Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превращаем лимоны в лимонад.

Поиск

Как и в методе КСУ, не все моменты, выбранные вами для мгновенного воспроизведения, могут оказаться приятными. Однако метод дает вам возможность превратить лимоны в лимонад, извлекая из самых неловких, обескураживающих или раздражающих эпизодов полезные и содержательные уроки.

Подготовка к воспроизведению.

Мгновенное воспроизведение следует выполнять как можно ближе к самому событию. Разумеется, «как можно ближе» простирается до нескольких лет, если вы выбрали давнее событие. Воспользуйтесь партнером-слушателем или магнитофоном. Если вы работаете с партнером, то хорошо бы (хотя и необязательно), чтобы в прошлом он пережил подобный опыт.

Когда вы в первый раз попытаетесь восстановить события методом мгновенного воспроизведения, то очень полезно выбрать важный и поучительный случай, преисполненный для вас глубокого смысла. Успех поможет вам закрепить навык и в дальнейшем упростит выявление смысла более ординарных событий, уроки которых незаметно ускользнули от вашего сознательного внимания.

Техника мгновенного воспроизведения.

Представьте себе, что вы астронавт, только что вернувшийся после выполнения необычного задания. Сейчас вам предстоит подробнейшим образом рассказать обо всех перипетиях вашей миссии дотошному ученому, который будет анализировать ваш рассказ.

1. Закройте глаза и добейтесь бархатно-гладкого дыхания.

2. Вызовите конкретное воспоминание выбранного вами события.

3. Последовательно опишите событие по мере его логического развития в соответствии с правилами просмотра образов. Это значит, что рассказывать нужно только в настоящем времени и с многочисленными чувственными подробностями. Ваш партнер должен свести свои замечания к минимуму.

4. За первые 4–5 минут расскажите обо всех своих впечатлениях, действиях и физическом состоянии. Как и при обычном просмотре потока образов, не стесняйтесь приукрашивать и сочинять, если это помогает поддерживать воображение.

5. Ну а теперь, отдав дань чувствам, начинайте открывать для себя более абстрактные вещи. Свободно комментируйте и выносите свои суждения о всем проходящем. Не заботьтесь, чтобы ваши суждения были умными или правильными: если они возникли в вашем мозгу, значит, они имеют значение.

6. Вскоре образы могут начать странно или причудливо изменяться. Их могут заменить совершенно новые, на первый взгляд не связанные с исходными. Эти новые или измененные образы есть ответы более обширной, подсознательной части вашего «я», они в символической форме представляют собой послание о сути воспроизводимого события. Если вы еще какое-то время не будете отвлекаться от потока образов, то понимание обрушится на вас внезапно — ярким, всеохватывающим прозрением. Это то, что Авраам Маслоу назвал моментом «Ага!».

7. Продолжайте свое описание 20 или 30 минут, пока вы не достигнете этого самого «Ага!»

Лучшие идеи приходят под занавес.

При творческом приеме, известном под названием «мозговая атака», люди оглашают новые идеи свободно, не заботясь об их качестве. Как правило, самые лучшие идеи приходят в конце сеанса мозговой атаки, когда участники полностью расслабились и наиболее восприимчивы. Аналогично и мгновенное воспроизведение — усиливается под конец сеанса. «Идеи под занавес» оказываются самыми важными.

От 15 до 30 минут в день.

Если вы каждый день будете тратить от пятнадцати минут до получаса на мгновенное воспроизведение, то где-нибудь на 20–21-й день вы ощутите глубокие преобразования в своем восприятии и в жизни. Веками люди стремились к тому, чтобы вернуть ускользнувшие моменты жизни, исправить свои ошибки. Метод мгновенного воспроизведения предлагает нечто весьма близкое к этому.

Как мы видим, развитие личности происходит за счет обратной связи — неразрывного потока поступков и реакций на них методом проб и ошибок. Просмотр образов позволяет вам снова и снова прокручивать замкнутый цикл обратной связи — до получения необходимого результата.

