем, кто страдает галлюцинациями и нервными расстройствами.

То, что было не со мной.

Если в потоке образов перед вами встает слишком болезненное воспоминание, то я советую вам обсудить это с квалифицированным психотерапевтом, к выбору которого следует подойти с особой тщательностью. За последние несколько лет миллионы людей под воздействием гипнотической регрессии вызвали у себя воспоминания о глубоких травмах — не только детских, но и происходящих в их предполагаемых предыдущих жизнях в ином воплощении. Не стану вдаваться в обсуждение вопроса о том, насколько эти воспоминания соотносятся с реальными событиями, но, по крайней мере, 25 процентов воспоминаний (согласно исследованиям Лофтус) ложные. Возможно, этот процент даже выше, поскольку к подобной терапии, как правило, прибегают люди с повышенной внушаемостью.

Один весьма уважаемый педагог несколько лет тому назад развелся, так как психотерапевт убедил его жену в том, что в предыдущей жизни муж преследовал ее, когда она была ребенком. В мои задачи не входит решать, могло ли такое вообще произойти или нет, но все же развод мне кажется слишком суровой мерой, если принять во внимание зыбкость доказательств вины.

Короче говоря, если вы вынуждены обращаться к помощи психотерапевта, ищите специалиста, который известен своим ответственным подходом и соблюдением всех ограничений по применению гипнотической регрессии. Если он поощряет вас слепо верить в правдивость таких воспоминаний, то он оказывает вам весьма сомнительную услугу.

Используя процедуру когнитивного структурного усиления, описанную далее, важно помнить, что мы стремимся не просто вызвать воспоминания о реальном, а хотим получить некий ключ к прошлому развитию, возможно, символический или метафорический. При этом появление реальных и узнаваемых воспоминаний или их отсутствие равновероятны.

Когнитивное структурное усиление.

Итак, переходим к методике усиления обратной связи. Наша цель, как уже было сказано, вызвать и обогатить воспоминания о том, что Авраам Маслоу назвал «пиковым учебным опытом». Техника просмотра образов, которая используется в данном случае, носит название когнитивного структурного усиления (КСУ).

Однако не пытайтесь применять ее до тех пор, пока вы не освоите базовую методику просмотра потока образов, потратив на это несколько часов практических занятий.

1. Пусть поток образов увлечет вас назад, к одной из ключевых точек вашего раннего интеллектуального развития.

2. Опишите своему партнеру или запишите на магнитофон все, что возникает перед вашим мысленным взором. Позвольте потоку образов развиваться свободно.

3. С помощью потока образов представьте себе ситуацию, которая помогла бы вам обрести лучшее понимание этого ключевого момента. Опишите все, что вы видите или чувствуете. Говорите громко и внятно.

4. С помощью потока образов продвигайтесь вперед, от самого раннего ключевого момента вашего развития к следующему, вытекающему из него.

5. Обогащайте каждое такое воспоминание, описывая его с мельчайшими чувственными подробностями.

6. Продолжайте процедуру до тех пор, пока не достигнете настоящего времени.

7. Наконец, уделите несколько минут подробному словесному выражению того, насколько лучше вы стали себя чувствовать после таких обогащенных воспоминаний и как изменилось ваше понимание и восприятие.

Мгновенное воспроизведение.

При работе с воспоминаниями можно по-разному использовать методику просмотра образов. КСУ является лишь одним из многочисленных способов. Поток образов может помочь вам более глубоко усвоить прослушанные лекции, уроки, смысл разговоров, практически любые виды занятий, независимо от того, было это несколько лет или пять минут назад.

Для этой цели я использую метод мгновенного воспроизведения, названный так в честь спортивных телекомментаторов.

Метод мгновенного воспроизведения был впервые разработан и показан мне ныне покойным доктором Раймондом Камероном.

Я усовершенствовал и применил технику доктора Камерона в соответствии с теорией и практикой потока образов. Поскольку я считаю, что мне удалось существенно изменить ее, я также должен нести ответственность за все недостатки метода, описанного в следующем разделе.

Выбирайте, что вспоминать.

В методе мгновенного воспроизведения, в отличие от КСУ, вы сами выбираете, что будете вспоминать. Возможно, вы просто хотите более глубоко проникнуть в суть прежнего разговора с кем-то. Может быть, недавно посетив семинар или урок, вы считаете, что в нем содержалось больше, чем вы смогли вынести. Или вы хотите еще раз прочувствовать и осмыслить краткую встречу со знаменитым человеком, крупным специалистом в вашей области. Или, как спортсмен, хотите восстановить свою последнюю игру или соревнования.

По мере обретения опыта вы увидите, что, используя метод мгновенного воспроизведения, любое событие, сколь бы малым и незначительным оно вам ни показалось, наполняется неожиданным и глубоким смыслом. Например, если вы воспроизводите лекцию или семинарское занятие, то можете извлечь такие нюансы, о которых не подозревает и сам преподаватель.

Метод мгновенного воспроизведения имитирует способ восприятия мира истинным гением. При этом рядовые ситуации обретают многослойность значений, метафоричность и глубину. Воспроизведение собственного опыта с помощью прогона образов подобно наблюдению восхитительного заката во всем его богатстве красок человеком, который до сей минуты был дальтоником.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.011 с.)