Глава 5. Эффект сюрприза.

После целого дня работы над учебником химии Фридрих Август Кекуле почувствовал себя разочарованным. «Все плохо, — решил химик, — моя душа занята не тем». Кекуле придвинул кресло поближе к камину и стал смотреть на пляшущие языки пламени. Довольно долго он размышлял о молекуле бензина, строение которой продолжало ускользать от него. В конце концов, как он признался впоследствии, он погрузился в состояние полусна. То, что произошло потом, вошло в научный фольклор как величайшая минута — и величайшее чудо.

Начиная дремать, Кекуле клевал носом и вдруг увидел среди пламени какие-то фантастические формы. «Я видел, как атомы проносятся перед моими глазами, — вспоминал ученый. — Они двигались длинными рядами, извиваясь, как змеи».

Внезапно он уловил какое-то резкое движение. «Что это? Одна из змей схватила себя за хвост... и яростно закружилась... Я проснулся как от вспышки молнии».

Кекуле понял, что подсознание подсказало ему ключ к форме молекулы бензина. Остаток ночи он провел, работая над задачей. Вскоре после этого события, в 1865 году, он объявил, что молекула бензина состоит из шести атомов углерода. Соединение атомов удивительно напоминало змею из сна.

5.1. "Что это было?"

Сны, подобные сну Кекуле, — в науке явление нередкое. Но откуда они приходят? Ведь принято считать, что новая теория формируется постепенно — путем анализа, дедукции, проб и ошибок. На практике же получается, что теории возникают вдруг, как бы ниоткуда, с внезапностью летней грозы.

«О, что это было?!» — воскликнул пораженный Кекуле, увидев среди огня змею, схватившую свой собственный хвост. Неожиданность «благовещения», снизошедшего Кекуле, — верный показатель его истинности. Только тайно подкравшись, гениальная мысль может пробиться сквозь цензуру внутреннего редактора. Если образ не поражает, то он и не представляет интереса.

Это я и называю эффектом сюрприза.

5.2. "Глушить глушитель".

В предыдущих главах мы ввели концепцию глушителя — механизма в мозгу человека, который подавляет гениальные мысли. Иначе его можно назвать цензором, или редактором.

Быть Редактором — в основном функция левого полушария мозга. Естественный способ его выражения — язык, логика, анализ. А вот гениальные озарения, как правило, рождаются в правом полушарии. Противодействуя гениальным мыслям, левое полушарие стремится судить и рецензировать их в соответствии с традиционным здравым смыслом. Оно подавляет новые идеи вопросами типа: «А есть ли в этом смысл?», или «А были ли прецеденты?», или даже «А что подумают мои коллеги, если я выскажу такую мысль?».

Мы должны научиться отключать критическое левое полушарие — мы должны научиться «глушить глушитель». Это позволит озарениям правого полушария достигнуть нашего сознания.

Левое полушарие, правое полушарие.

Несколько слов о терминологии. В общем случае принято считать, что левое полушарие имеет дело с языком, логикой и анализом, а правое действует по принципу формирования и распознавания образов, озарений, прозрений. В настоящее время многие исследователи считают, что левое и правое полушария выполняют некоторые функции совместно. Опыты показали, что «визуальное» правое полушарие не способно создать сложный образ без участия левого. И тем не менее мы будем продолжать использовать старые термины как метафоры двух частей нашего мозга — одна из которых творит, а другая судит.

Бессмысленно спорить с тем, что к идеям нужно относиться критически, если мы хотим довести их до практического воплощения. Позднее, в главе 14, мы увидим, что творчество и анализ по сути две стороны одного процесса. Однако они должны проявляться строго последовательно, одна за другой. Смешивать их столь же немыслимо, как нефть с водой.

В той же главе 14 мы рассмотрим способы сосредоточения на логических функциях левого полушария. Эффект сюрприза, описанный в данной главе, служит противоположной цели — он помогает нам полностью посвятить свое время одному только творчеству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.011 с.)